Алиса в музыкальной стране

Alice in Musicland
Алиса в музыкальной стране
Жанр: Educational, Puzzle, Quest
Разработчик: DS Multimedia Productions, Ронго-Ронго
Издатель: So\USE Interactive Entertainment
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 3
  • 1
  • 6
Российская компания So\USE Interactive Entertainment (в просторечии – «Союз») издала в середине 1990-х годов несколько мультимедийных проектов для PC и Mac, включая две игры. Одна из них, адвенчура под названием «Алмазный птах», хорошо известна поклонникам жанра и давно уже доступна, в том числе и на Old-Games.ru. А вот вторая... Вероятно, по мотивам поисков «Алисы в музыкальной стране», предпринятых коллективом нашего сайта за последние несколько лет, можно было бы сделать отдельный «квест» (а то и «боевик»). Но теперь всё позади, – и в конце марта 2021 года сей раритет получил постоянную прописку на этой страничке и никуда уже не сможет пропасть. Печатавшееся в Швеции, причём явно мизерным тиражом, данное издание, судя по всему, не снискало широкой народной популярности, однако через пару лет после выхода умудрилось попасть в «Перечень учебного оборудования по музыке для общеобразовательных учреждений России», а потому в соответствии с этими рекомендациями было закуплено целым рядом библиотек, школ и даже детских садиков. Решение, мягко говоря, странное, с учётом того, что целевая аудитория этой игры – совсем даже не маленькие дети... Впрочем, об этом – после.

Компания DS Multimedia Productions поручила разработку «Алисы в музыкальной стране» группе из трёх человек, неформально известной под вывеской «Ронго-Ронго»: программисту Алексею Морозову, художнику Александру Шварцу и композитору Александру Розенблатту. За сюжет, тем не менее, отвечал сам заказчик, – правда, таковой тут скорее «для галочки» и сводится к паре непропускаемых текстовых экранов, демонстрируемых после запуска. Девочка Алиса (та самая, из произведений Льюиса Кэрролла), скучая, слушала игру на пианино своей сестры – и то ли заснула, то ли ещё что, но внезапно перенеслась в странный сюрреалистический особняк, непосредственно связанный с самыми разными музыкальными произведениями. Которые перепутались точно так же, как и все здешние помещения и лестницы, – блуждая по этому лабиринту, нам предстоит отыскать и распознать «зашифрованные» фрагменты мелодий, определив на слух их названия и авторов.

С внешней точки зрения игра представляет собой адвенчуру от первого лица с полностью «мышиным» управлением, панорамным обзором и дискретными перемещениями, – почти что настоящий «мистоид»; упомянутые панорамы реализованы на движке QuickTime, а потому, увы, отличаются скорее зернистостью и размытостью, нежели чёткостью и цветастостью. Более того, собственно изображение локации занимает на экране окно размером всего лишь 400х300 пикселей из общего их количества в 640х480, – остальное место зачем-то отведено под декоративную, но совершенно бесполезную (если не считать интерфейсной панели внизу) рамку. Чтобы осматриваться, следует перемещать курсор в любую сторону, зажав левую кнопку мыши; клавиши Ctrl и Shift позволяют соответственно уменьшать или увеличивать поле зрения. Будучи подведён к одной из активных точек, указатель меняет свой вид: стрелка прозрачно намекает на возможность перейти на соседнюю дискретную локацию, а ладонь руки – на доступность совершения какого-либо действия с полезным предметом.

В художественном отношении визуальная часть «Алисы в музыкальной стране» производит несколько лучшее впечатление, нежели в техническом. Для профессионального живописца Александра Шварца это был дебют в области электронного творчества, однако же принесший ему первый приз на одном из фестивалей в номинации «Графика в компьютерных играх». Мир, в котором мы оказываемся, напоминает такое себе трёхмерное воплощение фантазий Маурица Эшера с переплетающимися плоскостями и лестницами; в этой атмосфере безумного сюрреализма нам предстоит прежде всего отыскать девять комнат, населённых теми самыми перепутанными музыкальными произведениями – а заодно и различными фигурками персонажей, тоже весьма необычных и живописных. Рыцари в доспехах соседствуют тут с динозаврами, а дамы и кавалеры в костюмах эпохи Возрождения – с паровозами и граммофонами. В общем, если не обращать внимание на неизбежную пикселизацию, то полюбоваться вполне есть чем.

Хотя, как нетрудно догадаться, главное в «Алисе в музыкальной стране» – не графика, а совсем даже музыка. Которая после выхода игры зажила отдельной от неё – и куда более успешной – жизнью: здешние образы Александр Розенблатт позднее оформил в «музыкальное путешествие для симфонического оркестра и чтеца» и даже в целый балет. Как уже косвенно отмечалось выше, изюминка звукового оформления заключается в том, что все мелодии представляют собой изменённые до той или иной степени неузнаваемости известные произведения классиков, к тому же ещё соединённые в попурри со своеобразной аранжировкой. Получился такой себе коллаж вполне в духе постмодернизма: композитор вспоминал, что, подобно тому как Льюис Кэрролл жонглировал словами и создавал каламбуры, он сам «перевернул вверх тормашками» несколько десятков тем мировой классики. Звучит интригующе и даже забавно – но ровно до тех пор, как вы начинаете сами пробовать решать задачку по распутыванию всех этих музыкальных ребусов...

Облегчить подобное дело призвана встроенная в игру энциклопедия, вызываемая щелчком по значку книги в левом углу нижней панели интерфейса. К нашим услугам – около полусотни статей о персоналиях различных композиторов и даже просто музыкантов, от Скарлатти, Глюка и Баха до Рихарда Штрауса, Дюка Эллингтона и Глена Миллера. Тексты – к сожалению, написанные совсем другими людьми со стороны заказчика, а вовсе не основными разработчиками, – особой привлекательностью не отличаются, часто выступая кратким пересказом биографий и различных бытовых анекдотов. Куда более полезен фрагмент одного или более произведений, представленный на страничке каждой знаменитости, – его можно прослушать, но длиться он будет никак не более минуты, а то и вовсе несколько секунд. Однако именно на эти вещи стоит обращать самое пристальное внимание, стараясь запомнить как имя автора и название произведения, так и – по возможности – саму мелодию и её аккомпанемент.

Переплетающиеся между собой стены и лестницы загадочного особняка, в котором мы оказались, местами украшены портретами тех самых выдающихся композиторов, – на них можно щёлкать активным курсором, попадая при этом на соответствующие странички энциклопедии. Однако делать это не обязательно (ибо все материалы всё равно доступны и через значок на панели интерфейса), – куда более тщательно требуется выискивать на локациях диковинные разноцветные панели, за которыми скрывается вход в одну из девяти здешних комнат. Эти помещения могут быть выполнены как в виде такой же панорамы с возможностью кругового обзора, так и просто в форме статичной картинки, – в любом случае там нас будут ждать упоминавшиеся выше персонажи, отчасти намекающие на те произведения, которые «перепутались» именно в данном месте. Всего нам предстоит найти и расшифровать ровно 34 мелодии: счётчик прогресса (при старте равный «00 из 34») красуется в правом углу нижней панели интерфейса рядом с кнопкой в форме буквы «Q». Последняя отвечает за возврат – из энциклопедии или из комнаты на предшествующий панорамный экран, а с этого последнего – в систему. Кстати сказать, во время выхода происходит автоматическое сохранение, так что при последующем запуске можно выбрать не новую игру, а продолжение предыдущей.

При попадании в любую из комнат на той же самой панели значков активируются ещё два символа. «Граммофон» позволяет прослушать одну из девяти композиций Александра Розенблатта, в которых ария из оперы Верди может подаваться в джазовой аранжировке, «Танец с саблями» плавно переходит в хор из «Лоэнгрина», а увертюра к симфонии переплетается в сюрреалистичном «капустнике» с чардашем. Вторая же кнопка, с мордочкой Чеширского кота, открывает доступ к так называемой «гадательной машине», где мы и будем определять услышанные только что фрагменты – путём сопоставления фамилии «настоящего» автора на шкале слева – и названия его произведения из аналогичного списка справа (для пролистывания служат кнопки со стрелками, но можно также просто зажимать и «тянуть» перечень мышью). Если мы уверены в правильно подобранном сочетании первого и второго – следует щёлкнуть на всё того же кота вверху: точная догадка вознаграждается аплодисментами (и увеличением счёта на основном экране на единичку), а ошибка помечается звуковым эффектом в виде шиканья и громкого шума недовольной публики.

Решать задачки посредством банального перебора вариантов не получится: во-первых, комбинаций слишком много (около пятидесяти пяти как композиторов, так и наименований), а во-вторых – после ровно полусотни неправильных ответов игра заканчивается! Сложность стоящей перед нами проблемы усугубляется ещё и тем, что мелодия каждой комнаты может содержать в себе в зашифрованном виде самое разное количество классических произведений – а именно от одного до шести включительно; число это нигде не отображается, так что действовать предстоит в буквальном смысле по слуху – разумеется, музыкальному (а ещё лучше – абсолютному). Увы, некоторым препятствием на пути к цели оказываются и ошибки авторов текстов: так, одна из популярных мелодий, которую нам предстоит разыскивать, мало того что отсутствует в энциклопедии (вопреки уверениям внутриигровой инструкции о том, что все нужные нам сведения там содержатся), так ещё и названа по-английски некорректно: «чай» превратился в «тройник»... Кроме того, ещё как минимум одно имя композитора потребуется отыскивать где-то во внешних источниках. Стоит также добавить, что даже правильных сочетаний авторов и написанных ими произведений у нас раза в полтора больше, чем искомых «зашифрованных ответов», так что всё будет очень даже непросто.

В результате мы имеем крайне оригинальную и любопытную викторину, но предназначенную скорее для профессоров консерватории, – да и те наверняка будут вынуждены не раз почесать в затылке, разгадывая местные хитрые головоломки, – что и говорить о детских садиках и школах, некогда массово закупавших это издание для музыкального образования своих юных воспитанников! Ну, разве что в числе последних окажется второй Моцарт, которому, разумеется, «расшифровать» все 34 здешних шарады не составит абсолютно никакого труда. Впрочем, при всех мелких недостатках «Алису в музыкальной стране» никак нельзя не счесть достойной всяческого внимания – особенно со стороны любителей музыки и коллекционеров редких экземпляров отечественного игростроения.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.