Grand Theft Auto III

Grand Theft Auto 3
GTA 3
Grand Theft Auto III
Жанр: Action
Разработчик: DMA Design
Издатель: Rockstar Games
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 17
  • 28
  • 4
Существуют игры, породившие целые жанры, множество клонов и последователей, а также заслуженно получившие свою невероятную популярность. Grand Theft Auto III (известная более всего как GTA 3) — одна из них. Первыми её увидели игроки на PS 2 в 2001 году, но спустя полгода и на улицу ПК-геймеров пришёл праздник. Чем же является GTA 3? Давайте попробуем описать…

Либерти-Сити… Серый и хмурый город бетонных коробок, растянувшийся по трём островам, где-то у берегов США. Дожди здесь — частое явление. Общая мрачность улиц не способствует хорошему поведению граждан и приезжих. Либерти-Сити стал прибежищем множества банд, а также не связанных с ними групп авантюристов и одиночек. К предпоследним и относил себя безымянный и молчаливый протагонист, который вместе с товарищами отправился на ограбление местного банка. Но когда мешки с деньгами, можно сказать, были уже в кармане, его подстрелила подельница Каталина, оставив раненого на растерзание копам. В это время сама она смылась вместе с другим «напарником». Суд над неудавшимся грабителем был краток. Главного героя вместе с другими заключёнными уже везут в тюрьму по мосту, но тут на кортеж нападают некие вооружённые лица, попутно частично подрывая дорожное полотно и освобождая нужного им заключённого, а за компанию и остальных арестованных преступников в автозаке. И вот теперь главный герой вместе с чернокожим товарищем по (не)счастью Эйт-боллом (8-Ball, в некоторых переводах - «Лысый») сбегают с места происшествия и отсиживаются в убежище. У главного героя нет ни денег, ни связей в чужом городе, но подразумевается, что зато у него есть сильная жажда мести. Протагонист с помощью Эйт-болла примыкает к итальянской мафии. Изначально он является обыкновенным мальчиком на побегушках, эдакой «шестёркой», — но со временем главный герой проявляет свои навыки и приобретает всё больше и больше связей с криминальными личностями. Разумеется, не забывая о деньгах. И всё — ради своей цели.

Много чем можно промышлять главному герою. Выполнение различного рода заданий от криминальных авторитетов, боссов и авантюристов приносит неплохой доход. Деньги не пахнут. Хотя если учесть, что именно иногда приходится делать… Протагонист, мало того что умеет драться руками и ногами, неплохо управляется с бейсбольной битой, а также хорошо владеет всеми видами оружия, начиная от пистолета, узи и заканчивая огнемётом и гранатомётом, обучен киданию гранат и коктейлей Молотова. Ну и, естественно, способен угонять машины, владеет навыками едва ли не экстремального вождения. В процессе пробивания своего пути наверх протагонисту придётся избивать, грабить, убивать, заниматься подрывной деятельностью, участвовать в нелегальных гонках, сопровождать дружественный транспорт, а также делать многое и многое другое. Как понимаете, заниматься преступностью (чего в реальной жизни мы вам не советуем). Добытые деньги протагонист тратит в разбросанных тут да сям оружейных магазинах (хвала второй поправке к конституции США!), закупаясь новыми средствами убиения (способными разорвать тело на клочки, чтобы стало «одна нога тут, другая — там»), без которых поставленную в миссии задачу банально не получится выполнить.

Город для своего времени выглядит необычайно живым. По улицам бродят прохожие, ходят патрульные, в переулках кучкуются бандиты. Каждый из них имеет какую-никакую реакцию на наши действия, будь то сбитый столб, махание кулаками или беспорядочная стрельба. И, естественно, все вышеперечисленные товарищи хотят жить, давая нам в случае чего отпор или делая ноги. Конечно, кроме выполнения заданий, можно «выбивать» деньги из прохожих, — но подобные действия наказуемы: по душу преступника приезжает полиция. Чем больше мы бесчинствуем, тем больше сил выделяется на наше наказание: в дело идут вертолёты, спецназ, а в самом конце приезжает армия/гвардия. Тут необходимо либо отсиживаться в убежище, либо перекрашивать транспорт (цвет машины — лицо преступника, о фотороботах тут и не слышали), либо давать взятки. Последнее производится посредством касания специальных значков, разбросанных по карте.

Для ценителей присутствует возможность «позаимствованные» тачки не только сохранить себе в гараж для будущих покатушек, но и «сдать на металлолом», перепродать скупщикам, за валюту истреблять какую-нибудь группировку в Rampage-миссиях. Деньги, впрочем, дают даже за аварии. Врезался в другую машину — получи свою десятку баксов. Сбил пешехода — обобрал тело. Делать такое в реальной жизни, разумеется, не рекомендуем.

При желании деньги можно заработать и более честными способами (но тогда не видать продвижения по сюжету) навроде таксования, работы водителем «скорой», пожарным, совершения безумных прыжков на потеху невидимому оператору. Подобные занятия приносят не только доход, но и дополнительные бонусы при достижении определённого уровня миссии, которые мы сможем подобрать около нашего гаража. В городских закоулках разбросаны спрятанные свёртки явно с чем-то нелегальным. За их сбор тоже даются деньги.

Город поделен на три части, из которых первое время нам доступна лишь промзона с портом в виде Портленда, — остальные откроются игроку по сюжету. Видимо, дорожным рабочим нужно время для ремонта моста. Хотя никто не мешает преодолеть заграждения, дабы взглянуть хоть одним глазком на недоступные места… Между тем легко может измениться погода и пойти ливень. Ночь действительно чувствуется мрачной, а день приветствуешь с какой-то своей внутренней радостью.

Смерть, впрочем, главного героя не остановит. Даже если машину с ним взорвали, а его самого расстреляли или сожгли, то протагониста вылечат в одной из ближайших больниц, отняв оружие и взяв кругленькую сумму за оказанные услуги. При аресте, в принципе, происходит то же самое.

Ну а если ничего делать не хочется, то почему бы не покататься по городу, слушая местные радиостанции (9 штук) с музыкой, рекламой и ток-шоу или свои треки, закинутые в формате mp3 в специальную директорию?

Велик ассортимент и транспорта: игроку доступны автомобили всех мастей, бронетехника, а также лодки и единственный немного ущербный самолёт. Правда, последним дают «порулить» только после прохождения большей части игры. Желаете мотоциклов и вертолётов? Вам в следующую часть. Присутствует и метро, но им поуправлять не дадут.

Графика после второй части, разумеется, претерпела множество изменений к лучшему. Теперь с видом от третьего лица нам открыта невиданная свобода. Главный герой может прыгать, забираясь на обычно недоступные места (никакого паркура). Если подобный обзор кажется чуждым, то присутствует возможность сменить её на вид с высоты птичьего полёта, прямо как в предыдущих частях. Только вот с ним не получится пройти всю игру, в некоторые моменты она сама будет менять вид на стандартный от третьего лица. Но с улучшенной графикой пришла и проблема иного толка: на множестве ПК тех времён третья GTA отказывалась работать без тормозов из-за плохой оптимизации движка (починили в GTA: Vice City). К счастью, на теперешних «машинах» данного нюанса в большинстве случаев нет, но кратковременные замедления всё-таки изредка бывают.

Управление осуществляется с помощью мыши и клавиатуры. Стоит отметить, что оно целиком перенастраиваемое, при желании можно подключить и джойстик.

Конечно, сейчас видны многие недостатки Grand Theft Auto III: отсутствие внятной карты (только мини-карта в углу экрана), из-за чего короткие пути приходится находить самостоятельно и постоянно держать в голове, малая прочность автомобильного транспорта (ремонт — наше всё), а также довольно высокая сложность, требующая большой аккуратности при прохождении. Хотя, возможно, всё это стоит считать неотъемлемыми чертами? Однако в те годы полноценных альтернатив не было, и на многие моменты закрывались глаза.

Что же можно сказать по итогу? Это живая классика. Конечно, у неё есть свои недостатки. Но есть и свои плюсы. Отметим, что важны не они, а то, что GTA 3 привнесла в индустрию. И её вклад мало того что колоссален, так ещё и принёс в будущем множество других замечательных игр от других команд разработчиков. Разве это не замечательно?
Автор обзора: RaymanM
Grand Theft Auto: Vice City
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Это был, наверное, год 2003-04, когда мне купили диск, на котором было написано "Великий автоугонщик 3". Эта игра запала мне в душу по нескольким причинам:
1. Это была самая первая GTA, в которую я когда-либо играл (но так и не прошёл - в своё время умудрился застрять то ли на миссии с развозом путан, то ли на миссии с установкой бомбы в машину мафиози).
2. Атмосфера сурового и мрачного Либерти Сити, где почти всё время идёт дождь чем-то напоминает фильмы жанра нуар. Плюс ещё типичный для такого жанра фильмов сюжет с темой мести.
3. Рампейджи в трёшке сложнее и куда интереснее, нежели в Vice City.
4. Крушитель авто на свалке в Харвуде как один из способов халявного заработка. На моей памяти в других частях серии (ну, кроме GTA 2 и LCS) такой штуки нет. А жаль...
Из недостатков я бы, наверное, выделил следующие вещи:
1. Оружие. С одной стороны, какое-никакое разнообразие всё же есть (от биты и пистолета до тяжёлых пушек, вроде огнемёта и ракетницы. Причём последние 2 пушки можно носить одновременно, в отличие от следующих частей, где они занимают один и тот же слот). С другой, некоторые виды оружия в этой игре не совсем оправданно имеют высокую убойную силу (тот же М16 или дробовик, которым можно чуть ли не с 2-3 выстрелов уничтожить практически любую машину. А учитывая то, что по продвижению сюжета дробовик появляется у мафии (настроенной враждебно по отношению к нам), то любая поездка на машине в северную часть Портленда (будь то в рамках миссий или просто так) превращается в злоключение).
2. В игре нет полноценной карты с обозначением мест выдачи миссий или достопримечательностей города (которую доделали только к релизу SA - хотя в Вайсе полноценная карта таки появилась, но на ней нельзя ставить собственные точки).
3. Ещё я бы выделил такой мини-недостаток как гаражи 8-ball. С одной стороны, опять же, разнообразие (бомбы со стартером (взвёл бомбу в машине -> вышел -> сел и взорвался), с таймером и детонатором в соответствующих районах города). С другой, первый тип бомбы (который со стартером) на практике является бесполезным (ну кто будет угонять у вас машину в Либерти? Особенно с такой бомбой, которая может и героя задеть) и используется только в одной-двух миссиях.
В остальном каких-то значительных недостатков, я считаю, нет. Однозначный must play
@macuto, спасибо =) С запятыми, сейчас и сам некоторые ошибки увидел, хотя наверняка далеко не все из них. Да и предложения у меня временами громоздкие выходят, пытаюсь точнее выразить какую-нибудь мысль и оттого много слов получается на выходе :D
@unreal doom,

Огромное спасибище за такой развёрнутый отзыв! Конечно, у вас много грамматических ошибок и запятые не всегда правильно расставлены, что несколько затрудняет чтение, но мне было очень интересно. С удовольствием вчера почитал за кружечкой чая )) Теперь хочу изучить ваши отзывы на другие игры тоже :)

Эх, как жаль что на этом сайте нельзя подписываться на темы, чтобы оповещения о новых комментариях приходили на почту... Насколько я понял, эта функция работает только со здешним форумом, но не с обычными комментариями под играми. Если бы я вчера специально не зашёл скачать игровые файлы, то вообще бы так и не узнал про ваш замечательный коммент :(
@unreal doom, помню, чуть клавиатуру с мышью не разбил, когда проходил миссию с уничтожением ларьков по продаже дури. Потом нашёл лёгкое решение - сначала открыть их на карте, потом планомерно уничтожить. При этом желательно это делать на пуленепробиваемом Патриоте от Рэя (иначе велик риск взорваться вместе с машиной от выстрелов из дробовика мафиози в Портленде), располагая большим количеством патронов для Узи.
Насчёт второй миссии - "когда надо с таймером прокатиться через весь город, ни во что не врезаясь, и залезть в узенький гараж" - я как-то объезжал мафиози через пляж. Точно помню, что её реально пройти без особого риска на них нарваться. Иногда бил машину и успевал починить.
Миссию с сопровождением бронированного фургона тоже не люблю. Чтобы гарантированно перебить всех колумбийцев до того момента, как они взорвут фургон, надо ехать чуть впереди. Естественно, для этого надо пару раз проиграть, чтобы потом помнить маршрут его следования.
Любимая версия GTA, впрочем тот факт, что её я первой и поиграл может сказываться на сохранившейся, до сих пор, привязанности к "трёшке". Тем временем, скорый выход более масштабных и наполненных VC и SA привёл к тому, что в народе чаще они являются объектами ностальгии.

Также всецело соглашусь, уже с двумя предыдущими ораторами :), в Grand Theft Auto III очень своеобразная атмосфера и крайне запоминающийся город, пускай даже по достоинству оценить, это получается только со временем, когда видишь, как в остальных игрушках такого рода уже подобной атмосферы нет, зато сделано там всё "дорого, богато" )))
Ну, строго говоря, и GTA 3 перестала быть натуральной indie, коими являлись предыдущие части, где вид строго сверху, и уверенно пробивалась в блокбастеры. Ясное дело, что созерцать Либерти Сити в трёхмерном варианте и особенно гонять на машинах, с упрощённой, но всё же напоминающей реальную, физикой намного приятнее. Тем более, свобода и размах прежних 2D частей здесь не были урезаны. Итого, даже в первые месяцы знакомства, когда эта игрушка у меня ещё очень сильно тормозила, как-то умудрился успеть пройти её наполовину =)

Из недостатков пожалуй назову вот что:
1) - У машин, выстрелами не разбиваются окна и не спускаются шины. Для некоторых авто, кстати, даже не стали добавлять модель повреждений при авариях (багги и фургон с мороженым). Спрайтовым машинкам такая детализация и не требовалась, но в 3D воплощении, автомобили для GTA, без подобных мелочей, смотрятся уже не совсем естественно.
2) - Хорошо бы и сюда ввели систему репутации у банд из GTA 2, а то, к концу прохождения мы почти со всеми враждуем, помириться нельзя и много где уже попросту становится не погулять нормально.
3) - Денег так много дают за любую деятельность, что они теряют всякую ценность. В предыдущих частях Grand Theft Auto деньги вообще были целью, если решаешь именно проходить игру, а в частях последующих они тоже имеют некоторый вес.

Что здесь есть крутого?
Внезапно, графика. Я считаю, что сие есть самая красивая GTA среди всех на этом движке, в основном, за счёт удачного подбора текстур и общей цветовой гаммы. Очень даже натурально окружающий мир выглядит, и быстро забиваешь на угловатых человечков или не так добротно оформленные кусочки природы (трава, деревья), виды города и автомобили же отлично смотрятся. Ещё специальные эффекты радуют: туман, мокрый асфальт гулкое эхо в некоторых местах. Так ладно, последнее уже к звукам относится, но блин я не могу вспомнить такого эха у Vice City и San Andreas 8-)
И да, автотранспорт, несмотря на, указанные прежде, огрехи вызывает сильную симпатию: и тихоходные машинки из 50-х, 60-х и 70-х, и современный, на момент выхода Grand Theft Auto III, "зализанный" седан, который станет нашими первыми колёсами, и другой, более дорогостоящий, представительский седан они мне тоже нравятся. И здешний минивэн, и тот джип "паркетник", и типа Хаммер, и тяжеловесные грузовики, и лёгкие гоночные авто. Все хорошие. Наконец очень приятно покататься на специальных машинах, как у некоторых банд (ух, этот внедорожник колумбийцев), или особая машина ФБР, классно поставить такую в гараж.
Кстати, пару слов о преступных группировках, они запоминаются, их много и они все разные. Одни бандиты вообще не признают оружия кроме бейсбольных бит и собственных кулаков, весело с ними помахаться, также убрав своё оружие. А есть, к примеру, мафия, которая вообще самая опасная группировка, чисто за счёт дробовиков, с которыми легко можно уничтожить авто, а пешую цель с ног сбить. Под конец игры, один район начинают делить две банды и там постоянно случаются зарубы =), помимо того, бандюки регулярно сражаются на любых пограничных территориях.
Сюжет, как бы появился в GTA именно с третьей части, но ощущается он тут весьма условным. Тот случай, когда оно и к лучшему ;) Зато явно ощущается сам прогресс по пути движения от задания первого к финальному. То есть, начинаем мы в суровом Портленде, промышленной части Либерти Сити, место интересное, по своему красивое, но впечатляющий центральный остров, с высотными зданиями, широкими проспектами и дорогими машинами, это всё находится на другом берегу и пока недоступно. На самом деле, хорошие автомобили можно добыть уже в Портленде, поискав в особых местах, а также выполняя задания пожарного или полицейского. Гораздо позже мне стало известно о возможности перепрыгнуть, безо всяких читов, сломанный мост ведущий на центральный остров. А тогда получилось самостоятельно сообразить, как досрочно переправиться уже к третьей части города (конечно же протащить лодку по суше в окрестностях стадиона). И правда, третий район Либерти Сити такой уютный, а заданий ему дали мало :( Зато вдруг выясняется, что здесь есть САМОЛЁТ!! и оказывается в данной игре можно ЛЕТАТЬ!! Притом делать это сложно, но оттого действительно интересно. Третье измерение покоряется тогда окончательно :)

Вообще GTA 3, как наверное и многие песочницы, не обладает отточенными механиками и выверенным балансом, до этого тут очень далеко, взамен тому есть возможность проходить определённые задания по-хитрому. В каждой из последующих частей Grand Theft Auto нашу свободу на миссиях все больше урезали (хорошо, фактически могу поручиться только за "Вайс" и "Саныч", однако зная общие тенденции изменений в игрострое, думаю дальше с этим стало ещё хуже), а я считаю, уж в песочницах этого делать точно не стоит, должна сохранятся та же банальная возможность припасти, к сложному заданию, суперброню, супероружие или супертранспорт и воспользоваться ими.
В "трёшке" нам с этим дают разгуляться: Имеем задание убить китайца, там можно предварительно отыскать его машину и заминировать её, вместо того, чтобы действовать напрямую, вооружённым штурмом. Когда надо убивать босса мафии, предлагают стрелять в него из снайперской винтовки с крыши, однако интереснее проехать во двор к чёрному ходу и перегородить оный своим автомобилем. Босс безуспешно станет пробовать сбежать возвращаясь к этому вот чёрному ходу и останется с нами один на один, можем теперь делать с ним чего сами захотим ;) А если освоим управление самолётом, очень просто будет выполнить задание по эвакуации продажного федерала. Кстати, человек этот даст нам в награду пуленепробиваемый джип, который очень полезно приберечь на финальную миссию.
Слегка смущает в заданиях наверное только некоторый перекос в работу водителем, перестрелки отодвинуты, может не на задний план, но точно куда-то назад. Пускай даже в принципе стрельба реализована слабее покатушек, хотелось бы на равных видеть эти элементы в заданиях :)
Конечно есть элементарно неудачные миссии, допустим сопровождать бронированный фургон под обстрелом колумбийцев. Вот честно, никакие там вертолётики с бомбочками и преследование поезда рядом не стоят с этим. Не запомнил наизусть кто когда нападает? Всё проиграл :( Или одно из заданий по телефону, когда надо с таймером прокатиться через весь город, ни во что не врезаясь, и залезть в узенький гараж... который находится в районе с мафией, тут уж чисто на удачу пристрелят тебя или нет. Это же вроде есть и в задании по разгрому уличных ларьков где толкают наркоту, парочка из них расположена на территории мафии, а само задание на время.

Ну а игрушка в целом разумеется остаётся отличной. Это же последний олдскульный вариант "Грандиозной Кражи Машин" =) и самый технологичный из них. С учётом имеющихся недостатков, он уверенно держит оценку в 8 из 10.