Huang-di

皇帝
Emperor
Huang-di
Жанр: RPG, Simulation, Strategy
Разработчик: Computer & Entertainment
Издатель: Computer & Entertainment
Год выхода: 1996
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 3
Среди китайских игр стратегической направленности можно уверенно выделить один обособленный поджанр – «симулятор правителя Поднебесной». Сегодня у нас как раз такой, можно сказать, «хрестоматiйный» экземпляр. В основном в подобных играх перед геймером ставится глобальная и всеобъемлющая задача: собрать воюющие царства в империю, установить единые законы, укрепить войска и т. п. Однако бывают и исключения из правил…

Мультижанровая игра Huang Di (皇帝, англ. название – Emperor) была выпущена в 1996 году. Здесь основная задача – не уничтожение стран или объединение мира: в этой игре вам придётся прожить целую жизнь властелина Поднебесной, а затем взглянуть на оценку результатов правления после «своей» смерти (!). Пошаговый геймплей будет проходить значительную часть времени в императорском дворце, отделённом от остального мира высокими стенами.

Сразу следует сказать, что игра очень насыщенна и сложна. Даже поверхностно обрисовать особенности управления в геймплее в рамках данного описания едва ли возможно. Это всё-таки уже больше именно детальный «симулятор императора с элементами RPG», чем просто стратегия. Но если только вкратце… Придётся ежедневно знакомиться со множеством отчётов, дающих информацию о положении дел внутри страны; на указы нужно будет ставить свою личную печать (с громким звуком); следует не забывать примерно каждые четыре месяца выполнять ротацию министров, наместников и военачальников (ну вы сами понимаете, для чего…); также необходимо заключать дипломатические отношения и подписывать договоры с сопредельными странами. Вся численная индикация отчётов в геймплее будут аутентично выполнена китайскими цифрами (а не привычными для нас арабскими), а ориентация текста – только вертикальные строки, идущие справа налево, что может вызвать некоторое неудобство для восприятия. В начале игры вам придётся задать иероглифами своё имя, прозвище (у императоров такое точно было). Также обязательно нужно ответить на 20 вопросов анкеты; это необходимо для того, чтобы задать нравственно-волевую модель вашего протагониста-правителя.

Как молодой император, только что взошедший на трон, геймер должен будет укрепить свое положение: в начале игры наёмные убийцы часто будут пытаться устранить вас, а кто-то из министров легко устроит переворот. На этом прохождение для вас может закончиться очень быстро. Укрепив свое положение, далее – посредством грамотного управления внутренними делами – вам следует наращивать экономическую мощь империи – пусть люди будут жить в достатке (тогда не случится восстаний). А потом уже можно закреплять дипломатические договорённости с соседями: турками, персами, киданями, индийцами и другими сопредельными народами; ведь людям предпочтительнее мир, чем война…

В нижнем правом углу экрана на кнопке (大) можно посмотреть список всех ключевых RPG-параметров личности императора, которые нужно поддерживать и развивать: возраст (歲) – тут все понятно, он может только увеличиваться (years++); интеллект (智慧); боевые искусства (武術); обаяние (魅力); талант (才藝); здоровье (健康); настроение (快樂); долголетие (壽命); и физическая сила (體力). Именно непрерывной «прокачкой» этих величин вы будете заниматься всю «свою жизнь»…

Геймплей представляет собой пошаговое выполнение любых действий (церемонии, заседания, тренировки, отдых). Ещё предусмотрена смена времени суток. Вы можете с разной периодичностью в пределах дворца посещать здания и сооружения для выполнения государственных дел, для совершенствования состояния своего ума и тела, а также для отдыха. Итак, начали…

На экране в изометрии отображена схема дворцовой панорамы: нижний правый угол – юг, верхний левый – север, нижний левый – запад, верхний правый – восток. В центре расположен Зал заседаний (宣政殿) – управление делами, встречи с министрами, наместниками, военачальниками, послами – самое важное место в вашей государственной деятельности. Здесь на указах вы ставите свою красную печать. Поскольку быть императором – большая ответственность, вы должны постоянно наращивать свой «багаж знаний», – вас всегда рады видеть в библиотеке (御書園), расположенной к северу от Зала заседаний. Книги – это хорошо, но император – это прежде всего мужчина, который обязан в совершенстве владеть искусством единоборств, – пожалуйте в Тренировочный зал (武道場), расположенный в северо-восточном углу дворца. Для регулярного общения с простым народом предусмотрена Смотровая башня (觀景台) над южными воротами: восседая, вы с высоты можете долго созерцать, как народ будет вам «челом бить» поклоны. Покои Золотого Дракона (金龍殿) – это место в северной части дворца, где император гарантированно может хорошо выспаться в одиночестве, – резко возрастают здоровье и физическая сила. Поскольку мы с вами находимся на Востоке, где почитают старших, то регулярно вам придётся проведывать свою Мать-императрицу, которая всегда будет рада вас видеть в своих Покоях Ци-нин (慈寧宮), расположенных в северо-восточной части. К сожалению, ещё при вашей жизни она рано или поздно покинет наш мир (таковы законы бытия…), поэтому посещать это место потом станет уже не нужно. Далее – павильон Цицинь (棋琴閣), расположенный на западе, – здесь можно поиграть в шахматы и послушать музыку. В театре Байцзюйюань (百劇院, буквально – «Театр ста пьес») всегда готовы развлечь императора какой-нибудь новой постановкой. В доме Цинлу (青爐房) придворный даос-алхимик готов порадовать императора очередным изобретённым снадобьем, которое укрепит силы и продлит долголетие. В зале Цзычэнь (紫宸殿) с определенной периодичностью нужно регистрировать родившихся детей (своих) и новых наложниц. Также здесь можно заранее заказать себе увеселительное путешествие, прогулку и общение с народом, а также охоту. В общем, вся эта ежедневно-государственная круговерть до жути однообразна и быстро наскучит любому: что геймеру, что императору. Поскольку выше уже было упомянуто, что наш правитель это «прежде всего мужчина…», то грусть-скуку нужно будет как-то периодически снимать, и одним только тренировочным залом здесь никак не обойтись. А вот для этого и предусмотрен Императорскiй Гаремъ, расположенный в живописной северной части дворца (後宮)…

