Mat Hoffman's Pro BMX

Mat Hoffman's Pro BMX
Жанр: Sports
Разработчик: Runecraft
Издатель: Activision Publishing
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 1
Аббревиатура "BMX" - понятие довольно комплексное: так называют и особый тип велосипедов, и, по сути, два разных (хотя в немалой степени "пересекающихся") экстремальных вида спорта - "велосипедный мотокросс", езду на упомянутых транспортных средствах по условным трассам, обычно представляющим собой ту или иную "пересечённую местность", и так называемый "велофристайл", то есть исполнение всевозможных трюков на всё том же "байке" в условиях ограниченного пространства. Компьютерных игр, посвящённых подобным забавам, очень мало - буквально несколько штук, а относительную известность получили и вовсе лишь две из них: Dave Mirra Freestyle BMX и представленная на данной странице Mat Hoffman's Pro BMX, созданные "при участии" соответственно Дейва Мирры и Мэта Хоффмана - двух самых популярных "велофристайлистов" 1990-х годов, бывших непримиримыми соперниками за первенство в данной дисциплине.

Необходимо отметить, что рассматриваемая здесь вещь (как, впрочем, и её вышеназванный "конкурент") представляет собой аркадный симулятор скорее именно "велофристайла", однако - что уже свойственно в большей степени другой упоминавшейся ранее дисциплине - на своего рода "трассах" (общим числом восемь штук), пусть относительно небольших по размеру и не имеющих старта и финиша, каждую из которых можно условно отнести к одному из трёх типов: "Street" (городские улицы с обилием всевозможных конструктивных элементов и малых архитектурных форм), "Dirt" (условно - "бездорожье" со множеством "горок" и рытвин, где как раз и происходят состязания по реальному "велосипедному мотокроссу") и "Vert" (в первую очередь - так называемые "хайфпайпы", предназначенные для исполнения воздушных трюков огромные вогнутные рампы, имеющие форму параболы осями вверх и чем-то действительно похожие на "половины труб", а также другие подобные конструкции). Вместе с тем на некоторых локациях имеет место лишь преобладание какой-либо из трёх вышеперечисленных тематик - наряду с наличием "элементов" из двух других.

Режимов одиночной игры три: нечто вроде тренировки, где доступны для выбора все трассы и нет никакого ограничения по времени; отдельный заезд (то же, что в первом случае, но уже с тикающим таймером и необходимостью зарабатывать очки посредством выполнения различных трюков и связанных с ними "заданий"; при этом, разумеется, даже достигнутый положительный результат ни к чему не приводит); "карьера", разделённая на восемь уровней, где для получения доступа к следующему этапу требуется - в условиях временного лимита - достичь нескольких целей посредством мастерского владения велосипедом. Здесь же следует отметить, что соперников во всех них не предполагается. Есть также целых четыре (а не два, как сказано в некоторых рецензиях) мультиплеерных режима, - но в рамках данного краткого описания мы их рассматривать не будем.

Перед стартом необходимо выбрать себе протагониста - одного из восьми реальных "велофристайлистов"; возможно, в узких кругах эти люди кому-то и известны, - но широкой публике, скорее всего, ничего не говорит даже имя "заглавного" героя, в честь которого названа рассматриваемая игра и который, разумеется, среди альтер эго присутствует. Поэтому достоинством Mat Hoffman's Pro BMX является в первую очередь не подобная "лицензированность", а то, что все спортсмены, пусть и формально, отличаются друг от друга восемью характеристиками, среди которых есть как совершенно очевидные (например, скорость, которую они способны развивать при езде), так и не самые тривиальные, требующие для понимания некоторого знакомства с миром велосипедных трюков. В частности, "Bunnyhop" - это прыжок на велосипеде, "Manual" - езда на одном колесе, а "Fakie" - перемещение в течение некоторого времени задним ходом с последующим резким поворотом на 180 градусов (дабы снова двигаться вперёд). У велосипеда имеются "компоненты", коих всего пять: вилки (элементы, удерживающие передние колёса), рули, звёздочки (то есть цепные колёса), обгонные муфты (иногда также именуемые "трещотками") и шины; каждый из них представлен в нескольких доступных вариантах, и в зависимости от предпочтения тех или иных "моделей" какие-либо из упоминавшихся ранее характеристик спортсменов могут как увеличиваться, так и уменьшаться.

Задания, о которых говорилось выше, на каждом из уровней, по сути, однотипны: это сбивание неких объектов (мусорных баков, торговых автоматов, фонарей...) и доступный в любой локации сбор букв латинского алфавита, образующих слово "Trick"; за то и другое начисляются очки. Заработать последние можно также выполнением различных наземных и воздушных трюков (за претворение в жизнь каждого такового отвечают какие-либо комбинации клавиш) и "захват" периодически встречающихся бонусов в виде чисел. В левой части экрана отображается по умолчанию пустая шкала "Special", заполняемая посредством получения баллов, а по достижении максимального значения (добиться чего обычно можно очень быстро) сразу же начинающая убывать; за то время, пока в ней остаётся "цвет", мы можем реализовать какой-либо особо сложный трюк, доступный только выбранному нами спортсмену. За выполнение определённого задания (то есть за набор того или иного количества очков тем или иным образом) выдаётся приз, представляющий собой картинку и именуемый "Cover"; всего на каждом уровне требуется заработать пять таковых (причём всегда - разными способами), при этом в рамках изначально отведённого временного лимита - только один, после чего тот же этап нужно будет просто перезагрузить, предварительно сохранив свои достижения.

Как только все пять наград получены, стартует дополнительное испытание, где - на особой трассе и тоже в условиях ограниченного времени - нужно постараться заработать как можно большее количество очков, выполняя любые трюки и собирая редкие бонусы. Здесь мы формально состязаемся с другими спортсменами, однако непосредственно на карте они отсутствуют, а достигнутые ими (и нами) результаты сообщаются лишь по истечении отведённого на "заезд" лимита. Всего даются три попытки, при этом суммируются два лучших итога. Если нам удаётся победить, то открывается доступ к следующему уровню, - при этом если после двух "раундов" мы находимся на первом месте, то можем не участвовать в третьем, а вручную загрузить очередной этап. Необходимо обязательно отметить, что - вопреки имеющейся в некоторых рецензиях информации - никакой возможности улучшить свой велосипед или тем более купить новый на заработанные очки в игре в принципе нет.

С точки зрения "физики" Mat Hoffman's Pro BMX оценить довольно трудно. С одной стороны, здесь отсутствует риск не только гибели, но и получения каких бы то ни было травм, а также поломок велосипеда, - при этом в случае прыжков с большой высоты или просто неудачных приземлений чаще всего (хотя и не абсолютно всегда, что тоже странно) протагонист падает с велосипеда (это, кстати, показано относительно реалистично), но спустя буквально пару мгновений вновь оказывается в седле. Проиграть, по всей видимости, тоже невозможно, - хотя если упасть очень много раз, то игрок будет высмеян, обозван "бабушкой" и - внимание - на несколько секунд действительно превратится в пожилую женщину на старом велосипеде с корзиной на руле (!), - однако продолжить прохождение будет позволено даже после этого. С другой стороны, сами трюки выглядят более-менее достоверно, а исполнить многие из них (особенно наземные, на сленге велофристайлистов именуемые "гриндами") технически довольно сложно, - то есть простой и "аркадной" в плане управления игру никак не назовёшь. Важную роль играет и корреляция между временем, затрачиваемым на изменение положения тела и зависящим от трудности исполняемого "финта", и как расстоянием от, например, места прыжка до точки предполагаемого приземления, так и "взятой" спортсменом высотой: если не суметь провести верные расчёты "на глаз", то мы наверняка упадём. Вместе с тем, несмотря на упомянутую сложность исполнения именно наземных трюков (скажем, "зацепиться" за какое-нибудь ограждение, чтобы проехаться по нему, подчас и правда непросто), последствия от столкновений с препятствиями обычно незначительные (то есть падения от этого случаются редко), - однако же резко затормозить, находясь на земле, иногда почему-то весьма проблематично. Кроме того, как и в большинстве подобных спортивных симуляторов, камера порой принимает крайне неудачные ракурсы, мешающие быстро и адекватно оценить складывающиеся на трассе ситуации. Помимо всего вышеперечисленного, имеется редактор, позволяющий создавать свои собственные локации для "свободной" игры.

Графика что для года выхода, что в целом (разумеется, для олдгеймеров) смотрится неплохо - в части моделей велосипедов и фонов локаций (последние, если верить источникам, созданы на основе неких реальных тренировочных трасс и велодромов, - хотя с учётом того, что на одном из уровней действие происходит в метрополитене, данная информация выглядит сомнительной). К самим "гонщикам" же лучше не приглядываться, иначе "топорность" их фигурок и полное отсутствие мимики на лицах наверняка приведут к расстройству. Визуальных эффектов очень мало: тени спортсмены, естественно, отбрасывают, но вот пыли колёсами, похоже, не поднимают, - зато между уровнями нам демонстрируют короткие FMV-ролики (кадры с реальных соревнований по BMX). Если добавить к вышесказанному уже упоминавшуюся тематическую редкость, то оценку придётся в любом случае поставить довольно высокую: эта вещь ничем не хуже Dave Mirra's Freestyle BMX (в плане же формального разнообразия - пожалуй, даже получше), а больше её сравнить толком и не с чем.
Автор обзора: kreol
Dave Mirra Freestyle BMX
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.