История электронных игр — это не только сами произведения и процесс их разработки, но и слепок, отражение эпохи, обстоятельств и условий, в рамках которых они создавались. Потому интерес представляют и технологии, в том числе в области носителей, на которые и записана большая часть электронных игр. В данном же материале будет рассмотрен период, когда появился новый формат носителя, однако технологии и произведения ещё развивались, вследствие чего некоторые преимущества нововведения стали очевидны не сразу.

Предпосылки и условия появления формата
Носители информации практически всегда были важной частью компьютеров, благодаря которым они могли выполнять самые разнообразные задачи. Особенно ярко это проявилось в 1980-е годы: после успеха Apple II как игры, так и софт стали создаваться весьма активно, а со временем началось и формальное систематическое развитие (вокруг тех или иных продуктов формировались команды, из которых затем организовывались компании и фирмы). Одновременно с этим развивались и носители - переход от перфокарт и магнитных лент к дискетам, чьи размеры и объёмы постепенно уменьшались и росли соответственно (1971 - 8 дюймов с объёмом от 80 до 800КБ; 1976 - 5,25 дюйма с объёмом от 110КБ до 1,2МБ; 1981 - 3,5 дюйма с объёмом от 720КБ до 1,44МБ или 2,88МБ). При этом отсутствие жёстко сформированных дорожек позволяло как создавать форматы, совместимость между которыми могла отсутствовать даже под одними и теми же операционными системами, так и делать защиту от копирования, сохранить которую при создании дампа дискеты могло быть затруднительно (примером таковой является Copylock Роба Нортона).

Параллельно с рынком компьютеров развивалась и музыкальная индустрия, где сначала увеличение продолжительности записи на винил увеличивало и размеры самого носителя (1897, миньон - 6,89 дюйма, 2 минуты; 1901, гранд - 10 дюймов, до примерно 4 минут; 1903, гигант - 12 дюймов, около 5 минут). Последующее увеличение продолжительности при сохранении тех же размеров становилось возможным благодаря применению новых материалов и методов записи (1948 - LP (10-12 дюймов), до 15 или 22-23 минут на сторону, технически максимальная продолжительность составляет 26 минут на сторону, а с применением особых методов записи — и более; 1951 - EP (7 дюймов), до 15-25 минут). Новый же виток произошёл в 1950-е и особенно в 1960-е годы с появлением компакт-кассет, чьи принципы позже станут основой для видеокассет вроде VHS.

Точкой соприкосновения двух разных рынков стал LaserDisc, результат разработки MCA и Philips (при этом изначальной идеей видеодиска занимался Дэвид Пол Грегг ещё с конца 1950-х годов, когда работал в корпорации Westrex, а затем в Mincom, образованной из поглощённой фирмой 3M личной компании певца Бинга Кросби Bing Crosby Enterprises). Технические возможности данного формата позволили создавать первые FMV-игры (одной из наиболее известных стала Dragon's Lair), а также использовать видеоряд в качестве фона (Qube Quest). Несмотря на это, формат не смог превзойти спрос на VHS и другие кассетные форматы, чьи возможности использования были куда шире (запись чего, где и когда угодно). Следствием этого стало то, что Philips уделила больше внимания созданию нового аудиоформата с учётом опыта создания LaserDisc и сблизилась в этом вопросе с Sony, которая также проводила разработки в данном направлении.

Audio-CD и перспективы использования в качестве хранилища данных
В 1980 году был оформлен стандарт Red Book (Красная книга), ставший первым форматом записи на CD и предназначавшийся для записи музыки. Одним из наиболее ранних примеров использования до официального коммерческого выпуска стала демонстрация записи альбома Living Eyes группы Bee Gees в телевизионной программе на BBC под названием Tomorrow's World. Однако производство дисков для коммерческой продажи началось лишь в августе 1982 года (считается, что первыми в таком виде были записаны вальсы Шопена в исполнении Клаудио Аррау от 1979 года, Альпийская симфония Рихарда Штрауса и альбом группы ABBA под названием The Visitors). Официальные продажи начались 1 октября 1982 года в Японии; на тот момент было изготовлено около 50 альбомов.

Список известных выпусков Audio-CDна 1 октября 1982 года (по данным сайта discogs.com)

Стоит отметить, что пусть изначальная цель была в разработке формата для музыки, но Philips и Sony не исключали возможности применения новой разработки и на персональных компьютерах. Однако самые ранние заметки, где бы это отмечалось, относятся к 1983 году. Активно обсуждать использование и возможности носителя стали с 1984 года, когда был разработан стандарт Orange Book (оранжевая книга) для формата CD-ROM. На этой основе Hitachi создала один из первых прототипов устройства чтения CD-ROM, ранее всех освещённый в прессе на тот момент.


Одна из самых ранних заметок о CD в качестве носителя для PC



Любопытные ранние статьи о формате и принципах его работы. Одна из них также примечательна фотографией устройства чтения от фирмы Hitachi.


Один из прототипов проигрывателей CD-ROM

Тем удивительнее, что формально первый диск, использующий Audio-CD с программной частью, появился уже в марте 1985 года. Альбом Magical Computer Music авторства Макото Курита (Makoto Kurita, творческий псевдоним - Magical Power Mako) состоял из 14 аудиотреков и трёх программ для MSX, записанных в форме аудиосигнала (всё благодаря стандарту, разработанному ещё в середине-конце 1970-х годов). Для его преобразования нужно было согласно инструкции подключать аудиопроигрыватель к порту расширения на клавиатуре, откуда сигнал передавался на телевизор. К сожалению, такая реализация стала практически единственной в рамках MSX, а последующие игры как на этом компьютере, так и на других системах предпочли более простой вариант, когда на диске находится только музыка и возможность её подключения к игре была опциональной (Duel и The Legend of Heroes, серия аудиодисков SoundWave от KOEI).


На текущий момент альбом найден и оцифрован

В том же 1985 году сразу несколько компаний объявили о намерении создать устройство чтения CD-ROM (Atari, Apple, Philips, Hitachi, Sony, Toshiba, 3M), в том числе для MSX и ZX Spectrum. Планы выпуска софта также были, однако в прессе на тот момент чаще всего упоминалась Groiler Encyclopedia, так как она должна была стать первым коммерческим приложением на CD, доступным к покупке как отдельно за 199 долларов, так и в составе проигрывателя от Philips за 1495 долларов.


Слева направо: дисковод MCU-1 от Sony для MSX, одна из самых ранних фотографий проигрывателя CD-ROM от Philips, прототип дисковода от Toshiba, дисковод к компьютерам Atari (апрель 1989 года)

Дисковод для компьютеров NEC, поступивший в продажу до PC Engine CD


Проигрыватель CD-ROM для MSX1 от Toshiba (источник)


Модель IBM PC с проигрывателем CD-ROM от BiblioFiles

Дисководы от Hitachi


Optimem 1000 от 3M и диск для него. При габаритах в 12 дюймов может хранить до 1 ГБ данных.


Фотографии Hitachi CDR-1502S (источник)

Достоверно установить время выпуска CD-проигрывателя от Philips и энциклопедии Groiler затруднительно, — можно предположить лишь, что произошло это, возможно, в марте 1986 года, хотя изначально выход должен был произойти до конца 1985 года. Несмотря на это, Philips CM-100 и The Grolier Electronic Encyclopedia можно считать первыми выпущенными коммерческими продуктами для CD-ROM, — остальные компании выпустили свои варианты позднее.


Philips CM-100


The Grolier Electronic Encyclopedia 1986 года.
Оцифровал пользователь LGR (Lazy Game Reviews) из своей коллекции.


CD-ROM, выпущенный в конце 1986 или в начале 1987 года


Самый ранний CD-ROM, который сохранился до наших дней и ныне доступен в оцифрованном виде. Данный экземпляр, однако, пустой - при сжатии около 100МБ превращаются в несколько КБ.

Прототип модели MSX со встроенным CD-проигрывателем. В продажу так и не был выпущен


CD-ROM, выпущенные до января 1988 года


CD-ROM Multilingue, выпущенный в январе 1988 года


Реклама продуктов на CD разных компаний (май и июль 1988 года)


CD-ROM, выпущенный в июле-августе 1988 года


Фотографии дисковода для компьютеров Apple (июль и ноябрь 1988 года)

Одновременно с этим Philips презентовала проект CD Interactive, или CD-i, чья разработка затянулась. И пока Philips пыталась решить проблемы, связанные с пропускной способностью как с диска, так и с системы, к концу 1988 года появился CD-привод для компьютеров Apple (AppleSC CD), а Fujitsu и NEC анонсировали FM-Towns и PC Engine CD; последняя вышла в декабре 1988 года и стала первой игровой системой, использующей CD, а продукт Fujitsu поступил в продажу в конце февраля 1989 года. Так началось время CD как игрового формата.

Незадолго до выпуска PC Engine CD в 1988 году был опубликован стандарт CD-ROM, а в 1991 году он был дополнен расширенным вариантом CD-ROM XA. Последний будет широко использоваться на PlayStation и части игр на PC под DOS и Windows. Также в 1990 году будет опубликован стандарт оранжевой книги (Orange Book), к которому будут относиться CD-R и CD-RW.

Презентация PC Engine CD (август 1988 года) и её реклама (январь 1989 года)


Дорелизные материалы по PC Engine CD (апрель и август 1988 года)

Первые игры (декабрь 1988 года, март 1989 года)
В отличие от Philips, NEC и Fujitsu пошли иным путём.
Хотя NEC больше известна в мире как производитель мониторов, в Японии она занималась разработкой самой разной электроники, в том числе компьютерной (PC-88, PC-98). Успех Famicom побудил её создать свою систему, но из-за отсутствия опыта в этом она обратилась к ряду ведущих разработчиков, среди которых оказалась Hudson Soft - первый независимый разработчик игр для Famicom. На тот момент она разработала новые графические чипы, которые не смогла продать Nintendo, и предложение NEC вследствие этого оказалось выгодным. Так и появилась в октябре 1987 года PC Engine, став в исторической перспективе второй популярной игровой системой в Японии после Famicom (Sega же была третьей). Возможно, это стало возможным из-за энтузиазма как самих компаний-платформодержателей, так и сторонних разработчиков, решивших поддержать новую игровую систему. После первого успеха было разработано CD-дополнение, получившее название CD-ROM2. Сам по себе это был обычный проигрыватель Audio-CD, подключавшийся через Interface Unit, продававшийся отдельно (при этом можно было приобрести также комплект, включающий и CD-проигрыватель, и интерфейс подключения).


Файловая система PC Engine CD

Если для CD-i Philips впоследствии потребовалась разработка нового стандарта (зелёная книга), то для PC Engine CD использовался иной метод записи треков: игровые данные в ROM-формате располагались на втором треке и дублировались на последнем на случай повреждений и иных неожиданностей, а остальные треки были музыкальными. Учитывая, что CD-привод был односкоростным (двухскоростные появятся только с выходом Amiga CD32 и 3DO), с учётом количества выпущенных на CD игр можно заключить, что реализация вышла удачной. Впрочем, результат оказался более чем реальным, так как PC Engine никогда не пытался воспроизводить живое видео и иные громоздкие цифровые форматы изображений и звука (к чему как раз стремилась Philips), - игры записывались традиционным для того времени методом на ROM-образ, запуск которого и проводил всё в движение, поэтому графико-визуально многие произведения на PC Engine выглядели либо на уровне с Famicom и Sega Genesis/Mega Drive, либо даже превосходили их.

Но произойдёт это позже, а по факту на выходе CD-ROM² в первых числах декабря 1988 года были доступны всего две игры: порт первого Street Fighter под названием Fighting Street (пожалуй, наиболее близкая к исходной аркадной версии) и ныне малоизвестная No・Ri・Ko. Последнюю можно охарактеризовать как фотоприключение с элементами визуальной новеллы и симулятора свиданий: перемещение осуществляется через выбор одного из пунктов, отдельные из которых могут преждевременно завершить игру. В принципе, это не самая плохая игра и на фоне того, что обычно выходит в Японии в данном направлении, — её можно даже посчитать милой и приятной. Впрочем, для разработчика AlfaSystem Co., делавшего также и порт Street Fighter, это была первая самостоятельная игра - позднее они разработают и портируют на PC Engine CD еще ряд вещей (в том числе первые три части Ys от Falcom), а определённую известность получат благодаря Linda³ и серии Shikigami no Shiro/Castle Shikigami.


Обе игры можно пройти примерно за полчаса, что, впрочем, типично для игр того времени за вычетом сложности и сопутствующих моментов. С другой стороны, в NoRiKo, согласно информации в сети, предусмотрены несколько концовок.


Ранние рецензии на Fighting Street и No・Ri・Ko.

Так игры на CD появились в Японии. В США сложилось иначе.
Примерно в середине 1988 года был выпущен CD-привод для компьютеров Apple, а только что образованная в 1987 году фирма Cyan разрабатывала свою первую игру The Manhole. Решение о создании CD-версии было принято со стороны издателя — Activision. В частности, эта возможность заинтересовала Рассела Либлиха (Russell Lieblich), который занимался музыкой и звуковыми эффектами. Несмотря на все трудности, итоговый мастер был собран ориентировочно 9-10 декабря 1988 года. К сожалению, сведения о дате начала продаж не сохранились в должной мере, потому остаётся только спекулировать, что CD-версия The Manhole для Macintosh стала третьим игровым CD в истории.


Реклама CD-версии в журнале MacWorld (декабрь 1989 года)


Фотография диска в рамке, в которой он был представлен на январской выставке MacWorld в январе 1989 года (источник)


Файловая система диска


Manhole является чуть ли не единственной игрой, чье издание на CD было в виде коробочного издания. Практически все остальные выпускались в простом джевеле (но имелся мануал, выполнявший и функцию лицевой обложки). Источник.

Последней игрой на CD, выпущенной до 1989 года, стала викторина Bikkuriman Daijikai для PC Engine CD, где нужно собирать стикеры путём выбора правильных ответов на вопросы. Некоторые из них открывали закрытые части мира, содержащие короткие видеоотрывки.

Список игр, выпущенных до 1989 года
1988.12.04 No・Ri・Ko [TG CD]
1988.12.04 Fighting Street [TG CD]
1988.12.23 The Manhole [MAC]{дата выпуска не является точной}
1988.12.23 Bikkuriman Daijikai [TG CD]


FM-Towns вышел с разницей в три месяца по сравнению с PC Engine CD - в конце февраля 1989 года. В отличие от PC Engine CD, диски для компьютера Fujitsu производились в соответствии со стандартом ISO 9660 (или же High Sierra, жёлтая книга, yellow book), который на тот момент был окончательно оформлен в апреле 1988 года: данные на первом треке, а все остальные — Audio-CD. Именно такой формат записи и работы CD станет в итоге стандартом. По отношению же к FM-Towns это станет важной, но, возможно, не единственной причиной разработки первых CD-версий игр западными разработчиками, и нередко с возможностью выбрать язык хотя бы текста (английский или японский). Следствием этого в долгосрочной перспективе стало то, что далеко не все CD-версии для FM-Towns переносились на MS-DOS с сохранением нового контента в виде озвучки и музыки в формате Audio-CD.

Реклама FM-Towns (апрель 1989 года)


Файловая система FM-Towns

На момент выхода FM-Towns были доступны четыре игры, выпущенные в марте 1989 года:
1989.02.21 Psychic Detective Series Vol. 1: Invitation: Kage kara no Shoutaijou
1989.02.23 CyberCity: The Golden Age of Cybernetics
1989.02.27 Evolution
1989.02.28 After Burner


Фотографии первых изданий игр
Так как After Burner является портом, а CyberCity: The Golden Age of Cybernetics требует для запуска загрузочную дискету, фактических эксклюзивов, для запуска которых достаточно одного лишь диска, было только два, и один из них выгодно отличался от другого. Разумеется, речь идёт о произведении от Data West, чьи детективные квесты выделялись на фоне большинства других японских игр (потому и искать для сохранения некоторые их версии та еще задача).

Также в марте вышли четвёртая игра для PC Engine CD и первая для MS-DOS: Cobra Kokuryu O no Densetsu и Defender of the Crown CD-ROM соответственно. Если первая была традиционным для Японии графическим текстовым квестом, выделяясь роликами и озвучкой, то версия хита Cinemaware представляла собой глобальную пошаговую стратегию, при этом с некоторыми элементами других жанров. При адаптации на CD непосредственно игру оставили без изменений, в то время как техническая часть была адаптирована под работу в связке с диском. Но из-за того, что данная версия делалась по распоряжению Mirrorsoft на заказ фирмы Hitachi для работы на её дисковых приводах для IBM PC, непосредственно на диск была записана только музыка в формате Audio-CD, в то время как игра размещалась на одной (3.5") или двух дискетах(5.25"), с которых и происходили установка и запуск.


Cobra Kokuryu O no Densetsu имеет сравнимую с Psychic Detective Series Vol. 1 продолжительность, чего нельзя сказать о Defender of the Crown.

В итоге получается такой список CD, с которых началось время выхода на них игр:
1985.03.21 Magical Power Mako - Magical Computer Music [MSX]
1986.05 The Grolier Electronic Encyclopedia [DOS]
1987.09 Microsoft Bookshelf [DOS]
1988.07 The Grolier Electronic Encyclopedia [DOS]
1988.12.04 No・Ri・Ko [TG CD]
1988.12.04 Street Fighter [TG CD]
1988.12.23 The Manhole [MAC]
1988.12.23 Bikkuriman Daijikai [TG CD]
1989.03 Psychic Detective Series Vol. 1: Invitation: Kage kara no Shoutaijou [FM-Towns]
1989.03 CyberCity: The Golden Age of Cybernetics [FM-Towns]
1989.03 Evolution [FM-Towns]
1989.03 After Burner [FM-Towns]
1989.03.04 Cobra Kokuryu O no Densetsu [TG CD]
1989.03 Defender of the Crown CD-ROM [DOS]


Если же рассматривать вопрос с точки зрения эксклюзивов и игр, то список будет такой:
1988.12.04 No・Ri・Ko [TG CD]
1988.12.23 Bikkuriman Daijikai [TG CD]
1989.02.21 Psychic Detective Series Vol. 1: Invitation: Kage kara no Shoutaijou [FM-Towns]
1989.02.23 CyberCity: The Golden Age of Cybernetics [FM-Towns]
1989.02.27 Evolution [FM-Towns]
1989.03.04 Cobra Kokuryu O no Densetsu [TG CD]


Так был заложен фундамент, на котором вскоре очень быстро прорастут плоды.

1989 год: господство FM-Towns и PC Engine CD
В течение года больше всего различных продуктов вышло на FM-Towns - около четырёх десятков. Однако многие из них были образовательными и мультимедийными приложениями, а среди игр хватало разновидностей маджонга и графических текстовых квестов. Впрочем, среди них выделялись работы Data West (в частности, порты первых трёх частей 4th Unit, а Zero вышла изначально на FM-Towns и PC-98). Из прочего заслуживают внимания Last Armageddon (первая игра на нескольких дисках), Dungeon Master (первый порт западной игры, отличающийся музыкой в Audio-CD и наличием как английской, так и японской версий; в таком виде она никогда не портировалась на другие системы, в том числе и на MS-DOS/IBM PC), The Case of the Cautious Condor (наоборот, только на японском, а на английском она выйдет позже на других платформах), Nobunaga no Yabou: Sengoku Gunyuuden (одна из первых игр KOEI с диском формата Audio-CD музыкальной серии SoundWave в комплекте), порт Turbo OutRun и Super Odyssey & Dennou Planetarium (эксклюзивный японский dungeon crawl с видом от первого лица в космо-фантастическом антураже).

У PC Engine CD выпуск продукции был куда скромнее - всего пятнадцать штук, зато почти все игровые. На Macintosh и MS-DOS/IBM-PC игр на дисках выпущено не было, только приложения разного толка.

Первичный рынок продукции на CD выглядит внушительно, но с оговоркой - внушительным он был лишь в Японии: PC Engine CD под названием TurboGrafx-CD наряду с TurboGrafx-16 выйдет в США под конец 1989 года, и на дисках до 1990 года будут доступны лишь две игры (Fighting Street и Monster Lair), а из-за проблем с выпуском игр в целом, более выгодными игровыми библиотеками у Nintendo и Sega, а также по ряду других причин успешная на родине система от NEC/Hudson не сможет достичь заметного успеха на американском рынке, пусть под конец её жизненного цикла и появится ряд игр, выпущенных только в Америке, но не Японии. FM-Towns, как и x68000 с PC-98, никогда не экспортировались в другие страны, так и оставшись с материальной точки зрения достоянием внутреннего японского рынка (были, конечно, уникумы, договаривавшиеся об импорте японских компьютеров и игр к ним, — но это нетипичный для большинства игроков того времени частный случай).

В США же CD пока рассматривался как прикладной инструмент, а потому имел несколько ограниченное распространение среди специалистов, что обуславливало выпуск соответствующих дисковых приложений.

На исходе первого года существования формата CD обозначились четыре платформы, на которых выпуск на нём был наибольший: FM-Towns, PC Engine CD, MAC и MS-DOS/IBM PC. В рамках исключения стоит упомянуть CD Takarabako для PC-88 (сборник демок с музыкой в формате Audio-CD, часть для которого была взята с недавно проводившегося конкурса, поставлявшийся с моделью PC-88MC; любопытно, что в качестве CD-привода используется модуль для PC Engine) и Codemasters CD для ZX Spectrum и Commodore 64 (сборник из 30 полноценных игр на одном диске, записанных в формате аудиосигнала; версия для Amstrad CPC не была выпущена).

Примечательные выпуски на CD в 1989 году:
1989.07 Last Armageddon [FM-Towns]
1989.09 1st CD-Edition [C64]{compilation}
1989.09 CD Takarabako [PC-88]
1989.11 Dungeon Master [FM-Towns]
1989.11 The Case of the Cautious Condor [FM-Towns]
1989.11 Codemasters CD [ZX Spectrum, C64]{compilation}
1989.12 Nobunaga's Ambition II [FM-Towns]{Nobunaga no Yabou Sengoku Gunyuuden}
1989.12 Super Odyssey & Dennou Planetarium [FM-Towns]
1989.12 Turbo OutRun [FM-Towns]{Turbo Out Run}
1989.12.15 Red Alert [TG CD]{Last Alert}
1989.12.21 Ys Book I & II [TG CD]


1990 год: японский игровой рынок на CD и ранние дисковые выпуски игр и мультимедиа на других платформах
В этом году на FM-Towns выходит около семи десятков продуктов; на PC Engine CD примерно в два раза меньше, но тоже приличное количество. График выхода игр на этих платформах становится всё плотнее. Alice Soft, один из крупнейших разработчиков эроге, выпускает на FM-Towns порты своих игр (серия Rance, D.P.S.), но исключительно на дискетах (первое издание на CD под названием Alice no Yakata CD выйдет в 1991 году). Также на дисковой системе Fujitsu выходят и первые порты западных игр после Dungeon Master - раньше всех появляются Indiana Jones and the Last Crusade и Operation Wolf, а затем Heroes of the Lance, Populous, Space Rogue и ряд других игр.

На MAC и MS-DOS/IBM PC основная масса продукции на CD — это по-прежнему различные приложения и прикладные программы, но появляются и мультимедиа развлекательной направленности (Mud Puddle, Mammals, The Classic Collection 3 CD-ROM Pack от CMS Research: '"Hear"... Birds of America', 'Shakespeare on Disc!', 'Sherlock Holmes on Disc!'), при этом ещё и гибридные (то есть на дисках представлены версии как для DOS, так и для Macintosh). Выходят и игры: Software Toolworks выпускает в первой половине 1990 года сборник CD Game Pack, а в июле-августе в продажу поступает The Manhole для MS-DOS/IBM PC. Также на Amiga выходит первый диск - сборник приложений Fish 'n' More Vol.1.

На PC-88 выходят единственные полноценные дисковые игры для него - Dios (лучшая игра команды Sein/Xain/Zain Soft; к сожалению, до сих пор не оцифрована и является громадной редкостью), Mirrors и Duel (однако запуск происходил с загрузочной дискеты). Любопытным курьёзом можно считать разработку The Adventure of the Space Ship Beagle, формально первой игры для CD-i задолго до её официального выпуска как в США, так и в Японии. По имеющимся крупицам сведений в сети, данный продукт от Denshi Media Services является результатом договорённости между Toppan Printing и Philips по созданию технических инструментов и софта при использовании CD-i как средства просмотра информации в интернете.

Появляются и первые произведения для взрослой аудитории. Так, художник-комиксист Майк Саэнс (Mike Saenz) впечатлился презентацией Apple Macintosh и на одной из его первых моделей создал комикс Shatter (первый выпуск был опубликован в последнем, двенадцатом выпуске журнала Big K). На основе этого опыта он разработал ComicWorks, программу для создания комиксов, считающуюся первой в своём роде и известной в узких кругах (в следующем году на её базе будет сделана GraphicWorks). Однако, в ходе размышлений о том, какую интересную игру можно создать при имеющихся ограничениях, Саэнс приходит к простому выводу - интерактивная эротика. Результатом становится выпуск в 1986 году MacPlaymate - первой программы эротического толка на Macintosh и одной из первых западных порнографических игр. Несмотря на направленность, работа Саэнса стала одним из самых популярных продуктов для Macintosh (в том числе и самой нелегально тиражируемой на то время), и даже спустя тридцать лет, когда был найден коробочный экземпляр, она подняла некоторый ажиотаж в узких кругах. В итоге Саэнс организовал фирму Reactor и выпустил в апреле 1990 года Virtual Valerie, во многом схожую с MacPlaymate. Но стоит отдать ему должное — он делал не только эротику, но и обычные игры: Lunar Rescue(1988), Creepy Castle(1991) и лучшее свое творение — Spaceship Warlock(1991). Но ни одна из них не пользовалась таким спросом, как MacPlaymate, Virtual Valerie и их продолжения 1991 и 1995 годов соответственно, включая и расширенную версию Virtual Valerie 1994 года.
Другой игрой, которая позиционировалась как продукт для взрослых, стала J-Thunder для PC Engine CD - первая оригинальная эроге, выпущенная на CD, и первая нелицензионная игра в данном формате.
По итогам года складывается следующая картина: рынок игр на CD в Японии стабильно и активно развивается, в то время как на Западе лишь делаются робкие шаги в данном направлении.

Примечательные выпуски на CD в 1990 году:

1991 год: новые игровые CD-системы (CDTV, CD-i, Sega CD)
В начале года поступает в продажу CDTV от Commodore, и в течение года на ней выходит множество проектов - почти восемь десятков, - но многое представляет собой мультимедиа- и образовательные продукты. Впрочем, те игры, которые есть, выглядят по меньшей мере любопытно (Psycho Killer, The Hound of the Baskervilles, Battlestorm, Defender of the Crown, Sim City, Wrath of the Demon, Raffles, Chaos in Andromeda - Eyes of the Eagle, Murder Makes Strange Deadfellows). Данные на дисках записывались по стандарту ISO9660 как на FM-Towns, и этот метод будет применяться и для дисков к Amiga CD32.

Для FM-Towns и PC Engine CD выпускается почти равное число игр на CD (около пятидесяти и сорока соответственно), а на систему Fujitsu западные разработчики активно делают расширенные CD-версии своих произведений (Sierra, LucasArts, Interplay, Maxis, Psygnosis, Sir-Tech, Bullfrog/EA).

CD-i выходит к концу года, однако практически без игр, аналогичных существовавшим для PC Engine CD, FM-Towns и CDTV (может быть, разве что Battleship подходит на эту роль). Из-за проблем с разработкой и уточнения спецификации системы вплоть до самого выпуска проект Philips не стал первым в своём роде, зато предусматривал возможности расширения функционала наподобие PC Engine (в частности, это позволило добавить поддержку MPEG1 с помощью специального модуля, так как описание стандарта данного формата видео впервые будет официально опубликовано только в 1993 году). Также был разработан новый формат записи данных, получивший название "зелёная книга" (Green Book), похожий на "жёлтую книгу" (Yellow Book), но отличающийся рядом модификаций для работы с мультимедиа (изображения, звук и видео), вследствие чего он занимает промежуточное положение между стандартом ISO9660 и методом записи, применявшимся в PC Engine CD (файловая система имеется, но доступна она не стандартным способом; похожая реализация будет и у 3DO, но более близкая к PC Engine CD, пусть и с файловой системой, что вносит сложности в исследование истории этой игровой системы).


Примеры файловой системы на дисках CD-i

Под самый конец года, но только в Японии начинаются продажи Sega CD, для которой на начало 1992 года доступны пять игр: Heavy Nova (экшн-платформер с элементами файтинга), Sol-Feace (шмап), Nostalgia 1907 (графическое текстовое приключение), Earnest Evans (экшн-платформер на тему Индианы Джонса, некоторыми деталями напоминающий о Castlevania) и Wakusei Woodstock Funky Horror Band (jRPG в стиле Dragon Quest).

На MAC выходят первые оригинальные игры на CD (Spaceship Warlock и Alice "I Can't Explain Myself"), а с осени для MS-DOS/IBM PC поступают в продажу дисковые версии игр от Sierra и Dynamix (Jones in the Fast Lane, Stellar 7, Spirit of Excalibur, King's Quest V, Roberta Williams' Mixed-Up Mother Goose), а Origin через Software Toolworks издают Wing Commander Deluxe Edition на CD. На этом фоне выход Golden Immortal теряется. Другим занимательным событием становится выпуск на TurboGrafx CD двух игр от западных разработчиков - Sherlock Holmes Consulting Detective (версия для FM-Towns выйдет чуть позже, а порты на CDTV и MS-DOS/IBM PC поступят в продажу только в 1992 году) и The Addams Family.

Под конец года ситуация схожа с таковой в предыдущем, однако на Западе игры понемногу начинают выходить и на дисках.

Примечательные выпуски на CD в 1991 году:

1992 год: ранние сборники и FMV-технологии
К началу 1992 года как стоимость производства дисков, так и себестоимость их самих начала понемногу уменьшаться. В частности, это сделало возможным выпускать не только игры, но и сборники. Наиболее заметными из них стали издания от Origin, которая их выпускала через Software Toolworks, и Activition, продававшая таким образом наследие Infocom. Если же говорить об играх, то дисковые издания выпускаются в этом году не только в США, но и в Европе (Realms, Ween: The Prophecy).

На Macintosh также выходят игры, но часто с уклоном в мультимедиа (трилогия Refixion, Madness of Roland, Shelley Duvall's It's a Bird's Life, Sherlock Holmes Consulting Detective). В этом отношении выделяются L-Zone и сборник различных игр Game Room от EduCorp. При этом основная масса дисковых изданий — это по-прежнему софт и иные материалы для специалистов.

Что же касается количества игр на разных системах, то у большинства (CDTV, CD-i, Sega CD, MAC, MS-DOS) оно было в пределах двух-трех десятков, в то время как для FM-Towns и PC Engine CD таковых вышло почти около сотни на каждой из них.

Из примечательного стоит отметить появление на CD-i интересных игр и портов с других систем (Defender of the Crown, Dark Castle, Mystic Midway Rest in Pieces, Tetris, Lords of the Rising Sun, Zombie Dinos from Planet Zeltoid, Laser Lords, Alice in Wonderland), отдельные из которых уникальны (Escape from CyberCity), выпуск первых FMV-игр на Sega CD и первый относительно массовый выпуск продуктов на CD для MS-DOS/IBM PC.

Хотя на Sega CD за этот год было выпущено несколько любопытных игр (в частности, Aisle Lord и Hook), а также один из главных хитов системы (Lunar The Silver Star), наиболее приметным событием, по меньшей мере в США, стал выпуск продуктов от Digital Pictures - компании, организованной группой людей под руководством Тома Зито (Tom Zito) после приобретения им активов заброшенного проекта VHS-приставки Control-Vision (известна также под кодовым названием NEMO времен Atari). Чтобы уместить имеющийся отснятый материал на диск для последующего воспроизведения на приставке, был разработан особый видеоформат¹.


Хотя на выводе разрешение 160х106 (1.51:1), фактический полный размер кадра чуть шире - 168х106(1.58:1)

Размер кадра при увеличении (320, 640)
Технологически не самый плохой результат до появления MPEG - на примерно 600МБ можно было уместить материал продолжительностью чуть больше часа. Альтернативные кастомные форматы имели либо лучшее качество при ограниченном хронометраже (CLUT и DYUV у CD-i), либо чуть худшие характеристики с пониженной частотой кадров ради большой продолжительности (It's A Wonderful Life The CD 1993 года выпуска). Стоит, однако, отметить, что самой ранней по времени выхода FMV-игрой на Sega CD стала Cobra Command, — но, несмотря на портирование с LaserDisc, адаптация видеоряда вышла технически не так хорошо в сравнении с работами Digital Pictures. На CD-i игры с элементами FMV появились примерно в то же время: там применялся формат RTF, являвшийся стандартным для данной системы до появления MPEG (Escape from CyberCity). С другой стороны, появившиеся под конец 1991 года видеоформаты QuickTime, Cinepak, Indeo и Microsoft Video 1 предоставляли возможности, пусть и не идентичные полностью MPEG, но близкие к нему, при этом всё равно требовавшие значительных по тем временам ресурсов для воспроизведения (а о записи и говорить не приходится).

Несколько курьёзным моментом на этом фоне выглядит выпуск к концу 1992 года приставки VIS. Несмотря на недолгую жизнь, на ней успели выйти эксклюзивные игры (Secrets of Hosea Freeman), порты (The Manhole - New and Enhanced!, Links - The Challenge of Golf, Just Grandma and Me), а также игры, раньше всего выпущенные на ней и появившиеся на других системах позднее (The Awesome Adventures of Victor Vector & Yondo The Vampire's Coffin).

Таким образом, CD к концу года стал пусть и не вполне широкодоступным, но относительно распространённым на основных игровых рынках, самым крупным из которых был японский. При этом к концу года затраты на производство дисков уменьшились таким образом, что в следующем изданий в данном формате выйдет значительно больше, особенно на MAC и MS-DOS/IBM PC.

Примечательные выпуски на CD в 1992 году:

¹ - до 168х168, 15 кадров в секунду, 8-битный цвет и восьмибитный моно-звук (u8), 18899 Hz, 151КБ в секунду
² - 160x120 при 3.965 кадрах в секунду и битрейт 461КБ или 609КБ в секунду, а также восьмибитный моно-звук, 11025 Hz, 88.2КБ в секунду

1993 год: время CD, FMV и пре-рендера
Этот год стал ключевым по ряду событий, одно из которых связано с CD, - себестоимость их производства, как и они сами, оказалась на уровне, когда их могли позволить себе не только крупные компании, но и фирмы поменьше и зажиточная прослойка населения, имевшая частный бизнес. Более того, оказались доступны машины для внезаводской штамповки, следствием чего стало появление первых пиратских сборников (по меньшей мере один такой выходит не то на Тайване, не то в КНР).

Проявилось это как в количестве изданий, так и их наполнении и в том, какие произведения удостаивались такой возможности. Если в прошлом году для MS-DOS/IBM PC было выпущено около двух-трёх десятков, то в этом году их вышло несколько десятков, и не все из них использовали хоть какие-то особенности за счёт формата, будь то аудиотреки, полноценная озвучка или видеовставки. На FM-Towns выходит большое число эроге, западные разработчики создают порты для Sega CD (Secret of Monkey Island, Mad Dog McCree), несколько эксклюзивных для США игр выходит на PC Engine CD (Bonk 3: Bonk's Big Adventure, Camp California, Godzilla, Beyond Shadowgate, Wonder Boy in Monster World/Dynastic Hero).

Этот год стал и временем активного использования FMV - в самом его начале выходит первое описание спецификации MPEG и Philips, и Sigma Designs на его основе разрабатывает специальное оборудование для его обработки - DVC (Digital Video Cartridge) и ReelMagic (или RealMagic). В продажу они поступят осенью, и это будут любопытные технические образцы, но в долгосрочной перспективе для железа Sigma Designs выйдет не так много продуктов по сравнению с CD-i, однако на системе Philips выходить они будут постепенно в течение нескольких лет. При этом уже в конце 1993 года и особенно в последние месяцы 1994 года она перестанет быть актуальной.

До 1993 года уже было множество программ трёхмерного моделирования, чей рендер давал исключительно качественное и технически продвинутое для того времени изображение (CAD-3D, RenderMan, TurboSilver, MacroMind Director, PowerAnimator, Swivel 3D, Mental Ray, Ray Dream Studio, StrataVision 3D, Softimage 3D, Shade, 3D Studio, FastRay, Imagine, LightWave 3D, Real 3D, VistaPro, POV-Ray). Некоторые их них использовались при создании ряда игр, в частности квестов, которые в будущем стали относиться к направлению или поджанру, получившему именование по самой успешной из них, - мистоиды (The Journeyman Project, The 7th Guest, Iron Helix, Myst, Labyrinth of Time, The C.H.A.O.S. Continuum, Gadget Invention, Travel & Adventure, Mansion of Hidden Souls, Return to Zork).
Параллельно с этим был ряд экспериментальных творений (Hikaru Hana, The Seven Colors: Legend of PSY・S City, Hell Cab, Belzerion, AlexWorld, Adventures of Ninja Nanny and Sherrloch Sheltie - No 11 Downing Street, Quantum Gate), а также произведения, использующие FMV (Power Factory featuring C+C Music Factory, Mad Dog McCree, Voyeur, Dracula Unleashed, Double Switch, Ground Zero Texas, Prize Fighter, Critical Path, Man Enough, Dragon's Lair, Speed), или пререндер (Microcosm, Lunicus, Silpheed, Novastorm, Scavenger 4, The Life Stage, Star Wars: Rebel Assault, Dinosaur Safari), или озвучку (The Dagger of Amon Ra, Amazon: Guardians of Eden, Fables & Fiends: The Legend of Kyrandia - Book One, Indiana Jones and the Fate of Atlantis, Maniac Mansion: Day of the Tentacle, Return of the Phantom, Dune, King's Quest VI: Heir Today, Gone Tomorrow, Mario Is Missing Deluxe, Peter Pan: A Story Painting Adventure, Gobliiins, Gobliins 2, Striker Occulta Lapis, Gabriel Knight: Sins of the Fathers, Inca II); были и просто любопытные вещи (Who Killed Sam Rupert. Virtual Murder 1, Soft Kill, Capitol Hill, MazeBrew, L'Ange et le Demon, Kether, The Last Dinosaur Egg, Ultraverse Hardcase).

Под конец 1993 года в продажу поступили новые игровые системы - Amiga CD32 и 3DO. К сожалению для первой, её относительный успех не спасёт Commodore от банкротства в следующем году, а вторая станет промежуточным этапом между тем, что уже было на тот момент, и тем, что появится позже.

Первые игры для 3DO:
1993.10.04 Crash 'n Burn
1993.11 Shelley Duvall's It's a Bird's Life
1993.11 Mad Dog McCree
1993.11 Putt-Putt Joins the Parade
1993.11 Putt-Putt FunPack
1993.11 Fatty Bear's Birthday Surprise
1993.11 Battle Chess: Enhanced CD-ROM
1993.11 Fatty Bear's FunPack
1993.11 Stellar 7: Draxon's Revenge
1993.11 Escape from Monster Manor
1993.11 The Life Stage
1993.11 Twisted: The Game Show
Таким образом, CD стал востребованным форматом, и хотя выпуск игр на дискетах ещё будет массовым в 1994 и 1995 годах, уже в 1996 году в таком виде будет выпускаться куда меньше продуктов (в основном в Германии и Польше, а также других европейских странах, плюс любительские творения, распространявшиеся по модели Shareware), а с 1998 года и вовсе практически исчезнет.

Примечательные выпуски на CD в 1993 году:

Итог
Последующая история формата уже не так интересна - в конце 1994 года выйдут Sega Saturn и Sony Playstation, и доминировать станет последняя — благодаря ряду факторов (дешёвое производство дисков, отсутствие сильной защиты от копирования, не такой жёсткий контроль качества, как у Nintendo). Остальные системы перестанут выходить уже к 1996-1997 годам, а те, кто остался, проживут ещё какое-то время. Nintendo, весь период пытавшаяся создать свою дисковую игровую систему, следующее приставочное поколение продолжит с картриджами, что, впрочем, станет для неё технологическим пиком. На PC будет целая волна переизданий игр для DOS без каких-либо дополнений или изменений (максимум - оцифрованная документация в формате PDF ). Диски как формат станут повсеместным явлением и стандартом выпуска практически всего - от игр и программ до фильмов и сборников. Будут они и средством для резервного копирования. Как стандарт хранения и передачи информации он просуществовал довольно долго: ни DVD, ни тем более Blu-Ray не стали на момент своего появления такими же востребованными и распространёнными, как CD в свое время, который был нужен всем и который хотели все.

На этом фоне поздние размышления о Sega CD как о ненужном дополнении к Mega Drive не выглядят в полной мере обоснованными. Да, не все купившие Genesis покупали к ней и дисковое дополнение, однако по количеству проданных экземпляров она наравне с PC Engine CD была наиболее успешной до выхода PlayStation; остальные CD-приставки добились куда более скромных результатов.

IBM PC compatible (1981) - 208,062,000 (1995)
Game Boy (1989) - 118.69 million
Super Famicom / Super NES (1990) - 49.1 million (2003)
Sega Mega Drive / Genesis (1988) - 35-40 million (2001)
Macintosh (1984) - 20,622,000 (1995)
NEC PC-98 (1982) - 18 million (1999)
Game Gear (1990) - 10.62 million
Commodore 64 (1982) - 12.5 million (1993)
PC Engine / TurboGrafx-16 (1987) - 10.5 million (2003)
MSX (1983) - 9.2 million (2013)
Sega Mega CD / Sega CD (1991) - 6 million (1996)
Sinclair ZX Spectrum (1982) - 5 million (2000)
PC Engine Duo (1991) - 1.92 million (1996) \
PC Engine CD-ROM2 / TurboGrafx-CD (1988) - 1 million (1993) } 4.42 million or ~ 4.5 million
PC Engine GT / TurboExpress (1990) - 1.5 million (1995) /
Commodore Amiga (1985) - 4.85 million (1993)
Atari Lynx (1989) - 3 million
3DO Interactive Multiplayer (1993) - 2 million
Atari ST (1985) - 2.1 million (1993)
SNK Neo Geo / Neo Geo AES (1990) - 1 million (1999)
CD-i (1991) - 570,000 (1998)
Sega SC-3000 (1983) - 120,000 (1983)
Amiga CD32 (1993) - ~100,000
FM Towns Marty (1993) - 45,000
Commodore Amiga CDTV (1991) - 25,800 (1993)
Tandy Video Information System (1992) - 11,000
LaserActive (1993) - 10,000

Neo Geo CD (1994) - 570,000 (1997)
Sega Saturn (1994) - 9.26 million
PlayStation (1994) - 102.49 million
PC-FX (1994) - 400,000
Atari Jaguar CD (1995) - N\A
Nintendo 64 (1996) - 32.93 million
Apple Bandai Pippin (1996) - 42,000
К моменту широкого распространения CD у Sega уже имелось большое игровое наследие, которое оказалось либо не нужным на то время, либо невостребованным, так как всё внимание брали на себя PlayStation и Windows, а остатки внимания Saturn, Nintendo 64, Macintosh и остальным по мелочи. Так в исторической перспективе от развития технологий выиграли Sony и Microsoft: первая стала новым лидером приставочного сегмента, потеснив Nintendo, а IBM PC с MS-DOS и Windows одолел компьютерных собратьев (дольше всего будет сопротивляться NEC, но и она в итоге откажется от своих систем). Macintosh и Amiga ещё какое-то время будут самостоятельными, но и на них история коммерческих изданий завершится портированием некоторых популярных и востребованных игр с PC без внесения каких-либо изменений или особенностей (Quake, WipEout XL, Earth 2140, Heretic II, Knights and Merchants: The Shattered Kingdom, Robin Hood: The Legend of Sherwood). Поэтому только в эпоху эмуляции и благодаря энтузиастам, оцифровавшим приблизительно порядка 90% от всех теоретически выпущенных за означенный период игровых работ, с ними стало возможно ознакомиться более-менее полноценно.

Материалы, источники и ссылки
PC Mag, 19.02.1985
New Scientist, 11.04.1985
Micro News 21, 05.1985
MC microcomputer 042 1985, 06.1985
Australian Personal Computer 1985 June
Popular Computing Weekly (11.07.1985)
Compute! Magazine Issue 063, 08.1985
Analog Computing Magazine Issue 33 (Atari and Music), 08.1985
Computer Shopper magazine, August 1985, Volume 5, Number 8: Atari Articles
PC Mag, 20.08.1985
InfoWorld, 23.09.1985
Antic Magazine Volume 4 Number 06 (Mind Tools), 10.1985
PC Mag, 15.10.1985
Personal Computer World (1985-10)
The Rainbow Magazine (Radio Shack Color Computer) (December 1985)
Micro Marketworld 1985-12-02: Vol 8 Iss 23
Purchasing 1986-01-30: Vol 100 Iss 2
Compute! Magazine Issue 070, 03.1986
MC microcomputer 050, 03.1986
Compute! Magazine Issue 072, 05.1986
InfoWorld, 26.05.1986
Supermicrosystems Handbook 1986
Essential guide to the library IBM PC
Optical disks for data and document storage
PC Business Info Jr. 1 No. 4 1987, 12.1986/01.1987
DOS International 1987-10
MSXmagazine, 11.1987
Computer Magazine, 12.1987
MSX Disk, 12.1987
MC microcomputer 070, 01.1988
MC microcomputer 071, 02.1988
MC microcomputer 072, 03.1988
micomBASIC Magazine (1988-04)
Laserdisk Professional 1988-05: Vol 1 Iss 1
micomBASIC Magazine (1988-05)
精訊電腦, 06.1988
Laserdisk Professional 1988-07: Vol 1 Iss 2
micomBASIC Magazine (1988-07)
micomBASIC Magazine (1988-08)
micomBASIC Magazine (1988-08)
MC microcomputer 076, 07-08.1988
MC microcomputer 079, 11.1988
Computer Gaming World Issue 53, 11.1988
micomBASIC Magazine (1988-11)
The CD-ROM Handbook (Chris Sherman)
Introduction to computers and information systems with BASiC
SAMS - CD-i and Interactive Videodisc Technology (1987)
Philips International - Compact Disc Interactive: A Designer's Overview (1988)
Kluwer - Compact Disc Interactive Designer's Overview - Second Edition (11.1988)
Bi-Weekly Famicom Tsushin (Famitsu) - No. 65 66 January 6th 20th, 1989
micomBASIC Magazine (1989-01)
MC microcomputer 081, 01.1989
MSX・FAN 1989-01月号
PC Mag, 31.01.1989
Bi-Weekly Famicom Tsushin (Famitsu) - No. 67 February 3rd, 1989
micomBASIC Magazine (1989-02)
Aktueller Software Markt - Ausgabe, 04.1989
Videogame & Computer World 1989-04
テクノポリス 1989/4
Computer Gaming World Issue 59, 05.1989
Videogames & Computer Entertainment issue 09, September 1989
Vogel - Compact Disc-Interactive Handbuch fur Programmentwickler (1990)

FOND/SOUND - Magical Power Mako: mAgicAl compUteR MusiC (1985) by Diego Olivas
ISO 9660:1988, 04.1988
Hitachi CDR-1700S, выпущенный в декабре 1988 года
DVI Technology Products

1st CD-Edition (Collection) - C64-Wiki
1 CD Edition for Commodore 64 (1989) - MobyGames
1st CD Edition
Как работает Codemasters CD Games Pack

История приставки NEMO - английский, русский
История SNES CD
История MacPlaymate - 1, 2

Автор: Gamerun
Дата: 23.02.2022

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей