J'apprends à lire avec Tibili

J'apprends à lire avec Tibili
Жанр: Edutainment
Разработчик: CD-ROM Productions, France Télécom Multimédia
Издатель: Microfolie's
Год выхода: 1998
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 0
Французская образовательная игра по мотивам историй в картинках авторства Мари Леонар о шестилетнем западноафриканском мальчике Тибили, не хотевшем ходить в школу. Формально, как следует из её названия, данная вещь призвана научить детей (в возрасте от 4 до 7 лет) чтению, - однако необходимо сразу отметить, что на деле она едва ли способна справиться с такой функцией, ибо явно предполагает не просто знакомство с буквами и слогами, но и какие-никакие навыки этого самого чтения. Завязка сюжета в полной мере соответствует первоисточнику: вечером дня, предшествующего первому школьному, мать в хижине объясняет Тибили, как важно учиться, но на следующее утро мальчик пропадает. Играть же предстоит вовсе не за него, а за одно из животных (выбор которого мы осуществляем перед началом действия), задача которого - найти беглеца. Первоначально Кабле, старшая сестра Тибили, просит нас отправиться к Гена (Ghena), отцу Тибили, занимающемуся выпасом буйволов на отгонных пастбищах.

Как уже было сказано выше, перед стартом необходимо выбрать себе протагониста из нескольких вариантов в виде портретов рисованных представителей фауны, а также раскрасить его в тот или иной цвет, - этот момент объяснит (увы, без субтитров, кои в игре в принципе не предусмотрены) попугай Манга, впоследствии выступающий в роли нашего спутника и помощника. Интерфейс во время игрового процесса представлен несколькими пиктограммами в нижней части экрана. Нажатие на автобус приводит к появлению двух дополнительных иконок: щелчок по портрету протагониста позволяет сменить его, а по самолёту - выйти из программы. Земной шар - это карта местных локаций, которая станет активной после сцены с просьбой Кабле. Вопросительный знак - пояснения касательно интерфейса, приводимые в текстовом виде на отдельном экране. Плеер (или какое-то его подобие) - регулировка звука; после щелчка по данной иконке справа от неё появляются ещё две - в виде закрытого и открытого ртов, причём однократное нажатие на первую делает громкость тише, а двукратное отключает аудиосопровождение. Две треугольных стрелочки позволяют переходить и возвращаться к сценам и заданиям, предусмотренным в игре. Оставшиеся три иконки тоже станут активными не с самого начала действия, а чуть позже: коробка нужна для хранения драгоценных камней, получаемых нами за успешное выполнение циклов заданий (правда, эти объекты будут помещаться не непосредственно в неё, а левее); открытка с карандашом даёт возможность выбрать и распечатать тематические объекты данной категории либо плакаты для ручного раскрашивания (делать это в самой игре, к счастью, не разрешается); наконец, книга с надписью "A|Z" на обложке - это внутриигровой словарь, где можно найти многие упоминаемые в ней слова.

Во время прохождения J'apprends à lire avec Tibili вроде бы не предусмотрено ни выбора уровня сложности, ни каких-либо наказаний за ошибки, поэтому теоретически одолеть её может любой человек, даже абсолютно не владеющий французским, но, повторим, всё-таки хотя бы более-менее "взрослый", то есть знакомый с понятиями "буква", "слог" и "слово", а также, как ни странно, умеющий "экспериментировать". В качестве примера рассмотрим первый цикл заданий. После сцены с Кабле необходимо перейти к карте местности и найти там буйволиное пастбище, где мы встретимся с отцом Тибили по имени Гена, а затем стервятник принесёт письмо (!) от мальчика, написанное частично с помощью картинок, но отчасти и словами (где он этому научился - неясно), сообщающее, что его автор не хочет идти в школу и отправился в саванну к своим друзьям животным, - после чего пастух и сопровождающий нас попугай Манга станут давать различные задания, связанные с этим текстом. В частности, нам после прочтения нужно будет ответить на несколько вопросов по нему, выбирая правильный вариант ответа из трёх предлагаемых (как зовут мальчика, сколько ему лет и так далее), заменить картинки словами, опять-таки выбирая из трёх вариантов, расставить пропущенные ("вылетевшие" со своих мест вследствие порыва ветра...) слова, найти внезапно ставшее неправильным предложение и расположить слова в нём в верном порядке, сопоставить названия предметов и их изображения, выбрать фразы для составления ответного письма Тибили, затем набрав текст на реальной или виртуальной (что очень выручает, ибо раскладка AZERTY присутствует явно не у всех) клавиатуре (причём с максимальным вниманием к деталям в виде прописных букв и пунктуации), и так далее. Финальным заданием станет составление из слогов, образующих названия различных животных, "кодового слова", которое поможет в дальнейшем прохождении, - им (подскажем в виде исключения) окажется "мельница", после чего, получив первый драгоценный камень, мы должны будем вновь перейти к карте, найти мельницу, поговорить с обитающим там слоном (!) и получить от него дальнейшие инструкции (на французском и без субтитров, да). В дальнейшем всё будет обстоять примерно так же. Здесь же стоит отметить, что уровень сложности заданий в данной игре вовсе не "нарастает", а словно бы "чередуется": например, одним из этапов первого цикла, не рассмотренным выше, является пословное чтение текста письма Тибили, где необходимо подводить курсор мыши к каждой лексеме, после чего Манга будет зачитывать её вслух, причём сначала "активные" слова подсвечиваются, а затем нет, - но этот момент отнюдь не является стартовым. Другое дело, что с учётом упоминавшегося выше отсутствия какого-либо наказания за ошибки едва ли не все местные задания явно удастся решить методом простого перебора вариантов, а ввиду как минимум частичной возможности переходить к следующим сценам отдельные задания, вероятно, реально и вовсе пропустить.

Визуально игра смотрится неплохо: "мягкая" и атмосферная рисованная графика в стиле "bande dessinée", столь редко встречающийся в играх и, надо признать, колоритный западноафриканский антураж, нечастые, но милые глазу анимационные эффекты (правда, никаких "активных точек", скрывавших бы что-то "смешное", к счастью, нет); вместе с тем переходы между сценами часто оказываются довольно "резкими", а число происходящих в них "событий" невелико, ибо основное внимание уделено выполнению заданий пользователем. Озвучка тоже радует, ибо выполнена профессиональными актёрами, но, во-первых, явно французами, а не африканцами, во-вторых - печалит, что синхронизация движений губ персонажей с произносимыми ими фразами порой выполнена небрежно. В общем и целом - не самая плохая и даже довольно занятная ввиду экзотического облика вещь, способная, как ни странно, стать хорошим подспорьем для изучающих французский язык (и немного уже знакомых с ним) иностранцев - благодаря не самому маленькому словарю и тому, что непосредственно "материал" заданий обычно всегда даётся в текстовом виде. Но вот для младшей части заявленной целевой аудитории она уже совсем не обязательно подойдёт, да и в принципе предназначена скорее именно для обучения языку (а не "чтению") на самом-самом начальном уровне (то есть без грамматики), но не для развлечения.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.