Arx Fatalis

Arx Fatalis: Return to the Underground
Arx Fatalis: Последний бастион
Arx Fatalis
Жанр: RPG
Разработчик: Arkane Studios
Издатель: JoWooD Productions Software
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.31 из 10
  • 110
  • 69
  • 131
Огонь, что бьётся в сердце Матери-земли,
Один лишь он, надежду нам дарящий,
Вернуть способен то, что мы когда-то обрели
И потеряли в миг, разруху, голод и вражду таящий.

И чёрный Рок грозит нам смертью верной,
И только Воля освещает путь.
Но смело мы идём дорогой этой скверной,
Вернёмся к Свету мы - когда-нибудь.


Солнце, ласковые лучи которого греют усталого воина, прильнувшего к мягкой траве в поисках отдыха от ратных трудов… Весёлый смех ребятни, их беготня, оживляющая улицы и наполняющая спокойный город суетой и радостью… Звонкий озорной ручей с чистой ледяной водой, мечта утомившегося в дороге странника, брызжет яркими всполохами, словно бы говоря: «Глядите, какой прекрасный сегодня день! Глядите!» Могучие горы далеко-далеко, стоящие будто силачи-титаны, а за ними – невиданные земли, бесконечные просторы для тех, кого не устраивает доля обывателя. Как хотелось бы, чтобы эта идиллия длилась вечно! …Последняя яростная вспышка – и звезда над красочным миром Экзосты потухла навсегда, и не стало больше источника света, тепла, защиты. Хаос отодвинул цивилизацию на много веков назад, смерть забрала в своё угрюмое царство тысячи невинных жизней, а холод убил остатки всего, чего когда-то с таким трудом добились разумные обитатели планеты.

Но Жизнь отказалась сдаваться так легко. Невиданный союз доселе относившихся друг к другу с изрядной долей подозрения народов собрал воедино всю свою волю к борьбе и построил многоярусное подземное убежище. Достаточно места, чтобы хватило на всех выживших, а магия ещё сохранила мощь для того, чтобы обеспечить освещение и возможность выращивать чахлые, но плодоносящие растения. Шли годы существования, и вот уже возникают распри, недовольства, вспоминаются старые обиды. Люди, хитрые гоблины и медлительные тролли кое-как поддерживают дружественные отношения, но мастера-гномы, оскорбившись по оставшейся невыясненной причине, ушли в глубины планеты, куда мало кто смог бы добраться. Отдаляются от верхних уровней и мистические женщины-змеи – сёстры Эдерней - искусные волшебницы, хранящие от посторонних глаз бесчисленное множество загадок. С подлыми же крысюками и раньше никто не спешил водить дружбу, а сейчас их и подавно не жалуют. Говорят, где-то в отдалённых уголках шахт отчаянные головы натыкались и на драконов, но правда ли это – не берётся утверждать никто.

…Открыв глаза, Вы обнаруживаете, что находитесь в плену. Где-то рядом по коридору ходит, весело улюлюкая, гоблин-патрульный, в соседней камере томится ещё один истощённый человек болезненного вида, а Ваша раскалывающаяся от боли голова мешает вспомнить не только то, как Вы сюда попали, но и даже то, как Вас зовут. Исследовав камеру и тихонько посовещавшись с товарищем по несчастью, Вы принимаете решение бежать. Незаметно раздвинув прутья решётки, Вы сбиваете с ног невнимательного стражника. Впереди Вас ждёт долгий и полный опасностей путь.

Arx Fatalis – далеко не самый обычный представитель жанра RPG. Более того, есть множество черт, которые делают его поистине уникальным проектом. В первую очередь это интерактивный мир. Вам не составит труда подобрать валяющиеся тут и там булыжники и обломки и откинуть их в сторону, освобождая проход. Вы легко можете зажечь висящий на стене факел или заготовленную груду дров для костра, устраивая привал, а затем потушить их, когда будете отправляться дальше. Если же проголодаетесь, милости просим на обед – разработчики из Arkane Studios позаботились о том, чтобы снабдить своё детище целой кулинарной системой. Экспериментальным путём Вы сможете научиться не только жарить крысиные рёбрышки или недавно выловленную из пруда рыбку, но и печь яблочные пироги из Вами же приготовленного теста с добавлением ароматного вина для усиления послевкусия. А может, хотите создать нечто такое, что могло бы помочь в предстоящей битве? Воля Ваша – алхимический стол с нужными инструментами всегда предоставлен в полное распоряжение игрока.

Пристального внимания заслуживает магическая система, сделанная таким образом, что Вам больше не придётся монотонно нажимать на одни и те же давно надоевшие комбинации клавиш. Для использования волшебных формул понадобятся руны, совмещая которые, можно добиться нужных заклятий. Но совмещать Вы их будете… в буквальном смысле собственной рукой! Чтобы руна возымела действие, нужно вывести в воздухе начертанный на ней символ, и лишь после этого вступит в дело магия. Причём возможные комбинации рун не придётся долго искать по пыльным полкам библиотек – герой с высоким параметром интеллекта сам найдет варианты применения для каждой новой руны, которую обнаружит на пути. С другой стороны, для самых пытливых умов оставлена возможность своими силами отыскать особые, скрытые заклинания. Тем же, кто избрал пути, далёкие от колдовства, скучать тоже не придётся – обилие разнообразных доспехов и оружия, помноженное на возможность их зачарования, не оставит Вас равнодушным. Не забывайте и о том, что гибкая система развития персонажа не ставит каких-либо границ, и создание универсального героя не только возможно, но и предпочтительно – так Вы сможете пройти всеми дорогами, предоставленными заботливыми Arkane Studios.

Сюжет игры, стоящий в разворачивающемся действе далеко не на последнем месте, также весьма достоин изучения и с каждой минутой захватывает всё сильнее. Истинное значение происходящих событий откроется Вам далеко не сразу, и сначала придётся долго ломать голову, - какова же Ваша роль в этом мире? Что за таинственные существа, илсиды, повадились устраивать кровопролитные бойни на людских заставах? Есть ли какая-то основа у слухов о появлении нового бога, обещавшего вновь принести Солнце в мёртвый мир? И куда же всё-таки пропали гномы, трудам которых обязаны жизнью остальные существа Аркса?

Найти огрехи в графике будет сложно даже при большом желании сделать это – модель каждого персонажа, каждого монстра создана с великой любовью и вниманием, а эффекты от заклинаний сделают честь иным более молодым играм. Но самое главное – хоть Вам на протяжении всего игрового процесса и придётся исследовать старые подземелья, благодаря превосходному дизайну Вас не посетит ощущение безысходности, давления со стороны монолитных стен. Наоборот – разные народы жили в шахтах вот уже десятки лет, теперь это их мир, и влияние ласковой, но твёрдой руки цивилизации не даст Вам остаться в пустоте и одиночестве. При этом найдутся и закоулки для любителей пощекотать себе нервы – обширная гробница, с её причудливыми шорохами и мягким голубоватым освещением, надолго запомнится всякому ценителю подобной обстановки.

И ни в коем случае нельзя забывать, что, несмотря на антураж, Arx Fatalis – отнюдь не dungeon crawl, наполненный бездумными потасовками и лишённый диалогов. Здесь всё совсем по-другому – врагов не так много, но они хитры, сильны и умеют удивить игрока как необычными способностями, так и впечатляющим внешним видом и внушительными размерами, а в случае опасности не замедлят позвать на помощь своих соратников. Хоть в разговорах и нет вариантов ответов, но подаются они так, что об этом нисколько не жалеешь – из уст разных героев Вы постепенно узнаёте о тёмных тайнах, ждущих отважных сердцем искателей в неисследованных уголках мира.

Конечно, есть у Arx Fatalis и недостатки. Например, к интерфейсу, предлагающему два режима исследования мира, не так уж просто привыкнуть, и сначала игрок столкнётся с некоторыми трудностями в управлении. Да и важный квестовый предмет, случайно выкинутый в середине игры и необходимый в конце, уже не достать никоим образом, поэтому приходится быть аккуратным. Но такие оплошности ни в малейшей степени не отбивают желания играть, и к ним довольно скоро привыкаешь.

Подводя итог вышесказанному, могу смело уверить Вас, что Arx Fatalis стоит того, чтобы в него играть. Атмосфера происходящего передана настолько качественно и скрупулёзно, что подчас забываешь, по какую сторону монитора находится настоящий мир. Одно только это заставит Вас ходить по подземельям вновь и вновь, каждый раз переживая неописуемое ощущение погружения. Добавьте сюда уникальный способ колдовства, мощный искусственный интеллект противников, детализированный мир – и получайте наслаждение от игры, аналогов которой, пожалуй, попросту нет. Добро пожаловать в Аркс, герой, приключение начинается!
Автор обзора: Dark Savant
Ultima Underworld II: Labyrinth of Worlds, Ultima Underworld: The Stygian Abyss
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Невероятно атмосферная игра. Исследовал в ней каждый уголок. К сожалению на современном железе она у меня работать отказалась, а о Arx Libertatis я не знал. @forester-tlt, спасибо за наводку.
Хорошая игра в которой иной раз нужно пораскинуть мозгами и даже слишком, некоторые вещи настолько не очевидны что без гайдов не разберешься.Мир в целом хорош наполнен секретами которые легко можно пропустить ,но как по мне не хватает интерактивности я бы даже сказал почти эталон как нужно делать данжи(привет серии ТЕС).Боевка ничего особенного конечно нажал ударил, зажал для более сильного удара.Вот магия и её система мне очень понравились, не бездушное кликанье ,а вырисовка рун.Жаль что почти все противники не блещут интеллектом.Сюжет не слишком оригинален ,но сойдет.Вцелом крепкий такой среднячек.
Это то самое творение Аркейн студио. Студии которая подарит миру Темного Мессию, Дизоноред и новехонький Прей. А пока вернёмся в 2002 год.Аркс Фаталис "бастион тьмы" - так гласила надпись на диске с игрой который я приобрёл в поисках чего-то этого. Приобрёл и ...был сражен наповал и на долгие недели ушёл в глубины катакомб этого мрачного но красивого мира. Одна из тех игр где для решения загадки или квеста можно применить несколько способов. Можно своровать нужный ключ, а можно подговорить стражника что бы пустил вас за звонкую монету. А какая тут шикарная система магии,Уже потом когда я увидел "нашенский" Тургор я был знаком с системой начертания символов. Невероятный подземный мир такого себе фентези постапокалипсиса не взирая на свою квадратность и забагованность притягивает и манит. И глав.герой идёт за очередной поворот пещер прислушиваясь к шуму местных сквозняков и плёску воды. Это первая моя игра где можно было крафтить выкладывая на стол или кидая на костёр ингредиенты. Ах как вкусно выглядели эти 3д куски грудинки или крысьи рёбрышки. Моя игра из-за которой очень долго я на других форумах носил никнейм Ам-Шигар. Как ни странно но русское издание имеет вполне сносную озвучку и диалоги сохраняют свой шарм. Вздыхающие и совсем не страшные Тролли которые скучают за верхним миром, юркие гоблины которые при встрече с ГГ говорят "Тю! уроооодливый" с противный протяжным голоском. И не взирая на некую запрограмированность и заскриптованость мир всё равно кажется живым.
К сожалению это чудо очень сильно конфликтует с современными системами но как сказано было до меня есть чудесный мод - Аркс Либератис который исправляет многие "детские болезни" игры которые не зашили разработчики. Как всегда - спасибо Олд Геймс за встречу с классикой.
Моя любимейшая РПГ, которую я облазил всю вдоль и поперёк, нашёл почти все лаги и баги, но до сих пор не могу зашить свою жопу после трёх моментов - 1) После встречи с первым трупом в крипте, который подождал, пока я пройду мимо, а потом с деловитостью менеджера Эльдорадо и предложил мне (обосраться кирпичами, т.к. я играл в 3ч ночи в темноте и с тусклым факелом) присоединиться к нему, 2) Когда в шахтах гномов я нашёл титановую кису, которая видимо годами ждала пакетик с вискасом, но тут пришли консервы и от страха убежали постене.... 3) И конечнона нижних уровнях членорукого крылатого змея, которого вызвали с помощью жертвоприношения, я профукал этот момент, пока охотился на крыс, и для меня было просто неожиданно, когда я поднял камеру, а мне в лицо лезет эта ХРЕНЬ....Наверное, именно после этой игры я могу спокойно смотреть на любой скример и играть в любой хоррор. Всем советую, ребят. Если жопа болеть не будет, то мир игры очень, прям ОЧЕНЬ зайдёт. Особенно механика и возможность готовить и творить заклинания вручную, самому... И запоминать заклинания) Очень помогает... Короче, советую. Очень интересный мир и сюжет. Добротная олдовая РПГ!
ITF7
впечатление сильно портят всевозможные баги. Графика (точнее, её привязка к аппаратным хитам тех времён) обязательно сделает какой-нибудь прикол вроде абсолютно белой "текстуры". Игра может вылететь без объяснения причин на рабочий стол, и поступает так довольно часто
для игры есть неофициальный патч под названием Arx Libertatis, который решает проблемы с современным железом, здорово повышает частоту кадров (без него у меня на сверхмощном для нее компе она выдавала 20-30 кадров) и добавляет FullHD разрешение. С этим патчем никаких проблем у меня не было (Windows 7 X64, aTHLON ii x 4 620, Radeon HD 6770, 4 GB RAM)