F-14 Fleet Defender

Fleet Defender
Fleet Defender: The F-14 Tomcat Simulation
F-14 Fleet Defender
Жанр: Simulation
Разработчик: MicroProse Software
Издатель: MicroProse Software
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.50 из 10
  • 5
  • 1
  • 10
Один из лучших симуляторов самолёта военно-морской авиации США из когда-либо сделанных, если не самый лучший. Найти недостатки у этой игры сложно при всём желании – потому что это тот самый редчайший случай, когда авиасимулятор максимально (с учётом жанра, конечно) адаптирован для удобства игрока в плане управления и при этом остаётся игрой очень сложной, но сложность эта ни в коей мере не раздражает, а лишь «подстёгивает» к его дальнейшему освоению и овладению всеми тонкостями игрового процесса. Ввиду того, что сам этот игровой процесс, как и в большинстве симуляторов, всё-таки достаточно труден, описание у игры будет достаточно подробным.

В F-14 Fleet Defender два основных игровых режима – Campaign (Кампания) и Scramble (одиночные и никак между собой не связанные миссии); второй режим, судя по всему, предназначен в первую очередь для обучения и оттачивания основных навыков управления самолётом, поэтому начинать знакомство с игрой рекомендуется именно с него. Кампании в игре три, одна из них тоже представляет собой набор странных бессвязных и, по сути, тренировочных заданий, две других основаны на вымышленных сценариях нападения России на Норвегию (!) и Израиля на арабские страны. Естественно, подробно данный бред рассматривать не стоит – это единственный недостаток игры, хотя сюжетная составляющая никогда не была сильной стороной игр-симуляторов.

Для начала лучше подробно рассмотреть режим Scramble, потому как отличий от режима кампании у него не так много. Перед стартом игры нужно выбрать тип самолёта из множества вариантов (в игре доступны отнюдь не только самолёты F-14); выбор этот – не пустая формальность, потому что управление и полёт на том или ином самолёте всё же отличаются. Также здесь осуществляется выбор уровня сложности случайной миссии, количества самолётов, принимающих участие в сражении, причём как чужих, так и своих (их может быть от одного до шести), один из нескольких типов построения боевых порядков (если выбрано больше одного самолёта, конечно), высоту полёта наших и вражеских самолётов, расположение в воздухе относительно противника, время суток, погодные условия (да, игра весьма детализирована даже в таких «мелочах»!) и принадлежность к какой-либо эскадрилье.

Очень важно отдельно отметить вышеупомянутый пункт про союзные самолёты. Fleet Defender – это в значительной степени командная игра, где роль «напарников» очень важна, пусть и управляются они компьютерным интеллектом. Даже если у вас не получится выполнить самостоятельно какое-то сложное задание, миссия всё равно может быть выполнена благодаря их помощи. В режиме кампании пункту меню «Squadron» вообще уделено гораздо больше внимания, равно как и выбору напарников, но об этом будет рассказано ниже.

После первоначальных настроек предстоит выбор уровня сложности, и задача эта не такая простая, потому что представляет из себя настройку различных параметров, оформленных в виде таблицы. Основных режимов пять: тренировка и собственно четыре уровня сложности. Однако удивительной особенностью игры является то, что режим тренировки никак не связан с этими уровнями сложности и может включаться одновременно с ними! Если тренировочный режим включён, то погибнуть, конечно, можно, но далеко не от всего, что представляет собой опасность в «реальной игре» (например, если врезаться в воду или авианосец – то ничего не будет!).

Параметров же сложности, которые определяют её уровень, в игре девять: степень реальности обращения с оружием истребителя, реальность моделирования полёта (влияние ветра, законов физики и так далее), степень устойчивости самолёта к повреждениям, сложность посадки на авианосец (на высшем уровне сложности это настоящая эпопея, особенно если садиться приходится ночью; однако есть возможность полностью автоматизировать посадку), степень участия в процессе второго лётчика, степень контроля действий второго лётчика, эффективность работы орудийной камеры, эффективность работы радара, степень «разбиваемости» самолёта о землю или воду. Здесь же почему-то происходит выбор «родного» авианосца (но это ни на что не влияет).

Затем предстоит ещё более важный момент – выбор оружия и боеприпасов для нашего самолёта, который пока стоит в ангаре авианосца. Выглядит это следующим образом. В левом верхнем углу экрана находится таблица с доступным набором вооружений. Видов вооружений четыре, из них постоянным является только 20-миллиметровая пушка M61A1, остальные три вида оружия (различные ракеты класса «воздух-воздух») выбираются самостоятельно. Всего возможно семь вариантов компоновки боекомплекта, один из которых – вообще поставить себе только пушку. Два варианта позволяют поставить себе на борт все четыре типа вооружений, но при таком выборе общее число ракет будет небольшим. Обратите внимание, что каждый из трёх типов ракет отличается по весу, радиусу действия и скорости, а боезапас пушки вовсе не безграничный – всего 675 снарядов.

После выбора варианта боекомплекта можно уже переходить к взлёту и непосредственно началу миссии. В верхнем левом и верхнем правом углах приборной панели находятся кнопки ведения огня: слева – пушка, справа – ракеты. Если при встрече с противником не «разблокировать» их щелчком мыши – то применить оружие будет невозможно. В верхней левой части панели находится индикатор скорости, в нижней левой части - радиовысотомер, измеряющий высоту над уровнем земли до 3000 футов, и обычный высотомер, число на котором обозначает высоту над уровнем моря в тысячах футов, а стрелка - в сотнях футов; вращение её по часовой стрелке означает, что самолёт набирает высоту, против – снижается. Экран в центре панели предназначен для отслеживания целей и имеет два режима: радиолокационный и с помощью камер. Чуть правее расположен так называемый индикатор линии горизонта – совершенно незаменимая вещь при полётах на малой высоте и при посадке, по его цифровым данным можно ориентироваться при выравнивании самолёта в горизонтальном положении. В нижнем правом углу приборной панели расположен радар. Наконец, на лобовом стекле находятся датчики навигации – шкала курса в градусах и линия горизонта, а также системы наведения ракет, прицел пушки и данные о готовности ракет к запуску.

Описывать детально управление самолётом в данном обзоре вряд ли имеет смысл. Да, здесь имеется несколько десятков «горячих» клавиш для выполнения различных действий, что для совсем уж неподготовленного игрока, конечно, может стать препятствием, но вот комбинаций клавиш – всего шесть, что для настоящего симулятора тех времён более чем необычно, ибо чаще всего их гораздо больше.

В игре доступен так называемый режим просмотра карты боевых действий, и его тоже нельзя обойти вниманием. С его помощью можно перечитать задание миссии (такая возможность есть только в режиме кампании), также увидеть месторасположение вашего авианосца, своего истребителя, истребителя напарника и истребителей эскадрильи. Здесь же активируется (или отключается) режим всевозможных предупреждений и подсказок от второго лётчика (чёрная строка в нижней части экрана) и присутствует возможность детализации отображения ландшафта.

Также, разумеется, нужно сказать несколько слов и о кампании. Главное её отличие от режима «Scramble» уже упоминалось – значительно большее внимание к личностям лётчиков. Перед началом игры необходимо зайти в меню «Edit Pilot», дабы ввести своё имя в список членов эскадрильи. Сделать это не так-то просто: необходимо подвести курсор к одному из десяти пунктов списка и щёлкнуть мышью, чтобы надписи окрасились в красный цвет, затем нажать «Edit Pilot», стереть имеющуюся там информацию («Delete») и ввести свои данные в следующей последовательности: кличка, имя, фамилия. После чего таким же образом необходимо отредактировать данные для второго лётчика («Edit Rio»).

Другое отличие кампании – наличие меню «Status», где можно просматривать данные по вашему в ней участию: количество боевых вылетов, сбитых вражеских самолётов и даже повреждённых по вашей вине авианосцев. Есть и ещё три отличия. Во-первых, перед каждой миссией вам зачитывается брифинг, который надо изучить очень внимательно, чтобы принять верное решение в плане выбора вооружения для выполнения задания. Во-вторых, в кампании очень серьёзное внимание уделено выбору напарника (непосредственно «напарником» вашим может быть только какой-то один лётчик). Выбирать его можно только из своей эскадрильи, причём они различаются между собой характеристиками (опыт и так далее), и здесь тоже важно не ошибиться. Наконец, при формировании боекомплекта нельзя выбрать вариант, когда самолёт вылетает только с одной пушкой на борту. Есть и отличие в режиме просмотра карты: если включён режим тренировки (а он есть и в кампании, то имеется почти «читерская» возможность мгновенно перемещать в реальности (!) свой самолёт на сотни миль за одну секунду (но пользоваться этим не имеет смысла – потому что смысла в такой игре действительно не будет).

Графика в игре, особенно с учётом её выхода и жанра, выглядит просто феноменально – наверное, это самый красивый авиасимулятор своего времени. Поддерживаются различные перспективы обзора: из кабины, наружные виды под разными ракурсами, - но в каждом из них окружающая обстановка исполнена просто блестяще: и ландшафт, и наш и другие самолёты, и корабли прорисованы просто здорово. А какие здесь погодные и иные эффекты! Рябь на воде в спокойную погоду и огромные волны при шторме, облака разной формы, плотность которых изменяется по мере прохождения самолёта через них, - и это всё не выдумки, всё это здесь есть! Как есть возможность отлететь от эпицентра битвы и посмотреть на мирные берега или даже населённые пункты, где, конечно, нет какой-то особой детализации, но тем не менее. Одним словом – визуально игра выглядит просто потрясающе.

Вердикт был вынесен ещё в самом начале – это лучший симулятор морской авиации и один из лучших образцов жанра вообще, который для меня, пожалуй, стоит на втором месте после EF2000, просто фантастически успешно соединяющий в себе сложность и при этом доступность интерфейса и обладающий захватывающим игровым процессом. Поэтому если кто-то из поклонников реалистичных воздушных сражений этого чуда ещё не видел – то данный момент стоит как можно скорее исправить.
Автор обзора: kreol
F-14 Fleet Defender Gold, Top Gun: Fire at Will!
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
P.S. В игре, похоже, есть недокументированная (и, возможно, недоделанная) возможность играться с инфракрасными головками самонаведения (ИКГСН) ракет AIM-9 - по нажатию клавиши U появляется сообщение "Heater Uncaged", по нажатию клавиш Shift+U - сообщение "Heater Caged".
Полностью подписываюсь под первым и последним абзацами обзора. Шикарнейшая вещь, при этом не сказать, что простая - на изучение всех нюансов работы с радаром в режиме Authentic все же уйдет некоторое время. Но если разобраться - чистое удовольствие! Разработчики даже позаботились о том, чтобы после гибели в процессе компании игрок при желании смог "воскреснуть" и продолжить игру - об этом в дальнейшем будут напоминать только нашивки в виде феникса на экране результативности, по одной на каждый случай, да в любом случае проваленная миссия. Кстати, о проваленных миссиях - провал миссии вовсе не означает немедленное поражение (если только авианосец не получил тяжелые повреждения или не утонул), просто следуюшая миссия будет зачастую связана с завалом предыдущей миссии. Это повышает интерес и добавляет реалистичности в игру.
К сожалению, даже наличие двух мануалов не спасает их прочитавшего от появления некоторых вопросов. Кроме того, не все в этих мануалах соответствует тому, что в действительности происходит в игре (пример - заявлено, что режимы радара TWS-A и TWS-M могут работать только при строго определенных сочетаниях угловых пределов перемещения луча в ширину и высоту; по факту же в игре успешно работается в этих режимах при любых сочетаниях вышеупомянутых параметров). Поэтому рекомендую ознакомиться с материалом "A PLAYER'S GUIDE TO FLEET DEFENDER" за авторством Robin G. Kim, опубликованным в журнале "Game Bytes Magazine" еще в год выхода игры, а в настоящее время доступном по следующей ссылке: A PLAYER'S GUIDE TO FLEET DEFENDER . В этом материале рассмотрены вопросы, не затронутые в материалах, перечислены кое-какие баги и проч.
Кстати, это единственный симулятор после F-15 Strike Eagle 3 где можно летать в корперативе в двоем на одном самолете. Один игрок - пилот, второй - оператор вооружения. Даже такие симуляторы как DCS на данный момент (2105 год) неумеют этого.
Это пока единственный полноценной симулятор легендарного Кота.
Вроде как есть еще полностью рабочий F-14x для MS FSXот Aerosoft, но там проработанность боевых действий стремится к нулю.

P.S. Для того чтобы успешно работать но целям, вам жизненно необходимо работать с места оператора вооружения (кнопка "), и на реалистичном режиме авионики, верхний экран это не радар в привычном понимании, а дисплей показывающий с какими самолетами у вас наибольшая скорость сближения. Т.е. чем метка на нем ниже, тем не обьект ближе, а скорость сближения с ним выше.Как то так.

А еще можно изображение с нижнего дисплея у оператора (TID) выводить на нижней дисплей пилота (вместо изображения навигационной инфо)
Отдельного доброго слова заслуживает шедший в дополнение к игре редактор миссий. Сколько в нём было доступно типов самолётов разных стран... даже летающая тарелка была. Иной раз можно было даже не воевать самому, а просто организовать какую-нибудь заварушку с сюжетом и наблюдать за развитием событий. А как была в этой игре нарисована погода... Это нечто.