Разработчик: Сатурн-Плюс
Жанр: квест
Дата выхода: 23.01.2003

Квесты сами по себе являются весьма специфическим жанром, и далеко не каждому любителю игр они по душе. Продукты российского производства этого жанра занимают ещё более узкую нишу, поскольку имеют так называемый "национальный колорит", специфический юмор и, как правило, рисованную графику. На момент выхода "Двенадцати стульев" наиболее известным представителем "русского квеста", на мой взгляд, являлась серия "Петька и Василий Иванович Чапаев", насчитывавшая три части, последнюю из которых разрабатывали кудесники из Воронежской "Сатурн-Плюс". Этими же ребятами в самом начале 2003 года был выпущен ещё один русский квест - "Двенадцать стульев", созданный по мотивам небезызвестного юмористического романа замечательных советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова.


Небезызвестная компания - гробовых дел мастер Безенчук и "Нимфы"

Компания "Сатурн-Плюс", кстати говоря, является далеко не профаном в жанре - и до выхода "Двенадцати стульев", помимо "Петьки 3", воронежцы набивали руку в "Агент: особое задание", "Чёрном оазисе" и ещё в нескольких проектах андвенчурной направленности, которые оказались, в общем-то, хорошими играми, в связи с чем от "Двенадцати стульев" ждали как минимум неплохой игры. В целом - ожидания оправдались, а теперь подробности.


"Командовать парадом буду я!"

"В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть." Одним из жителей данного города перед нами предстаёт типичный работник ЗАГСа 20-х годов двадцатого века - Ипполит Матвеевич Воробьянинов, который добросовестно трудится на благо советской власти, но на душе у него скребут кошки, ибо Ипполит Матвеевич хорошо помнит времена, когда он был предводителем дворянства, щеголял по собственному имению, в коем прислуживал собственный дворник. Теперь же, после революции, Ипполит Матвеевич занимает должность делопроизводителя ЗАГСа, проживает вместе с тёщей и ведёт скромную жизнь. Всё бы ничего, да тёща Ипполита Матвеевича изволила отдать богу душу, сообщив при этом нашему герою, что умудрилась заныкать фамильные драгоценности в гарнитур, - один из стульев, находившихся в бывшем имении Ипполита Матвеевича, хранит в себе тёщины бриллианты, и наш герой, собрав весь свой скромный скарб, направляется в своё бывшее имение. По ходу дела оказывается, что подобных стульев ровным счётом двенадцать, и себе в помощники Ипполит Матвеевич находит способного жулика и афериста - Остапа Бендера, с коим ему и предстоит заняться розыском стульев. В целом сюжет игры соответствует книге, хотя в игровой адаптации претерпел некоторые изменения, порой весьма существенные, в том числе была изменена концовка. Сюжет при этом несколько упрощён по сравнению с книгой, в связи с чем множество персонажей раскрыты весьма поверхностно, что также не может радовать.


Вечно ставящий палки в колёса отец Фёдор

Сама игра представляет собой типичный квест в духе ПиВИЧ'а. И дело даже не только в духе - тут, помимо этого, ещё много чего общего. Судите сами: мы, так же как и там, имеем двух харизматичных героев, рисованную графику, советскую власть, юмор и многое другое. Игравшие в ПиВИЧ в "Двенадцати стульях" сразу почувствуют себя как дома - тем более движок в играх один, отличий в графике не имеется. А вот юмор действительно отличается, причём в лучшую сторону. Скабрезные шуточки, коими был наполнен весь ПиВИЧ, в "Двенадцати стульях" отсутствуют как класс. Несмотря на их отсутствие, остроты в игре повсюду, и, хотя большинство из них позаимствовано из книги, есть и абсолютно новые, дабы хорошо знакомые с первоисточником не скучали. Помимо шуток добавлено множество новых диалогов и измышлений персонажей. Нужно отдать должное разработчикам из "Сатурн-плюс", ибо новый текст неотличим по стилю от "старого", что говорит о безусловном таланте сценаристов. Юмор в "Двенадцати стульях", при всём при этом, действительно смешной, хотя попадаются весьма плоские шуточки, но их не так уж и много, поэтому за юмор - твёрдая четвёрка по пятибалльной шкале.


Москва встречает концессионеров обилием лиц кавказской национальности

Игровой процесс в жанре не меняется со времён King's Quest, поэтому здесь каких-то особенных черт "Двенадцать стульев" не имеет. Разве что немного необычно смотрятся двое героев, между которыми для решения определённых головоломок придётся переключаться, хотя и данная возможность далеко не в новинку. В остальном всё типично - перемещаемся между локациями, собираем предметы, ведём диалоги и решаем головоломки. Что касается последних, то они достаточно сложны, однако вполне логичны и интересны. Исключения, конечно же, есть - и несколько задачек можно будет решить только старинным квестовым способом, применяя всё на всём и занимаясь нудным пиксель-хантингом.


Силач смотрит на Бендера как-то недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением

В графическом плане, как уже упоминалось, прогресса по сравнению с "Петькой 3" нет. Хорошо отрисованные задники наполнены уймой мелочей, всяческими плакатами, флагами, лозунгами и прочими атрибутами эпохи, настраивающими на нужную атмосферу. При этом имеющаяся слабенькая анимация и невысокое разрешение экрана несколько портят неплохую работу художников. Причём всё это разбавляется периодическим "накладыванием" персонажей друг на друга, в связи с чем становится невозможным использовать соответствующий предмет, прикрытый нашими героями, что также не добавляет игре очков. Ладно, что это я придираюсь, в самом деле: картинка глаз не раздражает - и ладно.


Сей нелицеприятный гражданин - капитан на пароходе "Урицкий"

Что касается звуков и музыки, то в этом плане у игры всё хорошо, ибо персонажи озвучены великолепно, а актёры подобраны таким образом, чтобы их голоса были максимально похожи на Анатолия Папанова и Андрея Миронова, сыгравших Воробьянинова и Бендера в небезызвестной экранизации романа 1976 года. При этом с положительной стороны хочется отметить голос диктора, небезызвестного Бориса Репетура, того самого "Бонуса" из "От винта!". Ну а музыка, хотя сама по себе ничего выдающегося из себя не представляющая, идеально вписывается в происходящее на экране, способствуя наибольшему погружению в игровой процесс.


Приобщение героев к искусству кино

Таким образом, у "Сатурн-плюс" в содружестве с "Букой" получился весьма неплохой квест по мотивам замечательного романа. Можно ли было сделать лучше? Несомненно, да. "Сатурн-плюс", к сожалению, побоялась экспериментировать - и слепила уже который раз подряд игру с такой же структурой, как и их предыдущие проекты, меняя при этом только сюжет да головоломки, ну а в случае с "Двенадцатью стульями" - разбавив всё это неплохим юмором. Несмотря на это, "Двенадцать стульев" вполне способна украсть у любителей квестов пару-тройку дней, о потере которых лично я не пожалел.

Оценка игры : 7,5 из 10

P.S. На Windows 7 x64 проблем с запуском нет. Единственный момент - это непроигрываемые ролики, проблема с которым решается запуском в фоне, например, Bandicam'a, после чего ролики проигрываются без проблем.


Автор: LEKA
Дата: 14.04.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей