Это интересно
Настоящая революция в жанре квестов произошла в 1984 году с выходом в свет первой части King's Quest от компании Sierra - именно здесь впервые появились полноценные локации, по которым герой мог перемещаться и даже подходить к конкретным объектам.
Каталог игр
Нашел опечатку? Выдели её, и нажми Ctrl + Enter!

NBA Live 95

NBA Live 95
Жанр: Sports
Разработчик: Hitmen Productions
Издатель: Electronic Arts
Год выхода: 1995
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0 из 10
  • 0
  • 0
  • 0
Первая часть знаменитой серии баскетбольных симуляторов от EA (хотя отнюдь не первая игра от этой компании на данную тему в принципе), на долгие годы ставшая своего рода "эталоном" цифрового воплощения баскетбола. Как легко догадаться из названия, создана игра по лицензии Североамериканской национальной баскетбольной ассоциации, поэтому все упоминаемые в ней игроки реальны, а составы команд соответствуют положению дел в NBA по состоянию на рубеж 1994-1995 годов.

На выбор имеется три режима: товарищеские матчи (Exhibition), серия плей-офф и сезон, в котором предлагается, сыграв определённое количество встреч, завоевать заветный кубок О'Брайена с одним из тридцати трёх коллективов; здесь следует отметить, что среди последних непосредственно к NBA относятся лишь двадцать семь: из оставшихся шести два являются сборными "всех звёзд" (All Stars), а ещё четыре - вымышленными. Вариативность настроек ныне кажется более чем традиционной, однако в середине 1990-х годов выглядела весьма продвинутой. Так, можно выбирать стиль игры: в аркадном правила баскетбола сильно упрощены (но всё-таки в немалой степени действуют - штрафные, например, отменить невозможно, - так что для достижения успеха хотя бы немного разбираться в вопросе необходимо), а игроки не устают, не получают травм, почти не совершают ошибок, не удаляются с поля за нарушения (это к вопросу о правилах) и отдают удивительно точные пасы; в "симуляторном", естественно, всё обстоит прямо противоположным образом, - но зато появляется необходимость делать замены во время матча, а процесс становится гораздо более увлекательным и захватывающим; есть и третий вариант - "custom", где мы вольны с помощью опций самостоятельно выставлять настройки "реализма" для той или иной игровой составляющей. Уровень сложности действия как такового, кстати говоря, от "способа" проведения поединков никак не зависит: он подразделяется на три "ступени мастерства" и влияет в первую очередь на класс игры соперников (отборы и подборы мячей, точность передач, накрывание бросков и так далее) и степень агрессивности сопротивления вашим попыткам поразить заветное кольцо. Есть возможность выбрать и продолжительность "четверти" (то есть периода) матча - 3, 5, 8 или 12 минут. Рассмотренные выше настройки являются "базовыми" и доступны по щелчку на пункт главного меню "Game Setup". Под ними располагаются четыре окна - "Правила", "Опции", "Игроки" и "Команды", - каждое из которых раскрывается по нажатию на нём и содержит в себе большое количество информации.

С помощью первого ("Rules"), например, устанавливается степень вероятности получения замечаний за фолы в защите и нападении (причём за это отвечают две разных шкалы), разрешаются или запрещаются ауты, возможность получения игроками травм, накапливание ими усталости по ходу матча, а также регулируются ещё восемь правил, вряд ли известных не увлекающимся баскетболом людям, - поэтому поясним их чуть подробнее применительно к правилам реальных матчей NBA (в игре любое из них можно включить или отключить). "Backcourt Violation" - запрет команде, владеющей мячом и перешедшей на половину поля соперника, возвращать мяч на свою половину; "Goaltending" - засчитывание мяча, не попавшего в корзину, но "снятого" в нижней части траектории полёта над нею игроком защищающейся команды; "3 in the Key" - запрет игрокам атакующей команды находиться в зоне около кольца команды соперника более трёх секунд; "Traveling" (иногда переводится как "пробежка") - запрет совершения более трёх шагов с мячом в руках; "Shot Clock" - передача мяча сопернику в том случае, если за 24 секунды после его получения не было проведено ни одного броска по кольцу; "5 Second Inbound" - передача мяча сопернику в том случае, если мяч не был введён в игру из-за боковой или лицевой линии игроком команды, владеющей им на данный момент; "10 Second Half Court" - переход на половину поля соперника команды, владеющей мячом, в пределах 10 секунд после начала отсчёта времени, отведённого на атаку; "Foul Out" - удаление с поля до конца поединка игрока, получившего шесть замечаний за нарушение правил.

В разделе опций ("Options") скрываются настройки громкости звука (причём они разделены на целых четыре категории: музыка, голоса комментаторов - на момент выхода NBA Live 95 присутствовавшие отнюдь не в каждой спортивной игре, - "общий шум" и даже гул трибун), разрешения экрана, а также более интересные вещи. Так, "Shot Control" позволяет назначить ответственным за параметры бросков спортсменов либо непосредственно игрока, либо искусственный интеллект; очевидно, что в первом случае процесс станет куда сложнее, ибо точность передачи будет зависеть исключительно от правильности вашего выбора относительно дистанции до цели, позиции отдающего пас и игрового момента как такового, - но вместе с тем и куда интереснее; если же отдать это на откуп компьютеру, то траектория полёта мяча и вероятность попадания в корзину (или в руки к товарищу по команде) окажутся определены автоматически - исходя из уровня мастерства пасующего спортсмена (о чём мы поговорим ниже); обратите внимание, что выбор второго варианта ни в коей мере не избавляет вас от самостоятельного управления процессом игры! В этом же разделе можно включить или отключить настройки "Computer Assist" (если она активирована, то спортсмены что вашей, что противоположной команды очень слаженно взаимодействуют в рамках своих коллективов), "Slow Motion Dunk" (если включено, то при успешном поражении кольца заключительная часть приведшего к этому броска будет показываться в виде "замедленного повтора" - очень, надо заметить, красивого), "Crowd Animation" (отвечает за графическую анимацию движения зрителей на трибунах), "Auto Sub Notify" (при задействовании этой опции замены уставших спортсменов - если они предусмотрены выбранным стилем игры - будут осуществляться компьютером автоматически).

Раздел "Игроки" ("Players") представляет собой огромную сводную таблицу по всем доступным в NBA Live 95 спортсменам, содержащую самую разнообразную информацию - биографическую, "физическую" и статистическую; последняя доступна по нажатию кнопки "Stat Level" в самом низу экрана, где приведены данные по состоянию как на конец последнего завершённого сезона (1993/1994 годов), так и по итогам всех выступлений данного игрока в NBA в целом. Объём данных очень велик, причём среди них есть как приведённые исключительно для "антуража" (например, имя, прозвище, номер, рост, вес, рука, которой он бросает мяч, общее количество матчей и проведённых на поле минут за последний сезон, число набранных за означенный период очков, продолжительность карьеры игрока, название колледжа, из команды которого игрок в результате драфта попал в NBA; примечательно, что для баскетболистов из других государств вместо последнего упомянутого пункта указана страна происхождения), так и критически важные для победы в поединках (ибо формирование оптимального состава перед каждым матчем - один из ключевых фактов для достижения успеха). К последним относятся амплуа на поле (тяжёлый или лёгкий нападающий, атакующий или разыгрывающий защитник, центровой), конкретные достижения в играх последнего сезона (то есть соотношение попаданий в кольцо и количества произведённых с игры бросков, процент попаданий с игры, соотношение общего количества попаданий и тех из них, что совершены со штрафных или с трёхочковой отметки, проценты попаданий с двух вышеуказанных положений, средняя результативность за матч, количество совершённых за сезон голевых передач, перехватов, "блокшотов", подборов - причём как в целом, так и - отдельно - под своим щитом и кольцом соперника, а также статистика по допущенным ошибкам, полученным замечаниям и удалениям с поля) и так называемые "рейтинги", в которые включены в том числе физические (и не только) характеристики и конкретные навыки баскетболиста в виде условных значений до 100 единиц (сюда относятся сила, скорость, быстрота - отличное от предыдущего понятие, касающееся не перемещения, а обработки мяча, прыгучесть, мастерство дриблинга, качество игры в нападении и в защите, уверенность в себе, - а также умение выполнять броски с игры, трёхочковые, штрафные и "верхние", перехваты, накрывания, подборы в атаке и защите). Отметим, что при выполнении непосредственно на поле последних перечисленных действий вероятность успешного их результата тем выше, чем больше значение соответствующего показателя у того или иного игрока. В этом же разделе также скрыты небольшой "менеджерский" элемент, - по нажатию на кнопку "Set Rosters" можно изменять составы команд, перемещая их членов из одной в другую, - а также возможность сравнения двух конкретных спортсменов с помощью специальной опции "Compare"; но вот изменять вышеописанные характеристики баскетболистов нельзя, равно как нет возможности выбора мест проведения встреч (то есть городов и стадионов).

Наконец, последний раздел, "Команды" ("Teams"), - самый маленький: здесь можно просто познакомиться со списком доступных для выбора клубов. Последние разбиты на три категории: "West" (тринадцать команд Западной конференции и местная команда "всех звёзд"), "East" (четырнадцать команд Восточной конференции и опять-таки местная команда "всех звёзд") и "Custom", включающий упоминавшиеся во втором абзаце четыре вымышленных команды. По любой из них доступна всевозможная справочная информация - от стартового состава (насчитывающего пять человек), где игроки помечены особыми значками в соответствии со своими амплуа, до истории данного коллектива (пункт "Team Info"). Здесь же необходимо отметить, что команды из категории "Custom", к сожалению, на практике не представляют собой ничего интересного: выдуманы исключительно их названия, но комплектуются они реальными игроками NBA, принадлежащими к другим клубам, а играть за них можно лишь в режиме "отдельных матчей".

Перед началом поединка в любом из трёх режимов вам дают возможность выбрать команду (если играете в "Exhibition" или "плей-офф" - то не только свою, но и соперника) и ещё раз познакомиться со статистикой её выступлений в последнем сезоне, составом и прочими подобными вещами (вероятно, это сделано для тех, кто не хочет предварительно изучать раздел опций), а также разрешают обменять каких-нибудь своих игроков на аналогичных из других команд лиги (пункт меню "Trade"). Разумеется, позволяется изменить настройки управления, - за него, что многих наверняка порадует, отвечают, если не считать четырёх клавиш с курсорными стрелками, предназначенных для перемещения спортсменов, лишь три кнопки: правый "Shift" - пас и одновременный перевод контроля на принявшего мяч игрока; "Enter" - бросок либо - в непосредственной близости от кольца или на соответствующей отметке - прыжок; "Insert" - ускорение баскетболиста. На всякий случай отметим, что под нашим управлением в конкретный момент находится только игрок, непосредственно владеющий мячом либо находящийся к нему ближе всего. Здесь же стоит обратить внимание на одно интересное обстоятельство: играть в NBA Live 95 за одним компьютером могут двое, трое и даже четверо человек, причём как за разные команды, так и за одну. В этом случае за каждым из них закрепляется определённый цвет, соответствующий окрасу значка, которым будет помечен баскетболист, находящийся в данный момент под его управлением; более того - предусмотрена запись личных достижений каждого из людей - участников матча по итогам его завершения.

"Тренерскому" элементу в данной игре тоже отведено немало внимания: в любой момент матча можно нажать "Escape" и с помощью отдельного появившегося меню отдать игрокам все необходимые распоряжения. Последние включают в себя выбор тактических схем для игры как в нападении, так и в защите (в каждом из двух вариантов предлагается несколько "предустановленных" построений игроков; к сожалению, не допускается ни определять их до начала поединка, ни придумывать собственные варианты) и способа проведения замен ("ручного" или "автоматического", - в последнем случае, как уже отмечалось выше, за вас это будет делать компьютер), регулировку степени активности баскетболистов в деле отбора мяча у соперников (чем этот показатель выше, тем быстрее игроки устают и тем больше вероятность совершения ими фолов), взятие тайм-аута (обратите внимание, что их количество в пределах одного поединка ограничено семью), просмотр различной статистики (как только по данной встрече, так и - если играем в соответствующем режиме - по лиге в целом; здесь же можно ознакомиться с теми или иными индивидуальными показателями спортсменов - тоже что в текущем поединке, что за всё время их участия в NBA). В данном разделе доступно также несколько других опций: "Replay" позволяет заново просмотреть некоторые моменты матча (причём в разных ракурсах и с возможностью регулирования скорости процесса), "Match-Ups" - назначить каждому члену команды соперника "персонального опекуна" из числа наших игроков, а "Crash Boards" - мгновенно и резко усиливать атакующие действия на половине поля противника в случае потери мяча в нападении (если данная настройка включена, то спортсмены опять-таки будут куда быстрее терять силы и с большей вероятностью фолить); пункт "Automatic" активирует автоматическое слежение за перемещением мяча (и, соответственно, игроков) по площадке.

Если вы выбрали режим "плей-офф" или "сезон", то появится некоторое количество дополнительных настроек. Так, в первом от нас требуется определить количество матчей на всех этапах розыгрыша в текущей "сетке" (доступны три варианта), а также по желанию "тасовать" встречающиеся пары команд; кроме того, в данном режиме разрешается "прохождение" за несколько команд одним и тем же игроком, но вполне можно играть лишь за единственную, а результаты встреч соперников "моделировать" с помощью соответствующей опции; изменять составы допускается посредством уже упоминавшегося выше пункта "Trade". В сезоне необходимо перво-наперво определиться с его продолжительностью (двадцать шесть, пятьдесят две или восемьдесят две игры, - реальному полному сезону NBA соответствует именно последний вариант); также в нём можно предварительно ознакомиться с общим рейтингом каждой из команд. В специальном меню содержится разнообразная статистическая информация по ним, а равно имеются пункты "Schedule" - расписание игр нашей команды, "Calendar" - общий календарь игр лиги и "Standings" - положение всех команд в дивизионе, конференции и общем зачёте NBA. Обмен игроков своей команды на таковых из других коллективов - "Trade" - тоже разрешён, однако исключительно до 24 февраля, ввиду чего за календарём стоит следить внимательно.

К сожалению, даже в "симуляторном" стиле и на высоком уровне сложности NBA Live 95 остаётся в известной степени аркадной, - и, что ещё печальнее, вероятность "случайных событий" на площадке в ней практически сведена к нулю; иными словами, все баскетболисты строго соответствуют своим характеристикам, поэтому если кто-то из них, например, плохо попадает в корзину с трёхочковой отметки, то вероятность недопущения им промаха при совершении данного действия исчезающе мала. В этой связи дать какие-либо тактические советы довольно трудно, кроме разве что желательности как можно более частого выполнения так называемых "скидок": если при выполнении броска быстро нажать кнопку паса, то игрок, на мгновение зависнув в воздухе, швырнёт ("скинет") мяч ближайшему партнёру (с высокой вероятностью его приёма последним) - и часто в неожиданном направлении, что на сколько-то секунд дезориентирует соперника. Несколько слов нужно сказать и о фолах, ибо порой без них не обойтись: если таковое действие в данный момент возможно, то в левом верхнем углу экрана появляется T-образная шкала с мячом, движущимся сначала по горизонтальной, а затем вертикальной её составляющей; для совершения фола требуется нажать кнопку броска тогда, когда этот предмет окажется в центральной части сначала одной, а потом другой из них. Но пользоваться этим стоит лишь в случае крайней необходимости, ибо нарушение могут выписывать не только конкретному игроку, но и команде в целом, - и если последних наберётся пять, то сопернику предоставят право на серию штрафных бросков, а вероятность достижения им успеха в ней очень высока независимо от выбранного вами уровня сложности. В остальном же всё более-менее стандартно: следует стремиться проводить хотя бы какую-то предварительную подготовку атак (правда, изредка мяч забивается и после спонтанного быстрого прорыва тяжёлого нападающего), по возможности накрывать броски противников и следить за тем, чтобы центровой находился поблизости от нашего кольца, препятствуя тем самым проходу под щит лёгких нападающих соперника.

Немаловажным моментом в том же "симуляторном" стиле является и своевременное отслеживание получения игроками травм и накапливания ими усталости, - вовремя и грамотно проведённые замены могут решить исход поединка. Обязательно обратите внимание, что они - если включена соответствующая настройка - производятся по вашему желанию, но лишь тогда, когда взят тайм-аут или игра остановлена судьёй; тайм-ауты же разрешается брать в любой момент, но при условии, если мячом сейчас владеет ваша команда. Выше было сказано о строгом ограничении на число таких перерывов во время встречи; формально ничто не мешает вам попросить его и в восьмой раз, но закончится это очень плачевно: всей команде засчитывается технический фол, соперник пробивает ей штрафной бросок, а после него получает право владения мячом. Для того чтобы произвести "ручную" замену, необходимо, щёлкнув на соответствующий пункт в вызванном меню, переместить значок с указанием позиции баскетболиста на фамилию другого игрока; горизонтальная шкала напротив неё показывает уровень физического состояния каждого спортсмена, и справляться об этом, соответственно, тоже следует именно здесь. После того как сыграна четверть матча, на экране появляется разнообразная статистика о промежуточных итогах текущей встречи; после первой половины она дополняется сведениями о лучших её игроках из обеих команд; по окончании поединка всегда выбирается лучший спортсмен по его итогам.

Графически NBA Live 95 для своего времени выглядела просто замечательно, а олдгеймерские глаза способна серьёзно порадовать и в наше время: изометрическая перспектива обзора, яркая и сочная палитра красок, пусть де-факто и плоские, но всё-таки анимированные трибуны, где каждый (!) зритель - это полноценная моделька, достаточно детализированные спрайты игроков (можно разглядеть не только номера на майках, но и некоторые черты их лиц!), чётко прорисованные напольные покрытия на площадках и так далее; безусловно, необходимо отметить и демонстрируемые в нескольких пунктах настроек оцифрованные цветные фотографии реальных баскетболистов NBA того периода, сделанные в очень высоком для 1995 года разрешении. Звуковое сопровождение тоже на высоте, - о нём косвенно уже говорилось ранее. Вердикт: однозначно лучший симулятор баскетбола для своего времени - и один из лучших в принципе, к тому же заложивший основы для многих последующих игр данного направления.
Автор обзора: kreol
Рекомендуемые
игры:
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
скрыть

Ой! Произошел сбой отображения рекламного баннера! Видимо, у вас AdBlock?

Дело в том, что реклама помогает развивать наш сайт. Пожалуйста, поддержите нас, добавьте наш сайт в «Исключения‎» в вашем блокировщике рекламы.

А если хотите, вы можете помочь нам как-то иначе.
Случайная игра
Новинки
Последние статьи
Последние файлы
Популярные
Half-Life
Популярность: 687282
Diablo II
Популярность: 684420
Command & Conquer: Red Alert 2
Популярность: 467444
Diablo II: Lord of Destruction
Популярность: 459934
Diablo
Популярность: 441032

Разделы

Информация

RSS

© Old-Games.RU, 2000—2019

Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель.
При использовании материалов сайта Old-Games.RU, ссылка на сайт обязательна.
Old-Games.RU не несет ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даются гиперссылки.
Все права на опубликованные на сайте Old-Games.RU материалы принадлежат их законным владельцам.

Switch to English