Вторая часть серии экономических стратегий от Microsoft, посвящённой управлению зоопарками (с предварительным возведением и всесторонним обустройством). На выбор имеются три режима: набор кампаний, "испытания" (по сути - сценарии) и свободная игра, но какого-либо чёткого "сюжета", в общем-то, нет даже в первом из них: мы просто выступаем в роли владельца зоопарка и должны выполнять определённые миссии по его обустройству и развитию, достигая конкретных показателей, обозначенных во "вводной". Во втором режиме суть та же самая, но стартовые условия - особенно в плане бюджета и доступных животных - обычно намного жёстче (но зато за победу в "испытаниях" можно открыть кое-какие объекты для "кампании", которые иначе будут в ней недоступны). Наконец, в "свободном" режиме нет ни ограничений, ни цели - просто строим "зоопарк своей мечты".
Перспективу обзора можно охарактеризовать как "свободную камеру", причём выполнена игра, что неудивительно для года её выхода, в полном 3D; ландшафт разделён на условные "клетки". В верхней части экрана слева направо находятся три "строки": текущая дата, место для вывода различных сообщений игроку и запас денег на счёте в данный момент. В левом нижнем углу располагается панель с пиктограммами: в боковой (левой) её части отображаются кнопки для переключения между двумя вариантами осмотра местности, а также для перехода в режимы "гостя" и "фотосафари", которые будут рассмотрены позже. При нажатии на треугольник выше этих иконок в "столбике" появятся дополнительные, дающие возможность показать или скрыть конкретные типы объектов на местности (естественно, после того как те в принципе появятся). В верхнем ряду "основной" (правой) части этой панели находятся четыре кнопки для управления главными составляющими игрового процесса: это (слева направо) возведение построек (киоск); приобретение животных и прочие действия с ними (панда); обустройство среды обитания животных в зоопарке, ключевую роль в чём играют рассматриваемые ниже биомы (ель с лопатой); взаимодействие с работниками (человек в шляпе).
В нижнем ряду находится круг со значками плюса и минуса и двумя изогнутыми стрелочками, позволяющими соответственно масштабировать изображение и вращать камеру, правее - блок из восьми вспомогательных иконок, расположенных в два ряда: в первом (слева направо) - просмотр статистики, просмотр финансов, отмена последнего действия, переработка материалов снесённых объектов; во втором (также слева направо) - просмотр целей и задач миссии, просмотр текущего рейтинга нашего зоопарка (выражаемого в звёздочках), просмотр фотоальбома (снимков, самостоятельно сделанных в режиме "фотосафари") и набор опций для загрузки и сохранения игры и выхода в главное меню. При щелчке на любую из четырёх основных иконок, перечисленных выше, появляется относящееся к ней подменю с различными тематическими вкладками: например, в случае с животными это приобретение их самих, кормов для них, различных игрушек и прочего подобного, а также обустройство их вольеров, в случае со строительством - клетки (хотя, наверное, лучше сказать "вольеры с оградами") и ворота, дороги, основные здания и вспомогательные постройки, а в случае с окружающей средой - выбор биома для конкретного участка и его изменение, а также добавление деревьев, других растений, "скал" и так далее (всего по семь категорий таких объектов на биом). В правом нижнем углу экрана показывается более-менее подробная информация о любом выделенном в данный момент объекте на карте, будь то постройка, животное, человек и так далее. Если что, обучение в ходе кампании предусмотрено.
Теперь можно переходить непосредственно к описанию основ игрового процесса, коих, собственно говоря, две - это зарабатывание денег и биомы. Поскольку частный зоопарк по умолчанию является не особенно прибыльным бизнесом, то заработать достаточно денег на продаже одних билетов нельзя (а если слишком повысить цены на них, то мы и вовсе почти лишимся клиентов), ввиду чего с самого начала любой миссии и параллельно с приобретением животных и обустройством инфраструктуры необходимо заниматься коммерцией с целью получения средств для развития. Таких способов (не считая вышеупомянутой продажи билетов) четыре: устройство точек общественного питания; устройство сувенирных лавок; приём пожертвований от посетителей через банкоматы; переработка мусора, оставляемого посетителями, посредством устройства небольших "заводов" для этого дела (что не очень экологично, но необходимо). Важным и не совсем очевидным моментом является необходимость банкоматов и для совершения посетителями покупок (!): не все из них приходят с большим количеством денег, поэтому периодически у некоторых возникает необходимость снять наличные при помощи карты, чтобы продолжить приносить вам прибыль. Здесь же отметим, что никаких банков и, соответственно, кредитов в игре нет в принципе.
Разнообразие представителей фауны в Zoo Tycoon 2 достаточно велико, но каждый из них комфортно чувствует себя только в строго определённом биоме (природной зоне), коих может быть десять штук: леса тропические, широколиственные, умеренного пояса, тундры, равнины, болота, саванны, пустыни, пустоши (это не то же, что пустыни), альпийские луга. Понятно, что в реальности зоопарк всегда находится вдали от любой из таких "зон", но наша задача - постараться максимально реалистично "смоделировать" для каждого животного условия, в которых оно обитает в дикой природе; естественно, это стоит денег, причём иногда немалых, поэтому первоначально, возможно, придётся обходиться лишь правильным подбором типа почвы для вольера, зато потом можно разместить и разные виды растительности, и многое другое - вплоть до небольших водоёмов. При этом формально, разумеется, можно поселить любое животное куда угодно, но, оказавшись не в "своей" среде, оно в самом "лучшем" случае будет страдать, а обычно последствия от этого куда хуже. Естественно, только правильным выбором биома достижение счастья обитателей зоопарка (а у каждого из них, если что, есть собственный его "коэффициент") не ограничивается: как уже косвенно отмечалось выше, им много чего нужно - вольеры, соответствующие их размерам, подходящие (и желательно хорошие) корма, вода, игрушки и разные прочие вещи и опции - вплоть до удовлетворения индивидуальных потребностей представителей конкретного вида (кому-то, например, нужен прохладный грот, а кому-то - камни с подогревом). В целом затраты на содержание каждого животного довольно велики: изначально их нужно приобрести, затем разместить, а после кормить, поить, по необходимости лечить, поддерживать в чистоте, развлекать, а в ряде случаев даже изучать (есть и такая опция).
Однако не менее важной составляющей игрового процесса является счастье не только животных, но и посетителей, причём эти два показателя взаимосвязаны: смотреть на страдающих зверей никому не нравится. Но, дабы обеспечить минимальный комфорт гостей, необходимо построить как минимум следующие типы объектов: туалетные кабинки; урны; точки общественного питания; банкоматы; "подиумы" экскурсоводов. Последние нужны для того, чтобы работающие у нас специалисты периодически "восходили" на них и читали аудитории публичные лекции о животных, обитающих в вольерах по соседству: это обычно привлекает внимание людей и способствует поднятию их настроения. Сувенирные лавки менее важны, так как интерес к "тематическим" безделушкам обычно появляется уже тогда, когда в зоопарке хорошо обстоит дело со всем остальным и есть достаточное количество животных (ибо людям обычно интересно покупать продукцию с изображениями тех представителей фауны, которых они видели живьём). А при достижении более-менее серьёзного благополучия можно заняться самым настоящим украшательством, возводя фонтаны и устраивая сады и газоны (за которыми, кстати, тоже надо будет ухаживать). Что касается упоминавшихся выше "мини-заводов" по переработке мусора, то строить их лучше где-нибудь на отшибе (в первую очередь - на достаточном удалении от ресторанчиков). "Сырьём" для них служит мусор из урн и от точек общепита, тогда как переработка снесённых вами объектов (если понадобилось так поступить) происходит с помощью специальной опции и не требует наличия упомянутого здания, но тоже приносит крошечный доход.
Персонал зоопарка состоит из работников всего лишь трёх категорий: "служители" (непосредственно ухаживающие за животными), дворники и лекторы; больше, увы, нет никого, даже ремонтников, садовников и охраны. Естественно, всем им необходимо платить зарплату, размер которой можно изменять (и сильное его снижение нашим подчинённым явно не понравится), но вместе с тем выполнять обязанности первых двух категорий трудящихся можно - а иногда и нужно - самому, равно как делать и целый ряд других дел, для которых отдельного персонала нет; чисто теоретически разрешается обходиться вообще без сотрудников (и на самых первых порах так и придётся поступать), но достичь успеха при подобном подходе, естественно, невозможно. К сожалению, периодически возникают ситуации, когда наши работники всех трёх категорий начинают бездельничать, ввиду чего необходимо пользоваться специальной опцией для выявления таких индивидуумов и "ручного" (в буквальном смысле слова - посредством захвата курсором фигурки и её переноса) "назначения" их на конкретные участки.
Надо отметить, что ценовая политика в Zoo Tycoon 2 сильно упрощена: почему-то цены что на билеты, что на те же кушанья в точках общепита или сувениры нельзя устанавливать произвольно, а разрешается лишь выбирать из трёх условных значений - "дёшево", "приемлемо" или "дорого". Тот самый рейтинг зоопарка, состоящий из звёздочек, формируется из множества показателей - от счастья посетителей до разнообразия видов животных, причём в ряде миссий (особенно в режиме "испытаний") для его увеличения могут быть специфические условия - например, число появившихся на свет детёнышей (как известно, животные в неволе размножаются не очень хорошо, поэтому для подобного следует создавать особые условия) или количество питомцев, отпущенных нами на волю. Для этого предназначена отдельная опция, а само это событие сильно поднимает ваш рейтинг и настроение посетителей, но, во-первых, выпускать разрешается только сытых и предельно счастливых зверей, во-вторых - особо увлекаться этим не рекомендуется, ибо впоследствии потеря ценных экземпляров может сильно сказаться на нашем благосостоянии.
"Тактическая" сторона в Zoo Tycoon 2, надо отдать должное, проработана, ибо достижение успеха в миссиях сопряжено с огромным количеством деталей, мало- или незаметных на первый взгляд. В частности, нужно уделять очень тщательное внимание продумыванию планировки будущего зоопарка, которая может зависеть как от условий миссии и текущих финансовых возможностей, так и даже от конкретной части наших владений. Где-то следует проложить широкие и прямые дорожки, а где-то, напротив, их необходимо сделать извилистыми, чтобы - да, вот так - посетители ходили по ним дольше, оставаясь в зоопарке, тратя калории и регулярно отправляясь в точки общепита подкрепиться (это, кстати, один из важнейших тактических приёмов, без которого отдельные задания, вероятно, не пройти). Ввиду ограниченности средств на начальном этапе лучше уделить внимание приобретению возможно большего количества видов животных, а не особей, чтобы обеспечить для гостей хотя бы какое-то разнообразие. Сугубо "технические" зоны нашей территории полезно "закрывать" при помощи служебных ворот, открывающихся только перед персоналом. И понятно, что как минимум туалеты, урны, банкоматы и точки общепита (несмотря на относительно высокую стоимость последних двух категорий объектов) всегда должны находиться в более-менее шаговой доступности от посетителя, где бы тот ни оказался, тогда как "кучковать" прочие постройки, напротив, не следует, а клетки с наиболее примечательными видами животных и вовсе лучше размещать на максимальном удалении друг от друга. Временами игровой процесс становится напряжённым, ибо нужно многое успевать и держать в голове, а посетителей раздражает буквально любая мелочь, будь то грязь перед ресторанчиком или неподстриженный газон.
Как отмечалось где-то выше, в данной игре есть возможность перехода в режимы "гостя" и "фотосафари". С ними, собственно говоря, всё очевидно: первый позволяет побродить по своему зоопарку с видом от первого лица, ощутив себя в "шкуре" посетителя и, возможно, заметив что-то, что мы упускаем, взирая на пространство с "небес" (и в нём же, кстати, можно "вручную" "работать" в качестве смотрителя животных или дворника, но сразу предупредим извращенцев, что зайти и даже заглянуть в туалетную кабинку не получится); второй же предназначен для создания снимков различных наших питомцев и сохранения их в фотоальбоме. Причём последнее иногда может оказаться важным, так как условием прохождения некоторых миссий является создание определённых фотографий для прессы. Разумеется, как и в первой части серии, присутствует внушительная по объёму внутриигровая энциклопедия, содержащая множество полезных сведений о потенциальных обитателях нашего зоопарка.
Графика трёхмерная и в целом ещё приемлемая - по крайней мере применительно к постройкам и растениям; модельки животных и особенно людей крупным планом лучше не рассматривать, но при некотором удалении камеры они, особенно фауна, выглядят тоже вполне нормально. Собственно, не очень "олдгеймерский" внешний вид является чуть ли не главным недостатком игры, ибо в остальном, несмотря на некоторые упрощения и упущения, она вполне хороша и радует удобным и понятным интерфейсом, разнообразием животных и подчас довольно сложными стартовыми условиями миссий. Так что рекомендовать её любителям всевозможных "tycoon'ов" можно смело и искренне.
Перспективу обзора можно охарактеризовать как "свободную камеру", причём выполнена игра, что неудивительно для года её выхода, в полном 3D; ландшафт разделён на условные "клетки". В верхней части экрана слева направо находятся три "строки": текущая дата, место для вывода различных сообщений игроку и запас денег на счёте в данный момент. В левом нижнем углу располагается панель с пиктограммами: в боковой (левой) её части отображаются кнопки для переключения между двумя вариантами осмотра местности, а также для перехода в режимы "гостя" и "фотосафари", которые будут рассмотрены позже. При нажатии на треугольник выше этих иконок в "столбике" появятся дополнительные, дающие возможность показать или скрыть конкретные типы объектов на местности (естественно, после того как те в принципе появятся). В верхнем ряду "основной" (правой) части этой панели находятся четыре кнопки для управления главными составляющими игрового процесса: это (слева направо) возведение построек (киоск); приобретение животных и прочие действия с ними (панда); обустройство среды обитания животных в зоопарке, ключевую роль в чём играют рассматриваемые ниже биомы (ель с лопатой); взаимодействие с работниками (человек в шляпе).
В нижнем ряду находится круг со значками плюса и минуса и двумя изогнутыми стрелочками, позволяющими соответственно масштабировать изображение и вращать камеру, правее - блок из восьми вспомогательных иконок, расположенных в два ряда: в первом (слева направо) - просмотр статистики, просмотр финансов, отмена последнего действия, переработка материалов снесённых объектов; во втором (также слева направо) - просмотр целей и задач миссии, просмотр текущего рейтинга нашего зоопарка (выражаемого в звёздочках), просмотр фотоальбома (снимков, самостоятельно сделанных в режиме "фотосафари") и набор опций для загрузки и сохранения игры и выхода в главное меню. При щелчке на любую из четырёх основных иконок, перечисленных выше, появляется относящееся к ней подменю с различными тематическими вкладками: например, в случае с животными это приобретение их самих, кормов для них, различных игрушек и прочего подобного, а также обустройство их вольеров, в случае со строительством - клетки (хотя, наверное, лучше сказать "вольеры с оградами") и ворота, дороги, основные здания и вспомогательные постройки, а в случае с окружающей средой - выбор биома для конкретного участка и его изменение, а также добавление деревьев, других растений, "скал" и так далее (всего по семь категорий таких объектов на биом). В правом нижнем углу экрана показывается более-менее подробная информация о любом выделенном в данный момент объекте на карте, будь то постройка, животное, человек и так далее. Если что, обучение в ходе кампании предусмотрено.
Теперь можно переходить непосредственно к описанию основ игрового процесса, коих, собственно говоря, две - это зарабатывание денег и биомы. Поскольку частный зоопарк по умолчанию является не особенно прибыльным бизнесом, то заработать достаточно денег на продаже одних билетов нельзя (а если слишком повысить цены на них, то мы и вовсе почти лишимся клиентов), ввиду чего с самого начала любой миссии и параллельно с приобретением животных и обустройством инфраструктуры необходимо заниматься коммерцией с целью получения средств для развития. Таких способов (не считая вышеупомянутой продажи билетов) четыре: устройство точек общественного питания; устройство сувенирных лавок; приём пожертвований от посетителей через банкоматы; переработка мусора, оставляемого посетителями, посредством устройства небольших "заводов" для этого дела (что не очень экологично, но необходимо). Важным и не совсем очевидным моментом является необходимость банкоматов и для совершения посетителями покупок (!): не все из них приходят с большим количеством денег, поэтому периодически у некоторых возникает необходимость снять наличные при помощи карты, чтобы продолжить приносить вам прибыль. Здесь же отметим, что никаких банков и, соответственно, кредитов в игре нет в принципе.
Разнообразие представителей фауны в Zoo Tycoon 2 достаточно велико, но каждый из них комфортно чувствует себя только в строго определённом биоме (природной зоне), коих может быть десять штук: леса тропические, широколиственные, умеренного пояса, тундры, равнины, болота, саванны, пустыни, пустоши (это не то же, что пустыни), альпийские луга. Понятно, что в реальности зоопарк всегда находится вдали от любой из таких "зон", но наша задача - постараться максимально реалистично "смоделировать" для каждого животного условия, в которых оно обитает в дикой природе; естественно, это стоит денег, причём иногда немалых, поэтому первоначально, возможно, придётся обходиться лишь правильным подбором типа почвы для вольера, зато потом можно разместить и разные виды растительности, и многое другое - вплоть до небольших водоёмов. При этом формально, разумеется, можно поселить любое животное куда угодно, но, оказавшись не в "своей" среде, оно в самом "лучшем" случае будет страдать, а обычно последствия от этого куда хуже. Естественно, только правильным выбором биома достижение счастья обитателей зоопарка (а у каждого из них, если что, есть собственный его "коэффициент") не ограничивается: как уже косвенно отмечалось выше, им много чего нужно - вольеры, соответствующие их размерам, подходящие (и желательно хорошие) корма, вода, игрушки и разные прочие вещи и опции - вплоть до удовлетворения индивидуальных потребностей представителей конкретного вида (кому-то, например, нужен прохладный грот, а кому-то - камни с подогревом). В целом затраты на содержание каждого животного довольно велики: изначально их нужно приобрести, затем разместить, а после кормить, поить, по необходимости лечить, поддерживать в чистоте, развлекать, а в ряде случаев даже изучать (есть и такая опция).
Однако не менее важной составляющей игрового процесса является счастье не только животных, но и посетителей, причём эти два показателя взаимосвязаны: смотреть на страдающих зверей никому не нравится. Но, дабы обеспечить минимальный комфорт гостей, необходимо построить как минимум следующие типы объектов: туалетные кабинки; урны; точки общественного питания; банкоматы; "подиумы" экскурсоводов. Последние нужны для того, чтобы работающие у нас специалисты периодически "восходили" на них и читали аудитории публичные лекции о животных, обитающих в вольерах по соседству: это обычно привлекает внимание людей и способствует поднятию их настроения. Сувенирные лавки менее важны, так как интерес к "тематическим" безделушкам обычно появляется уже тогда, когда в зоопарке хорошо обстоит дело со всем остальным и есть достаточное количество животных (ибо людям обычно интересно покупать продукцию с изображениями тех представителей фауны, которых они видели живьём). А при достижении более-менее серьёзного благополучия можно заняться самым настоящим украшательством, возводя фонтаны и устраивая сады и газоны (за которыми, кстати, тоже надо будет ухаживать). Что касается упоминавшихся выше "мини-заводов" по переработке мусора, то строить их лучше где-нибудь на отшибе (в первую очередь - на достаточном удалении от ресторанчиков). "Сырьём" для них служит мусор из урн и от точек общепита, тогда как переработка снесённых вами объектов (если понадобилось так поступить) происходит с помощью специальной опции и не требует наличия упомянутого здания, но тоже приносит крошечный доход.
Персонал зоопарка состоит из работников всего лишь трёх категорий: "служители" (непосредственно ухаживающие за животными), дворники и лекторы; больше, увы, нет никого, даже ремонтников, садовников и охраны. Естественно, всем им необходимо платить зарплату, размер которой можно изменять (и сильное его снижение нашим подчинённым явно не понравится), но вместе с тем выполнять обязанности первых двух категорий трудящихся можно - а иногда и нужно - самому, равно как делать и целый ряд других дел, для которых отдельного персонала нет; чисто теоретически разрешается обходиться вообще без сотрудников (и на самых первых порах так и придётся поступать), но достичь успеха при подобном подходе, естественно, невозможно. К сожалению, периодически возникают ситуации, когда наши работники всех трёх категорий начинают бездельничать, ввиду чего необходимо пользоваться специальной опцией для выявления таких индивидуумов и "ручного" (в буквальном смысле слова - посредством захвата курсором фигурки и её переноса) "назначения" их на конкретные участки.
Надо отметить, что ценовая политика в Zoo Tycoon 2 сильно упрощена: почему-то цены что на билеты, что на те же кушанья в точках общепита или сувениры нельзя устанавливать произвольно, а разрешается лишь выбирать из трёх условных значений - "дёшево", "приемлемо" или "дорого". Тот самый рейтинг зоопарка, состоящий из звёздочек, формируется из множества показателей - от счастья посетителей до разнообразия видов животных, причём в ряде миссий (особенно в режиме "испытаний") для его увеличения могут быть специфические условия - например, число появившихся на свет детёнышей (как известно, животные в неволе размножаются не очень хорошо, поэтому для подобного следует создавать особые условия) или количество питомцев, отпущенных нами на волю. Для этого предназначена отдельная опция, а само это событие сильно поднимает ваш рейтинг и настроение посетителей, но, во-первых, выпускать разрешается только сытых и предельно счастливых зверей, во-вторых - особо увлекаться этим не рекомендуется, ибо впоследствии потеря ценных экземпляров может сильно сказаться на нашем благосостоянии.
"Тактическая" сторона в Zoo Tycoon 2, надо отдать должное, проработана, ибо достижение успеха в миссиях сопряжено с огромным количеством деталей, мало- или незаметных на первый взгляд. В частности, нужно уделять очень тщательное внимание продумыванию планировки будущего зоопарка, которая может зависеть как от условий миссии и текущих финансовых возможностей, так и даже от конкретной части наших владений. Где-то следует проложить широкие и прямые дорожки, а где-то, напротив, их необходимо сделать извилистыми, чтобы - да, вот так - посетители ходили по ним дольше, оставаясь в зоопарке, тратя калории и регулярно отправляясь в точки общепита подкрепиться (это, кстати, один из важнейших тактических приёмов, без которого отдельные задания, вероятно, не пройти). Ввиду ограниченности средств на начальном этапе лучше уделить внимание приобретению возможно большего количества видов животных, а не особей, чтобы обеспечить для гостей хотя бы какое-то разнообразие. Сугубо "технические" зоны нашей территории полезно "закрывать" при помощи служебных ворот, открывающихся только перед персоналом. И понятно, что как минимум туалеты, урны, банкоматы и точки общепита (несмотря на относительно высокую стоимость последних двух категорий объектов) всегда должны находиться в более-менее шаговой доступности от посетителя, где бы тот ни оказался, тогда как "кучковать" прочие постройки, напротив, не следует, а клетки с наиболее примечательными видами животных и вовсе лучше размещать на максимальном удалении друг от друга. Временами игровой процесс становится напряжённым, ибо нужно многое успевать и держать в голове, а посетителей раздражает буквально любая мелочь, будь то грязь перед ресторанчиком или неподстриженный газон.
Как отмечалось где-то выше, в данной игре есть возможность перехода в режимы "гостя" и "фотосафари". С ними, собственно говоря, всё очевидно: первый позволяет побродить по своему зоопарку с видом от первого лица, ощутив себя в "шкуре" посетителя и, возможно, заметив что-то, что мы упускаем, взирая на пространство с "небес" (и в нём же, кстати, можно "вручную" "работать" в качестве смотрителя животных или дворника, но сразу предупредим извращенцев, что зайти и даже заглянуть в туалетную кабинку не получится); второй же предназначен для создания снимков различных наших питомцев и сохранения их в фотоальбоме. Причём последнее иногда может оказаться важным, так как условием прохождения некоторых миссий является создание определённых фотографий для прессы. Разумеется, как и в первой части серии, присутствует внушительная по объёму внутриигровая энциклопедия, содержащая множество полезных сведений о потенциальных обитателях нашего зоопарка.
Графика трёхмерная и в целом ещё приемлемая - по крайней мере применительно к постройкам и растениям; модельки животных и особенно людей крупным планом лучше не рассматривать, но при некотором удалении камеры они, особенно фауна, выглядят тоже вполне нормально. Собственно, не очень "олдгеймерский" внешний вид является чуть ли не главным недостатком игры, ибо в остальном, несмотря на некоторые упрощения и упущения, она вполне хороша и радует удобным и понятным интерфейсом, разнообразием животных и подчас довольно сложными стартовыми условиями миссий. Так что рекомендовать её любителям всевозможных "tycoon'ов" можно смело и искренне.
- Перспектива:
Свободная камера - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
В реальном времени
Менеджер - Язык:
Русский
English