Tripitaka

玄奘三蔵求法の旅
Tripitaka
Жанр: Edutainment
Разработчик: Softedge
Издатель: PD
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 0
Наш сайт продолжает радовать ценителей редкостей удивительными и необычными находками в различных жанрах, среди которых порой всплывают весьма любопытные тайтлы. Они заслуживают не только места в чьих-то коллекциях, но и времени на тщательное изучение и прохождение. Так, относительно недавно настоящий ажиотаж вызвала новость о «духовном продолжении» культовой приключенческой игры Cosmology of Kyoto, у которой немало поклонников по всему миру, включая Россию. Имя этому раритету — Tripitaka. Долгое время "игра" считалась полностью утраченной, и о ней была известна лишь отрывочная информация. Кульминацией интриги стало появление диска на аукционе Yahoo Japan, где он был продан примерно за 300 долларов. Позже игровой исследователь Бруну де Фигейреду убедил владельца этой копии выложить её в открытый доступ. Однако с этого момента восторг по поводу Tripitaka начал угасать — и на то есть веские причины, о которых расскажу ниже.

Называть Tripitaka полноценным сиквелом шедевра японской студии SoftEdge, каковым является Cosmology of Kyoto, было бы ошибкой, поэтому «духовное продолжение» взято в кавычки. Первая игра запомнилась элементами хоррора, нелинейностью, гротескными образами мифологических существ, отсутствием чёткой цели, свободой исследования Киото и возможностью погибнуть с последующим перерождением. В Tripitaka сохранилась лишь обширная образовательная составляющая в виде внутриигровой энциклопедии и рассказа о религии и истории — на этот раз Китая, а не Японии. Художественный стиль, выдержанный в духе японской живописи укиё-э, также остался, но стал более «серьёзным»: мистичность и сюрреализм, характерные для Cosmology of Kyoto, исчезли. Главное разочарование Tripitaka в том, что это вовсе не игра. Да, вы читаете правильно. Этот продукт, распространявшийся ограниченным тиражом в музеях в рамках выставки 1999 года «Путешествие на Запад по Шёлковому пути», представляет собой стопроцентное повествование — по сути, интерактивную биографию буддийского монаха Сюаньцзана, жившего в Китае VII века. Всё взаимодействие сводится к кликам мышью для продвижения сюжета, который длится несколько часов. Иногда требуется навести курсор на определённую область экрана, чтобы направить персонажа, а также для редкого взаимодействия с объектом. В этом смысле Tripitaka напоминает Gadget — проект, который некоторые геймеры относят к жанру «симулятор ходьбы». На этом участие игрока заканчивается. Запаситесь едой, напитками и терпением, потому что путь главного героя не будет коротким.

Вам предстоит стать свидетелем долгого путешествия буддийского монаха Сюаньцзана, жившего во времена династии Тан. Тогда в центральных провинциях Поднебесной буддизм уже сосуществовал с конфуцианством, но его распространение было ограниченным, а знания последователей — поверхностными. Молодой человек из учёной семьи, обладавший пытливым умом, стремился углубить своё понимание религии. Книг и рукописей в китайских храмах ему было недостаточно. Вещий сон, в котором высшие силы призвали его отправиться в Индию — колыбель буддизма, — вдохновил Сюаньцзана изучить теологические труды великих мыслителей и принести их учение в Китай, чтобы просветить народ. Однако империя Тан переживала политический кризис, и власти строго ограничивали перемещения подданных как внутри страны, так и за её пределы. Даже монаху было запрещено покидать Китай. Тем не менее Сюаньцзан решился на рискованный шаг и тайно бежал из страны. Его путь лежал на запад через пустыню Гоби к Тянь-Шаню, затем через земли тюркских народов на юг, минуя Памир и Балх, в Индию. На этом пути он сталкивался с суровыми климатическими условиями: переходами через выжженные пустыни без оазисов и опасными горными перевалами. Местные правители уговаривали монаха остаться в их странах, суля привилегии, но его решимость была непреклонной. Особый интерес для Сюаньцзана представляла Йогачара — учение буддизма Махаяны, утверждающее, что истинно лишь индивидуальное сознание, а все явления и объекты внешнего мира иллюзорны.

«Геймплей» покажется знакомым для любителей point-and-click. Вид от первого лица — глазами Сюаньцзана. Управление осуществляется наведением курсора на активные области экрана, при этом курсор меняет форму, указывая направление (вперёд, вправо, влево), если перемещение возможно. Однако эти действия крайне ограниченны и дискретны. Посмотрев на что-то, Сюаньцзан часто не может вернуться к этому месту или взглянуть на него снова. Свободное исследование городов и локаций недоступно — всё строго линейно и упустить что-либо просто невозможно. Хотя Tripitaka позиционируется как игровой эдьютейнмент, она лишь формально (внешне) содержит элементы квеста или адвенчуры. Забудьте об инвентаре, манипуляциях с предметами, диалоговой системе или даже простейших головоломках — ничего этого нет. Игрок лишь наблюдает за повествованием, периодически «подталкивая» его вперёд. Цель авторов заключалась в просвещении: рассказать об основах буддизма, жизни Сиддхартхи Гаутамы, истории и культуре Китая и сопредельных стран VII века. Для этого в игре есть обширная энциклопедия с подробной информацией о буддизме и исторических фактах, связанных с путешествием Сюаньцзана. Доступ к ней открывается через наведение курсора на верхний край экрана и выбор опции Zine правой кнопкой мыши. Также энциклопедию можно открыть при запуске игры, выбрав соответствующий пункт в меню (ниже "Tripitaka"). Кроме того, во время прохождения выбор значка «?» в верхнем меню превращает курсор в «!». Наведя его на людей или предметы, можно получить дополнительные сведения. Читать придётся много — порой это утомляет, особенно когда повествование углубляется в сложные буддийские термины и детали.

Графически Tripitaka следует стилистике Cosmology of Kyoto. Перед игроком предстают красивые картины в духе японской живописи укиё-э с лёгким налётом гротеска и преувеличением форм лиц или фигур, что иногда придаёт комический оттенок. Однако в отличие от Cosmology of Kyoto здесь почти нет мрачных или пугающих образов. Упор сделан на реализм, что соответствует историческому характеру проекта. Локации — дворцы, храмы, святыни — воссозданы с поразительной точностью. Географические пейзажи также великолепно передают красоту природы, встречавшейся Сюаньцзану на Шёлковом Пути. Возможно, современный геймер ожидал бы больше анимации от тайтла 1999 г. — ведь почти все экраны в Tripitaka статичны. Лишь в диалогах персонажи шевелят губами, изображают мимику и совершают минимальные движения. Но и это скорее смена нескольких кадров, а не полноценные ролики. Кат-сцены, раскрывающие этапы биографии Сиддхартхи Гаутамы, выполнены в том же покадровом стиле. Однако я не считаю это недостатком: такой подход идеально сочетается со спокойным, просветительским характером эдьютейнмента. Музыка выдержана в приятном традиционном стиле — не только китайском, но и тюркском, индийском, иранском, отражая регионы, которые посетил монах.

В заключение скажу, что Tripitaka подойдёт далеко не всем. Этот продукт ещё более нишевый, чем Cosmology of Kyoto. Поклонники последней, скорее всего, будут разочарованы отсутствием игры как таковой, линейностью и минимальным сюрреализмом. Однако для любителей истории и культурологии Tripitaka станет настоящей находкой. На мой взгляд, в просветительском плане она превосходит Cosmology of Kyoto. Это интерактивная версия реального путешествия Сюаньцзана, а не фантазийная адаптация китайского романа «Путешествие на Запад». Я рад, что авторы выбрали серьёзный, реалистичный подход, а не ввели мифических персонажей вроде царя-обезьяны или коня-дракона. Если вы готовы к долгому чтению текста на японском языке и не считаете это утомительным, то данный раритет определённо стоит попробовать.
Автор обзора: Farooq
Cosmology of Kyoto
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.