Kaiser

Kaiser
Жанр: Strategy
Разработчик: CCD, Linel
Издатель: Linel
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 1
Чисто немецкая во всех отношениях стратегия под названием «Kaiser» больше знакома посетителям нашего сайта и вообще пользователям платформы IBM PC по переизданию «Kaiser Deluxe» 1995 года выпуска (тем более что к таковому существует ещё и любительский, но неполный и недоделанный перевод на более распространённый в мире английский язык). Однако самая первая версия этой игры появилась на свет ещё в 1984 году – став едва ли не пионерским образцом экономических стратегий немецкой школы, за два года до «Hanse» Ральфа Глау (кстати, тоже изданной ariolasoft). За вывеской CCD, что расшифровывается как Creative Computer Design, также скрывался, по сути, один-единственный автор – Дирк Бейельштайн (ещё пара разработчиков помогали ему с портировкой оригинала с AmstradCPC на Atari 400/800 и Commodore 64).

Судя по всему, эта стратегия оказалась вполне успешной и популярной, ибо спустя три года последовал ремейк – уже для AtariST: игровой процесс изменился мало, а вот картинка способна была теперь порадовать кандидатов в императоры Священной Римской империи не только привычными строчками с рядами циферок, но и какими-никакими пейзажами и прочими симпатичными фонами. Ещё через два года эта обновлённая версия была перенесена на Amiga – практически в том же самом виде, но уже усилиями швейцарской студии LinEL; а вот инкарнации для PC пришлось ждать до конца 1991-го. Зато появилась она сразу в роскошном «делюкс-издании» – в упаковке в виде большой книги в красном кожаном переплёте и с настоящей настольной стратегией в комплекте – с полем в виде карты всё той же империи и с внушительным набором фишек. Впрочем, для прохождения собственно компьютерной игры всё это богатство оказывается совсем даже не обязательным.

Суть и цель стратегии за все эти годы нисколько не изменились. Стартовав в роли сравнительно бедного, но всё же суверенного владельца собственного участка на территории Священной Римской империи германской нации, мы должны дорасти до возможности претендовать на должность избранного главы всего этого самобытного государственного образования. Внушительная часть комплектного руководства пользователя ещё в самой первой из версий традиционно отводилась под историческую справку (увы, с досадными ляпами типа провозглашения Петра III «сыном» царствовавшей до него Екатерины II, – ладно, не будем придираться к познаниям Дирка Бейельштайна в области всё же не совсем немецкой истории), – однако упомянутую империю мы застаём в период вовсе не расцвета, а скорее уже упадка. Ибо действие разворачивается исключительно в XVIII веке, – впрочем, сетовать на это как раз не хочется, ибо данный – причём весьма и весьма любопытный и богатый на события – период истории Европы до обидного редко оказывается предметом интереса со стороны создателей компьютерных игр.

Картинка практически идентична ближайшему предшественнику с AtariST, а потому отличается скорее приглушёнными тонами палитры и скромным разрешением 320×200; поддержка AdLib/Sound Blaster в наличии – а значит, можно будет насладиться приятной полифонической MIDI-мелодией в заставке (правда, в дальнейшем музыка встретится нам лишь в редких внутриигровых роликах или в батальных сценах, а звуковые эффекты всё равно будут сводиться к гудкам а-ля PC Speaker). Сразу после этой самой заставки (пропустить которую всегда можно нажатием любой кнопки мыши или клавиши) перед нами появится экран настроек: при желании здесь дозволяется включить джойстик (ибо, в отличие от едва ли не всех предыдущих версий, управление по умолчанию ориентировано на мышь с клавиатурой, как уже было косвенно замечено выше) или отключить звук.

Однако куда более значимой оказывается третья из опций, отвечающая за тип нейтралитета: «абсолютный» или «реалистичный». Речь идёт о возможной судьбе правителей, которые не пожелают принимать участие в очередной внутригерманской заварушке: при выборе первого варианта их страна оказывается однозначно защищённой от «случайных» атак любой из сторон конфликта, тогда как в «реалистичном» сценарии возможность внезапных нападений агрессивных соседей остаётся. Между прочим, на данном экране мышь работать не будет: для выбора нажимаем цифру с порядковым номером понравившегося варианта – и подтверждаем своё решение «вводом».

Далее, на фоне карты нашей почти что уже тысячелетней империи, потребуется ввести своё имя да указать пол, мужской или женский: подобная опция была обязательной ещё в игре 1984 года выпуска (кстати говоря, рядом с кнопкой такого выбора в правом нижнем углу красуется ещё одна – для загрузки предыдущего сохранения). Затем предстоит определиться со своей малой родиной – из восьми возможных вариантов, примерно одинаковых по размерам: Ганновер, Пруссия, Фландрия/Пфальц, Гессен, Саксония, Бавария, Богемия и Тироль/Австрия (во всё том же оригинале подобное распределение земельных участков происходило исключительно автоматически). Как нетрудно догадаться, состязаться могут от одного до восьми одушевлённых участников включительно, – однако сразу заметим, что здешний игровой процесс ориентирован по большей части именно на многопользовательский режим. Описанную процедуру следует проделать и для каждого из прочих желающих испытать себя в роли правителя, а как только все имеющиеся в наличии кандидаты в кайзеры будут таким образом зарегистрированы, просто жмём «ввод» вместо набора очередного имени.

И попадаем на ещё один экран с выбором настроек. Во-первых, это величина ограничения, отводимого на ход каждому из соперников (соответствующий, кстати говоря, одному календарному году XVIII века): две, две с половиной (вариант по умолчанию) или три минуты. Как ни странно, но никакого таймера на экране при этом не будет, – однако по завершении всех действий со стороны игрока программа проверяет, сколько времени это всё у него заняло, – в случае более-менее значительного запоздания (т. е. промедление в пару десятков секунд наказания за собой не повлечёт) последует некоторый штраф (о котором будет сказано ниже). Короче говоря, для первого знакомства официально рекомендуется трёхминутный вариант. Ну а второй и последний важный выбор этого экрана – стартовая эпоха: по умолчанию всё начинает разворачиваться в 1700 году, но при желании сыграть более короткую партию и избежать этапа первоначального накопления капитала можно сменить исходную дату на 1725-й. В этом случае все участники гонки за пост императора стартуют с несколько более выгодных позиций, имея на дверях своих карет и замков маркграфские гербы, а в казне – по четверти миллиона талеров.

Определившись со всеми опциями и наконец-то добравшись до собственно игры, мы видим перед собой экран с изображением зернохранилища слева – и с рядом циферок справа. При этом в самом верху здесь и далее красуется наше имя, а также текущие титул и год (в 1700-м – «Герр/Фрау такой-то/такая-то фон то-то»). Однако обратимся уже к показателям на тему продовольствия: «Korn Reserve» означает общий запас в закромах родины (просто в мерах, а вовсе не в метцах и не в литрах); «Korn benötigt» (то бишь «требуемое зерно») указывает на количество, необходимое для снабжения нашего двора; «Korn Inland» – это цена единицы того же типа продовольствия на внутреннем рынке, а «Korn Ausland» – на внешнем, международном (соответственно, и то и другое – уже в талерах). «Handelsgüter» уведомляет о количестве имеющихся на наших складах грузов неопределённых товаров для продажи, а «Handelspreis» – о текущих расценках на таковые. Наконец, «Besitz» демонстрирует запас нашей наличности: у простых прусских, гессенских и т. д. «герра» с «фрау» на заре XVIII века в сокровищнице окажутся какие-то жалкие пятнадцать тысяч талеров, тогда как у маркграфа или маркграфини четвертью столетия позднее – как мы уже говорили, целых 250 тысяч.

На этом же самом первом экране, если не торопиться нажимать кнопку «Weiter» для продолжения, можно при желании купить или продать зерно или другой товар, если текущие цены покажутся нам привлекательными, а запасы – подлежащими изменению: достаточно навести стрелку курсора на соответствующую строчку (третью, четвёртую или пятую в указанном выше перечне) и щёлкнуть левой кнопкой мыши. Появится небольшая панель с пятью нулями и словами «Einkauf» («Купить») и «Verkauf» («Продать»). К сожалению, ввести нужное количество вручную не получится: потребуется сначала переместить курсор под один из порядков (т. е. тех самых пяти нулей), а затем двигать манипулятор вверх или вниз до появления желаемой цифры (так что можно установить на счётчике любое число от 00001 до 99999 включительно). После чего остаётся только щёлкнуть по словесному обозначению купли или продажи. Кстати сказать, в игру встроена защита от спекуляции! В течение одного и того же года нельзя покупать зерно на внутреннем рынке и продавать на международном и наоборот, играя на возможной разнице цен, – оперировать дозволяется лишь содержимым своих собственных амбаров.

