Квест, представленный на данной странице, - очередной пример "доступного артефакта": он попал в Интернет не позднее 2020 года, но данный факт не получил практически никакой известности, а его самого почти никто не разыскивал. И совершенно напрасно: хотя в исландских газетах конца 1990-х годов он ошибочно именовался первой компьютерной игрой на национальном языке (что и близко не соответствует действительности), но при этом безо всяких сомнений может считаться "вершиной" данного искусства своей родной страны. И особенно радует, что посвящена данная вещь (ориентированная, по-видимому, в первую очередь на детскую аудиторию) не чему-нибудь, а истории Исландии, пусть даже и лишь ключевым, а не малоизвестным её событиям, - но многие ли за пределами "Ледяной страны" знают хотя бы о таковых?..
Главный герой - долговязый и тощий юноша-бездельник Дэни, житель городка Гардабайр, известного наличием рядом с ним руин едва ли не первых исландских поселений. Действие начинается в "наши дни", то есть в конце 1990-х годов, а узнать сюжетную завязку можно из представленного на CD отдельным файлом вступительного ролика, оформленного в виде книги со статичными иллюстрациями. Однажды субботним утром Дэни просыпается и, маясь от скуки, отправляется к месту проведения археологических раскопок по соседству с его родным городком. Там он замечает лежащее на земле ожерелье, из любопытства надевает его - и тут же исчезает. Оказывается, этот предмет волшебный и отправляет незаконно завладевшего им в различные эпохи истории Исландии, причём в "роли" тех или иных известных (либо не очень) деятелей, а для возвращения - иногда в своё время, а порой в какое-нибудь другое - нужно тем или иным (но обязательно честным) путём получить в тех реалиях, где оказался вор, точно такое же ожерелье.
В данной игре Дэни предстоит стать участником четырёх важнейших событий исландской истории, имевших место с IX по XVII века включительно: заселение страны норвежцами, христианизация на рубеже X и XI веков, Реформация и набеги "турецких" пиратов на остров в 1627 году (по факту нападавшие были в основном алжирцами, но "Варварский берег" в то время, как известно, являлся частью Османской империи). При этом в каждой эпохе протагонист, как уже говорилось, оказывается в роли какого-либо реального исторического персонажа. Так, например, в первой он станет Вивидлем - одним из рабов вождя Ингольфа Арнарсона, возглавлявшего заселявших Исландию норвежских переселенцев, а во второй - Хьяльти Скеггьясоном, одним из советников годи (вождя) Гисура Тейтссона и сторонником христианства. А в одном из эпизодов, увы, протагонисту и вовсе предстоит перевоплотиться в женщину...
Перспектива обзора - от третьего лица в "квестовом" смысле и, разумеется, в полном 2D; управление осуществляется при помощи курсора мыши по принципу "point and click". Посредством правой кнопки манипулятора можно переключаться между четырьмя типами команд для персонажа, визуализирующимися в виде значков в левом верхнем углу экрана: это перемещение (фигурка протагониста), осмотр объекта или области крупным планом (глаз), какое-либо взаимодействие с окружающей средой, включая подбор предмета (ладонь), и начало диалога с другим действующим лицом (губы). По щелчку на том или ином элементе окружающей обстановки при условии "активности" в данный момент подходящего символа из вышеперечисленных и возможности совершить с выбранной "целью" желаемое действие протагонист осуществит его. В правом верхнем углу отображается иконка мешка, по щелчку на которую левой кнопкой мыши открывается экран содержимого инвентаря. Предметы, доступные для взятия, попадают туда автоматически после щелчка по ним при "активной" ладони в левом верхнем углу, а для использования необходимо просто нажать левой кнопкой мыши на желаемый из них в режиме инвентаря. После этого вместо пиктограммы в левом верхнем углу появится его изображение, которое сохранится и после возврата к непосредственному действию по нажатию на символ мешка справа вверху (во время просмотра своих запасов), - и если данный объект можно где-то использовать, то при наличии удерживания его "активным" достаточно просто щёлкнуть на соответствующую точку.
Местные головоломки связаны как с обнаружением и последующим правильным применением предметов, так и - едва ли не в большей степени - с извлечением информации из диалогов. Последние здесь, что удивительно и приятно, озвучены и одновременно сопровождаются субтитрами, отображаемыми в верхней части экрана, а также почти всегда "ветвятся", предполагая по три-четыре варианта ответных реплик (они показываются в левой нижней части пространства и выбираются курсором мыши). От предпочтения конкретных вариантов во многом зависит дальнейшее развитие событий - есть риск пропустить или не узнать что-то важное, - ввиду чего пройти данную игру, не владея исландским языком, мягко говоря, проблематично.
Отдельно хотелось бы отметить глубокую связь деталей сюжета Tímaflakkarinn с исландскими реалиями различных времён: без знания "контекста" некоторые моменты могут быть попросту непонятны. Например, действие первого эпизода начинается на корабле - и после того, как мы решим завершить беседу с другим рабом, на экране появится огромный бородатый мужчина (Ингольф собственной персоной), который сбросит за борт некий "столб" выше человеческого роста. Это эндвейиссулюр ("столб превосходства") - культовый предмет, устанавливавшийся у подлокотников тронов скандинавских языческих вождей. Норвежские эмигранты в Исландию использовали их для определения мест основания будущих поселений - столбы сбрасывались за борт судна и затем разыскивались: там, где течение прибивало какой-либо из них к берегу, и устраивали деревню. Собственно, сюжет первой части игры во многом (хотя и отнюдь не только) посвящён именно розыску того самого сброшенного Ингольфом в море эндвейиссулюра. А, например, во втором эпизоде потребуется и вовсе знакомство с древнескандинавскими рунами.
Графика, разумеется, весьма "бюджетна", но при этом не может быть названа "некачественной" или "некрасивой": да, всё нарисовано простенько, без особых изысков и эффектов, но с явной любовью, умеренной яркостью палитры и в очень своеобразном стиле, а также с какой-никакой анимацией (для тех же перемещений и различных совершаемых персонажами действий). С аудиальным сопровождением всё обстоит ещё лучше: нельзя не отметить как уже упоминавшуюся выше полную озвучку всех диалогов, причём выполненную явно профессиональными и старающимися хорошо сделать свою работу актёрами (хотя некоторые из них словно бы спешат, читая свои реплики), так и истинно бесподобную и "пробирающую" музыку (пусть "тематически" в большей степени подходящую для времён викингов, тогда как действие происходит не только в них). Вердикт - десять баллов; да, оценка несколько завышена, но в данном случае для этого имеются все основания, ибо данная игра, несмотря на немногочисленные недостатки, поистине уникальна как по происхождению, так и по тематике, а качество её исполнения даже без учёта этих обстоятельств намного выше среднего.
Главный герой - долговязый и тощий юноша-бездельник Дэни, житель городка Гардабайр, известного наличием рядом с ним руин едва ли не первых исландских поселений. Действие начинается в "наши дни", то есть в конце 1990-х годов, а узнать сюжетную завязку можно из представленного на CD отдельным файлом вступительного ролика, оформленного в виде книги со статичными иллюстрациями. Однажды субботним утром Дэни просыпается и, маясь от скуки, отправляется к месту проведения археологических раскопок по соседству с его родным городком. Там он замечает лежащее на земле ожерелье, из любопытства надевает его - и тут же исчезает. Оказывается, этот предмет волшебный и отправляет незаконно завладевшего им в различные эпохи истории Исландии, причём в "роли" тех или иных известных (либо не очень) деятелей, а для возвращения - иногда в своё время, а порой в какое-нибудь другое - нужно тем или иным (но обязательно честным) путём получить в тех реалиях, где оказался вор, точно такое же ожерелье.
В данной игре Дэни предстоит стать участником четырёх важнейших событий исландской истории, имевших место с IX по XVII века включительно: заселение страны норвежцами, христианизация на рубеже X и XI веков, Реформация и набеги "турецких" пиратов на остров в 1627 году (по факту нападавшие были в основном алжирцами, но "Варварский берег" в то время, как известно, являлся частью Османской империи). При этом в каждой эпохе протагонист, как уже говорилось, оказывается в роли какого-либо реального исторического персонажа. Так, например, в первой он станет Вивидлем - одним из рабов вождя Ингольфа Арнарсона, возглавлявшего заселявших Исландию норвежских переселенцев, а во второй - Хьяльти Скеггьясоном, одним из советников годи (вождя) Гисура Тейтссона и сторонником христианства. А в одном из эпизодов, увы, протагонисту и вовсе предстоит перевоплотиться в женщину...
Перспектива обзора - от третьего лица в "квестовом" смысле и, разумеется, в полном 2D; управление осуществляется при помощи курсора мыши по принципу "point and click". Посредством правой кнопки манипулятора можно переключаться между четырьмя типами команд для персонажа, визуализирующимися в виде значков в левом верхнем углу экрана: это перемещение (фигурка протагониста), осмотр объекта или области крупным планом (глаз), какое-либо взаимодействие с окружающей средой, включая подбор предмета (ладонь), и начало диалога с другим действующим лицом (губы). По щелчку на том или ином элементе окружающей обстановки при условии "активности" в данный момент подходящего символа из вышеперечисленных и возможности совершить с выбранной "целью" желаемое действие протагонист осуществит его. В правом верхнем углу отображается иконка мешка, по щелчку на которую левой кнопкой мыши открывается экран содержимого инвентаря. Предметы, доступные для взятия, попадают туда автоматически после щелчка по ним при "активной" ладони в левом верхнем углу, а для использования необходимо просто нажать левой кнопкой мыши на желаемый из них в режиме инвентаря. После этого вместо пиктограммы в левом верхнем углу появится его изображение, которое сохранится и после возврата к непосредственному действию по нажатию на символ мешка справа вверху (во время просмотра своих запасов), - и если данный объект можно где-то использовать, то при наличии удерживания его "активным" достаточно просто щёлкнуть на соответствующую точку.
Местные головоломки связаны как с обнаружением и последующим правильным применением предметов, так и - едва ли не в большей степени - с извлечением информации из диалогов. Последние здесь, что удивительно и приятно, озвучены и одновременно сопровождаются субтитрами, отображаемыми в верхней части экрана, а также почти всегда "ветвятся", предполагая по три-четыре варианта ответных реплик (они показываются в левой нижней части пространства и выбираются курсором мыши). От предпочтения конкретных вариантов во многом зависит дальнейшее развитие событий - есть риск пропустить или не узнать что-то важное, - ввиду чего пройти данную игру, не владея исландским языком, мягко говоря, проблематично.
Отдельно хотелось бы отметить глубокую связь деталей сюжета Tímaflakkarinn с исландскими реалиями различных времён: без знания "контекста" некоторые моменты могут быть попросту непонятны. Например, действие первого эпизода начинается на корабле - и после того, как мы решим завершить беседу с другим рабом, на экране появится огромный бородатый мужчина (Ингольф собственной персоной), который сбросит за борт некий "столб" выше человеческого роста. Это эндвейиссулюр ("столб превосходства") - культовый предмет, устанавливавшийся у подлокотников тронов скандинавских языческих вождей. Норвежские эмигранты в Исландию использовали их для определения мест основания будущих поселений - столбы сбрасывались за борт судна и затем разыскивались: там, где течение прибивало какой-либо из них к берегу, и устраивали деревню. Собственно, сюжет первой части игры во многом (хотя и отнюдь не только) посвящён именно розыску того самого сброшенного Ингольфом в море эндвейиссулюра. А, например, во втором эпизоде потребуется и вовсе знакомство с древнескандинавскими рунами.
Графика, разумеется, весьма "бюджетна", но при этом не может быть названа "некачественной" или "некрасивой": да, всё нарисовано простенько, без особых изысков и эффектов, но с явной любовью, умеренной яркостью палитры и в очень своеобразном стиле, а также с какой-никакой анимацией (для тех же перемещений и различных совершаемых персонажами действий). С аудиальным сопровождением всё обстоит ещё лучше: нельзя не отметить как уже упоминавшуюся выше полную озвучку всех диалогов, причём выполненную явно профессиональными и старающимися хорошо сделать свою работу актёрами (хотя некоторые из них словно бы спешат, читая свои реплики), так и истинно бесподобную и "пробирающую" музыку (пусть "тематически" в большей степени подходящую для времён викингов, тогда как действие происходит не только в них). Вердикт - десять баллов; да, оценка несколько завышена, но в данном случае для этого имеются все основания, ибо данная игра, несмотря на немногочисленные недостатки, поистине уникальна как по происхождению, так и по тематике, а качество её исполнения даже без учёта этих обстоятельств намного выше среднего.
- Аудитория:
Детская - Время и место:
Средневековье
Новое Время - Особенность геймплея:
Образовательная - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
Исландия - Сюжет:
Путешествие во времени - Технические детали:
Полная озвучка
PC-Mac - Язык:
Íslenska