Grand Theft Auto: San Andreas

GTA: San Andreas
Grand Theft Auto: San Andreas
Жанр: Action
Разработчик: Rockstar North
Издатель: Rockstar Games
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.94 из 10
  • 34
  • 50
  • 16
If I, were to die murdered in cold blood tomorrow
Would you feel sorrow or show love, or would it matter?

Eminem feat D-12 «When the Music Stop»

После выхода Grand Theft Auto III (2002, Windows) разработчики из Rockstar не стали останавливаться на достигнутом, продолжив развивать серию Grand Theft Auto (далее также GTA). В результате вслед за «трёшкой» на свет появилась великолепная Grand Theft Auto: Vice City (2003, Windows), за которой последовала рассматриваемая нами в данный момент Grand Theft Auto: San Andreas. Вышедшие в тот же период времени исключительно на приставках проекты я не называю умышленно, поскольку до персонального компьютера они так официально и не добрались.

Но вернемся к «нашей» игре. Надо сказать, что после Grand Theft Auto: Vice City, своей атмосферой Майами 1980-х годов покорившей сердца бесчисленного количества геймеров, было интересно посмотреть на то, что же разработчики придумают в случае с San Andreas. В итоге их выбор оказался довольно… спорным. Ведь игрокам было предложено погрузиться в субкультуру афроамериканских гетто со всеми сопутствующими данной тематике клише вроде войн банд за территорию, верных (и не очень) братков и их своеобразного стиля общения. Нет, выбор не то чтобы плохой, но весьма специфичный. Лично я долго не брался за прохождение этого проекта именно из-за того, что все эти «My Niggas» и «Real Gangsta» мне абсолютно чужды. А таки начав играть, весьма продолжительное время «втягивался» и привыкал к атмосфере. Однако всё это дело вкуса и личных предпочтений, так что назвать такой ход разработчиков ошибочным и/или неудачным всё же нельзя.

Тем более что временами игра будет давать возможность «отдохнуть» от быта «черных» кварталов. Да и общаться придется не только со своими братками, но и со множеством самых «разношерстных» персонажей. А всё благодаря весьма продуманному сюжету. Правда, сразу оговорюсь: назвать историю оригинальной и самобытной, как ни крути, не получится. Ведь используемые в ней ходы можно было наблюдать во множестве фильмов, литературных произведений и, конечно же, игр.

Взять, к примеру, завязку истории. Протагонист игры - молодой афроамериканец Карл Джонсон (Carl Johnson), известный также как «СиДжей» (CJ), - приезжает в родной город Лос-Сантос (Los Santos) после пятилетнего отсутствия. При этом его прибытие обусловлено весьма печальным событием - неизвестный убийца расправился с матерью главного героя. Разумеется, Карл не может проигнорировать эту трагедию и возвращается в родные края, дабы посетить могилу матери и узнать детали произошедшего. При этом протагонист не так уж прост, - ранее «СиДжей» был одним из лидеров уличной банды, возглавляемой его родным братом, Шоном Джонсоном (Sean Johnson) по кличке «Свит» (Sweet). Однако он покинул город, предоставив корешам возможность самостоятельно вести свои дела. И, следуя всем канонам жанра, вышло это у них не слишком удачно. В результате к началу событий игры шайка переживает не лучшие времена, а бывшие соратники не слишком рады возвращению героя, считая его предателем. Соответственно, перед Карлом стоит прямо-таки «классическая» цель - вернуть «респект» корешей и вновь сделать свою банду великой. Плюс отыскать убийцу матери.

В общем, начало у истории достаточно банальное. Да и ее дальнейшее течение вполне соответствует ставшей стандартом формуле «пацан к успеху шел-шел и пришел». Однако положение спасает парочка факторов. Во-первых, ход событий постоянно разнообразят всяческие неожиданные (для кого-то «неожиданные») повороты вроде потери с трудом обретенного влияния, предательства близких людей или возвращения, казалось бы, погибших персонажей. Во-вторых, в историю регулярно вводятся всё новые, подчас весьма интересные действующие лица. Например, слепой лидер «Триад», известный как У Цзы Му (Wu Zi Mu), обожающий гонки (!) и компьютерные игры (!). Или повернутый на пришельцах хиппи. Про обязательных для жанра «криминального боевика» продажных копов и «мутных» правительственных агентов даже говорить как-то неловко. Да, некоторые типажи заезжены, а характеры отдельных товарищей не шибко раскрыты, но в целом «кастинг» игры можно назвать довольно удачным.

Кстати, следует отметить, что события проекта происходят до «заварушки», имевшей место в Grand Theft Auto III, но уже после всех перипетий Grand Theft Auto: Vice City. В результате в San Andreas можно встретить некоторых персонажей из упомянутых выше частей серии. Например, молчаливого протагониста «трёшки». А также трусоватого адвоката Кена Розенберга (Ken Rosenberg), запомнившегося многим по событиям Vice City.

Резюмируя сказанное, замечу, что за историю игре смело можно поставить «твердую» четверку. А если вас не напрягает вся эта «гангста движуха», то и плюсик к оценке добавить. Однако больше радует то обстоятельство, что и геймплей San Andreas также достоин как минимум аналогичной отметки. Ведь авторы не просто воспользовались игровой моделью, отлично зарекомендовавшей себя в той же Vice City, но и существенно ее доработали.

На всякий случай вкратце напомню, в чём ее суть. Игроку предоставляется некая достаточно большая по размерам локация, которую он может относительно свободно исследовать. Причем как пешком, так и с помощью транспортных средств. По мере продвижения по сюжету доступная для исследования территория увеличивается в размерах за счет разблокировки ранее недоступных для посещения участков локации. При этом, помимо обязательных для прохождения миссий, у игрока имеется возможность взяться за выполнение различных «побочных» заданий. Которые, к слову, довольно разнообразны. В свою очередь, главный герой, в начале игры являющийся обычной «шестеркой» на побегушках у влиятельных криминальных авторитетов, постепенно «поднимается» в преступной иерархии, берясь за выполнение более серьезных задач.

Что же мы видим в San Andreas? Примерно то же самое, но в бо́льших (намного бо́льших) масштабах. Так, если в предыдущих частях серии к услугам игрока был пускай и немалых размеров, но всё же один-единственный город, то в рассматриваемом нами проекте «на откуп» геймеру отдан целый штат! Причем обладающий весьма внушительной территорией. А среди доступных для исследования локаций в том числе фигурируют три солидных по размерам мегаполиса с варьирующимися от деловых центров до трущоб кварталами, стадионами, доками и аэропортами; небольшие расположенные в сельской местности поселения; находящиеся за чертой населенных пунктов разнообразные объекты вроде завода, большой фермы или заброшенного аэродрома. Есть даже высоченная гора, на которую можно взобраться и сигануть с вершины с парашютом (или без него).

Конечно, получить доступ ко всему штату сразу не получится - для начала геймерам предложат исследовать город Лос-Сантос и его ближайшие окрестности. Однако с учетом размеров «стартовой» территории, равно как и разнообразия предлагаемых разработчиками заданий, скучать игроку не придется. А вот мне придется как следует постараться, дабы вкратце осветить различные варианты миссий и активностей в игре.

Вот только прежде, чем перейти к их обзору, немного поговорим о главном герое. На первый взгляд Карл обладает абсолютно стандартным набором умений: бег, ходьба (в том числе вприсядку), перекаты, приседания, прыжки и возможность преодолевать препятствия определенной высоты. Однако именно в San Andreas у протагониста впервые наличествует способность, о появлении которой поклонники серии уже не смели и мечтать. Наш подопечный научился плавать! И даже нырять! Прошли те времена, когда, оказавшись в воде, протагонист очередной GTA камнем шел на дно. А водная стихия перестала быть просто смертельно опасным препятствием и «трассой» для гонок, вместо этого превратившись в довольно важный элемент геймплея.

Кроме того, протагонист имеет определенный запас жизненной энергии и может носить бронежилет, обеспечивающий ему дополнительные защиту и живучесть. А также использовать различные вспомогательные предметы из инвентаря вроде прибора ночного видения и фотоаппарата.

И тут у ряда читателей этого текста наверняка возник вопрос. Почему, заговорив об игровых миссиях, я перескочил на умения персонажа? Что ж, ответ прост. Всё дело в том, что авторы добавили в San Andreas возможность прокачки и настройки персонажа. Отныне игрок, посещая магазины, парикмахерские и прочие заведения, может экспериментировать с внешностью персонажа, меняя ему прическу, набивая татуировки и подбирая одежду, обувь, головные уборы, а также всякие «фенечки» вроде цепей. Более того, с помощью таких «инструментов», как фастфуд, бег или, скажем, занятия в тренажерном зале, геймер волен менять физические кондиции своего альтер эго, сделав из него мощного «качка» или, наоборот, тощую «щепку». Причем данные результаты отнюдь не перманентны: стоит бросить «следить» за персонажем, как достигнутый результат будет потерян. Также следует иметь в виду, что в игре присутствует такая вещь, как усталость, проявляющаяся, например, при беге или продолжительной езде на машине.

Но самое главное нововведение заключается в появлении у героя «прокачиваемых» характеристик. К ним, помимо упомянутых ранее запаса жизненных сил и показателя брони, относятся, например, выносливость (влияет на продолжительность бега и езду на велосипеде), навыки владения оружием (каждого типа отдельно) и вождения (соответствующего вида транспорта), объем легких (позволяет дольше находиться под водой). При этом величина отдельных характеристик оказывает существенное влияние на геймплей. Например, без прокачанного навыка вождения автомобилей выиграть любую более-менее серьезную гонку просто нереально.

И вот тут мы возвращаемся к вопросу о заданиях и активностях. Дело в том, что в целом «прокачка» персонажа выполнена по канонам The Elder Scrolls III: Morrowind (2002, Windows). То есть по мере совершения определенных действий показатель соответствующего навыка будет постепенно расти. Игрок часто пользуется пистолетом? Начинает расти навык обращения с данным типом оружия. Геймер постоянно летает на самолете и/или вертолете? Растет навык пилотирования.

Однако авторы также предусмотрели в игре различные дополнительные миссии, позволяющие улучшить характеристики персонажа. Так, в магазинах по продаже оружия можно взять задание, представляющее собой соревнование в меткости с двумя управляемыми компьютером ботами. Причем для его выполнения придется продемонстрировать умение обращаться сразу с несколькими видами оружия. Надо ли говорить, что в ходе его выполнения навыки владения используемыми «стволами» неплохо «прокачаются»?

Также в игре присутствуют четыре школы, в которых обучают управлению различными видами транспорта. Авиашколу придется «закончить» в рамках сюжета, а вот посещения остальных трёх, позволяющих освоить автомобили, мотоциклы и водные средства передвижения, являются делом добровольным. Лично я советую всё же пройти эти миссии, поскольку, помимо роста соответствующих характеристик, их выполнение позволит освоить различные маневры и трюки, а также принесет «трофеи» в виде редких моделей транспортных средств (чем лучше результаты, тем ценнее награда).

Ну и, естественно, нельзя не упомянуть дополнительные задания, связанные с различными профессиями (в некоторых случаях «профессиями»). Прежде всего отмечу, что их количество по сравнению с той же Vice City значительно выросло. Так, в San Andreas Карл может попробовать себя в роли полицейского, пожарного, водителя скорой помощи, таксиста, машиниста поезда, парковщика автомобилей в отеле, рабочего карьера, курьера (три задания - по одному на каждый город - с использованием разного транспорта), дальнобойщика, сутенера (!) и даже вора-домушника (!!!). При этом одни из таких миссий довольно просты. Например, при управлении железнодорожным составом от игрока потребуется лишь удерживать скорость поезда в определенных рамках, не позволяя ему разгоняться выше установленного авторами «порога», а также вовремя с учетом инерции тормозить при остановках на станциях. Другие же, наоборот, более сложны. Так, работая на скорой помощи, необходимо собирать «разбросанных» по округе пациентов и доставлять их в больницу. Вот только в машину одновременно помещаются лишь три человека. А на карте со временем будет появляться в 3-4 раза большее число пострадавших. Но и награды за выполнение таких заданий подчас попадаются весьма и весьма ценные. К примеру, успешно справившись с «работой» домушника, герой, помимо энной суммы денег, получит возможность бегать неограниченное количество времени не уставая. А выполнив задания полицейского, персонаж не только хорошо заработает, но и увеличит показатель брони.

Не менее интересным является и тот факт, что в игре нашлось практическое применение даже опции смены внешности Карла. Ведь в San Andreas присутствует возможность заводить отношения с девушками. Всего имеются шесть потенциальных «гёрлфренд», две из которых станут подругами героя в силу сюжетных перипетий, а четыре являются «опциональным выбором». И вот как раз у последней категории барышень имеется одна особенность - для знакомства с ними необходимо иметь соответствующую физическую конституцию (одним девчонкам нравятся «качки», в то время как другим подавай худощавых ребят), а также определенный уровень привлекательности (вот где пригодятся дорогие вещи и модная стрижка). Впрочем, понравиться соответствующей даме и завязать с ней роман - это лишь полдела. Далее необходимо регулярно ходить на свидания, учитывая при этом, что каждая девушка ходит на работу, а потому свободна лишь в определенное время, и повышать прогресс отношений. При этом набор возможных вариантов времяпровождения довольно невелик и включает в себя катание на машине (у барышень разные предпочтения относительно скорости и аккуратности вождения), походы в различные бары/рестораны (нужно догадаться, какой тип заведений импонирует даме) и танцы в клубах, выполненные в виде ритм-игры (об этом ниже по тексту). В качестве же награды за старания игрок при достижении соответствующего показателя прогресса отношений получит от каждой из подруг уникальный комплект одежды, доступ к ее транспортному средству, а также какой-нибудь приятный бонус. Так, отношения с медсестрой позволят герою бесплатно возрождаться в больнице после гибели, сохраняя при этом всё оружие. Кстати, построить отношения можно со всеми - их наличие с одной девушкой не препятствует знакомству и общению с прочими...

Да, возможно, у кого-то возникнет вопрос, связанный с наличием в игре «клубнички». Спешу сообщить, что при достаточно высоком уровне отношений дамы начнут приглашать Карла к себе домой «на кофе». Однако ничего «такого» игроку не покажут… если не установить специальный мод «Hot Coffee».

Впрочем, встречи с девушками являются не единственными активностями, связанными с «мирным» времяпровождением. Например, игрок может заделаться профессиональным ныряльщиком, попытавшись собрать пятьдесят устриц. Или же выполнить с помощью машин и мотоциклов все семьдесят уникальных прыжков. В свою очередь, в каждом из трех мегаполисов присутствует свое уникальное «поисковое» задание. В Лос-Сантосе необходимо найти и перекрасить из баллончика сто граффити. В Сан-Фьерро (San Fierro) потребуется сделать пятьдесят уникальных фотографий. А в Лас-Вентурасе (Las Venturas) задача состоит в сборе пятидесяти подков. При этом за выполнение вышеуказанных задач предусмотрены различные награды. Так, сбор подков приносит денежное вознаграждение, а также увеличивает показатель «удача». За фотографии же полагается щедрое финансовое поощрение вкупе с появлением у одного из укрытий Карла точек респауна нескольких видов оружия.

Также к мирным занятиям можно отнести целый ряд второстепенных активностей. Например, танцы. Выполнены они следующим образом: после начала звучания музыкального трека на экране, в нижней части которого строго по центру расположено небольшое кольцо, появляются двигающиеся справа налево и указывающие в определенном направлении стрелки. Задача игрока заключается в том, чтобы нажимать на соответствующие этим значкам кнопки клавиатуры. Но только в тот момент, когда «отрабатываемая» стрелка окажется в центре кольца. Причем танцевать таким вот образом придется не только «на своих двоих», но и на специальных «прыгающих» машинах-«лоурайдерах».

И еще один момент. Пару раз пляски будут частью выданного игроку задания, в связи с чем проигнорировать их не получится. Кроме того, танцы могут быть частью свидания с одной из девушек, и для улучшения отношений их также будет желательно успешно «одолеть». В остальных же случаях игрок вправе выбирать, стоит ли ему участвовать во всей этой «движухе» или нет. Только стоит иметь в виду, что, например, в танцевальных соревнованиях на машинах можно делать ставки, зарабатывая деньги в случае победы.

Также деньги можно будет заработать, делая ставки на скачках, а равно и играя в «блэк джек», рулетку, электронное колесо удачи и покер на автомате.

В свою очередь, фанаты спорта смогут испытать свои силы в бильярде и бросках баскетбольного мяча в корзину, а любители электронных развлечений получат возможность «порубиться» в одну из четырех аркадных игр, доступных на соответствующих автоматах. Вот только за успехи в этих активностях награды, как я понял, не предусмотрено. Как и за достижения в миссии с пилотированием радиоуправляемого самолетика, охотящегося за игрушечными машинками.

Ну а если вы считаете, что спортивные и игровые забавы недостойны по-настоящему крутого парня, то вполне можете заняться угонами. Ведь в игре присутствует задание, целью которого является похищение определенных марок автомобилей и мотоциклов с последующей доставкой в порт и погрузкой на стоящий там корабль с помощью крана. Причем чем целее будет транспортное средство, тем больше денег вам заплатят. Со списком требующихся машин и мотоциклов можно будет ознакомиться всё в том же порту.

Также можно испытать свои силы в различных гонках и челленджах, связанных с выполнением трюков. Например, в каждом из городов имеется стадион, на котором проходят различные соревнованиях. В Лос-Сантос это кольцевая гонка в стиле NASCAR. А в Сан-Фьерро - жестокие бои на арене, в ходе которых потребуется собирать появляющиеся в произвольных местах стадиона «чекпоинты». Причем делать это нужно наперегонки с целой группой вражеских гонщиков, транспортное средство каждого из которых занимает команда, состоящая из водителя и стрелка. К счастью, вооруженный пассажир присутствует и в автомобиле игрока. Вот только полностью уничтожить противников невозможно, так как на место каждого подбитого транспортного средства на арену выезжает новое. А потому победу можно одержать лишь путем набора определенного количества времени: игрок стартует с тридцатью секундами в запасе, а каждый «чекпоинт» добавляет еще пятнадцать. Для прохождения первого заезда необходимо накопить одну минуту времени, а для завершения последнего потребуется достигнуть отметки в шесть минут (что практически нереально). К счастью, данная миссия будет считаться пройденной уже после победы в первом круге. Что же касается Лас-Вентурас, то на тамошнем стадионе можно поучаствовать аж в двух видах соревнований. Первое из них представляет собой кольцевые гонки на мотоциклах по бездорожью (прыжки на земляных трамплинах в наличии). Второе же посвящено преодолению различных препятствий вроде колец и расположенных на высоте узких мостиков с параллельным сбором «чекпоинтов». Последние в зависимости от цвета приносят геймеру разное количество баллов, и само собой разумеется, что самые «дорогие» из них являются наиболее труднодоступными. Соответственно, от игрока для благополучного завершения испытания потребуется за ограниченное время набрать не менее определенного числа очков.

Кроме того, во всех мегаполисах можно поучаствовать в местных гоночных турнирах, состоящих из нескольких заездов (вылетов) и проходящих как в городской черте, так и за ее пределами. При этом этапы соревнований варьируются от достаточно коротких состязаний до весьма и весьма протяженных, проходящих чуть ли не через всю территорию штата заездов. Управлять же при их прохождении придется самыми разнообразными транспортными средствами: квадроциклами, байками и автомобилями разных марок, а также самолетами и вертолетами. Причем если в случае с «наземным» транспортом для победы необходимо будет прийти к финишу первым, проехав при этом все контрольные точки и обогнав всех противников, то при пилотировании воздушных аппаратов задачей геймера будет сбор «чекпоинтов», проходящий при полном отсутствии соперников. Объясняется это тем, что управлять вертолетами и самолетами достаточно непросто, а вот разбиться - наоборот, очень даже легко. Особенно на чертовом «кукурузнике». Вот разработчики и пошли навстречу игрокам, сделав так, что победу в каждом из таких вылетов принесет сбор всех «чекпоинтов» с последующим пересечением «финишной прямой», проходящий при полном отсутствии оппозиции и ограничений по времени.

Только и это еще не всё. Ведь авторы также припасли для игрока различные экстремальные соревнования. Среди них присутствуют два испытания, целью которых является ограниченный по времени и сопровождающийся выполнением различных трюков/прыжков сбор «чекпоинтов». Причем в одном случае игроку предложат использовать спортивный велосипед, а во втором - сверхмощный мотоцикл. Также имеется возможность опробовать свои силы в состоящей из трех разных этапов гонке, проходящей на склонах упомянутой ранее горы. Разумеется, просто взять и съехать с нее игроку никто не даст - потребуется обогнать нескольких оппонентов, попутно собирая… всё правильно, вездесущие «чекпоинты». В качестве же средства передвижения игроку будет предложено использовать горный велосипед.

Также с некоторой натяжкой к экстремальным развлечениям можно отнести парочку соревнований по триатлону. Каждое из них потребует от игрока обогнать довольно значительное число соперников (одним из которых является мужик в костюме петуха) и первым прийти к финишу. Вот только триатлоном эти соревнования называются не зря: в рамках каждого «забега» протагонисту придется преодолеть часть дистанции вплавь (тут часто встречается «глюк», не позволяющий развить максимальную скорость), часть проехать на велосипеде, а остаток пути пробежать на своих двоих.

На этом вроде бы всё… А, нет, забыл упомянуть курьеров. Дело в том, что с определенного момента у игрока появится возможность охотиться на членов банды, перевозящих некоторое количество «налички». Перемещаются такие курьеры либо в одиночку - на мотоцикле, либо небольшой группой - на бронированном «Хаммере». Соответственно, в первом случае необходимо просто убить водителя и забрать выпавшее добро. А вот во втором всё будет немного сложнее - от игрока потребуется преследовать «Хаммер», регулярно его тараня, а также подбирать вылетающие из него контейнеры с деньгами.

А теперь, уважаемые читатели, настало время для «плохих» новостей. Все перечисленные выше миссии и активности являются, по сути, второстепенными. И мы с вами даже не начинали разговор об основных и дополнительных сюжетных заданиях! Однако, прежде чем к ним перейти, необходимо осветить ключевые элементы геймплея. Которые, впрочем, в большинстве своем хорошо известны поклонникам серии по прошлым частям.

Итак, самые «основы» мы уже обговорили: для исследования игроку предоставлен целый штат, на территории которого имеются три города, различные «объекты» меньшего масштаба вроде небольших сельских поселений или, скажем, военной базы, а также «мелочевка» вроде заправок и закусочных. При этом по улицам населенных пунктов передвигаются мирные граждане, полицейские (кое-где военные) и члены различных банд и группировок, в рядах которых встречаются как союзники, так и враги. Причем боты не стоят как истуканы, а активно перемещаются и создают иллюзию «живого» игрового мира, - граждане общаются между собой на различные темы, копы преследуют преступников, а конкуренты «наезжают» на протагониста. Более того, время от времени наш подопечный может даже «поболтать» со встречающимися на пути гражданами. Правда, тут у нас не «ролевушка», а потому возможность общения ограничена лишь ответами «да» или «нет». Да и каких-то серьезных «дивидендов» вроде дополнительного задания либо редкой экипировки беседа не принесет. Зато при достаточно высоком показателе «уважения» Карл может вербовать союзных гангстеров, создавая таким образом целый боевой отряд. Конечно, местные братки в плане сообразительности звезд с неба не хватают, но огневую поддержку оказать вполне могут. И, разумеется, чем больше респекта у главного героя, тем более крупный отряд он может сколотить.

В свою очередь, отнюдь не пустует и проезжая часть: по городским дорогам, а также трассам, пролегающим между населенными пунктами, движется поток транспортных средств. По железнодорожным путям проносятся поезда, в небе пролетают самолеты и вертолеты, а водную гладь рассекают катера и водные мотоциклы. При этом виртуальные водители ездят достаточно умело (это касается и товарищей, управляющих прочими видами транспорта), соблюдая в большинстве случаев сигналы светофоров (при их наличии). Однако временами искусственный интеллект то ли разнообразит игру неожиданными событиями, то ли дает сбой. В результате игрок может стать свидетелем дорожно-транспортного происшествия либо авиакатастрофы. Например, автор описания при подъеме на упомянутую ранее гору несколько раз становился свидетелем того, как самолеты на полной скорости влетали в ее склоны. Кстати, чуть не забыл упомянуть одну забавную деталь: аварии на дорогах нередко приводят к стычкам между водителями, выскакивающими из машин и устраивающими разборки прямо на проезжей части. Правда, в некоторых случаях одна из сторон может дать «слабину», предприняв попытку скрыться с места происшествия. Вот только ее оппонент редко оставляет такое проявление трусости безнаказанным, пускаясь за беглецом в погоню, дабы безжалостно протаранить транспортное средство обидчика.

И да, в подобной ситуации вполне может оказаться и сам игрок. Ведь в то время как одни водители при столкновении со средством передвижения, управляемым протагонистом, лишь возмущаются его действиями, другие одними ругательствами не ограничиваются, начиная безжалостно таранить транспорт геймера, подчас пускаясь для этого в продолжительную погоню. Или выскакивают на разборки из кабины, размахивая битой или даже «стволом».

Впрочем, как и в предыдущих частях серии, игрок может быть не только наблюдателем, но и активным участником происходящих вокруг событий. Например, можно взять и начать избивать/расстреливать всех встречающихся на пути граждан. Или вышвырнуть из понравившегося транспортного средства водителя, после чего сесть за руль самому и с гордо поднятой головой уехать в закат (или на выполнение очередной миссии). Правда, если одни граждане просто смирятся с потерей «железного коня», то вот вторые вполне могут попытаться его вернуть.

Однако, увлекшись организацией чада кутежа и угара городского масштаба, следует не забывать о том, что местные правоохранительные органы работают очень даже профессионально. И стоит только начать беспредельничать, как на «огонек» достаточно оперативно заглянут копы. Для начала. Ведь в игре действует та же система «розыска», что и, например, в Vice City. Так, при совершении противоправных поступков начинает заполняться специальный индикатор из шести расположенных в ряд делений, выполненных в виде звезд. Сначала особых проблем это не вызовет - за Карлом будут гоняться обычные патрульные полицейские. Вот только если не остановиться и начать убивать копов, то ситуация начнет ухудшаться. Ведь чем больше звезд окажется окрашено, тем серьезнее будут последствия. Так, за Карлом начнут гоняться полицейские на патрульных машинах и мотоциклах, вертолеты, полицейский спецназ (как десантирующийся с геликоптеров, так и прибывающий на бронированных автомобилях), хорошо вооруженные агенты ФБР, военные, использующие в том числе самые настоящие танки...

К счастью, у игрока имеется возможность не только «зарабатывать» звезды, но и избавляться от них. Причем несколькими способами. Например, собирая разбросанные в округе бонусы, выполненные в виде звезды, каждая из которых «убирает» одно деление. Или заезжая на транспорте - техника правоохранительных органов или городских служб вроде врачей и пожарных не подойдет - в специальные мастерские. В последнем случае все набранные звезды начнут мигать, и, если геймер не совершит в этот период времени новых правонарушений, полностью исчезнут. С учетом того, что при выполнении некоторых миссий внимания правоохранительных органов не удастся избежать ни при каких обстоятельствах, знание мест расположений упомянутых ранее бонусов, равно как и кратчайших путей к вышеуказанным мастерским, будет отнюдь не лишним.

Впрочем, следует отметить тот факт, что даже в том случае, если главный герой будет убит или арестован, к проигрышу это, скорее всего, не приведет. Ведь при первом варианте развития событий протагонист возродится у ближайшей больницы, а при втором - окажется у находящегося неподалеку полицейского участка. Правда, в обоих случаях Карл понесет финансовые потери, а также лишится снаряжения, так что более верным решением будет просто загрузить последнюю сохраненную игру. Хотя по мере продвижения по сюжету появится возможность минимизировать упомянутые негативные последствия.

Ну и раз мы заговорили о сохранениях, отмечу, что ситуация с ними по сравнению с предыдущими частями особо не изменилась. Например, в San Andreas отсутствуют свободные сэйвы. Равно как и возможность сохранения при выполнении заданий. А значит, каждую миссию придется проходить «за один присест», не умирая и выполняя поставленные авторами задачи. Сохранить прогресс можно лишь в специальных местах, отмеченных на карте. При этом изначально в каждой из «основных» локаций доступна одна такая точка, поступающая в распоряжение игрока автоматически и абсолютно безвозмездно. Остальные же будут появляться на территории… приобретенной Карлом недвижимости. Да, в каждом из крупных мегаполисов, впрочем, как и за их пределами, протагонист сможет обзавестись различным имуществом, в числе которого присутствуют небольшие домишки в самом «сердце» неблагополучных кварталов, шикарные апартаменты в дорогих районах, немалых размеров ферма и даже автосалон. При этом если для покупки одних объектов достаточно просто накопить n-ю сумму денег, то получить другие удастся лишь после выполнения определенных миссий. Также в то время как одни из них позволяют лишь сохраниться/сменить одежду, другие предоставляют возможность хранить транспорт, обладают точками респауна оружия и полезных предметов и приносят доход, пополняя бюджет игрока.

Кстати, отмечу, что в San Andreas присутствуют смена времени суток и собственное игровое время, что важно учитывать при выполнении заданий. Дело в том, что некоторые миссии можно начать лишь в определенные часы. При этом каждое сохранение «съедает» некоторое количество времени, что позволяет быстрее приступить к выполнению задания.

Ну что ж, все основные моменты мы обговорили, а потому можно приступать к разбору сюжетных миссий. Про то, что они бывают основными и второстепенными, я уже говорил. Однако также их можно условно поделить на четыре категории: тиры, специальные, миссии «на своих двоих» и на транспорте.

К первым относятся задания, в которых герой с видом от первого лица отстреливает противников, не имея возможности маневрировать вовсе либо будучи крайне ограничен в движениях. Чаще всего в ходе таких миссий игрок выступает стрелком на каком-нибудь транспортном средстве, управляемом союзником, - катере, машине или вертолете. Однако в одном случае (после воздушного абордажа) придется перестрелять нескольких противников «на ногах». При этом по сравнению с заданиями других типов их не так уж и много.

К миссиям специального типа я отношу специфичные задания вроде победы в танцевальном «баттле» или знакомства с девушкой. Среди них я особенно выделю миссии, связанные с уничтожением противника с помощью радиоуправляемых игрушек. Но в целом таких поручений достаточно мало.

А вот каких заданий более чем достаточно, так это тех, что связаны с «пилотированием» различных транспортных средств. Так, в ходе их выполнения игроку придется погонять на велосипедах, мопедах, байках, квадроциклах, автомобилях легковых (самых различных классов, в том числе спортивных, внедорожниках и автофургонах) и грузовых, самолетах (включая армейский с вертикальным взлетом), вертолетах (в том числе на снабженном магнитом транспортном коптере), катерах. Всего в игре присутствуют чуть менее двухсот единиц транспорта, включая крайне редкие или выдаваемые в пределах определенных миссий модели. Причем некоторые можно «тюнинговать» в специальных мастерских, меняя их внешний вид и характеристики.

Ведь несмотря на то, что San Andreas не претендует на лавры серьезного авто-, авиа- и любого иного симулятора и не заставляет игрока, скажем, вручную переключать коробку передач, определенная доля реализма в поведении техники всё же присутствует. Например, различные модели автомобилей могут существенно отличаться управляемостью, заносом, разгоном и максимальной скоростью. Сев после шустрого спорткара в огромный неповоротливый грузовик, можно буквально физически ощутить медлительность последнего из упомянутых транспортных средств. Также к относительно реалистичным моментам, пожалуй, следует отнести наличие возможности убить водителя через стекло, равно как и прострелить транспорту колеса, ухудшив тем самым его управляемость.

Что же касается видов заданий, связанных с вождением (полетами и т.д.), то они более чем разнообразны. Среди них присутствуют и банальные гонки (с чекпоинтами и без них), и погони. Причем в последних игрок побывает в шкуре как «преследователя», так и преследуемого. Впрочем, временами авторы будут выдавать по-настоящему безумные задания. Например, запугать до полусмерти привязанного к автомобилю человека, - носясь по окрестностям на огромной скорости, вытворяя безумные трюки и вылетая на «встречку», нужно заполнить специальный индикатор, после чего бедолага «расколется». Или, используя… реактивный ранец, напасть на охраняемый военными поезд и украсть некую инопланетную субстанцию. А как вам возможность сровнять с землей с помощью специализированной техники целую строительную площадку? Взять штурмом хорошо укрепленное здание, используя для этого танк? Догнать на мотоцикле взлетающий транспортный самолет и, уворачиваясь от вылетающих из него предметов, заехать внутрь? В общем, как вы уже поняли, фантазия у авторов оказалась более чем на высоте.

Правда, «вложившись» в миссии, связанные с транспортом, разработчики по моим ощущениям уделили несколько меньше внимания «пешим» миссиям. В результате хотя последние и достаточно разнообразны, но всё же в большинстве своем проигрывают по динамичности и увлекательности заданиям, связанным с управлением различной техникой. Лично мне причины видятся в следующем. Прежде всего необходимо отметить некоторую неотзывчивость в плане управления. При этом речь идет именно о контроле над действиями протагониста во время боев - двигается он немного «деревянно», да и какой-то проработанной «хореографии» у него не наблюдается. Далее следует отметить определенную пресность «ганплея», которому, на мой взгляд, не хватает «сочности», динамики и разнообразия, - чаще всего герой либо не спеша продвигается вперед и методично отстреливает появляющихся противников, либо несется к цели под градом пуль, полагаясь на «прокачанные» броню и здоровье. Зрелищных сцен уровня Max Payne (2001 - Windows). Ссылки, описание, обзоры, скриншоты, видеоролики на Old-Games.RU тут нет даже близко.

Ну и в качестве «вишенки на торте» идут противники. Хотя их разновидностей довольно много - в качестве оппонентов выступают солдаты, спецназовцы, члены различных банд и прочие «недобрые» люди», - по большей части речь идет исключительно о замене «скинов». Поведение и навыки у всех них примерно одинаковые, а реальные отличия наблюдаются лишь в части используемого оружия и в отдельных случаях живучести.

При этом искусственный интеллект виртуальных бойцов весьма слаб, в результате чего в подавляющем большинстве случаев враги либо просто бегут в сторону игрока, чтобы, приблизившись на определенную дистанцию, открыть огонь, либо сидят на месте и стреляют. Причем алгоритм нахождения пути у них нередко дает сбой, в результате чего оппоненты легко могут где-нибудь застрять или вообще покинуть поле боя.

Наиболее ярко бессилие искусственного интеллекта проявляется во время боевых действий за территорию. Дело в том, что в San Andreas отсутствуют полюбившиеся многим игрокам миссии «Ярости», предлагавшие за отведенное время ликвидировать n-е количество противников определенным видом оружия (определенным способом). Вместо этого геймеру дважды представится возможность повоевать за контроль над городскими районами Лос-Сантоса. Правда, не всех, а лишь тех, что будут окрашены на карте в цвета конкурирующих банд. Прибыв в один из таких районов, игрок должен будет застрелить троих участников неприятельской группировки, после чего, собственно говоря, начнется война. Правила которой довольно просты: от геймера потребуется уничтожить три «волны», состоящих примерно из пары десятков вражеских бойцов, иногда сопровождаемых соратниками на автомобиле. Причем с трупов супостатов можно будет собрать немало оружия, а в перерывах между атаками в окрестностях будут появляться пополняющие запасы здоровья и брони бонусы. Также следует помнить о том, что надолго покидать границы оспариваемого района нельзя, иначе будет засчитано поражение.

Вот только сделать это не так просто, поскольку нередко возникают ситуации, в которых вражеские бойцы покидают место схватки, убегая прочь в каком-то совершенно «рандомном» направлении. Но, даже оставшись на поле боя, вести себя оппоненты будут крайне примитивно, - «возникнув» в случайном месте, супостаты просто сбиваются в кучу и бегут в сторону протагониста (ладно хоть иногда меняя траекторию движения), а приблизившись на определенную дистанцию, открывают огонь. Более того, временами боты - то ли в соответствии с неведомыми «программистскими приказами», то ли в силу банального сбоя поведения - оказываются не в состоянии пересечь проезжую часть вслед за игроком, ретировавшимся на противоположную сторону улицы. Вместо этого супостаты предпочитают совершить марш-бросок вдоль тротуара до ближайшего перекрёстка, перейти там на другую сторону проспекта и попытаться сократить расстояние до своей цели, которая... с высокой долей вероятности окажется там, откуда молодчики только что убежали.

Соответственно, ни о слаженной командной работе, ни о грамотных индивидуальных действиях ботов речи не идет. Правда, как это часто бывает, отсутствие интеллекта компенсируется достаточно высокой меткостью огня противника, равно как и высоким наносимым уроном. Так что всё сводится к тому, чтобы держать дистанцию и отстреливать супостатов на подходе, не попав при этом в окружение. Нет, взять протагониста в кольцо ума у ботов не хватает. Просто респаунятся они чаще всего парой-тройкой групп.

К слову, с противниками, управляющими различными транспортными средствами, дела обстоят несколько лучше. Вот только достичь таких результатов авторам, насколько я понял, удалось благодаря скриптам. В результате в каждом случае у виртуальных водителей будут свои особенности поведения на дороге: в одних ситуациях оппоненты едут практически идеально, не совершая серьезных «осечек» сами и не прощая ошибок игроку, а в других, наоборот, регулярно допускают оплошности. Например, в упомянутой ранее стадионной гонке на мотоциклах по бездорожью они постоянно будут падать в одном и том же месте.

И еще один момент: в GTA: San Andreas нет уровней сложности, в связи с чем облегчить себе жизнь в каком-нибудь сложном заезде или, скажем, наоборот, добавить челленджа перестрелкам с помощью изменения «скилла» не получится.

Впрочем, мы отвлеклись от «пеших» миссий. Выше я перечислил их недостатки, так что настала пора поговорить о плюсах. Первым из них, безусловно, является наличие новых «механик», неплохо разнообразящих игровой процесс. И прежде всего речь идет о стэлсе. Разумеется, в San Andreas он не столь продвинут, как, скажем, в Thief Gold (1999, Windows). Однако и совсем примитивным его не назовешь. Да и должное разнообразие в прохождение отдельных заданий вроде рейда на военную базу, расположенную в «Зоне 69», он, безо всяких сомнений, вносит.

В качестве второго плюса я бы назвал попытку авторов уйти от банального «просто перестреляй их всех». Нет, такие миссии встречаются, и их немало. Однако достаточно большое количество заданий игры может похвастаться наличием «нестандартных» моментов. Например, в паре случаев геймеру придется отстреливать противников, параллельно с этим пытаясь выбраться из объятого пламенем здания. В других моментах бои будут проходить в полной темноте, а игроку потребуется использовать прибор ночного видения. А как вам задание сжечь за ограниченное время из огнемета несколько делянок конопли? Или же возьмем вышеупомянутую миссию, проходящую в «Зоне 69». На ее начальном этапе игрок сможет как устроить масштабную перестрелку с патрулирующими территорию солдатами, так и аккуратно ликвидировать их по одному, избегая лучей установленных на вышках прожекторов.

Третьим положительным моментом является достаточно богатый арсенал оружия, доступного игроку. Причем, как и в предыдущих частях серии, все орудия смертоубийства поделены на классы (рукопашное, пистолеты и т.д.), в каждый из которых входят несколько единиц «пушек» каждого вида. Вкратце пробежимся по ним, начав, впрочем, с рукопашного боя. Сразу отмечу, что в San Andreas можно «прокачивать» этот навык, сражаясь на ринге с лучшими бойцами различных спортзалов и получая в свое распоряжение новые приемы. Кроме того, противников можно «лупить», используя кастет, а также оружие и предметы, предназначенные для ближнего боя. Среди доступных экземпляров в том числе присутствуют бензопила, нож (позволяет бесшумно устранять врагов в «стэлс-операциях»), лопата (представляю, как оживились фанаты Postal² (2003, Windows)) и клюшка для гольфа.

На этом с рукопашным боем можно закончить, перейдя к различным «пушкам», подразделяющимся на пистолеты (включают «ствол» с глушителем для «стэлс-убийств»), дробовики, пистолеты-пулеметы (единственный тип снаряжения, который можно использовать при управлении транспортом), штурмовое оружие (легендарный «АК-47» в деле), снайперки, тяжелые «орудия» (огнемет, миниган и т.д.) и метательные боеприпасы (в частности, гранаты и коктейли «Молотова»). На всякий случай отмечу, что регулярное использование тех или иных единиц, равно как и посещение тира, «прокачивает» навыки обращения героя с соответствующей «волыной». В результате из некоторых «пушек» Карл начинает палить с двух рук, «по-македонски».

Кроме того, герой может использовать различное снаряжение, включая тепловизор, прибор ночного видения, парашют и огнетушитель. Также присутствуют в игре и специфические вещи, которые можно дарить девушкам, дабы улучшить их отношение к протагонисту. В их числе цветы и несколько вариантов игрушек… для взрослых.

И еще одно замечание. Различные виды вооружения, снаряжения и специальных предметов вкупе с бонусами, восстанавливающими здоровье и броню, можно добывать разными способами. Например, покупать в соответствующих магазинах. Или отыскивать их точки «респауна» в населенных пунктах и за их пределами. Кстати, при выполнении различных заданий, например по сбору уникальных предметов, снаряжение начнет появляться в убежищах игрока. А еще те же самые «пушки» всегда можно подобрать с тел убитых противников. Правда, всё вышесказанное касается тех моментов, когда герой перемещается по глобальной карте. В ходе выполнения миссий, особенно тех, что проходят в неких обособленных локациях или, скажем, ограничены по времени, довольствоваться придется исключительно трофеями, а также теми полезными предметами, что «разбросали» в округе разработчики.

Подводя итоги, замечу, что каких-то уникальных «стволов» в арсенале у главного героя нет, однако выбор достаточно велик, так что каждый игрок сможет подобрать оружие под свой стиль и используемую тактику. Да и механика стрельбы в игре практически на все сто процентов аркадная, так что по противникам можно весело палить, не заморачиваясь с траекторией пуль и прочими «заумными» вещами. Хотя пара реалистичных моментов вроде наличия перезарядки всё же присутствует.

На этом предлагаю вернуться к перечислению плюсов. Правда, последующие положительные моменты являются скорее общими для всех вариантов игровых миссий. И первым среди них идет тот факт, что «чистых» заданий на «своих двоих» в проекте не так уж и много. Как правило, игровые миссии совмещают в себе стандартные перестрелки, перемежающиеся гоночными «сегментами» и/или вставками-«тирами». На мой взгляд, такой подход безусловно разнообразит игровой процесс и повышает увлекательность заданий. Однако следует признать, что некоторым игрокам, в первую очередь тем, у которых возникают проблемы с отдельными элементами геймплея вроде пилотирования самолетов, данное обстоятельство может прийтись не по душе. Но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Ну и последний плюс. Заключается он в том, что во многих миссиях игры можно найти «лазейки», существенно облегчающие их прохождение. Бывают они как вполне очевидные, так и граничащие с «багоюзом». К первым можно отнести, например, возможность прострелить заранее колеса автомобиля, на котором в последующем будет удирать противник. В результате вместо долгой погони всё ограничится аварией и быстрой ликвидацией цели. В качестве примера вторых упомяну гонки на велосипедах в окрестностях горы. Дело в том, что при попытке расстрелять оппонентов главный герой тут же проваливает задание. Однако кое-какие виды вооружения позволяют ликвидировать гонщиков, избежав при этом негативных последствий. Разумеется, «схалтурить» можно далеко не в каждой миссии. Но искать такие вот «лазейки» временами весьма увлекательно.

В общем, на этом разговор о геймплее у нас подходит к концу. Как видно из всего вышесказанного, игра у разработчиков вышла поистине масштабной и разнообразной. Насколько мне известно, она содержит больше миссий, чем любая другая часть серии GTA. Да и после окончания «основного» сюжета можно продолжать играть, разбираясь с незавершенными делами. Что, кстати говоря, будет интересно немалому числу геймеров, в том числе перфекционистам, стремящимся проходить любимые тайтлы на все сто процентов.

Ведь в San Andreas ведется подробная статистика достижений игрока. И за получение заветных ста процентов выполненных миссий полагается приз. Правда, учитываются далеко не все присутствующие в проекте задания: к примеру, уникальные прыжки и триатлон в «общий зачет» не идут. Да и награда, на мой вкус, всё же несоразмерна затрачиваемым усилиям. Конечно, бесконечный боезапас, повышенная прочность транспорта, деньги да боевая техника вроде танка - это неплохо. Но дополнительные миссии, персонажи либо уникальные средства передвижения были бы более предпочтительны. Тем не менее в общем и целом труды авторов по проработке геймплея заслуживают положительной оценки.

И схожим образом обстоят дела с технической стороной проекта. По крайней мере, в части звукового ряда. Да, общий подход разработчиков к данной теме остался неизменным, - перемещаясь по местности пешком, геймер слышит лишь двигатели проезжающего мимо транспорта да реплики прохожих, с которыми, напомню, можно вступить в беседу. Причем набор голосов собеседников, равно как и перечень доступных им фраз, достаточно широк.

Однако настоящее веселье начинается, стоит игроку сесть в какое-нибудь транспортное средство. Ведь в таком случае геймер получает возможность прослушивать различные радиостанции, коих в игре насчитывается целых одиннадцать штук. При этом каждая из них может похвастаться собственным ведущим, определенной направленностью и достаточно большим набором треков (примерно от 12 до 18 штук). В результате каждый любитель музыки сможет найти композиции по душе, благо в игре представлены самые разнообразные жанры, такие как фанк, кантри, классический рок и хэви-метал. А среди исполнителей присутствуют такие «титаны», как Билли Айдол (Billy Idol), Оззи Осборн (Ozzy Osbourne), Дэвид Боуи (David Bowie) и некоторые другие знаменитости.

Впрочем, одной лишь музыкой станции не ограничиваются: игрок также может услышать монологи (подчас весьма забавные) ведущих, выпуски различных передач, рекламу, новости и даже прогноз погоды. Причем сыграны ведущие очень даже неплохо, а среди озвучивших их лиц также присутствуют достаточно известные личности. Например, рэпер Чак Ди (Chuck D) или Эксл Роуз (Axl Rose), являющийся вокалистом группы Guns N’ Roses. Хотя моим любимчиком стал безумный диджей Ханс Оберлэндер (Hans Oberlander). Вот уж у кого энергия бьет через край.

Кстати, насколько я понял, в San Andreas эфир радиостанций попытались сделать «живым». Так, ведущие упоминают актуальные погоду и время суток, а новости меняются с учетом событий в игре.

Ну и напоследок упомяну озвучку «именных» персонажей проекта. Скажу сразу, работа авторами была проделана солидная. Так, голоса действующих лиц подобраны весьма удачно, а количество диалогов очень велико. Правда, слышать все эти разговоры придется в основном в роликах на «движке» игры. Во время миссий по большей части придется довольствоваться отдельными репликами и телефонными разговорами. И, конечно же, без знаменитостей не обошлось и тут. В частности, в касте присутствуют Сэмюэль Л. Джексон (Samuel L. Jackson), музыкант Айс Ти (Ice-T) и Питер Фонда (Peter Fonda).

В общем, аудиосоставляющая проекта заслуживает самой высокой отметки. Правда, с оговоркой о том, что мы не берем во внимание технические проблемы со звуком, которые могут возникнуть на некоторых компьютерах.

А вот графическая часть проекта вызывает более противоречивые эмоции. Прежде всего следует отметить, что «движок» игры к моменту ее выхода всё же несколько устарел. В результате на каждый плюс практически всегда находится минус. Например, у нас имеются три действительно больших города, в каждом из которых присутствует значительное число зданий и сооружений, подчас весьма любопытных. Так, тот же Лас-Вентурас, безусловно «списанный» с Лас-Вегаса, может похвастаться наличием сфинкса и пирамиды. Однако здания в большинстве своем недоступны для посещения, а их фасады покрыты плоскими «наклейками», изображающими окна, двери и витрины. Игровой «движок» выдает обширные пространства, однако даже при включении максимальной дальности прорисовки объекты, в первую очередь «мелочевка» вроде деревьев и кустов, зачастую будут появляться прямо у вас на глазах. Да и сама растительность подкачала. Да, ее много, да, издалека она выглядит солидно. Но вот вблизи становится видно, что та же трава представлена «размазанными» по земле зелеными текстурами, перемешанными с плоскими кустиками растений. Деревья же могут похвастаться стволами – многогранниками. Или взять ту же гору. Издалека она выглядит крайне солидно. Но вот стоит подойти поближе, как станут видны покрывающие ее текстуры, причем не слишком высокого качества…

И в этом вся San Andreas. На расстоянии объекты выглядят очень даже симпатично, а общие виды радуют глаз. Ночной Лас-Вентурас просто поражает обилием неоновых вывесок и огней. Но вот стоит начать рассматривать окружение внимательнее и подойдя поближе… Та же история и с транспортным потоком, и с пешеходами. Да, вокруг нас множество людей и машин. Вот только они по-прежнему «растворяются» в воздухе, стоит им «выпасть» из поля зрения игрока. Правда, мне показалось, что теперь исчезновение происходит на более длинной дистанции.

Или возьмем игровых персонажей. Анимация у них просто отличная (хотя изредка и сбоит). Но вот модели, и прежде всего их лица, грубоваты, что сильно бросается в глаза, особенно в роликах на «движке». Говорить же о том, что все погибшие персонажи довольно оперативно растворяются в воздухе, думаю, особо много и не стоит. Не всё хорошо и с техникой. Да, модели транспорта выглядят неплохо, особенно на расстоянии, а ряд единиц (но далеко не все) может похвастаться наличием системы отображения визуальных повреждений. Однако некоторым средствам передвижения явно не хватает более детальной прорисовки, а колеса-многоугольники сильно «режут» глаз.

Также, как я упоминал ранее, в San Andreas присутствуют смена дня и ночи, погодные эффекты вроде дождя, пара от остывающего ночью асфальта. Есть даже весьма реалистичные тени и симпатичное освещение. Однако многие спецэффекты вроде тех же взрывов достаточно просты и даже немного блеклы. А та же вода значительно проигрывает своей «коллеге» из Far Cry (2004, Windows).

Тем не менее графическая составляющая проекта оставляет скорее положительное впечатление. Особенно если вы не игровой критик, специально разыскивающий ее недостатки для своей рецензии. Или фанат высоких технологий, помешанный на фотореалистичной графике. Окружающий мир выглядит достаточно живым и способен порадовать геймера симпатичными видами. Интерфейс в меру удобен, информативен и неплохо оформлен. Персонажи и техника отторжения не вызывают (разве что лица героев в роликах на «движке» слегка напрягают). В результате всего перечисленного вполне хватает для комфортной игры.

Подводя же итог, скажу вот что. Я неоднократно высказывал мысль о том, что каждый проект необходимо рассматривать как самостоятельную «единицу», вне связи с вышедшими ранее либо позже частями. Однако в данном случае избежать сравнений не удалось, ибо основополагающие элементы геймплея в практически неизменном виде перекочевали в San Andreas из предшествующих игр. Однако именно благодаря такому сравнению становится видно, что разработчики явно не халтурили при создании рассматриваемого нами тайтла, избежав соблазна «склепать» по-быстрому очередную порцию уровней в антураже, отличающемся от такового в предыдущей части. В геймплей проекта внесено множество изменений и доработок, а многие замечания игроков вроде невозможности плавать были учтены. Да, возможно, игровой процесс несколько перегружен, а без некоторых элементов вполне можно было бы обойтись, но… кашу маслом авторы всё же не испортили.

А еще я пару раз говорил о том, что каждый тайтл следует рассматривать именно как цельное произведение. Ведь по отдельности в каждой составляющей можно найти изъяны. Однако важно, как всё выглядит и играется в совокупности. Так вот, в целом Grand Theft Auto: San Andreas - это отличный криминальный боевик, зрелищный, увлекательный и захватывающий. Начав играть и «втянувшись в процесс», вы вряд ли остановитесь до самых финальных титров. А то и замахнетесь на стопроцентное прохождение. Единственным же существенным недостатком лично для меня является сильный акцент на субкультуру афроамериканских гетто. Я не расист, но она мне крайне чужда. А потому полбалла игре я за это «срежу»…
Автор обзора: Warmaster
Grand Theft Auto III, Grand Theft Auto: Vice City
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Одна из лучших частей GTA. Огромный открытый мир, интересные необычные задания, средняя сложность, множество миссий и тд. Но есть минус - игра немного затянута, часть заданий вообще не влияет на сюжет, но являются обязательными.
@Redigger, Про модели персонажей в DE: это была такая пост-/мета-ирония?
Redigger
настолько я был огорчён возросшей сложностью игры по сравнению с VC и необходимостью в геймпаде (как я теперь понимаю).
Прошел всю игру и не припомню ситуаций в которых я бы почувствовал необходимости в геймпаде. Есть сложные миссии, но как по мне, они будут таковыми что на клавомыше, что на геймпаде.
Насколько я был рад тому, когда эта игра появилась у меня на DVD в июне 2005 года, настолько я был огорчён возросшей сложностью игры по сравнению с VC и необходимостью в геймпаде (как я теперь понимаю). Графика сначала порадовала, а потом я снова увидел прежние текстуры в 256 цветов... Зато была шикарная радиостанция K-DST (Radio X распробовал потом). Кстати, VC проходил под VROCK, затем перешёл на Flash FM и Wave 103 (A Flock of Seagulls навсегда). Застрял на миссии с лоурайдером - да, на этой импровизированной танцевальной аркаде. Учитывая тот факт, что я знал про танцевальные аркады, как про отдельный жанр на PS2 и что меня заочно от них тошнило, я не прости сей факт San Andreas. В отчаянии вырывался за пределы города и изучал просторы столько, сколько мог продержаться при полицейской погоне. Игру забросил летом 2006, в 2021 снова установил, скачал 100% сохранение и тепреь спокойно катаюсь по всей игровой карте. Definitive Edition замечательная, наконец-то есть шейдерная вода и нормальные модели персонажей. Оригиналы были даже уродливее VC. Игру так и не прошёл и уже не собираюсь.
Dar_Morar
З.Ы. Предположение.
Сейчас подумалось (точно не помню), а был ли бригадир именно бандитом? Если нет, то это может объяснить такие ощущения от миссий в Вайс-Сити и Сан-Андреас.
Я специально не занимался этим вопросом, но насколько я понял нет, не был.
А насчет ошущений от миссии, думаю, что тут играет роль как минимум 4 фактора:
1. Бригадир вроде бы не является преступником.
2. Его вина в том, что строители оскорбили сестру протагониста. Не пытались убить, или домогаться, а именно нахамили.
3. Довольно жуткий способ казни бригадира. У многих людей есть подсознательный страх быть погребенным заживо. Причем у тех, у кого его нет в явной форме, он может появиться при просмотре соответствующего материала.
4. От протагониста не ожидаешь такой изощренности. До этого он выглядит жестоким, суровым уличным бойцом и ганфайтером. А его методы расправы над противниками это перо под ребро, пуля между глаз и таран машинв с разгона.

Вообще я так и не понял, в чем прикол этой миссии. И зачем было выставлять Карла таким садистом. Я бы понял, если это оказался такой сюжетный ход, - герой стал превращаться в садиста, от него стали отворачиваться союзники... Но нет, все это чисто по приколу.

Такая расправа, на самом деле, больше подошла бы Томми. Он же из мафии. Это там людям ноги бетонируют и в воду бросают, "сицилийские галстуки" одевают и прочими жуткими вещами занимаются.