Labo

Labo
Жанр: Arcade, Puzzle
Разработчик: Rui Curado
Издатель: Rui Curado
Год выхода: 1990
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 3
Игра, о существовании которой могли помнить лишь обладатели подшивки португальского журнала «Spooler», а конкретно — № 11 (декабрь 1990 года) и № 13 (апрель 1991 года). В год своего издания она победила в конкурсе, проводимом упомянутым изданием. Вернулась 30 лет спустя, в мае 2020 года, вместе с исходными кодами на языке программирования Pascal; случилось это благодаря разработчику, который поделился всем перечисленным с общественностью.

Всемирная организация окружающей среды. Секретно!
В соответствии с резолюцией ANI-2014 Конфедерации наций все радиоактивные отходы в государствах, входящих в организацию, собираются каждый месяц и отправляются в соответствующих контейнерах для этой цели на лунную базу KL-3.
К сожалению, из-за неисправности телепорта партия груза не достигла места назначения. В связи с происшествием всё вернули в города, однако не непосредственно к пунктам отправления. Известно, что контейнеры находятся в неустановленных районах своих городов происхождения.
Сами по себе эти ёмкости не опасны, но их открытие станет катастрофой. И нам нужно найти все контейнеры и отправить их на лунную базу KL-3 так, чтобы жители об этом не узнали. Для выполнения этой цели вы будете управлять роботом-уборщиком из серии AF-002/5, также известным как «Labo». Это единственный способ не допустить паники...
«Labo» должен избегать жителей: модели этой серии повторяют вслух полученный ими приказ, и поэтому в случае приближения роботам к горожанам последние окажутся в курсе сложившейся ситуации. Ваша миссия — отправить все контейнеры на Луну через телепорты в городах.
Удачи!
Конец передачи.


Обозначенная автором цель этой игры — провести игрока по различным помещениям, решая проблемы, с которыми тот сталкивается на своём пути. А сюжетная линия раскрыта на первых четырёх страницах инструкции, отображающихся в виде секретного сообщения от «Всемирной организации окружающей среды». Нашей задачей является очистка уровней от радиационного заражения, что и объясняет собой внешний вид обитающих на таковых биомеханоидов, — невзирая на заявленную «безопасность» контейнеров с радиоактивными отходами, некоторые из них по возвращении в города, по-видимому, всё же треснули или были вскрыты. Очевидно, что это аркада, но с элементами головоломки, причём в игровом процессе без ста грамм не разберёшься. Меню на португальском языке, — но это не проблема, поскольку предназначение каждого из пяти его пунктов выявляется методом научного тыка (1-й — инструкция, 2-й — назначение клавиш управления, 3-й — таблица рекордов, 4-й — сама игра, 5-й — выход в DOS). Главная сложность — это четыре страницы «секретного сообщения», выполненные авторским (и не особо удобным для чтения) шрифтом (который в принципе тяжёл для восприятия, даже если бы всё было написано на русском языке), а кроме того — схема игрового экрана с обозначениями, список предметов и пара страниц с абзацами дополнительного текста.

Однако, как выяснилось, не один лишь языковой барьер препятствует пониманию сути игры. В номере журнала, вышедшем через пять месяцев после её анонса за два выпуска до этого, упоминается о массовых вопросах читателей касательно смысловой нагрузки происходящего. В ответ автор подробно рассказал об особенностях разработки, а также её идее. В игре, по его заявлению, сто тысяч уникальных уровней. Столь впечатляющее количество он объясняет желанием устранить монотонность и создать «бесконечный путь к успеху». При этом он подсчитал, что если хранить оные в виде данных, то они составят 88,3 мегабайта — запредельный размер по тем временам. Исторический экскурс: в 1990 году максимальная ёмкость жёсткого диска составляла 320 МБ, но даже устройство объёмом 80 МБ стоило более 800 $ (порядка 1600 $ на сегодняшний день). Поэтому автор, по собственному заявлению, применил уникальную технологию генерации уровней, при которой каждая задача является неизменной при запуске на любом компьютере, — то есть при вводе статического пароля определённого этапа тот отображается всегда одинаково. Также автор предупреждает, что без использования искусственного интеллекта нельзя знать наверняка о проходимости уровней. Хотя он постарался генерировать их с проверкой тупиков, грамотной расстановкой предметов и противников, а также тестируя некоторые, но всё равно считает, что некоторые остаются непроходимыми. Чтобы можно было продолжать, игра выдаёт код не следующего уровня, а идущего за ним, так что имеется возможность пропустить непроходимые; в ряде же случаев этап лишь кажется таковым из-за сложности задачи. В игре нет дефектов, за исключением того, что вероятность размещения компьютером объекта в лабиринте может создать «непреодолимый барьер» в определённой точке, хотя алгоритм, используемый для этого, «непогрешимый». В итоге, по мнению автора, непроходимыми являются около 5 % уровней. Коды этапов генерируются из цифр 1...9 и букв A...Z; таким образом, нет нуля — чтобы не путать оный с похожей буквой.

При запуске игры нам предлагают ввести номер и код любого из имеющихся отрезков. Управляем мы неким подобием роботизированного автофургона и ездим по гротескным улицам лабиринта, являющим собой некое подобие «мегаполиса будущего». Типичный городской пейзаж — неровная кирпичная кладка по сторонам экрана, вдоль которой хаотически нагромождены спутниковые тарелки, телевизионные панели, компьютерные терминалы, уличные фонари, вентиляционные шахты, опрокинутые бочки и прочие инсталляции хай-тека, изредка перемежающиеся куцей растительностью. Внизу расположена так называемая командная консоль. В первой ячейке отображается количество возвращённых контейнеров, во второй — направление, в третьей — уровень паники, в четвёртой — объекты. На каждом игровом экране находится пара механизмов или существ размером с наш фургон. Это могут быть колесо с перекладинами, унитаз, птеродактиль, пеликан, зубастая рыба, перевёрнутый осьминог, кальмар, улитка, медуза, змея и гусеница, дикобраз, несколько видов насекомых, трактор на гусеничной тяге, сапог, чайник, лампочка, злобный колобок (пакмэн), всякие агрессивные головы и много чего ещё. Всё это по задумке является «местными жителями» и опасно для нашего фургона; при соприкосновении с ними увеличивается паника, отображаемая индикатором прогресса этого показателя, при заполнении которого наступают, естественно, всеобщий хаос и game over. Спасает нас лишь то, что все существа двигаются хаотично и не имеют явной цели преследовать наш фургон.

Перед началом уровня отображается полная карта лабиринта. Экипированы мы в начале динамитной шашкой, — а вообще, исходя из количества ячеек, наш фургон способен перевозить до четырёх предметов. Кое-какие из них можно найти на посещаемых экранах; все они дают определённое количество очков и так или иначе облегчают прохождение. Например, имеющейся динамитной шашкой мы можем взорвать рыхлую перегородку по своему выбору, чтобы пробраться в ранее недоступное место. Если при переходе на соседний экран мы оказываемся в месте, занятом чем-либо, нас отбрасывает обратно за его границу. На каждом этапе наша передвижная лаборатория должна собрать три радиоактивных контейнера, чтобы отправить их вместе или по отдельности на лунную базу KL-3, используя для этого городские телепорты. После этого фургон и сам может переместиться к начальной части другого города. Чтобы использовать телепортацию, нужно просто подъехать поближе к дугообразному сооружению, опоясанному проводом, с красным блоком внутри и зелёной воронкой сверху, и нажать клавишу действия.

Перечислим все виды собираемых предметов и количество очков за сбор таковых:
Радиоактивный контейнер (Recipiente radioactivo) — 5000 очков;
Противопаническое масло (Oleo-diminui panico) — 100 очков;
Противопаническое топливо (Fuel-diminui panico) — 100 очков;
Динамитная шашка (Dinamite-rebenta tectos) — 550 очков;
Ключевой бонус (Chave-bonus) — 200 очков;
Кости с черепом (Caveira-efeito variado) — без очков;
Драгоценный бонус (Joia-bonus) — 100, 300 или 1000 очков в зависимости от вида.
Заодно при его подбирании обновляется дежурная пара биомеханоидов на экране.

Встречаются лазерные турели, которые перекрывают дальнейший маршрут. При нажатии впритык к ним кнопки действия отображаются шесть цифр и переключатель, попарно их меняющий. Чтобы разрушить защитные колонны, необходимо расшифровать код за 8 секунд — а именно расставить цифры в порядке возрастания. Если не уложиться в это время, то уровень паники увеличится, однако ничем иным количество попыток расшифровки не ограничивается, — при этом ряд цифр каждый раз обновляется.

Фургон может двигаться в четырёх разных направлениях, причём для удобства можно переназначать управление на привычные стрелки. Кнопкой действия, также отвечающей за переключение (триггер), можно сделать, к примеру, тот же пробел. Звук в игре довольно незамысловатый — даже по меркам PC Speaker. А вот с визуальной точки зрения Labo выглядит вполне чётко и симпатично. Элементы урбанистики и местные обитатели, а также наш робофургон прорисованы чётко и имеют отличную анимацию, несмотря на использование одной лишь CGA-палитры.

В итоге имеем весьма трудную в освоении игру, которую можно порекомендовать любителям нетривиальных задач.
Автор обзора: AndyFox
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.