Разобравшись с торговлей, жмём на кнопку «Далее» (та самая «Weiter» в самом низу свитка с данными по зерну и товарам) – и попадаем на небольшой экран с обзором результатов минувшего года. Интерактивности здесь никакой – всего лишь информация к размышлению: столько-то жителей наших земель родилось, а столько-то умерло, такой-то доход принесли нам мельницы, а во столько-то обходится содержание таковых, а также домов и полей – и так далее. На старте событий и данных здесь негусто, однако в дальнейшем будут появляться сообщения о мигрантах, прибывших в нашу гостеприимную провинцию или покинувших её в поисках лучшей доли, о расходах на армию и др. Кстати говоря, в игре возможны и различного рода случайные события! Например, в результате плохой погоды может сгнить до половины наших запасов зерна, – и это хороший намёк на то, что не следует слишком уж увлекаться накопительством... Ну а пока что нажимаем на любую кнопку или клавишу – и оказываемся на основном экране «Kaiser», изображающем симпатичную полянку перед воротами города.

Практически каждый представленный здесь объект открывает тот или иной раздел интерфейса. Так, щелчок по столу на переднем плане обнаруживает наличие внутриигрового меню: здесь можно поставить весь процесс на паузу (формально стратегия тут всё-таки пошаговая, т. е. без наших действий ничего происходить не будет, – однако же упомянутое неявное ограничение на время хода никто не отменял), посмотреть текущую табличку рекордов (так называемый список успешно царствовавших ранее императоров), сохранить и загрузить свой прогресс, а также выйти в систему.

А вот справа на городской стене можно видеть сразу две доски объявлений. Левая из них продемонстрирует текущую статистику: сколько у нас товаров, талеров, мер зерна, полей, солдат, домов и мельниц, а также в каком состоянии находятся три последних показателя (например, хватает ли нашим служивым спальных мест в лагерях и не пустуют ли жилые здания в городе). Здесь же можно видеть и текущий счёт игрока – уже не в талерах, а в очках успешности («Punkte»). Для просмотра же краткой информации обо всех соперниках (актуальной прежде всего в многопользовательском режиме) следует обратиться к правой доске объявлений из вывешенных на городской стене: для каждого из немецких правителей здесь отображаются имя, размер наличности, а также количество народонаселения и всё тех же игровых баллов.

Вернувшись на основной экран нажатием любой клавиши или кнопки, обратимся к смотровой башне слева на дальнем плане: с её помощью можно открыть подробную карту – причём даже всей империи, а не только наших земель. Для прокрутки передвигаем манипулятор: горы, леса, сооружения и др. отображаются достаточно симпатично, но почему-то на бордовом фоне; по бокам на отдельных панелях при этом наглядно представлена статистика именно наших собственных построек (домов, полей, мельниц, стен и др.). Если же щёлкнуть на пейзаже с видом ворот не на той отдельно стоящей, а на городской башне уже по центру экрана, откроется более глобальный и схематичный режим карты Священной Римской империи, в котором основное внимание уделено политическим границам: сюда полезно будет заглядывать уже позднее – на предмет оценки успешности гипотетических потуг кого-то из князей объединить Германию под своим скипетром «железом и кровью».

Телега в правом нижнем углу открывает перспективу более мирного взаимодействия с соседями по палате в Рейхстаге: торговлю. При игре без соперников по щелчку на этом средстве передвижения ничего не произойдёт, зато в многопользовательском режиме здесь откроется особое меню по обмену зерном, деньгами и товарами (а позднее – и ландскнехтами) с любым из соседей. Пушка, которая угрожающе красуется чуть выше телеги, прямо у стены города, намекает на альтернативный способ общения с коллегами, – однако на первых порах здесь в любом случае делать нечего: простым «герру» с «фрау» собственного войска по рангу просто не полагается! Так что займёмся лучше развитием своих земель – и щёлкнем по какому-либо из зданий в собственно городе.

