Компания Digitalo Studios из солнечной Флориды известна сегодняшним пользователям по одной-единственной игре – боевику «Devastation». Однако история её деятельности на самом деле куда более примечательна и продолжительна. Основанная в 1995 году под вывеской Digitalo Design, она занималась далёкими от сферы развлечений прикладными проектами в области трёхмерной визуализации – в основном для применения в медицине (среди клиентов числились такие крупные корпорации, как NASA и Kawasaki). Всё изменилось три года спустя, когда в руки сотрудников попала игра под названием «Unreal», – профессиональные 3D-дизайнеры были особенно впечатлены не столько динамичными боевыми действиями на других планетах, сколько промышленным и культурным потенциалом одноимённого движка.
Лицензировав немного усовершенствованное побочное ответвление этого последнего под названием Unrealty, флоридские мастера сначала создали компьютерное воплощение небольшого участка расположенного по соседству Национального парка Эверглейдс, а затем и вовсе переквалифицировались в игровую студию. Забегая вперёд, скажем, что судьба её сложилась не самым удачным образом. Некоторое время Digitalo работала в качестве субподрядчика на других проектах Unreal Engine (например, «Harry Potter and the Sorcerer’s Stone»), а затем решилась и на выпуск своего собственного полноценного боевика – того самого «Devastation». Не оказавшись ни провалом, ни общепризнанным шедевром, он удостоился, кроме прочего, перевода на русский язык, но финансового успеха своим авторам не принёс – судя по тому, что студия была вынуждена закрыться уже в сентябре 2003 г. Впрочем, многие сотрудники продолжили то же дело в иных компаниях – так, бывший арт-директор Digitalo Виктор ДеЛеон провёл последующие двенадцать лет, трудясь в качестве художника над выпусками игросериала «Halo».
Однако вернёмся в 1999 год. Именно тогда флоридская студия разработала и выпустила свой второй проект на движке Unrealty, посвящённый уже виртуальной реконструкции Нотр-Дам-де-Пари. Собор Парижской Богоматери, не будучи ни самым древним, ни самым крупным во Франции, ни – откровенно говоря – самым красивым, всегда был и остаётся куда более известным и популярным, нежели его «коллеги» из Шартра, Руана, Амьена и даже Реймса. Благодаря, разумеется, столичному расположению, а также – не в последнюю очередь – одноимённому роману Виктора Гюго (а в последнее время – пожалуй, ещё и пожару 2019 г.). «VRND», то бишь «Virtual Reality Notre Dame», задумывался Виктором ДеЛеоном и его коллегами как экспериментальный многопользовательский онлайн-проект, предназначенный для историков, архитекторов, художников и просто туристов, которые могли бы посещать и даже подробно изучать знаменитую парижскую достопримечательность не выходя из дома. Программу планировалось как выпустить на CD-ROM (тиражом в 1000 экземпляров), так и установить в киосках в самом соборе, а заодно и держать на сервере во Всемирной сети, позволяя посетителям общаться и взаимодействовать друг с другом (а также и с профессиональными экскурсоводами и прочими специалистами, способными поделиться точными, подробными и интересными сведениями о Нотр-Дам-де-Пари).
Судя по всему, планы эти так и не осуществились, – хотя Digitalo сообщала в своё время о присутствии на том самом сервере целой тысячи посетителей. Проект удостоился одобрительных упоминаний на страницах центральной прессы (включая «Нью-Йорк таймс» и лондонскую «Таймс»), а Intel даже выбрала его в качестве демонстрационной программы при анонсе новых моделей своей линейки процессоров Pentium III. Однако всё, что осталось в итоге от «VRND», – это однопользовательская демоверсия, которая сегодня производит куда меньшее впечатление, нежели в конце ХХ века, но всё же действительно позволяет прогуляться по Нотр-Дам-де-Пари и полюбоваться его интерьерами в реальном времени.
Программа по умолчанию запускается в окне с непривычным разрешением 512×256, – однако ничто не мешает сразу же нажать «Alt-Enter» и развернуть её на полный экран (в 640×480). Перспектива отображения – от первого лица. Для перемещения используются клавиши со стрелками, а для смены направления взгляда – движения мыши; «H» выводит справку по интерфейсу, нажатие левой кнопки манипулятора включает фонарик для подсветки особо тёмных уголков, тогда как правая вызывает меню. Из этого последнего можно сделать скриншот, запустить демонстрационный режим (с неинтерактивной прогулкой по собору) или переключиться с пешего путешествия на «полёт» (таким образом получится, скажем, рассмотреть витражи вблизи или проникнуть на хоры, не утруждая себя подъёмом по винтовым лестницам).
Онлайн-функции, на манер «чата», на сегодня, понятное дело, неактуальны, однако по Нотр-Дам-де-Пари помимо нас гуляют ещё и двое в меру упитанных монахов – видимо, задумывавшихся в качестве экскурсоводов, но так и не доведённых до ума. Музыки здесь нет, звуковые эффекты ограничены щелчками от фонарика и редким звоном колокола, а визуальное решение конца 1990-х, как уже замечалось, выглядит на сегодня, мягко говоря, не самым фотореалистичным. Однако сильнее всего ощущается нехватка образовательной компоненты: если не считать весьма нечёткого изображения плаката с историческими датами при входе, никакой информации о соборе и достопримечательностях его интерьера мы не встретим, – вероятно, её предполагалось черпать из печатной брошюры, шедшей в комплекте с задумывавшимся изданием на CD-ROM, а также из пояснений онлайн-экскурсоводов. Ну или таковы ограничения демоверсии – сравнительно с полным вариантом проекта, либо недоступным, либо так и не выпущенным.
И всё же «VRND» вполне заслуживает того, чтобы обратить на неё внимание, – если и не по прямому назначению (ибо в эпоху Интернет и Google- и Яндекс-панорам совершить виртуальный визит в Нотр-Дам-де-Пари можно с куда большими пользой и удовольствием), то как сохранившийся артефакт эпохи 1990-х и один из ранних образцов трёхмерной реконструкции шедевров мировой архитектуры и своеобразного поджанра «симуляторов ходьбы».
Лицензировав немного усовершенствованное побочное ответвление этого последнего под названием Unrealty, флоридские мастера сначала создали компьютерное воплощение небольшого участка расположенного по соседству Национального парка Эверглейдс, а затем и вовсе переквалифицировались в игровую студию. Забегая вперёд, скажем, что судьба её сложилась не самым удачным образом. Некоторое время Digitalo работала в качестве субподрядчика на других проектах Unreal Engine (например, «Harry Potter and the Sorcerer’s Stone»), а затем решилась и на выпуск своего собственного полноценного боевика – того самого «Devastation». Не оказавшись ни провалом, ни общепризнанным шедевром, он удостоился, кроме прочего, перевода на русский язык, но финансового успеха своим авторам не принёс – судя по тому, что студия была вынуждена закрыться уже в сентябре 2003 г. Впрочем, многие сотрудники продолжили то же дело в иных компаниях – так, бывший арт-директор Digitalo Виктор ДеЛеон провёл последующие двенадцать лет, трудясь в качестве художника над выпусками игросериала «Halo».
Однако вернёмся в 1999 год. Именно тогда флоридская студия разработала и выпустила свой второй проект на движке Unrealty, посвящённый уже виртуальной реконструкции Нотр-Дам-де-Пари. Собор Парижской Богоматери, не будучи ни самым древним, ни самым крупным во Франции, ни – откровенно говоря – самым красивым, всегда был и остаётся куда более известным и популярным, нежели его «коллеги» из Шартра, Руана, Амьена и даже Реймса. Благодаря, разумеется, столичному расположению, а также – не в последнюю очередь – одноимённому роману Виктора Гюго (а в последнее время – пожалуй, ещё и пожару 2019 г.). «VRND», то бишь «Virtual Reality Notre Dame», задумывался Виктором ДеЛеоном и его коллегами как экспериментальный многопользовательский онлайн-проект, предназначенный для историков, архитекторов, художников и просто туристов, которые могли бы посещать и даже подробно изучать знаменитую парижскую достопримечательность не выходя из дома. Программу планировалось как выпустить на CD-ROM (тиражом в 1000 экземпляров), так и установить в киосках в самом соборе, а заодно и держать на сервере во Всемирной сети, позволяя посетителям общаться и взаимодействовать друг с другом (а также и с профессиональными экскурсоводами и прочими специалистами, способными поделиться точными, подробными и интересными сведениями о Нотр-Дам-де-Пари).
Судя по всему, планы эти так и не осуществились, – хотя Digitalo сообщала в своё время о присутствии на том самом сервере целой тысячи посетителей. Проект удостоился одобрительных упоминаний на страницах центральной прессы (включая «Нью-Йорк таймс» и лондонскую «Таймс»), а Intel даже выбрала его в качестве демонстрационной программы при анонсе новых моделей своей линейки процессоров Pentium III. Однако всё, что осталось в итоге от «VRND», – это однопользовательская демоверсия, которая сегодня производит куда меньшее впечатление, нежели в конце ХХ века, но всё же действительно позволяет прогуляться по Нотр-Дам-де-Пари и полюбоваться его интерьерами в реальном времени.
Программа по умолчанию запускается в окне с непривычным разрешением 512×256, – однако ничто не мешает сразу же нажать «Alt-Enter» и развернуть её на полный экран (в 640×480). Перспектива отображения – от первого лица. Для перемещения используются клавиши со стрелками, а для смены направления взгляда – движения мыши; «H» выводит справку по интерфейсу, нажатие левой кнопки манипулятора включает фонарик для подсветки особо тёмных уголков, тогда как правая вызывает меню. Из этого последнего можно сделать скриншот, запустить демонстрационный режим (с неинтерактивной прогулкой по собору) или переключиться с пешего путешествия на «полёт» (таким образом получится, скажем, рассмотреть витражи вблизи или проникнуть на хоры, не утруждая себя подъёмом по винтовым лестницам).
Онлайн-функции, на манер «чата», на сегодня, понятное дело, неактуальны, однако по Нотр-Дам-де-Пари помимо нас гуляют ещё и двое в меру упитанных монахов – видимо, задумывавшихся в качестве экскурсоводов, но так и не доведённых до ума. Музыки здесь нет, звуковые эффекты ограничены щелчками от фонарика и редким звоном колокола, а визуальное решение конца 1990-х, как уже замечалось, выглядит на сегодня, мягко говоря, не самым фотореалистичным. Однако сильнее всего ощущается нехватка образовательной компоненты: если не считать весьма нечёткого изображения плаката с историческими датами при входе, никакой информации о соборе и достопримечательностях его интерьера мы не встретим, – вероятно, её предполагалось черпать из печатной брошюры, шедшей в комплекте с задумывавшимся изданием на CD-ROM, а также из пояснений онлайн-экскурсоводов. Ну или таковы ограничения демоверсии – сравнительно с полным вариантом проекта, либо недоступным, либо так и не выпущенным.
И всё же «VRND» вполне заслуживает того, чтобы обратить на неё внимание, – если и не по прямому назначению (ибо в эпоху Интернет и Google- и Яндекс-панорам совершить виртуальный визит в Нотр-Дам-де-Пари можно с куда большими пользой и удовольствием), то как сохранившийся артефакт эпохи 1990-х и один из ранних образцов трёхмерной реконструкции шедевров мировой архитектуры и своеобразного поджанра «симуляторов ходьбы».
- Игровой движок:
Unreal Engine 1 - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English