Operation Crusader

Operation Crusader
Жанр: Strategy
Разработчик: Atomic Games
Издатель: Avalon Hill
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.50 из 10
  • 0
  • 0
  • 7
Варгейм на движке V for Victory, посвящённый операции «Крестоносец» (Crusader) во время Второй мировой войны, имевшей место быть в период второго крупного наступления войск стран Оси в Северной Африке (на этот раз – уже преимущественно немецких во главе с Роммелем); подробнее об этой операции можно узнать даже из школьных учебников, поэтому на предыстории останавливаться не будем. На выбор два режима игры: случайный сценарий, коих здесь пять, и кампания. В каждом режиме можно играть за обе стороны конфликта, то есть и за немецко-итальянские, и за английские войска.

Естественно, все военные подразделения отображаются на состоящей из столь милых глазу «гексов» карте в виде различных по форме и цвету условных значков и обозначают различные их типы. При щелчке на каждый такой значок можно получить информацию не только о типе, но и о расстоянии между отрядом и базой, условиях снабжения и уровне усталости солдат. Из интересных особенностей можно выделить возможность в любой момент времени посмотреть текущее состояние погоды и её прогноз или, например, возможность просмотра в виде единого статистического отчёта состояния всех подразделений после боя. Касательно погоды стоит сразу отметить, что здесь это – очень важный фактор, сделанный настолько разнообразно, насколько это возможно с учётом поджанра игры (то есть будут и песчаные бури, и туман, и прочее). Ландшафт в игре тоже играет определённую роль, но, надо заметить, существенно меньшую, чем погодные условия.

Но главное – в этой игре у вас есть так называемый «адъютант», к которому можно обратиться когда и сколько угодно раз по целому ряду вопросов, то есть перед нами практически невероятная игра – варгейм, и при этом не самый простой во всех смыслах, но вместе с тем – с весьма дружелюбным интерфейсом и хорошей системой помощи, в который действительно можно научиться относительно быстро играть. Например, «адъютанту» можно поручить полностью управлять перемещением подразделений в игре, хотя можно (и лучше) делать это самостоятельно. Типов перемещений бывает четыре вида: стратегическое (быстрый бросок по дорогам при отсутствии вражеских войск поблизости), тактическое (медленное перемещение с постоянной боевой готовностью), дивизионное (применяется редко и только в случае наличия у вас собственно дивизий), непосредственно наступление.

Стоит отметить также ещё два момента игрового процесса. Первый - война происходит в пустыне. Это означает в том числе и то, что роль снабжения войск очень велика, поэтому, помимо непосредственно боевых действий, вам придётся постоянно заботиться о подвозе боеприпасов тому или иному подразделению. Второй момент – действительно высокий ИИ противника, умеющий мыслить нестандартно (даже применяя маскировку!) и заставляющий игрока делать то же самое. Морских сражений и кораблей в игре нет, а вот авиация – есть, и роль воздушным операциям в игровом процессе отведена немалая, поэтому данного момента стоит кратко коснуться отдельно.

В большинстве своём воздушные операции состоят из налётов на объекты системы снабжения противника и непосредственно на колонны его войск с целью снизить мобильность (и численность заодно) вражеских армий. Однако у авиации есть и другая важная функция – разведка местности. Чем дольше мы сохраняем свои ВВС, тем больше наша «видимость» и знание о действиях противника (ибо в игре есть «туман войны»). Воздушных боёв не будет – авиация состоит исключительно из бомбардировщиков. Непосредственно управлять самолётами толком нельзя – можно только отправить их на конкретно задание и приказать при необходимости вернуться на базу для дозаправки. Весь этот процесс можно также отдать на откуп «адъютанту», но это может быть слегка опасно (потому что часто он отправляет самолёты на базу без видимой причины). У лётчиков, как и у пехоты, тоже есть показатели усталости, морального состояния; кроме того, на успешность вылетов влияют погода и активность средств ПВО врага (они у него есть…).

Следующий важный момент – это так называемые «зоны влияния», то есть области, в которых конкретный отряд может вести бой, находясь при этом на одном и том же месте на карте. Эта зона может меняться: например, она уменьшается, когда отряд совершает стратегическое перемещение (ибо для этого он должен построиться колонной), но увеличивается, когда солдаты занимают оборону с линией укрепления. Кроме того, моторизованные и механизированные войска всегда имеют меньшую зону влияния, чем «обычная» пехота, поскольку по пустыне им передвигаться труднее. А если учесть то, что эти подразделения как раз требуют снабжения чаще всего, равно как и то, что они – основная ударная сила в игре, то становится понятно, что играть будет (не в плане управления, а в плане принятия решений) довольно трудно. Обратите внимание, что отряды, попавшие в зону влияния вражеского отряда, в этой игре не начинают атаку самостоятельно.

Видов атаки четыре: разведка боем (просто получить информацию о дислокации противника с минимальными потерями), атака без предварительного манёвра (фактически – небольшая разведывательная вылазка из форта или из-за укреплений), «обычная» атака и атака в составе фронта, то есть крупная наступательная операция всеми имеющимися силами.

Собственно типов подразделений в игре не просто много, а очень и очень много; перечислить их все, равно как и их особенности и схемы взаимодействия между ними, возможным не представляется. Можно лишь кратко отметить, например, то, что отряды здесь можно легко объединять и разделять, в том числе и с целью повышения их «качества»; есть отдельные отряды военных инженеров, которые могут, в числе прочих своих обязанностей, даже восстанавливать частично разрушенные захваченные укрепления врага; ну и так далее. Ещё нельзя не отметить, что в определённый момент перевес оказывается на стороне англичан, и хотя всем со школы известно, что в реальной истории так и было, здесь причина несколько «фантастична»: в один не очень прекрасный для немцев день в английском тылу высаживается новозеландская бригада, состоящая из аборигенов-маори, умеющих вести бои в ночное время, чего никакие другие войска с обеих сторон не могут. Экзотика…

Пожалуй, про графику в этот раз говорить уж точно не стоит. Она здесь есть, более того – картинка даже цветная. Для варгейма большего уж точно не нужно. Вердикт – Operation Crusader не просто так почти единодушно признавалась одним из лучших или даже лучшим варгеймом 1994 года, ибо вещь действительно продуманная, «зрелая», истинно сложная, но именно в плане игрового процесса, а не интерфейса. Одним словом, настоящие поклонники этого направления игр будут от неё просто в восторге.
Автор обзора: kreol
V for Victory
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.