Close Combat III: The Russian Front

Close Combat III: The Russian Front
Жанр: Strategy
Разработчик: Atomic Games
Издатель: Microsoft
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.76 из 10
  • 10
  • 6
  • 24
Действия замечательного гибрида RTS и wargame на сей раз переносятся на поля сражений Восточного фронта и освещают всю его историю: с июня 41-го по май 45-го.

Как и в предыдущих частях (да и в последующих тоже), бой происходит на карте с top-down-перспективой, очень напоминающей изображения, полученные с помощью аэрофотосъёмки. Цель боя обычно - захватить все контрольные точки на карте (например, высоты или здания) или удержать их (а.k.a. не дать противнику прорвать оборону). Командование юнитами осуществляется достаточно просто: при клике правой кнопкой выпадает меню команд, левой они выбираются. Управление происходит на уровне отрядов, если только речь не идёт о бронетехнике, артиллерии или каких-нибудь специальных боевых единицах, например, снайперах или огнемётчиках. Юнитов на выбор очень много: и вагоны различных отрядов пехоты, и танки (тот же Т-34 и его различные модификации) с бронеавтомобилями, и различные стационарные пулемёты и пушки.

Поведению юнитов уделено много внимания: к примеру, часть артиллерийского расчёта, в то время как один человек перезаряжает орудие, может отстреливаться от наступающих сил противника из винтовок. Отныне солдаты перестали быть пушечным мясом, для победы важно сохранить как можно бОльшую часть войск, потому что отряд красноармейцев, оставшись наедине с двумя немецкими "Пантерами", предпочтёт пасть духом и скрыться в направлении ближайшего перелеска (если, конечно, у них раньше не заклинит оружие или не кончатся боеприпасы). Да, интересной деталью оказалось введение разработчиками такого показателя, как моральное состояние: при критически низком боевом духе солдаты могут дезертировать или сдаться противнику (это, конечно же, применимо к обеим сторонам).

Изначально при выборе юнитов перед сражением они разделены на 3 класса: Новобранцы, Регулярные Войска и Элитные Подразделения, они отличаются уровнем подготовки, боевым опытом и моральным состоянием. Поддерживать дисциплину на поле боя можно офицерским составом, который тоже нанимается перед боем. Ландшафт влияет на ход событий, солдаты могут использовать траншеи (только вырытые заранее), могут занимать здания, что даёт большой бонус к защищённости, но в то же время ограничивает обзор. Бронетехника решает исход сражения - танки могут стрелять через всю карту, что, учитывая её размеры, соответствует действительности, но также нарушает баланс, а от противотанковой артиллерии, наоборот, толку мало.

Один из недостатков игры кроется в её названии: почти вся серия Close Combat посвящена небольшим операциям, столкновениям нескольких дивизий, а тут создатели решили замахнуться на весь Восточный фронт, уместив его в 27 карт весьма небольшого размера.

Суммируя всё выше (не)написанное, получаем: Close Combat 3 - хорошая стратегия, которая, с одной стороны, достаточно реалистична, а с другой - не менее играбельна, с третьей её портят тупой танковый AI, никчёмная артиллерия, непонятно почему отсутствующая авиация и скромный размер карт.
Автор обзора: Virgil
Close Combat, Close Combat IV: Battle of the Bulge, Close Combat: A Bridge Too Far, Close Combat: Invasion: Normandy
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Эта игра легенда и несравнима с играми серий "Искусство Войны", "Битва за Харьков" и т.п., которые выходили спустя 12 лет, как клоны (уж за это время можно же было создать нормальные игры :-) ). Но для своего времени Close Combat III: The Russian Front был не превзойден. Помню как садился за комп и начинал большую компанию за СССР на уровне сложности "герой" - это было неописуемо! Я переносился в 1941г. в расчет 45мм орудия с поддержкой небольшого отряда пехоты и снайпера, противостоявшего немецким полчищам. Кстати замечательной особенностью игры являются: просьбы противника о перемирии, возможность подбирать оружие у убитых, появление героев среди пехотинцев способных с одной гранатой броситься под танк и системные требования игрушки позволяющие играть в нее на смартфоне в любом месте ;-) И эта игра не устарела! 5++++
Игра легендарная, играл в неё несколько лет по сетке. Геймплей до сих пор не превзойдён, хотя с точки зрения исторической достоверности игра уже не так смотрится, даже с модом Real Red. Моделирование пробития брони для 90-х годов сделано на высшем уровне, но на сегодняшний день уже является крайне примитивным (модель вероятностная, в одной плоскости, наклонная броня имитируется простым увеличением толщины). Например, предложенные здесь способы борьбы с танками в реальности бы не работали. БС-3 появилась в войсках не одновременно с появлением "Тигров", а значительно позже, шансы поразить "Тигр" в лоб из ЗИС-3 стремятся к нулю, ну и, наконец, убер-оружие серии - огнемёты - уничтожить исправный танк не в состоянии (в игре же он, попав под струю, обычно мгновенно взрывается) :)
Действия ИИ в целом обычно крайне идиотичны, но пехота ведёт себя очень натурально.
В общем, в смысле реализма игра устарела и с новейшими трёхмерными варгеймами (серия "Искусство Войны" и Битва за Харьков) конкурировать не может, тем не менее, по отточенности геймплея и его увлекательности с ней тягаться трудно. Легенда!
Позволю себе не согласится с выводами рецензента на счёт неуязвимости танков. Во-первых, любому из представленных видов танков противопоставлен как минимум один вид противотанковой артиллерии, мощь снарядов которой достаточна для уничтожения такого танка даже при лобовом попадании. Например, при игре в компанию, при первом появлении у Германии "Тигров" СССР получает возможность нанимать 100-мм противотанковую пушку, которая уничтожает "Тигр" с любого расстояния. Кроме того, даже 76,2 мм противотанковая пушка уничтожает "Тигр" при стрельбе с близкого расстояния либо при попадании в борт или корму. Во-вторых, в случае противостояния танка и более-менее приличной пехоты 1 на 1 победителем, как правило, выходит пехота, т. к. танки практически слепы, и незаметно подобраться к ним на расстояние броска гранаты для пехоты не составляет труда.
Не сталкивался с подобными проблемами.
Flamethrower или Bazooka залегают в укрытии и отлично справляются с танками, да и Shock Troops тоже. Не в лоб конечно, а из дома\канавы вдоль дороги. Никто у меня не разбегался и не суетился.
Тяжелые танки действительно мощь, но тот же КВ прошибается из АА , а в более поздних миссиях у него появляется немало равных противников. Без пехоты все равно не повоюешь, особенно в городе.
Небольшое дополнение.
Танки - убер-оружие. Пехота совершенно не умеет с ними справляться, а бОльшая часть ПТО вообще не пробивает броню КВ, например. От баланса вообще ничего не остаётся.
Отряды совершенно не умеют спокойно лежать в засаде или в обороне. Если вам надо подпустить супостатов поближе - забудьте. Пехота, лежавшая на конопляных грядках, по всей видимости переборщила с окучиванием и теперь с криком "банзай!" бросается абы куда безо всяких приказов, или ползком ищет заросли укропа погуще... Жутко раздражает.