Onimusha: Warlords

鬼武者
Guiwuzhe
Onimusha. Путь самурая
Onimusha: Warlords
Жанр: Action
Разработчик: Capcom Production Studio 2, Typhoon Games
Издатель: Typhoon Games
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 6
  • 7
  • 27
Япония Средних веков и Раннего Нового времени не может похвастаться широкой известностью игр, вышедших в этих сеттингах, несмотря на немалое число таких проектов. Массовый геймер вспомнит слэшеры Ghost of Tsushima и Sekiro: Shadows Die Twice, дилогию Shogun из известной франшизы Total War. Более продвинутые расскажут о серии Onimusha, первая часть которой является героиней этого текста, стелсах Tenchu, спорной RPG Throne of Darkness и пугающем хорроре Kuon. И самые эрудированные поведают о Soul of the Samurai, варгеймах Nobunaga's Ambition, файтингах Bushido Blade и леденяще жуткой Cosmology of Kyoto. Тогда как множество остальных существует в почти полной безвестности. Но не будем углубляться в причины малой распространённости информации о них в кругу геймеров, а перейдём непосредственно к рассматриваемой игре.

Действие Onimusha: Warlords разворачивается в те годы, когда решительный и амбициозный Ода Нобунага (уже упомянутый выше) решает завоевать всю Японию, объединив враждующие княжества спесивых даймё в единое государство под своей властью. Если в реальной истории Ода почти добился своей цели, то в мире игры всё пошло иначе… Заручившись поддержкой сил ада*, он вступает в бой против войска Ёситацу Имагавы. За бушующей битвой наблюдает с вершины горы наш протагонист — доблестный самурай Саманосукэ Акэти** — шпион из клана Сайто, являющегося обоюдным врагом домов, сошедшихся на поле брани. Уверенный в своей победе Нобунага теряет осторожность и погибает, сражённый стрелой, а его солдаты, лишившись военачальника, терпят сокрушительное поражение… Сверхъестественные покровители, именующиеся генма, возвращают Оду к жизни в обличье демона. Но для обретения новоявленным проводником сил зла полного могущества не хватает кровавой жертвы, которой должна стать непорочная душа. Таковой оказалась кузина нашего героя — принцесса Юки. Саманосукэ получает её полное тревоги письмо, сообщающее о чертовщине, начавшей с недавних пор твориться в замке Инабаяма. Прибыв на помощь, он обнаруживает, что принцесса уже похищена, а поместье разорено… Вместе со своей напарницей — девушкой-ниндзя Каэдэ (в некоторых моментах она будет играбельным персонажем) он отправляется разыскивать Юки, не зная, с какими ужасами ему на самом деле предстоит столкнуться…

Игра создавалась по образцу классических Resident Evil (статичные отрендеренные фоны с трёхмерными объектами) и должна была выйти на PlayStation 1, но «срок жизни» консоли к тому времени уже подходил к концу, и поэтому было решено перезапустить разработку, чтобы выпустить Onimusha: Warlords на новой приставке. Проект от переноса на свежие технологии только выиграл, хотя он и в прежней ипостаси смотрелся не стыдно (в рамках PS1), но, думаю, никто не будет спорить, что перезапуск пошёл на пользу. Недолго пробыв эксклюзивом для PlayStation 2, игра заглянула на Xbox, где обзавелась весомыми улучшениями, включавшими обновлённые графику и звук, новые локации, механики геймплея, костюмы и дополнительного босса. А ещё через год она стала доступна на Windows исключительно на территории Китая, откуда спустя пару лет стараниями «Акеллы» пришла в Россию. Увы, версия для персоналок не получила «плюшек» Xbox-релиза. Впрочем, вышедший в 2019 в Steam «ремастер» тоже был ими обделён. Вообще, у Onimusha: Warlords не задалось с портами: первый страдал проблемой исчезновения текстур, второй же исполнен без всякой оптимизации, нагло требуя видеокарту с поддержкой DirectX 11 (!) для игры, должной без взбрыка идти на 32 мегабайтах видеопамяти.

Несмотря на то что Onimusha: Warlords напрямую вдохновлена Resident Evil, геймплейно это динамичный экшен в духе ныне позабытой трилогии Blair Witch. Ужас выживания сменился бодрым рубиловом. Здесь не нужно просчитывать каждый шаг и с замиранием сердца открывать двери, ожидая кошмарных опасностей, угрожающих мгновенной гибелью. Сохранения (выглядят как волшебные зеркала), пусть и находятся не во всех локациях, перестали быть ограниченными. Игра довольно проста и коротка, и умереть здесь можно лишь на первых порах, осваиваясь в механике. Некоторые трудности возникают только в эпизодах за Каэдэ. Управление, если играете на клавиатуре, поначалу кажется невменяемым, но вскоре вы, сами того не замечая, адаптируетесь, — оно тут на самом деле интуитивное и чуткое. Мерзкие генма после своей смерти оставляют души (жёлтые, красные и голубые сферы), подбирая которые с помощью подаренной ему врагами демонов — ограми — зачарованной перчатки Саманосукэ восполняет запасы здоровья (жёлтыми) и маны (голубыми), а также, набрав определённое количество душ, вскрывает колдовские печати, преграждающие путь. Красные «огоньки» используются для прокачки (ненавязчивый элемент RPG) оружия и предметов. Так как монстры респаунятся, истребляются без труда, а после изничтожения всегда оставляют сгустки эктоплазмы, то беспокоиться о нашем уровне жизни и магии совершенно незачем, — ведь пополнить их можно в любой момент, за исключением битв с боссами. А вот у Каэдэ такой халявы уже нет, и лечиться она должна целебными травами (ассоциация, думаю, более чем очевидна), которые ограничены. Пробивать путь через захваченный нежитью замок предстоит катаной, мушкетоном, луком и волшебными мечами (один из которых, меч Бишамона, являющийся самым сильным оружием в игре, — секретный). О последних нужно рассказать подробней, так как именно они являются основным средством усмирения бесчинствующих тварей и краеугольным камнем боевой системы. Каждый из зачарованных клинков являет собой определённую стихию: огня (Коуэн), молнии (Сидэн) и ветра (Араси). Чем выше их уровень (максимальный — третий), тем мощнее будет урон, — не поздоровится даже таким громадным тварям, как демоны-быки! Но и маны они требовать начинают в разы больше. Чтобы увеличить её объём, как и запас здоровья, обыскивайте закоулки замка на предмет камней магии/силы и флюоритов, разбивая кувшины, прокликивая интересные места, вскрывая сундуки, защищённые простенькими головоломками (не забывайте о подсказках в записках!). Старайтесь не пропустить их все, а также спрятанный меч, иначе финальная битва будет ну очень уж долгой и нудной!

Кстати, о местном «зверинце». Он не может похвастаться широтой «ассортимента», но, учитывая малую продолжительность игры, не приедается. Представлен он демонами нескольких видов. Назову некоторых: мертвецы-асигару***, трёхглазые ниндзя и тяжеловесные быкоподобные барабадзу (не далёкие ли это предки Кибердемона?). Ну и, конечно же, боссы! Не буду раскрывать их «характеристик», чтобы не лишать вас момента неожиданности. Скажу только, что они хоть и напускают жути своим внешним видом, но проблем доставят едва ли больше рядовых чертей. Лично же мне больше всех запомнилась кошмарная Гекуба с её потрясающе эффектной трансформацией.

Блуждая в поисках принцессы по аутентичным интерьерам усадьбы богатого японского феодала, нельзя не отметить приятную графику и детализацию, добавляющую к удовольствию от поединков наслаждение эстетическое. Есть в этих статичных фонах какой-то особый шарм, уже неповторимый в полном 3D. На момент первого выхода игры на ПК её упрекали за устарелость визуальной составляющей. Но, на мой субъективный взгляд, она из тех, что не дряхлеют. Это не буратинообразные обрубки полигонов с «дрожащей» геометрией и мутными текстурами, а «мягкий» визуал начала 2000-х с плавной анимацией и приличной частотой кадров. Вообще, по степени передачи колорита эпохи и атмосфере Onimusha: Warlords — одна из самых «истинно японских» игр. Нельзя не отметить потрясающий оркестровый саундтрек, достойный отдельного диска. Так что даже если вы не любите драки в играх, то попробуйте её хотя бы ради ради здешней атмосферы, — стычки с местным бестиарием настолько легки и прямолинейны, что получили упрёки за чрезмерную казуальность, а потому не вызовут затруднений. Но не обращайте внимания на это ворчание заядлых хардкорщиков, ждавших от Onimusha: Warlords кальки с Resident Evil; не всё же время потеть в отчаянных попытках выжить среди кошмара, иногда хочется чего-то расслабляющего, но при этом не менее захватывающего, чем и является приключение Саманосукэ.

Эпопея о мести демоническому Нобунаге хороша не только битвами с его приспешниками и красотами окружения, но и сюжетом, сценарий которого сочиняли не пяткой левой ноги в вечер воскресенья, забавляясь с гейшами и перебрав сакэ, а доверив его Нобору Сигимуре, имевшему солидный писательский опыт. Конечно, это не сайлентхилловские страсти, — но раскрывать детали происходящего через встречающиеся записки (авторами преимущественно являются — ученик монаха — Саймио и инфернальный некромант Гильденштерн, играющий не последнюю роль во всех этих событиях) довольно увлекательно; съевшие не один десяток собак на разборах сюжетов геймеры уже догадались, что тщеславный Ода — лишь марионетка в руках адских кукловодов. Не отстают от дневниковых страниц и диалоги с персонажами. Их немного, но каждый из них запоминается; здесь нет эффекта базарной толпы, когда за обилием «характеров» уже не помнишь, кто есть кто. Нужно добавить, что роль Саманосукэ играет настоящий актёр — Такеси Канесиро, имеющий японо-китайское происхождение. Видно, что подход к созданию новой франшизы (в серии изначально было запланировано три игры) был серьёзный. Жаль, что после добротной второй части серия превратилась в дурной фарс, закончившись совершенно позорной Onimusha: Dawn of Dreams, выглядящей как попсовое аниме о приключениях слащавого бисёнэна****; для полного торжества идиотизма не хватает только кроссовера с вселенной «Невероятных приключений ДжоДжо». Но не будем о грустном, — эти уродства не отнимут у нас прекрасных первой и второй частей. Так чего же вы ждёте, товарищи самураи? «Пришло время вынуть мечи из ножен, затянуть пояс кимоно покрепче, перенестись в Японию периода Сэнгоку и выстоять в этой беспощадной битве с силами тьмы, чтобы завершить благородную миссию — священный долг героя!» — зовёт вас обложка русского издания от «Акеллы».

*То, что Нобунагу записали в антагонисты, сделав из него настоящего демона, совершенно неудивительно. Если для человека со стороны он кажется великим реформатором, то в Японии к личности Оды отношение крайне неоднозначное, как у нас к царю Ивану Грозному.
**Весьма примечательно, что фамилия главного героя — Акэти: такое имя носил убийца реального Оды — Акэти Мицухидэ.
***Лёгкая пехота в армии средневековой Японии, набиравшаяся из простолюдинов и вооружавшаяся копьями или аркебузами.
****Смазливые юноши из легкомысленных романтических аниме и манги для девушек.
Автор обзора: HAL9000
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Игра меня изначально заинтересовала лишь наличием прототипа боевой системы из будущих Dark Souls, и симпатичной, умеренной графикой без вырвиглазных эффектов, но при ближайшем рассмотрении мне открылось её главное, как мне кажется, достоинство - отлично реализованный, атмосферный, колоритный, загадочный, в меру мрачный (Kuon, беспросветная ты эпитафия, я смотрю на тебя), крепко выдержанный сеттинг, - перемещения в центральном месте действия которого - крепости Инабаяма - сопровождаются замечательной оркестровой музыкой с хоррорно-японскими мотивами.

Структурный темп игры, взаимодействие с инвентарём и частично управление действительно напоминают таковые из главной серии Capcom, но впечатления грубо натянутой средневековой шкуры на игры Resident Evil у меня лично Onimusha Warlords ни разу не вызывала - спасибо грамотному сочетанию известных и новых механик, создающих цельный образ без неуместных элементов.

Бэкграунды, к слову, не полностью статичные, а нередко анимированные, представляющие собой видеофайл: с движением воды, каких-нибудь механизмов с деревянными шестернями, пламенем, отбрасывающим дрожащий свет, и т.д. Некоторые участки крепости, благодаря такому подходу, не хочется покидать - особенно сопряжённые с декоративными водоёмами и освещаемыми луной зарослями (но так, конечно, не везде, иначе едва ли оно бы уместилось на одном DVD без потерь в качестве остальных сцен).

Кстати - судя по всему, только в этом порте можно свободно пропускать катсцены (клавишей Backspace) :) Не все, но большую часть точно. А в новом ремастере ещё и музыка другая - к сожалению, более невзрачная (нюансы лицензирования).