Cyber Pub

Cyber Pub
Жанр: Other
Разработчик: Magic Média
Издатель: Groiler Interactive
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 2 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 0
Вряд ли стоит в который раз говорить о том, что реклама - "двигатель торговли" - в большинстве случаев воспринимается людьми негативно. Да, некоторые её образцы можно назвать удачными или даже настоящими произведениями искусства, но в 999 случаях из тысячи это просто информационный мусор, раздражающий и нередко навязчивый. Вместе с тем, к великому сожалению, она уже давно стала неотъемлемой частью нашей жизни и проникла во многие её сферы, в том числе и в компьютерные игры. И если некоторые из них, имеющие данную направленность, получились на удивление качественными с точки зрения отношения к аудитории (настолько, что об изначальной цели их создания во время действия можно даже не вспоминать, а иногда и не узнать), то другие, увы, нисколько не скрывают своей подоплёки и едва ли имеют какую-либо ценность, кроме исторической. Но то, что представлено на данной странице, не относится ни к одной из этих категорий, а являет собой нечто совершенно уникальное, пусть и, к сожалению, в плохом смысле этого слова. Cyber Pub - это двухдисковый французский (и почти наверняка издававшийся только на соответствующем языке) мультимедийный арт-объект с рудиментарным игровым элементом, который призван прорекламировать (и самым что ни на есть прямым образом) не только целый ряд всевозможных брендов, но и... рекламу как таковую (!), включая соответствующие агентства. Причём представлено это в виде посещения игроком некоего вымышленного музея рекламы, расположенного на острове в здании, имеющем форму океанского лайнера и состоящем из двух корпусов, а реализовано наподобие "мистоида" с видом от первого лица, с управлением при помощи курсора мыши и с дискретным перемещением. "Ведущим" проекта является представленный в виде оцифрованной модели и появляющийся в FMV-вставках одетый в псевдоморскую форму Жак Сегела (р. 1934) - не очень известный в наших краях, но знаменитый у себя на родине и во всём западном мире "эксперт по рекламе" (или, если более откровенно, пиарщик), в профессиональных кругах получивший "почётное" прозвище "продавец президентов" за организацию "продвижения" предвыборных кампаний некоторых политиков на своей родине, включая Франсуа Миттерана.

Музей рекламы состоит, как уже было сказано, из двух корпусов - по одному на CD; в каждом из них по шесть этажей (на третьем в обоих находится коридор, по которому можно попасть из одного в другой), а те уже в свою очередь делятся на "сектора", состоящие из "зон". Любой "сектор" закреплён за конкретным брендом, причём последнему может "принадлежать" и несколько таковых. "Зоны" представляют собой оцифрованные фотографии, сменяющие друг друга при нашем перемещении по "залам" здания, - по факту эти фоны совершенно плоские, но формально проект благодаря использованию QuickTime претендует на трёхмерность: при помощи мыши можно вращать обзор на 360 градусов, а также поднимать и опускать взгляд. Виды музея отображаются в окне, занимающем центральную (условно большую) часть экрана, и обрамлены сине-белой "каймой", в которой находятся различные элементы интерфейса. В частности, на синем фоне справа изображён план этажа, на котором мы в данный момент находимся; точками на нём обозначены имеющиеся "зоны", причём та, где стоит "протагонист", выделена оранжевым цветом. При подведении курсора к любой из них тот принимает форму рамки - и по щелчку мы мгновенно (то есть без необходимости "физического" перемещения, которое, разумеется, осуществлять не запрещено, просто по факту не обязательно) оказываемся в предпочтённом месте. Ещё правее расположена шкала, состоящая из шести ячеек; пять из них "пустые", а одна голубая. Это визуальное отображение этажей: та, что залита цветом, означает посещаемый нами сейчас этаж, тогда как нажатие на другие опять-таки мгновенно перенаправляет в соответствующие локации, хотя добраться до них вполне можно и самостоятельно, воспользовавшись лифтом. На левой синей панели периодически появляется, исчезает и вновь возникает фигурка Жака - на одном из шести условных "уровней"; если щёлкнуть на неё, то мы перенесёмся в случайное место на соответствующем "положению" рекламщика этаже посещаемого сейчас корпуса.

В самом низу экрана на белом фоне находятся пять пиктограмм в виде портретов всё того же Сегела в разных позах. Они отвечают за следующие вещи (слева направо): возврат к предыдущему посещённому экрану (что бы он собой ни представлял); запрос помощи; ни за что (центральное изображение в принципе неактивно); общий план посещаемого корпуса (он будет рассмотрен далее); выход из программы. Слева - вверху и внизу на белом фоне - нередко (хотя и не всегда) отображаются названия соответственно бренда и рекламного агентства, "ответственных" за "зону", в которой мы в данный момент находимся. При подведении к ним курсора тот опять-таки принимает форму рамки, и если щёлкнуть левой кнопкой мыши, то произойдёт переход к отдельному экрану, рассказывающему о соответствующей компании. В первом случае - для бренда - в текстовом виде приводится его история, занимающая, как правило, три-четыре "слайда" (для переключения между ними используются цифры справа внизу), каждый из которых содержит одну или несколько иллюстраций (иногда, чтобы увидеть их все, нужно щёлкать на соответствующие пиктограммы внизу по центру в рамках конкретной "страницы"). Для рекламных агентств показывается лишь их краткая история в виде "хронологии" и интерактивный список брендов, представленных в проекте, которые они продвигают (по щелчку на любой пункт в нём мы переходим на страницу данной компании), а также могут иметься фотографии их ключевых сотрудников.

Если подвести курсор к синим "осям параболы", расположенным в верхнем и нижнем правых углах пространства, то, во-первых, отобразятся альтернативные кнопки для обзора на 360 градусов (но поднимать и опускать взгляд при помощи них нельзя), во-вторых - появятся опции для перехода к списку всех рекламируемых брендов (сверху) и всех упомянутых в проекте персон (снизу). На синем бордюре, расположенном в самом верху экрана, при перемещении туда указателя во время нахождения в музее появляются порядковый номер этажа, а также опции для альтернативного перехода к рассказу о бренде, рекламируемом в данной "зоне", и к другим "зонам" этой же марки (если таковых несколько, то будет предложен выбор). Такая же "кайма" есть в самом верху экранов брендов и агентств - там она содержит опции для возврата в музей и опять-таки для просмотра всех "зон" конкретной компании.

Курсор по умолчанию имеет форму кружка. Если около него на переднем плане появляется толстая белая стрелка, то в данном направлении возможно перемещение. Около многих - но далеко не всех - висящих на стенах плакатов и прочих объектов указатель принимает вид растопыренной ладони, палец которой нажимает на кружок (возможно, манипулятор?), - это означает, что соответствующее "произведение" можно рассмотреть крупным планом. В этом режиме показывается куцая информация о выбранном объекте (обязательно бренд и рекламное агентство, нередко также дата создания и "область" использования). Правее в виде вертикальной прокручиваемой (как вручную, так и с помощью пары специальных пиктограмм) "фотоплёнки" доступны все прочие рекламы того же бренда из представленных в проекте, причём в хронологическом порядке их создания, - и можно переключиться на просмотр любой из таковых. Между этими двумя элементами либо под первым из них иногда демонстрируется какая-либо анимация (скажем, по шоссе постоянно проезжают мультяшные автомобили), иногда даже предполагающая некоторый интерактив: например, показаны несколько застёжек-молний, одну из которых можно застёгивать и расстёгивать, - или представлены рюмки с яйцами, щелчки на коих будут приводить к разбиванию последних с одновременной сменой фотографий девушки выше (но поступать так конкретно здесь не рекомендуется). Выйти из режима подобного просмотра можно двумя способами - щёлкнув либо на "основное" изображение, либо на опцию возврата к предыдущему экрану (портрет Сегела слева внизу). Дабы вращать обзор при помощи мыши, требуется зажать её левую кнопку (курсор после этого превратится в "снежинку" с тонкой чёрной стрелочкой) и затем начать производить желаемые манипуляции.

