[​IMG]

1999 год лично для меня стал годом диковатого 3D. Безусловно, знаменитые «плоские» сериалы обрастали третьим измерением и до, и после этого года, но почему-то в память врезался именно он. Та идиотская, граничащая с безрассудством устремленность, с которой разработчики лепили трехмерные продолжения знаменитых аркад и квестов, просто поражает воображение. Кому-то на этом поприще повезло, а кто-то получил больно по голове и с тех пор не подает признаков жизни.

Earthworm Jim 3D

Ушел в себя

[​IMG]
Посмотрите на это удивительно некруглое колесо...

Кто такой червяк Джим – знают все. На момент 1999 года. С тех пор он так и ни разу не появлялся на экранах наших мониторов (хотя пробудившаяся из летаргического сна Interplay обещала в ближайшее время возродить парочку сериалов, в том числе и EWJ, ну да ладно). До той же поры Джим являлся, не побоюсь этого слова, культовой личностью. Мультсериал, два орденоносных платформера от самой Shiny, сделавшей себе имя на этих разработках, – о чем еще можно было мечтать? Издатель мечтал о Earthworm Jim 3D, но Shiny объявила о том, что ей некогда. И всё тут. А потому разработка игры была поручена вообще непонятно кому, известному (ли?) под названием VIS. На счету этой конторы имеется несколько игр, известных ограниченному числу игроков. И всё, собственно. Вообще, мне показалось, что EWJ3D - чуть ли не самая известная и удачная разработка. Вот таких разработчиков раздобыл издатель для продолжения культового сериала.

Гениальное по своей сути интро демонстрирует нам веселого червя Джима, на которого внезапно падает несколько тяжелых предметов. Червь в отключке, друзья и родственники переживают у постели больного, а ему не остается ничего другого, как взять в руки остатки своего разума и отправиться в свой воспаленный мозг для восстановления там конституционного порядка. Не будем разбирать «гениальность» сего сюжета, ибо не пристало нам с серьезным видом ковыряться в попытках разработчиков изобразить шутку юмора, но наличие у червей мозга стало для меня откровением. Для биологов, полагаю, тоже.

Вернусь не скоро

[​IMG]
Эффект задымленности скрывает от нас ужасную модель левого ежа.
Впрочем, правый еж точно такой же...

На протяжении всей игры Джим пробирается сквозь дебри своего больного мозга, поделенного на четыре отдела, каждый из которых, в свою очередь, разделен на множество ячеек-уровней. Дела там обстоят, товарищи, фантастические. На неведомых дорожках – следы невиданных зверей, избушка на курьих ножках несется взрывоопасными яйцами, а цыпленок-генерал требует от рядового Джима вернуть его генеральские трусы. Почетное занятие для спасителя мира.

Следите за руками: для того, чтобы вернуть цыпленку его трусы, надо попасть в большую комнату с гениальной обстановкой (уймой сваленных в кучу ящиков), вынести там всех врагов (ежей-мафиози), получить доступ к «боковой» комнате, грохнуть там цыпленка, щелкнуть самим собой (ну, вы помните это движение червя Джима?), как кнутом, над ухом у зверька в колесе, последний побежит и подвинет трусы на треть дистанции к тому месту, откуда их можно будет забрать. Повторить еще два раза до готовности. Что это – примитивный копи-паст или навязчивая попытка затянуть прохождение игры? По ходу дела надо собирать цветные шарики (от них Джим *умнеет*) и молочные железы коров. Соответственно, первые помогают продвигаться в потаенные уголки текущего отдела мозга червя, вторые – открывают новые отделы. Всё просто – типичный платформер.

Враги, виды оружия, обстановка, дизайн уровней должны вызывать у игрока улыбку. Действительно, ежи с гранатометами, коровы-сержанты (или это был лейтенант?) и пушки, стреляющие различными непотребствами, выглядят достаточно забавно. Диковатый дизайн уровней, к сожалению, забавным никак не назовешь: EWJ3D – сюрприз-сюрприз – разрабатывался в том числе и на Nintendo 64, и как бы ни была мощна эта платформа на момент своего запуска, к концу 99-ого года ее мощностей явно не хватало (впрочем… может, и хватало – тут, понимаете ли, важно, откуда у разработчиков руки растут, – как-никак Conker’s Bad Fur Day вышел аж на два года позже EWJ3D!), а потому большая часть локаций отличается скромными размерами, убогими (малочисленными, неразнообразными…) декорациями и смертоносным их расположением. Я бы сказал, мозговышибающим.

Дело в том, что игра явно рассчитана на детей и приравненных к ним фанатов червя Джима. Но местные управление и камера уже спустя два часа после начала игры обучат вашего ребенка всем доступным ругательствам, извлекая их у него из подсознания посредством издевательства над неокрепшей психикой юнцов. Сколько раз в описании того или иного трехмерного платформера (адвенчуры, аркады) вы читали про то, как герой «бежит по узкой дощечке, а потом – бац! – камера меняет ракурс, и вот уже приходится жать Load…». Кажется, что EWJ3D является идеальным примером игры с самой отвратительной камерой в истории видеоигр. За расположение камеры относительно Джима отвечает полдюжины клавиш, но ни одна из них – ни одна! – не заставляет камеру навеки прилипнуть к червю в указанном положении! Виртуальный оператор застревает в углах комнаты, подолгу разглядывает потолок и в момент прыжка над бездной неожиданно разворачивается непонятно куда, из-за чего страдают и движения самого Джима, ибо они ориентированы относительно камеры.

Управление, кстати, удобным также никак не назовешь. Неотзывчивое, кривоватое и периодически лагающее – какое угодно, но только не удобное! Быть может, на Nintendo 64 с ее, в определенном смысле, шикарным падом из червя Джима и вышел толк, но что-то я не помню, чтобы кто-то называл его хитом всех времен для данной платформы. А если уже и пад от N64 не исправил горбатого, то поможет ему разве что могила. Червь прыгает невпопад, игнорирует приказ «остановиться» и отказывается приседать с зажатой кнопкой приседа. Его очень сложно ориентировать в пространстве, и он по непонятным причинам отказывается хвататься за выступ, до которого *очевидно* в силах дотянуться.

Вход на новую локацию, как правило, сопровождается облетом камеры по периметру комнаты с целью продемонстрировать игроку, так сказать, фронт работ, как это делалось, скажем, в Tomb Raider 4. На этом хорошие новости заканчиваются и начинаются плохие. Быть может, TR и не является эталоном управления, но там существовали способы четкого позиционирования персонажа относительно конкретных предметов, чего, увы, нет в EWJ3D. Обладая более удобным управлением, TR не заставлял нас одновременно прыгать над пропастью, подбирать шарики и уворачиваться от выстрелов врага – динамика не та, знаете ли. Чего, к сожалению, никак нельзя сказать о EWJ3D. Хотите в кратчайшие сроки развить у своих детей невроз? Подарите им Earthworm Jim 3D.

К обеду не ждите

[​IMG]
Своя башка - потемки.

Ни одна самая лучшая игра, в том числе и «веселая» (пусть даже на уровне туалета), никогда не добьется признания, если у нее нелады с управлением и камерой. Ладно, допустим, Resident Evil или Silent Hill 2 - тоже не подарки в этом плане, но этим играм есть чем похвастаться, кроме как генералом в трусах и глупыми ужимками червя в суперкостюме.

У EWJ3D дела обстоят хуже. Графику нельзя назвать выдающейся. Лично мне она кажется, так сказать, уместной: аляповатые, бедные в оформлении, но чрезвычайно обаятельные враги, яркие цвета, в целом достаточно забавный графический стиль. Вот и всё. Так же, как и звук, – есть, и ладно. При этом EWJ3D обладает достаточно серьезными запросами в плане системных требований. Кстати, давно заметил, что, мягко говоря, невыдающиеся игры обычно неприхотливы в плане операционных систем. Вот и EWJ3D очень даже неплохо бежит под вистой.

Что можно сказать про EWJ3D? Как это обычно и бывает с сериалами, которые Shiny породила, а потом забросила, червяк Джим под чутким руководством чужих разработчиков потерял не только собственные (несуществующие) мозги, но и лицо. Кривое управление и убогая камера сделали свое дело: они начисто отбивают желание еще когда-либо браться за Earthworm Jim 3D. И уж совсем непонятно, на что рассчитывает Interplay, намекающая на перезапуск сериала: что-то мне подсказывает, что ни Принца Персии, ни God of War они не сделают. Наследственность фиговая.


Автор: katarn
Дата: 03.12.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей