Санька

Санька
Жанр: Arcade
Разработчик: Дмитрий Евстигнеев
Издатель: -
Год выхода: 1995
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 5.40 из 10
  • 2
  • 0
  • 6
Этот преступно малоизвестный отечественный beat 'em up был сделан москвичом Дмитрием Евстигнеевым в самой середине 1990-х годов - в эпоху одновременно ужасную и прекрасную для каждого жителя России (а то и всех государств СНГ), кто застал её в сознательном возрасте. Талоны и "визитки" уже отошли в прошлое, но "перестроечное кино" ещё продолжало выходить, а поток западных произведений массовой культуры, начавший выливаться на головы населения ещё в последние годы советской эпохи, и не думал иссякать. И, вероятно, только в то причудливое время и могла возникнуть подобная игра, атмосфера которой напоминает самый настоящий "китч", где "наше" и "западное" словно бы перемешали какой-то сюрреалистичной взбивалкой, а полученный результат небрежно вышвырнули на сковородку. Но блюдо в итоге вышло самым настоящим деликатесом.

Играть предстоит за простого московского парня по имени Санька, живущего вроде бы в нашем, но на самом деле совершенно фантастическом мире, населённом всевозможными сказочными существами. Мечта последних месяцев жизни героя - новый (на тот момент - 486-й) IBM PC-совместимый компьютер, - но денег на такую машину у него не хватает, а потому он - вполне в духе времени - решает их "добыть" путём применения силы по отношению к окружающим... Но для этого предстоит перебить многих других недружественных персонажей, причём отнюдь не только фантастических, - а также выполнить кое-какие задания, встретиться с Бабой-EGA (!) и даже побывать на другой планете... А конец, к счастью, будет очень даже счастливый. Самое главное - не нужно воспринимать всё происходящее серьёзно: это просто шутка для тех, кто "в теме", - причём, что удивительно, хорошая.

Перспектива обзора - вид сбоку. Герой умеет прыгать (сочетания "верхней" и "левой" либо "правой" стрелок), а в качестве оружия использует топор, которым наносит удары двух типов: прямые ("пробел") и с размаху ("пробел" + кнопка с "верхней" стрелкой). "Жизней" нет, но есть довольно приличный запас здоровья и возможность лечиться по ходу действия. Список врагов положительно впечатляет и способен дать фору многим западным аркадам: здесь встречаются враждебные парни, названные автором игры "Ильюшки", "бугаи", разумные глазастые пеньки (способные прыгать), копии Майкла Джексона, Хищники - антропоморфные инопланетяне из одноимённой серии американских боевиков (которые, как и в первоисточнике, любят прятаться среди густой растительности), змеи, скелеты, птицы, панки, головоноги, драконы и так далее.

Что удивительно, игра вовсе не представляет собой "тупую рубилку", что наглядно покажет уже на примере самой первой схватки, - ко многим типам противников нужен особый подход. Например, на "Ильюшек" и "бугаёв" действуют исключительно удары с размаху, на головоногов и пеньков - наоборот, только прямые; если пытаться сражаться с ними иначе, то мы не нанесём им вообще никакого вреда, но зато довольно быстро погибнем сами. Вместе с тем есть и такие супостаты (например, панки), в схватках с которыми крайне желательно использовать комбинации обоих вариантов самозащиты. В сражениях критически важно начинать атаку до того момента, пока недруги не подошли к вам на очень близкое расстояние, - ибо Санька, увы, не способен драться, когда на него нападают, а противники, естественно, сразу же после подхода начнут это делать, причём паузы в их "сериях" ударов будут небольшими. В ряде случаев оптимальным решением является попытка перепрыгнуть врага и убежать от него, - но возможно такое отнюдь не всегда и не со всеми.

Из убитых врагов выпадают бонусы-предметы, которые можно использовать в товарообмене (!) со встречающимися иногда мирно настроенными персонажами, получая от последних взамен другие ценные вещи, - причём в ряде случаев это представлено в виде выполнения их заданий, обеспечивающих дальнейшую возможность прохождения, но иногда и опционально. Инвентарь, в который помещаются подобранные вещи, ограничен тридцатью ячейками и отображается в нижней части экрана. Как минимум три врага - своего рода "боссы" - требуют для уничтожения не просто специального подхода, но и наличия у героя предварительно обретаемых особых предметов или умений: это Избушка на курьих ножках (в неё нам требуется запрыгнуть, - но для этого, увы, опять-таки нужно будет сражаться), Змей Горыныч, для победы над которым придётся обзавестись огнетушителем (используется этот объект посредством одновременного нажатия "пробела" и "левой" либо "правой" стрелок), и сам Дарт Вейдер из "Звёздных войн", - чтобы его победить, понадобится изучить целых три приёма рыцарей-джедаев...

Графика, быть может, и простенькая, но всё же безумно милая. Да, модели тех же "Ильюшек" и главного героя подозрительно похожи, а задние фоны объективно аляповатые, - но даже на первом уровне мы уже увидим смену последних (когда из парка попадём на кладбище, где обитают в том числе упоминавшиеся пеньки), в целом же разнообразия здесь хватает тем более, а уж атмосфера, как было сказано выше, просто зашкаливает. Единственным реальным недостатком игры можно назвать вовсе не её мнимую (особенно для олдгеймеров) "неказистость", а объективное однообразие: несмотря на необходимость применения разной тактики по отношению к противникам тех или иных типов, нетривиальные сражения с боссами и возможность "торговли", по большей части, хорошо это или нет, мы будем просто двигаться по экрану слева направо и рубить, рубить и ещё раз рубить. Впрочем, это ведь beat 'em up, - и в западных или восточных играх такого плана всё обстоит по факту точно так же.

К сожалению, после выхода в свет эта чудесная игра не обрела и сотой доли той популярности, которой вполне заслуживает, а за годы, прошедшие с Санькиного приключения, 486-м компьютером если кого и удивишь, то в диаметрально противоположном смысле, чем в то славное времечко. Но сама данная вещь, простая до гениальности, устареть не способна в принципе. А потому остаётся лишь поставить высший балл из возможных - и от всей души порекомендовать её всем, кто ностальгирует по святым временам детства или юности, и повторить призыв, озвученный в Readme самим Димой Евстигнеевым: "Играйте в Саньку!"
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Сейчас поиграл и дошёл до конца до сих пор неизвестную мне игру Санька.В игре Санька для приобретения компьютера познакомится с Бабой-Ягой, Кащеем, Соловьём-Разбойником и другими, победит Змея-Горыныча и Лорда Вейдера. Приятная графика для того времени, да и сейчас приятна на глаз. В игре лучше сделать бесконечную энергию, играть честно в неё тяжело, хотя ближе к концу энергия будет сама прибавляться. В окончании после получения компьютера и возвращении домой в начало игры, вам покажут приятные стишки и весёлую картинку. Побольше бы таких русских раритетов.
Интересно, почему эта игра отсутствует во всех собраниях DOS-игр, в том числе отечественных, ведь хотя бы с точки зрения графики она качественная, да и жанр для отечественного любительского градостроения уникален.
Увы, плохо. Как и в подавляющим большинстве best'm'up'ов, здесь невозможно нормально избегать ударов, перепрыгивать соперников и даже отойти от них, когда они атакуют.