Управление лифтами (представляющими собой скорее открытые подъёмники) осуществляется следующим образом: нужно нажать сначала на центральную кнопку на пульте, а затем выбрать один из этажей, изображённых в виде появляющихся пиктограмм в левой части устройства, имеющих форму квадратиков с соответствующим количеством точек. К сожалению, из-за то ли бага, то ли намеренной задумки разработчиков выбраться из окололифтового пространства порой крайне сложно, так как окрестные проходы часто неактивны, - но это можно элементарно решить при помощи карты этажа в правой части экрана, о которой говорилось выше. Кроме того, если во втором корпусе лифт без проблем курсирует между всеми этажами, то в первом имеется "разрыв" между четвёртым и пятым: то есть с первого можно доехать лишь максимум до четвёртого, с того - лишь подняться на пятый или шестой, а с последних - лишь спуститься до четвёртого (формально). Причина такого странного поведения будет пояснена ниже.

Упоминавшаяся ранее опция "План" перенаправляет на отдельный экран, оформленный в чёрных тонах. Основную часть пространства здесь занимает детальная схема этажа, на котором мы до этого находились, разбитая именно на "сектора": при подведении курсора к каждому таковому он подсвечивается, а выше показывается название бренда, рекламируемого там (если за последним закреплено несколько "секторов" на этаже, то "осветляются" все они), причём интерактивное - по нажатию на него мы переходим ко всё тому же рассказу о компании, уже рассмотренному выше. Справа в виде "башенки" представлены все шесть этажей "изучаемого" корпуса, и нажатие на любой из соответствующих элементов приводит к смене плана на основной части экрана. Ниже находится опция для переключения на лифт того этажа, схему которого мы сейчас рассматриваем. Здесь же есть (в виде отдельного пункта) возможность перехода из одного корпуса в другой, которая, напомним, реализована и в самой игре - в коридоре на третьем этаже обоих "крыльев" здания. На экране плана, как и на "музейном", предусмотрены опции перехода к общим спискам брендов и людей, а вернуться к "экскурсии" можно либо при обращении к лифтам, либо посредством отправки "на шаг назад" с помощью портрета Жака слева внизу.

При переходе к экрану плана корпуса либо при обращении к какой-нибудь его составляющей (и вроде бы ни в каких иных ситуациях) с некоторой долей вероятности может запуститься игровой элемент, а именно викторина под названием "Pub Quiz". На чёрном экране появляется Сегела, а затем в текстовом виде задаётся какой-либо вопрос из области истории рекламы или смежных с нею с тремя вариантами ответа; в случае одной ошибки нам дают возможность попробовать ещё раз, а ситуацию с двумя промахами, увы, проверить не удалось. Если ответить верно с первого или со второго раза, то рекламщик поздравляет нас и исчезает, а мы возвращаемся в ту музейную локацию, которую посещали последней, - то есть вопрос в каждом таком "раунде" всегда один, а "победа" ни к чему не приводит. Вероятно, для достижения успеха в этом деле нужно изучать имеющуюся в проекте информацию (ибо вопросы касаются историй смены названий брендов, дат проведения разных крупных рекламных мероприятий и так далее), но доподлинно это не установлено.

Кроме того, есть и формальная "цель" (увы, именно в кавычках) - найти две секретных комнаты. Если опуститься на лифте с шестого (и, возможно, с пятого) этажа на четвёртый, то вместо "заданного" места мы попадём в странную локацию без карты и возможности пользоваться лифтом: она напоминает пещеру с двумя ходами, ведущими в одну и ту же огромную белую комнату без пола с висящей в воздухе платформой с Жаком и с развешанными на стенах плакатами с изображениями яблок и призывами "сохранить любовь" (возможно, социальная реклама?). Для того чтобы покинуть это место, нужно обязательно дойти до платформы, а затем развернуться и щёлкнуть по пещерному коридору, из которого мы пришли, - после этого игрок автоматически переносится на лифт, стоящий на четвёртом этаже (то есть туда, куда и должен был приехать). К сожалению, неизвестно, является ли вышеописанная локация обеими секретными комнатами или только одной из них. И да, её обнаружение, разумеется, не приводит вообще ни к какому "практическому" результату.

Необходимо хотя бы кратко коснуться и фактического (а заодно и эстетического) содержания Cyber Pub - то есть конкретно той самой рекламы, представленной по большей части в виде настенных плакатов, созданных обычно на основе фотографий, но иногда и рисунков. Перечень брендов может несколько удивить (среди них автомобили, одежда, алкогольные напитки, косметика и многое другое, причём рассчитанное исключительно на состоятельных людей, - вплоть до известнейшего туроператора "Club Med" Жильбера Тригано), хотя как раз это обсуждать точно не стоит: очевидно, что в проект включили тех, кто проявил к этому "интерес". Практически все представленные марки западные, хотя есть и несколько японских. "Сектора" компаний распределены в пределах этажей хаотично, что, в принципе, можно объяснить стремлением к разнообразию, - но печалит, что реклама и информация по ней подаются без малейшей критической даже в формальном смысле этого слова сопроводительной оценки: то есть непонятно, почему были отобраны конкретно эти плакаты, как общество того времени и той страны, где они демонстрировались, их воспринимало, была ли та или иная реклама удачной или нет и так далее, не говоря уже о каких-либо "обобщениях" (то есть ничего, что могло бы помочь получить общее представление о рекламе конкретной страны определённого же периода времени, здесь нет и близко).

Стоит также отметить, что некоторые "сектора" могут не понравиться определённым категориям людей: например, один из них выделен под "ретроспективу" предвыборной кампании Миттерана 1981 года. Кроме того, среди рекламных агентств присутствует печально известный своими эротическими и просто провокационными работами итальянский фотограф Оливьеро Тоскани (1942-2025), долгие годы работавший "креативным директором" в компании "Benetton", занимающейся производством одежды. Увы, количество условно непристойных снимков хоть и составляет очень небольшой процент от общей массы здешнего содержимого, но не совсем уж мало, причём к ним относятся не только работы вышеупомянутого человека (к примеру, упоминавшееся выше разбивание яиц приводит к исчезновению с фотографии девушки бюстгальтера...). Но всё же ничего хоть сколько-нибудь "жуткого" по этой части здесь, к счастью, не наблюдается.

Визуально проект, как уже говорилось выше, в значительной мере представляет собой, по сути, набор оцифрованных фотографий с залами абстрактного музея, причём довольно низкого качества. На многих из них представлены статичные фигурки реальных людей - якобы посетителей; причём если перемещаться в пределах одной "зоны", то последние могут исчезать, появляться или менять своё местоположение (но без какой-либо "анимации"). Нередко в залах присутствует и Жак Сегела: иногда просто как посетитель, но порой и в качестве "интерактивного элемента": по щелчку на него в этих случаях запускается FMV-ролик, не сопровождаемый субтитрами, в котором он что-то рассказывает. К слову, перед входом в музей запустить - хотя бы на секунду - таковой необходимо в обязательном порядке, иначе стоящий в проходе рекламщик попросту не пропустит нас дальше. К счастью, прервать его словоизлияния всегда можно банальным щелчком левой кнопки мыши по экрану.

Может возникнуть вопрос, что в таком проекте занимает целых два диска. Ответ - видео, к которым относятся не только "лекции" "ведущего". В частности, на страницах некоторых брендов на синей кайме в верхней части пространства есть дополнительный пункт для проигрывания роликов. При обращении к нему в центре экрана стартует "приветствие" директора компании; чуть ниже и правее может иметься пиктограмма с буквой "T", нажатие на которую выводит текстовый перевод его речи на французский язык, если он говорит на ином. В трёх углах располагаются другие иконки: левая верхняя позволяет перезапустить этот же ролик, правая верхняя - вернуться в музей, правая нижняя - просмотреть доступные рекламные ролики данной компании, запускающиеся на полный экран. При подведении курсора в левый нижний угол отображаются предельно краткие данные о проигрываемом сейчас видео (название компании и год выпуска). Кроме того, иногда можно добиться появления непосредственно в музее оцифрованных моделей ещё нескольких людей, помимо Сегела (включая упомянутых выше Тоскани и Тригано).

Звуковое сопровождение является чуть ли не наиболее качественно исполненной составляющей проекта, поскольку создаёт иллюзию реального "общественного пространства": периодически раздаются гул голосов, щелчки фотоаппаратов, детский плач, чей-то смех или даже стон, топот ног и так далее. Правда, после нескольких минут прослушивания подобное начинает очень сильно раздражать.

В виде исключения необходимо сказать и о нескольких предположительных технических багах. Во-первых, при возвращении в музей из режима просмотра плакатов крупным планом иногда пропадает изображение в центральной части экрана. Для того чтобы исправить это, достаточно щёлкнуть курсором по любой точке-"зоне" на плане этажа справа - в том числе по той, где мы находимся в данный момент, если хотим остаться там же, где стояли: после этого картинка всегда сразу же появляется. Во-вторых, при требовании смены дисков (в коридоре на третьем этаже или при задействовании соответствующей опции на отдельном экране плана здания) программа формально "зависает" - и начинает откликаться лишь в том случае, если нужный диск вставлен в привод. Про особенности же окололифтовых пространств уже рассказывалось выше.

Вердикт в данном случае оказывается чрезвычайно сложным для вынесения и одновременно - абсолютно бессмысленным. С одной стороны, Cyber Pub, безусловно, можно признать арт-объектом (пусть и, возможно, с приставкой "анти") уникальной тематики, ибо рекламных компьютерных игр можно вспомнить сколько угодно, а вот рекламирующие рекламу, кроме него, существуют едва ли. С другой - местная атмосфера настолько пропитана ядом рекламы даже не простой, а именно "гламурной" и "люксовой", не содержащей ни малейшего "творческого" начала, и потому отвратительна, что исследовать местные серые коридоры, увешанные яркими и подчас "кричащими" плакатами, совершенно не хочется. Наличие как минимум викторины, даже такой ущербной, как здешняя, формально позволяет считать это нечто игрой и представить на нашем сайте, - но очень расстраивает, что никакой реальной (а не формальной) задачи даже в рудиментарном виде здесь нет, из-за чего эту вещь нельзя не то что пройти, а даже в принципе добиться в ней каких бы то ни было "результатов". Но справедливости ради нельзя не отметить и на редкость продуманный и в целом удобный местный интерфейс, что косвенно наверняка понятно по предыдущим абзацам.

Остаётся также совершенно непонятным, кто рассматривался в качестве целевой аудитории этого проекта: профессиональным пиарщикам или каким-нибудь богачам, покупающим продвигаемые здесь товары, подобное явно не нужно, а обычному человеку, даже терпимо относящемуся к рекламе, данная форма её реализации, скорее всего, просто не будет интересна. Причём возможно, что ответ на косвенно заданный выше риторический "вопрос" звучит как "никто", чем и объясняется отсутствие в Интернете что информации о таком издании, что его самого вплоть до самого конца июня 2025 года. Вместе с тем бюджет у данного проекта явно был весьма солидным (в том числе с учётом привлечения нескольких "знаменитостей"), и владельцы брендов и рекламных агентств наверняка предполагали, что он должен как-то окупиться. Но размышления об этой загадке и её возможном решении мы оставим заинтересованным читателям, если таковые вдруг найдутся. Рекомендаций же в данном случае, естественно, не будет: перед нами действительно "музейный" экспонат ("игра", рекламирующая рекламу, в которой нет ничего, кроме рекламы), но из категорий "только для фондов" и "руками не трогать".
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.