В свое время бондиана наделала много шума. Культовые киноленты о секретном агенте 007 не сходили с экранов кинотеатров. Людям нравилось смотреть на холеных шпионов, живущих под крылышком у государства, людям нравилось представлять себя на месте героев безупречных историй об опасной, но красивой и полной приключений жизни. Игроиндустрия, вступив в свои полные права, преумножила количество этих повестей. На качестве это, естественно, сказалось. И как! Теперь потребитель сам, вооружившись ложкой, то есть мышью, черпает мёд из бочки с дегтем, то есть, самым непосредственным образом копается в обилии информационного шлака, чтобы отобрать лучшее. О, а вот еще кое-что. Читаю: «Тринадцать».


[​IMG]

Информация

Трудно поверить, что это и есть та самая революционная игра, о которой так много толковали. До официального выхода в свет немногочисленные снимки рабочего варианта игрового процесса могли вызвать такое обильное слюноотделение, а крупицы отличительной информации были способны так вскружить голову, что сомнений не возникало — надо готовиться к масштабному взрыву, за которым непременно последует долгая война за компьютерное железо. Особенно придется драться тем, у кого, мягко говоря, оно морально устарело и в подметки не годится капризным хитам, запуск которых обычно обходится дороже, чем пластмассовая коробка или коллекционный ларец с заветным диском. Одним словом, игра «XIII» могла стать замечательным подарком на Новый год, Рождество, день Рождения и любой другой важный праздник, потому как эта игра обещалась быть роскошью, которую позволить себе мог отнюдь не каждый.

Но по самому банальному стечению обстоятельств, о которых разработчики находят не лишним умолчать, массового помешательства на игровой бондиане после её появления на людях не случилось. Даже напротив, «XIII» несколько обделили вниманием, в прессе назвав заметным, но не выдающимся примером игры, которая, прежде всего, должна бы запомниться бросающимся в глаза стилем графики, заимствованным из комиксов. Не про Микки Мауса, разумеется, но и до уровня Marvel местные художники в солидных офисах Ubisoft не дотягивают. Что ни говори, а у каждого свой талант, который так и останется единственной вещью, которую не пропь... Которой можно разумно и успешно распоряжаться. При правильном обращении, разумеется. Среди создателей «XIII», наверное, еще не перевелись искусные художники, но как исполнители справиться со своим заказом они могли бы и лучше. Зато сразу заметны выдающиеся способности сценаристов. Кстати, это одна из немногочисленных причин, по которым пациент сего вскрытия заслуживает того, чтобы быть приобретенным в виде копии лицензионного образца.

[​IMG]

Честно говоря, брать на душу такой грех, да еще в наше с вами распутное время интернетовской безнаказанности, трудно посоветовать. Но тут такой случай… Прямо скажем, непростой. Эту компьютерную игру действительно есть за что поругать, но и без хвалебных речей не обойтись. Причем, когда второе явно доминирует над первым — это и есть тот самый исключительный случай. Ради пары ложек элитного мёда мы приобретаем бочку дегтя. Вычерпать то же самое из прессы, обзоров и отзывов вряд ли кому-то покажется хорошей идеей. Поэтому, чтобы окунуться в очередную историю о больших пушках, деньгах и подвигах, придется раскошелиться. Звучит недвусмысленно, но на самом деле всё гораздо сложнее. Сюжет в «XIII» шире любой обыкновенной истории, выведенной по штатной формуле. К примеру, главный герой, в чьем обличии нам надлежит бегать не один добрый десяток часов при скрупулезном прохождении с тщательным обследованием тесноватых локаций, ничего не помнит. То есть — совсем ничего. Даже своего имени. Но вспоминать начинает достаточно быстро. И узнавать новое — тоже. Например, о том, что многострадальная Америка снова в опасности. Под прицелом неизвестного оказался человек, в котором не без доли удивления можно признать Джона Кеннеди. Однако это не тридцать пятый президент Америки. Убрали вымышленного президента, Уильяма Шеридана.

Начало похождений очнувшегося на пустынном пляже человека с татуировкой, совпадающей с надписью на коробке от диска, напоминает шпионскую трилогию: «Идентификация Борна» с её последующими продолжениями «Превосходство» и «Ультиматум» того же Борна. Кстати, кино, напрямую связанное с сюжетом игры, давно существует и называется «XIII: Заговор». Совпадение с «Борном» наблюдается во всём, начиная классическим по-американски мужественным лицом с мощной нижней челюстью и заканчивая удивительными способностями, об обладании которыми оба пострадавших при неизвестных обстоятельствах человека даже не догадываются. Однако в меню «XIII» с самого начала игры острый глаз может заметить список умений, которыми герой когда-то в полной мере обладал. Это наводит на определенные мысли касаемо масштаба передряги, в которую попал безымянный парень. Владение отмычками и стрельба с двух рук, к примеру, свидетельствует о явной принадлежности к спецслужбе. Рекорд по задержке дыхания, позволяющий успешно вести огонь из, например, снайперской винтовки, или обладание прекрасным слухом, позволяющим по звуку определять местонахождение человека за сотню метров, также может говорить о выдающихся физических данных, которые высоко ценятся в войсках всякого назначения.

[​IMG]

Впрочем, если немного рассказать даже о, казалось бы, незначительных особенностях сюжета, сдобренных возможностью сбора папок, кейсов и чемоданчиков с секретными документами, информация из которых частенько приподнимает занавес над тайнами, грозящими перейти под гриф политических, можно изрядно подпортить интригу, и, вслед за этим, сбить мотив к прохождению игры. Любое событие или подробность может стать ключом к разгадке тайны, в опасном мраке которой плавает герой, впоследствии опознанный случайными людьми, как Стив Роланд. Стив Роланд, парень с железной волей к жизни, на которого с начала «второго рождения» начинают планомерную охоту все, кто каким-то боком причастен к черепно-мозговой травме главного героя. А вот бандитского вида наемник, являющийся никем иным, как бандитского вида наемником, очень скоро докажет, что пришел с самыми серьезными намерениями и готов ко всему. Его цель — заткнуть рот, которому до поры до времени нечего сказать. И никакие агенты ЦРУ…

Да, эти самые парни. Кажется странным и их участие в поимке героя? Более того, обе охотящиеся группировки не брезгуют грызней друг с другом, используя самые грязные приемы. Попробуйте-ка на зуб снаряд из РПГ, пущенный в штаб-квартиру Центрального Разведывательного Управления в тот самый момент, когда представители закона ненадолго смогли утянуть одеяло преимущества на свою сторону, схватив Роланда при самых плачевных обстоятельствах. Обвинения, по которым главному герою грозит пожизненное заключение, слишком тяжки. И слишком неправдоподобны, а оттого из ниоткуда всплывшие доказательства кажутся явно сфабрикованными. Шутка ли, убийство президента! У внутреннего конфликта, в котором оказался Стив Роланд, есть еще и третья сторона. Это свалившаяся как снег на голову чернокожая девушка-спецназовец, с которой герою предстоит провести не самую приятную ночь, убегая из атакованного штаба по крышам близстоящих зданий. Она явно симпатизирует мытарствующему герою, попадающему из огня да в полымя, и соглашается помочь ему вспомнить, кто он есть на самом деле.

[​IMG]

Разрекламированный стиль призван погрузить игрока в особую атмосферу, созданную благодаря нефотореалистичному рендерингу. Но иногда рисованная стилизация персонажей, оружия и многих других объектов начинает теряться в совершенно не мультипликационном окружении, явно смоделированном на скорую руку. Впрочем, такой подход подстать размаху действий, сужающемуся с каждой сменой декораций, которые, в общем-то, щеголяют недурным разнообразием. Разработчики из Ubisoft решили провести экскурс по местам боевой славы, периодически забрасывая героя в самые неожиданные места в лучших традициях No One Lives Forever: на засекреченную военную базу в заснеженных горах, оттуда прямиком в застенки исследовательской лаборатории, из которой путь тянется дальше, в лабиринт каньонов. Развлекательная программа на этом не заканчивается, пытаясь увлечь игрока экстремальным проникновением на подводную лодку, суровыми погодными условиями диких джунглей и неоднократными случаями героического столкновения между человеком с базукой и человеком, пилотирующим вертолет.

На самом деле, уже через какое-то время после начала многообещающей истории, в которой есть место воспоминаниям, черному юмору, закрученной интриге и даже любви не без ревности, появляется верное представление о недостатках игры, которые старательно заретушировали под особенности. От комиксов «XIII» получила в наследство скупой набор из пары-тройки раскадровок и прочей дешевой графической бижутерии. Видеоролики между главами, которые будто несколько раз кодированы из формата в формат, выдержаны в общем антураже серьезного мультфильма, но не в качестве. Бонусный материал, который игрок собирает во время прохождения, к финалу походящего на корпоративное путешествие, вовсе не располагает к углубленному изучению истории. А доступность секретных документов, заботливо разложенных на самых видных местах, напоминают о беспомощности игрока, попавшего в круговорот событий, вращающихся в очередной теории всемирного заговора. Частая игра в «сардинки» с представителями заведомо мощных политических организаций, пытающихся обнаружить неуловимого героя, подгаживающего всем понемногу, лишний раз подчеркивает исконно шпионские «корни» героя отнюдь не в его пользу, ибо заблаговременно раскрывают то, что стоило бы скрыть до развязки.

[​IMG]

Еще одна из особенностей, которая призвана привлечь внимание покупателя — интерактивность игрового окружения. Под музыкальное сопровождение, которое приятно послушать даже в свободное от игры время, можно хватать все, что попадется под горячую руку: стулья, швабры, пепельницы, бутылки, осколки разбитого стекла, кирпичи. В ход идут метательные ножи, в которых нет недостатка, так часто их можно найти в местах самого разного уровня допуска. Воспитание Стива не знает слов «нет», «нельзя» или «невозможно». Невинную жертву можно и нужно использовать в качестве заложника, чтобы выбраться из безвыходной ситуации без единого выстрела; бездушных солдат только и остается отстреливать из арбалета, а их тела прятать в укромных местах; когда же прятаться не от кого, не грех дать волю огневой мощи, разнообразие которой заслуживает легкого благоговения. К тому же, почти у каждого оружия есть альтернативная функция (глушители на пистолетах, стрельба с локтя из револьвера a la «Великолепная семерка», подствольный гранатомет, ведение огня очередью из многоцелевого Калашникова и т.д.), отчего без того обширная зона применения инструментов уничтожения вырастает аж в два раза!

«XIII» можно читать как глубокий драматический роман, «XIII» можно проходить как любую другую компьютерную игру, «XIII» можно смотреть как триллер об очередном Джеймсе Бонде, спасающем человеческий мир и с ним себя заодно. Этот продукт соткан из недоработок, накладываемых одна на другую: углубиться в «чтение» не позволяют вкрапленные в сюжет элементы аркады вроде утомительных дуэлей с боссами, которых около двадцати, «проходить» же не дает драматизм, вытягивающий игру на высокий технологический, почти культурный уровень. Но, тем не менее, у «XIII» нет шансов остаться вне зоны влияния продуктов массового потребителя. Храня верность индивидуальности и отрывая жизненно необходимую развязку, подписывая последний кусочек сцены интригующей фразой «to be continued», «XIII» имеет право на жизнь. И даже на продолжение, которое обязательно появится.

Автор: Konrad Gamovsky aka programmarsto


Автор: Gamovsky
Дата: 16.08.2010

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей