Все истории, как правило, начинаются в детстве, и в абсолютном большинстве из них главную роль играет Его Величество Случай. Случилось так, что однажды на мой день рождения отец отвел меня в магазин с чудесным названием "Бонус" и купил первую компьютерную игру. Поскольку я тогда собирался стать биологом, то выбор пал на Carnivores.

До этой покупки мне уже довелось немного поиграть в одну игрушку, которую на наш подержанный "пентиум" установили коллеги отца по работе заодно с операционной системой Windows 95, Norton Utilities, CorelDRAW 6 и кучей других очень полезных и ныне прочно забытых программ. Так как добрые дяди следили за новинками из мира компьютерных игр, они поставили нам не Дум и не Вольфенштайн, а Hexen II.

Так я познакомился с бесконечными коридорами из серого камня, которые освещали редкие факелы, с загадочным оружием, непонятными символами, со страшными черно-золотыми гигантскими пауками, злобными лучниками в рогатых шлемах, неизвестно откуда появляющимися импами и, самое страшное, – каменными големами, один вид которых на первых порах приводил меня в ужас и обращал в позорное бегство…

Carnivores сначала не хотели запускаться, требовали какую-то библиотеку .dll, а когда запустились, то на экране показались не злобные динозавры, а загадочные геометрические фигуры. Ушло немало времени на то, чтобы догадаться найти библиотеку на диске и скопировать ее в папку с игрой, а разрешение я поменял просто случайно, пытаясь разобраться в непонятных мне тогда настройках видео.

Но вот все технические сложности позади, скилл science прокачан еще немного, и начинается собственно игра. Коридоры закончились, облака рассеялись, и на землю после вечных сумерек вернулся солнечный свет. Прямо передо мной на берег набегали волны синего моря, вокруг – насколько хватало глаз! – простирались холмы, поросшими редкими соснами, по небу бежали пушистые белые облака.

[​IMG]

Тут явно было не до охоты. Я бродил по огромному солнечному острову, любуясь видами, взбирался на горы (на деревья, к сожалению, не получилось), опускался на дно моря (тоже ни разу не удалось – как только добирался до него, желтая полоска, означающая дыхание, сходила на нет), стрелял из шотгана в воздух от избытка чувств, пока наконец, совершенно случайно, не увидел первого крупного динозавра.

Тут древние инстинкты взяли свое. Я стиснул зубы, сжал дробовик и решительно направился к нему, но стоило сделать несколько шагов, как супостат подскочил в воздух и пулей понесся в противоположном направлении. "Эта игра какая-то неправильная", - подумал я, послав вдогонку безнадежный выстрел…

Надо сказать, что с доступным новичку оружием трудно попасть даже в дерево с близкого расстояния, не говоря уже об осторожных и постоянно двигающихся динозаврах: оно постоянно трясется в руках, притом что дальность стрельбы, точность и скорострельность оставляют желать лучшего. Каким бы несовершенными в плане симулятора ни были Carnivores, но и они для успеха требует прежде всего "стелс" – основу любой охоты.

Чем ближе подберешься к дичи, тем больше шансов в нее попасть, особенно если в руках у вас арбалет. Многое зависит от направления и силы ветра (стрелка в левом нижнем углу экрана). Если она направлена от вас – динозавры чуют ваш запах, и, скорее всего, вы просто никого не увидите и будете проклинать "тупую игру" и ее разработчиков. Если на вас – тогда есть какие-то шансы, особенно против плохо видящих травоядных. Некоторые из них, впрочем, снабжены отличным слухом, и здесь вам придется отказаться от исконно шутерной привычки перемещаться только бегом.

Приходится ползти, а это требует времени, и пока вы подбираетесь к одной точке, добыча перемещается всё дальше и дальше… а потом поворачивает к вам морду, вытаращивает глаза и стрелой уносится прочь, пока вы, отчаянно матерясь, выпускаете ей вслед весь боезапас. Догнать удирающего динозавра вы не сумеете, и вновь его обнаружить можно только случайно или с помощью специальной спутниковой карты, где избранная дичь отображается красными точками. Кроме карты, можно взять также камуфляж и какое-то чудо-средство, отбивающее запах, но они не очень-то эффективны, зато здорово отнимают полагающиеся за каждый трофей очки.

Быстро набрать максимум очков и открыть новые карты для охоты можно, только отстреливая хищных динозавров. При этом следует помнить, что спутниковая карта отнимает 30% от заработанных очков, а выбор транквилизатора вместо обычной пули добавляет 25%. Особой разницы нет, так как транквилизация происходит мгновенно, но зато усыпленные динозавры не попадут в ваш "зал славы".

[​IMG]

Охота с картой удобна, когда хочется побыстрее добраться до дичины, но она значительно упрощает игру и делает ее малоинтересной, превращая в своего рода загон. Лучше всего загонять динозавров в океан, где им сложнее маневрировать, но стрелять в таком случае надо наверняка – загнанный хищник остается страшным противником даже в необычной для себя стихии.

Ломиться на аллозавра в лоб с шотганом – хороший способ испытать свои нервы и заодно посмотреть, как динозавр деловито поедает неудачливого охотника. Это не шутер, и стрейфиться тут почти бессмысленно. Зато он стрейфиться может, и еще как, поэтому, учитывая слабую скорострельность вашего оружия, шансов на успех очень мало. Остается только забраться на какую-нибудь скалу и стрелять сверху, надеясь, что хищник до вас не допрыгнет.

Набив сто очков, мы получаем доступ к двум новым локациям и двум видам динозавров. Если первый, в общем, не особо впечатляет, то второй - довольно серьезный противник.

Велоцираптор похож на своего собрата аллозавра, доступного сразу, но отличается от него меньшими размерами и гораздо большей подвижностью. Поэтому попасть в него еще сложнее, и здесь нам на помощь приходит "супероружие" – снайперская винтовка.

Распластавшись на каком-нибудь холодном скалистом уступе, вы тщательно просматриваете местность с помощью бинокля, время от время подавая сигналы манком. Никакой карты с любезно отмеченными красными точками, конечно, вы не берете – ведь теперь вы не зеленый новичок, а настоящий профессионал. Но вот в поле зрения попадает небольшой желтый объект – хищник не спеша движется по склону холма в нескольких сотнях метров от вас.

Вы опускаете бинокль и берете в трясущиеся от возбуждения руки винтовку. Прицел скачет перед глазами с бешеной скоростью, время от времени в него попадает динозавр. Несколько раз вы опускаете винтовку и вновь прицеливаетесь, пока велоцираптор благополучно не скрывается за горизонтом, не подозревая об опасности, которая ему грозит.

Прокляв всё, вы спрыгиваете с уступа и пускаетесь за ним на своих двоих, распугивая мирно пасущихся травоядных. Вот достигнут гребень, по которому он не спеша поднимался, за ним расстилается пустыня, и вы слышите, как завывает ветер между дюнами. На горизонте на мгновение мелькнет знакомая желтая точка, чтобы тут же раствориться в однообразной желтизне песка. Там, в туманной дымке, поднимаются вроде бы какие-то строения. Надеясь, что случайный аллозавр вас не заметил, вы со всех ног мчитесь к ним.

[​IMG]

Из песчаных дюн навстречу медленно вырастают пирамиды, загадочные, совершенно неожиданные на этом безлюдном острове, кажущиеся невероятно высокими на фоне голубого неба и бескрайнего песка. На самом деле они не так уж и велики и тем более не являются препятствием для вашей дичины. Где-то между ними, может быть, и бродит раптор, если только он не ушел к югу, где местами попадаются оазисы джунглей, или к северу, к поросшим соснами холмам. Дальше на восток идти не имеет смысла – там океан.

Вы осторожно поднимаетесь на первую пирамиду, бросив безразличный взгляд на изображение черепа велоцираптора и какие-то иероглифы, начертанные под ним. Нет времени – живой хищник может уйти еще дальше, и тогда придется поворачивать назад и начинать всё сначала, потому что ветер дует в сторону моря и вам в спину, а идти по ветру – последнее дело.

Но вот вы снова извлекли бинокль из футляра, быстро осматриваете окрестности и – о радость! – обнаруживаете хищника на севере, и не так уж далеко, как опасались, даже наоборот, слишком близко... Он всё так же спокойно бредет между соснами, но теперь рядом с ним появился еще один велоцираптор – может, самка? Это уже серьезное осложнение.

[​IMG]

Натренировавшись с шотганом, вы уверены, что убьете его одним выстрелом, если попадете, конечно. Но в таком случае пятьдесят процентов вероятности, что второй хищник бросится на вас. Тут бы и пригодился шотган, но согласно правилам корпорации ДиноХант, которая продала вам лицензию на отстрел велоцираптора, на охоту можно взять только одно оружие. Молясь, чтобы пуля попала в цель, вы прицеливаетесь биноклем, быстро меняете его на винтовку правой клавишей мыши и стреляете…

За каждого велоцираптора засчитывается 16 очков. С учетом +25% бонуса от транквилизации можно получить 16+(0,25*16)=20 очков. Следовательно, следующий ранг эксперта вам присвоят после отстрела 200/20=10 хищников (новичок – 0 очков, профессионал - 100 очков, эксперт – 300 очков). Только тогда ДиноХант наконец-то допустит вас к большой охоте, к тому, о чем вы, без сомнения, мечтали, – поединку с тираннозавром.

Для этого выбран последний, шестой остров, окруженный плотным кольцом неприступных скал. Здесь всегда сумрачно, на красной земле растут чахлые растения, а посередине острова разместилось огромное метеоритное озеро, наполненное мрачной коричневой водой.

Местность достаточно открытая, и спрятаться почти негде, за исключением, пожалуй, двух хороших мест, где вас точно не достанут. Но забираться в засидку не стоит, потому что если он вас убить и не сможет, то и у вас будет один шанс из тысячи убить его. Лучше идти пешком, не торопясь, внимательно оглядываться по сторонам и слушать.

В лучших традициях "Парка Юрского периода" о приближении тираннозавра можно догадаться по сотрясению почвы и еще по характерному принюхиванию, жуткому звуку, который нельзя описать словами. Но именно в тот момент, когда тираннозавр поднимает голову и начинает шмыгать носом, у вас появляется шанс – почти безумный, невероятный шанс взять свою любимую снайперскую винтовку, прицелиться ему глаз и свалить выстрелом наповал…

[​IMG]

Как нетрудно догадаться, Carnivores была и до сих пор остается моей любимой игрой. А любимым играм охотно прощаешь недостатки и баги, которых, как правило, в них с избытком. Какой же это шедевр без багов, без недоделанных квестов, кривых романов, читерских скиллов, бесполезного оружия и т.п.?

Про оружие уже было сказано более чем достаточно, и вряд ли имеет смысл подчеркивать, что это не шутер, а симулятор охоты. Оно обладает только одним полезным свойством – из него можно попасть в добычу и убить ее. Как вы это сделаете – ваши проблемы.

Графически Carnivores неизмеримо превосходит своего предшественника и конкурента Deer Hunter'а и до сих пор, на мой взгляд, остается одной из самых красивых игр. То, что его сравнивают с Анрилом (пусть и в пользу последнего), уже о многом говорит.

Теперь о геймплее. На фоне Deer Hunter'а - да, это был действительно рывок. Но по сравнению с современными охотничьими симуляторами (с начала 2000-х гг., я не говорю про неоднозначные продукты ушедшего года, например) он выглядит откровенно убого. Никаких вам чучел, переносных лабазов, не говоря уже про следы и тем более хоть какие-то намеки на реалистичное поведение животных. Долгое время главной фишкой Хищников считалось то, что игрока могут съесть, – но это скорее подходит для шутеров, чем для симуляторов охоты, которым он по идее является.

Action Forms, судя по всему, придерживалась общей с геймерским сообществом точки зрения на охотосимы как на бюджетные и малоинтересные проекты, годные разве что для зарабатывания денег с минимальными издержками. Поэтому вскоре после оригинала они выпустили Carnivores 2, в котором были исправлены только наиболее раздражающие недоработки, а затем Carnivores: Ice Age, где объектом охоты стали млекопитающие ледниковой эпохи (при этом они странным образом ведут себя точно так же, как и их пресмыкающиеся собратья из предыдущих игр). Обе игры, несмотря на свою относительно неплохую играбельность, не завоевали особой популярности и благополучно канули в Лету под свистки игрожура, справедливо сравнивавшего их с оригиналом. После чего украинские разработчики решили вернуться к корням, то бишь к родным псевдоквейковским коридорам: полный круг завершился Анабиозом, которого я долго ждал, но не стал и не стану покупать...

[​IMG]
Доброй охоты!​

И в заключение - о биологии. Как раз в то время, когда я познакомился с Carnivores, мне случилось прочитать книжку Р. Бэккера, которую наши переводчики назвали "Краснокожая хищница" (Raptor Red). Речь шла о самке велоцираптора, жизнь которой автор – по профессии палеонтолог, один из консультантов Спилберга – пытался воссоздать. Там достаточно популярно объяснено, откуда взялись динозавры из известного фильма, и что они представляли из себя на самом деле.

Если верить Бэккеру, тираннозавр никак не мог встретиться с велоцирапторами, поскольку те являлись его отдаленными предками и жили на пару миллионов лет раньше. Есть в игре (и в фильме) и другие подобные несообразности: например, трицератопсы действительно жили в одно время с тираннозаврами, но вот стегозавры вымерли еще в юрском периоде, тогда как столь полюбившийся американцам Tyrannosaurus Rex жил в конце мелового, следовавшего за юрским
.


Автор: Lysen
Дата: 07.03.2009