Grand Theft Auto III

Grand Theft Auto 3
GTA 3
Grand Theft Auto III
Жанр: Action
Разработчик: DMA Design
Издатель: Rockstar Games
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.69 из 10
  • 33
  • 49
  • 10
Существуют игры, породившие целые жанры, множество клонов и последователей, а также заслуженно получившие свою невероятную популярность. Grand Theft Auto III (известная более всего как GTA 3) — одна из них. Первыми её увидели игроки на PS 2 в 2001 году, но спустя полгода и на улицу ПК-геймеров пришёл праздник. Чем же является GTA 3? Давайте попробуем описать…

Либерти-Сити… Серый и хмурый город бетонных коробок, растянувшийся по трём островам, где-то у берегов США. Дожди здесь — частое явление. Общая мрачность улиц не способствует хорошему поведению граждан и приезжих. Либерти-Сити стал прибежищем множества банд, а также не связанных с ними групп авантюристов и одиночек. К предпоследним и относил себя безымянный и молчаливый протагонист, который вместе с товарищами отправился на ограбление местного банка. Но когда мешки с деньгами, можно сказать, были уже в кармане, его подстрелила подельница Каталина, оставив раненого на растерзание копам. В это время сама она смылась вместе с другим «напарником». Суд над неудавшимся грабителем был краток. Главного героя вместе с другими заключёнными уже везут в тюрьму по мосту, но тут на кортеж нападают некие вооружённые лица, попутно частично подрывая дорожное полотно и освобождая нужного им заключённого, а за компанию и остальных арестованных преступников в автозаке. И вот теперь главный герой вместе с чернокожим товарищем по (не)счастью Эйт-боллом (8-Ball, в некоторых переводах - «Лысый») сбегают с места происшествия и отсиживаются в убежище. У главного героя нет ни денег, ни связей в чужом городе, но подразумевается, что зато у него есть сильная жажда мести. Протагонист с помощью Эйт-болла примыкает к итальянской мафии. Изначально он является обыкновенным мальчиком на побегушках, эдакой «шестёркой», — но со временем главный герой проявляет свои навыки и приобретает всё больше и больше связей с криминальными личностями. Разумеется, не забывая о деньгах. И всё — ради своей цели.

Много чем можно промышлять главному герою. Выполнение различного рода заданий от криминальных авторитетов, боссов и авантюристов приносит неплохой доход. Деньги не пахнут. Хотя если учесть, что именно иногда приходится делать… Протагонист, мало того что умеет драться руками и ногами, неплохо управляется с бейсбольной битой, а также хорошо владеет всеми видами оружия, начиная от пистолета, узи и заканчивая огнемётом и гранатомётом, обучен киданию гранат и коктейлей Молотова. Ну и, естественно, способен угонять машины, владеет навыками едва ли не экстремального вождения. В процессе пробивания своего пути наверх протагонисту придётся избивать, грабить, убивать, заниматься подрывной деятельностью, участвовать в нелегальных гонках, сопровождать дружественный транспорт, а также делать многое и многое другое. Как понимаете, заниматься преступностью (чего в реальной жизни мы вам не советуем). Добытые деньги протагонист тратит в разбросанных тут да сям оружейных магазинах (хвала второй поправке к конституции США!), закупаясь новыми средствами убиения (способными разорвать тело на клочки, чтобы стало «одна нога тут, другая — там»), без которых поставленную в миссии задачу банально не получится выполнить.

Город для своего времени выглядит необычайно живым. По улицам бродят прохожие, ходят патрульные, в переулках кучкуются бандиты. Каждый из них имеет какую-никакую реакцию на наши действия, будь то сбитый столб, махание кулаками или беспорядочная стрельба. И, естественно, все вышеперечисленные товарищи хотят жить, давая нам в случае чего отпор или делая ноги. Конечно, кроме выполнения заданий, можно «выбивать» деньги из прохожих, — но подобные действия наказуемы: по душу преступника приезжает полиция. Чем больше мы бесчинствуем, тем больше сил выделяется на наше наказание: в дело идут вертолёты, спецназ, а в самом конце приезжает армия/гвардия. Тут необходимо либо отсиживаться в убежище, либо перекрашивать транспорт (цвет машины — лицо преступника, о фотороботах тут и не слышали), либо давать взятки. Последнее производится посредством касания специальных значков, разбросанных по карте.

Для ценителей присутствует возможность «позаимствованные» тачки не только сохранить себе в гараж для будущих покатушек, но и «сдать на металлолом», перепродать скупщикам, за валюту истреблять какую-нибудь группировку в Rampage-миссиях. Деньги, впрочем, дают даже за аварии. Врезался в другую машину — получи свою десятку баксов. Сбил пешехода — обобрал тело. Делать такое в реальной жизни, разумеется, не рекомендуем.

При желании деньги можно заработать и более честными способами (но тогда не видать продвижения по сюжету) навроде таксования, работы водителем «скорой», пожарным, совершения безумных прыжков на потеху невидимому оператору. Подобные занятия приносят не только доход, но и дополнительные бонусы при достижении определённого уровня миссии, которые мы сможем подобрать около нашего гаража. В городских закоулках разбросаны спрятанные свёртки явно с чем-то нелегальным. За их сбор тоже даются деньги.

Город поделен на три части, из которых первое время нам доступна лишь промзона с портом в виде Портленда, — остальные откроются игроку по сюжету. Видимо, дорожным рабочим нужно время для ремонта моста. Хотя никто не мешает преодолеть заграждения, дабы взглянуть хоть одним глазком на недоступные места… Между тем легко может измениться погода и пойти ливень. Ночь действительно чувствуется мрачной, а день приветствуешь с какой-то своей внутренней радостью.

Смерть, впрочем, главного героя не остановит. Даже если машину с ним взорвали, а его самого расстреляли или сожгли, то протагониста вылечат в одной из ближайших больниц, отняв оружие и взяв кругленькую сумму за оказанные услуги. При аресте, в принципе, происходит то же самое.

Ну а если ничего делать не хочется, то почему бы не покататься по городу, слушая местные радиостанции (9 штук) с музыкой, рекламой и ток-шоу или свои треки, закинутые в формате mp3 в специальную директорию?

Велик ассортимент и транспорта: игроку доступны автомобили всех мастей, бронетехника, а также лодки и единственный немного ущербный самолёт. Правда, последним дают «порулить» только после прохождения большей части игры. Желаете мотоциклов и вертолётов? Вам в следующую часть. Присутствует и метро, но им поуправлять не дадут.

Графика после второй части, разумеется, претерпела множество изменений к лучшему. Теперь с видом от третьего лица нам открыта невиданная свобода. Главный герой может прыгать, забираясь на обычно недоступные места (никакого паркура). Если подобный обзор кажется чуждым, то присутствует возможность сменить её на вид с высоты птичьего полёта, прямо как в предыдущих частях. Только вот с ним не получится пройти всю игру, в некоторые моменты она сама будет менять вид на стандартный от третьего лица. Но с улучшенной графикой пришла и проблема иного толка: на множестве ПК тех времён третья GTA отказывалась работать без тормозов из-за плохой оптимизации движка (починили в GTA: Vice City). К счастью, на теперешних «машинах» данного нюанса в большинстве случаев нет, но кратковременные замедления всё-таки изредка бывают.

Управление осуществляется с помощью мыши и клавиатуры. Стоит отметить, что оно целиком перенастраиваемое, при желании можно подключить и джойстик.

Конечно, сейчас видны многие недостатки Grand Theft Auto III: отсутствие внятной карты (только мини-карта в углу экрана), из-за чего короткие пути приходится находить самостоятельно и постоянно держать в голове, малая прочность автомобильного транспорта (ремонт — наше всё), а также довольно высокая сложность, требующая большой аккуратности при прохождении. Хотя, возможно, всё это стоит считать неотъемлемыми чертами? Однако в те годы полноценных альтернатив не было, и на многие моменты закрывались глаза.

Что же можно сказать по итогу? Это живая классика. Конечно, у неё есть свои недостатки. Но есть и свои плюсы. Отметим, что важны не они, а то, что GTA 3 привнесла в индустрию. И её вклад мало того что колоссален, так ещё и принёс в будущем множество других замечательных игр от других команд разработчиков. Разве это не замечательно?
Автор обзора: RaymanM
Grand Theft Auto: Vice City
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Шишак
Так в San Andreas Си-Джей расходится со Смоуком и Райдером именно по причине того, что он категорически против наркомании в банде, а они считают, что это выгодно (бизнес, ничего личного). +возможность аннигилировать наркоторговцев и притоны, где торчки показаны "во всей красе".
Возможно, вы правы. Просто я в San Andreas не до конца всё прошёл (только уже готовые сохранения со всеми пройденными миссиями загружал).
Да и в одной из миссии из GTA San Andreas Карл Джонсон всё-таки попробовал марихуану. Ну как? Вдохнул дым от горящего куста конопли. Когда сжигал огнемётом урожай.
В то время, как в GTA III главный герой вообще ни разу не пробовал наркотики и не почувствовал их эффект. Во всяком случае, когда он взрывал заводы по производству СПАНКа или ларьки по продаже, ничего из кусочков данного наркотика ему в рот или нос не попало.
Taw Tulki
Интересный факт: GTA III, пожалуй, единственная из частей Вселенной 3D (да и, возможно, всей вселенной GTA в целом), в которой главный герой борется против наркотиков
Так в San Andreas Си-Джей расходится со Смоуком и Райдером именно по причине того, что он категорически против наркомании в банде, а они считают, что это выгодно (бизнес, ничего личного). +возможность аннигилировать наркоторговцев и притоны, где торчки показаны "во всей красе".
К тому же, до GTA 4 (не проходил), я ни в одной не видел, чтобы ГГ употреблял вещества. Хотя, в Chinatown Wars можно заняться торговлей этим самым.
Интересный факт: GTA III, пожалуй, единственная из частей Вселенной 3D (да и, возможно, всей вселенной GTA в целом), в которой главный герой борется против наркотиков. И сам не употребляет, и другим не даёт. В отличие от последующих частей серии игр.
Большинство миссий трёшки, связанных с наркотиками, направлены на то, чтобы уничтожить и наркотики, и их производителей, и заводы, где их изготавливают.
Впрочем, некоторые упрекнут меня в том, что Клод вряд-ли с ними борется, учитывая, что по мере прохождений он иногда находится берёт спрятанные пакеты в виде пачки белого порошка (СПАНК). Но:
Во-первых, их нахождение не является чем-то обязательным (если только не хочешь, чтобы процент миссий составлял 100%, и не были доступны все виды оружия возле точек сохранения);
А во-вторых, не факт, что в пакетах могут быть наркотики - скорее всего, там пачка баксов, которые завернули под упаковку с наркотой.
В любом случае, в GTA III наглядно показывают, что наркотики - одна из главных проблем. И что люди, принявшие их, становятся сумасшедшими и прощаются со своей жизнью (на примере последней телефонной миссии в Стонтоне).
Интересная особенность GTA III для меня заключается в том, что хоть игра уступает в проработке деталей и возможностей последующим частям, здесь есть своя атмосфера и ради этого уникального опыта бывает охота возвращаться в Либерти-сити - царство осени и холода ) Жаль только, что теперь не получится испытать те же яркие впечатления, когда открыл игру в первый раз.

А состоялось мое знакомство после Driver и GTA III меня сразу покорил тем фактом, что если автомобиль перевернулся - из него можно просто-напросто вылезти и сесть в любую другую машину. Гейм овера не будет ) Понятно, что Driver и GTA III разделяют годы технического развития игропрома, да и сами игры о разном. Но в детстве GTA III воспринимался именно как эволюция Driver: наконец можно вылезать из машины, гулять по улицам и осматривать закоулки. Наконец на улицах появились прохожие. И таких "наконец-то" можно ещё долго перечислять.
GTA III была первой игрой из серии GTA III, с которой я познакомился. Тогда меня поразило, что игра несмотря на свой возраст играетмя бодрячком (как и большая часть старых игр, но кто бы мог тогда так подумать). Приятно, что игра выглядит довольно неплохо. На мой взгляд, даже лучше, чем GTA Vice city.
В игру приятно играть - в ней и довольно интересный город, и не слишком большой, но вменяемый автопарк. Оружия в игре немного видов, но по большому счету даже из них особо много использовать не придется. Сюжет и в целом игровой мир выглядит адекватно: разработчикам удалось выдержать баланс между серьезным (более-менее) повествованием сюжета и нескончаемой сатирой, которой славится серия. Карты нет - это минус, но мне повезло, я до этого играл в мобильную версию, поэтому приблизительно город помнил :) Единственный минус, по моему мнению - это то, что вступление в районе Портланд в начале игры уж сильно долго длится. Район не особо интересный, задания тоже - они больше похожи на обучение. Однако этот небольшой минус компенсируется последующей частью игры и другими районами
Радиостанции хоть и короткие, но довольно неплохие. Мой фаворит - Rise FM, но остальные радиостанции мне тоже нравятся.
В общем, GTA III - по моему мнению, шедевр, который можно рассматривать через призму ностальгии, можно не рассматривать - игра все равно остается шедевром