Приятная изюминка игры – сложная гаремная система: сотни красавиц в любой момент готовы снять усталость и развеять грусть правителя. Гарем – это место, где император не только встречается с придворными дамами, но и благоволит новым наложницам; подобное общение ощутимо увеличивает параметры физической силы и настроения, но при этом незначительно уменьшается здоровье (!). Вы всегда можете провести время с новой наложницей, а на следующий день дать ей любой титул, выбираемый из длинного списка. Также не возбраняется навестить уже титулованных придворных дам, с которыми вы общались раньше. Но и не следует забывать про священный супружеский долг – про Императрицу (не путать с Матерью-императрицей); она (皇後) в женском списке императора всегда будет занимать почётный правый верхний угол. И ещё один моментик… В многотысячелетней истории Поднебесной насчитывают всего только четыре (!) абсолютных красавицы: Да Цзи (妲己), Чжао Цзюнь (昭君), Дяо Чань (貂蟬) и Чжао Фэйянь (趙飛燕). Никто толком не помнит уже, когда они жили, поэтому их часто помещают в разные исторические эпохи. Однако в этой игре при выборе пункта меню «Новая наложница» (宮女安排) все из перечисленных бриллиантов обязательно рано или поздно попадут в ваш гарем!

Общение императора с наложницами реализовано в формате различных высокохудожественных портретов, стилизованных под древнекитайскую живопись (изображена только женщина). Однако черты лица у дам явно не азиатские, а с перекосом в европейские или даже индийские (!) типы. Да-да, к сожалению, это пагубное влияние того самого «культурного» явления на букву «А», сильно почитаемого в одной небольшой островной стране, расположенной по соседству с Тайванем. А сами эти картинки можно отнести лишь к жанру «пуританской эротики», не более, в силу совсем уж сдержанной «откровенности» большинства из них. Многие девушки изображены с радостными эмоциями на лице, и только одна Императрица после долгожданной встречи с мужем почему-то выглядит всегда грустной (видимо, есть от чего…).

В финале игры предусмотрен широкий диапазон оценки вашей деятельности: если вы были заботливым и справедливым правителем, то она может быть «Император, равный Небу», но если же вы все дни напролёт ублажались в гареме, то ваша оценка, несомненно, будет «слабый император», не выше. Короче говоря, если не будете значительную часть времени проводить в Зале заседаний (宣政殿) – в одну из ночей придворные найдут ваше остывшее тело в Покоях Золотого Дракона (金龍殿): вот так быстротечно и бесславно, но всё же войдёте в историю Поднебесной…

Изображения в игре поражают свой красотой. Разрешение экрана – 640х480. Везде массово использован дизеринг. Обычно это было типично для большинства игр того времени из соседней Японии, однако в случае с Huang Di геймдизайнеры Тайваня показали, что умеют делать «регулярную заливку из точек в ограниченной палитре цветов» ничуть не хуже. Помимо однообразной карты императорского дворца, на экране часто возникают высокодетальные изображения с событиями из жизни страны: восстания, войны, стихийные бедствия. Если вам устроят охоту, то это будет реализовано как виртуальный тир (!), где можно весело добыть разную живность: от зайца или кобры до обезьяны или тигра. Если вы «идёте в народ», то, выбирая «мышью» характерную фигурку человека прямо на городской площади, можете послушать ответ от представителя любого из слоёв общества: от ребёнка до старика, от нищего крестьянина до богатого лавочника.

На этом, пожалуй, достаточно… Игра невероятно насыщенная, – это просто произведение искусства. Тут исключительно высший балл по всем пунктам сразу! К сожалению, знание китайского языка обязательно, иначе не будут понятны отчёты о налогах, доклады о положении в стране, вести с поля боя и т.д. Хотя просто попробовать немного пройти игру, ориентируясь только на постоянно возникающие изображения, отражающие изменения ситуации, – вполне посильная задача; это можно порекомендовать для освоения «нашему брату» олдгеймеру. Да, и ещё – только ради сохранения зыбкого баланса гендерного равноправия в индустрии компьютерных игр – тайваньская компания Tan Ton Nerw (天堂鳥) в 1997 году быстренько выпустила свой «симметричный ответ» игре Huang Di, который называется Huang Hou (皇後; «Императрица»), с аналогичной пошаговой механикой геймплея и ориентированный, как несложно догадаться, на женскую часть геймерской аудитории (а там будет свой гарем?..). Но об этом творении мы обязательно когда-нибудь поведаем читателю на другой страничке нашего сайта…
Автор обзора: WERTA
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вендиго
Впрочем, подробное руководство с одного китайского сайта помогло узнать о механиках.
Разве не стоит дать на него ссылку?

Вендиго
ни слова не понятно
Если знать китайский язык, то понятно.) То, что условные мы с тобой его знаем, - исключительно наши проблемы, увы.
С игрой было интересно знакомиться, хотя ни слова не понятно. Впрочем, подробное руководство с одного китайского сайта помогло узнать о механиках. Даже в условиях языкового вакуума Huang-di кажется грандиозным проектом, аналогов которому почти нет.