В результате откроется целый отдельный экран с видом на наше хозяйство – и даже с редкой для «Kaiser» анимацией: мельницы крутятся, всадники скачут, стяги развеваются, – лепота! Внизу по центру можно видеть привычную кнопку «Weiter», а правее – панель с обозначением нашего текущего запаса звонких талеров. Ибо как раз здесь мы и будем его усиленно тратить; если что, Фуггеры и Вельзеры в здешнем варианте истории Священной Римской империи никуда не делись, так что какой-никакой кредит, позволяющий расходовать чуть больше денег, чем имеется в наличности, нам всё же доступен. Правда, для начала безнаказанно одалживать дозволяется лишь 8–12 тыс. талеров, – в дальнейшем эта сумма увеличивается на десять тысяч с каждым новым титулом, однако по исчерпании лимита следует ожидать неминуемой конфискации имущества.

Вернёмся всё же к нашим потенциальным покупкам. Ассортимент таковых вполне наглядно представлен на этом дополнительном экране, – если считать справа налево, то здесь отображаются: зерновое поле, мельница, дворец («Palast», хотя выглядит он как настоящий замок), жилой дом, городская стена, собор (тоже вовсе не барочный по стилю, а совсем даже романский) и полевой лагерь. Текущие расценки видны на панели справа внизу уже при простом наведении курсора, а для собственно приобретения следует щёлкать по понравившимся объектам столько раз, сколько экземпляров таковых мы желаем прикупить (разумеется, сверяясь при этом со своими активами и кредитной линией: скажем, стоимость возведения одного только фундамента для кафедрального собора в несколько раз превышает стартовый капитал простого немецкого «герра»).

Не следует забывать и о балансе: добавив в своё хозяйство пару-тройку полей, необходимо позаботиться и о конструировании новой мельницы, дабы зерно было где перерабатывать, – равно как и лишние жилые дома при недостатке народонаселения станут приносить одни лишь убытки. Полевыми лагерями также надо будет обзаводиться уже позднее, при появлении у нас собственной армии: одно такое заведение способно вместить примерно четыре отряда пехотинцев, три артиллеристских расчёта и пару эскадронов кавалерии. Ну а городские стены ожидаемо послужат делу обороны – и воспрепятствуют потенциальному противнику взять и разрушить наш город (по крайней мере, быстро и одним наскоком). Если же всё-таки подобное неприятное событие произошло, потребуется заняться ремонтом и расчисткой: для этого на всё том же экране покупки полезных объектов имеется ещё одна активная точка – пень в левом нижнем углу, обозначенный термином «Roden». С его помощью можно добавлять место для новых строений, ликвидируя не только камни или деревья, но и руины стен и зданий, повреждённых во время последней военной кампании.

После успешного приобретения чего-либо и привычного нажатия кнопки «Weiter» любую обновку потребуется разместить – не на экранах с видами города и его окрестностей, играющими роль фоновых декораций, а на той самой подробной карте местности, которой мы любовались со смотровой башни (откроется она в этом случае автоматически). Действовать можно достаточно свободно, но – разумеется, исключительно в пределах территории нашей юрисдикции и с учётом наличия на таковой свободного места. Все свежие покупки представлены на уже знакомых нам боковых панелях; очистка от руин и валунов работает примерно так же, только, конечно же, не добавляет, а удаляет сооружения и элементы ландшафта, заодно освобождая пространство для новых построек (вместо пня тут уже следует активировать значок топора). При этом размещение городских стен, а также соборов и дворцов оказывается более тонким делом: последние два типа объектов продаются и возводятся не сразу и целиком, а по частям (сначала фундамент и строительные леса, а затем – и уже почти автоматически – по одной из купленных секций).

Для выхода из режима строительства достаточно щёлкнуть на надпись «Exit» справа внизу. Ну а на основном экране остаётся воспользоваться последним не упоминавшимся ещё объектом интереса – стрелкой с опять-таки иностранным словом «Next» в левом нижнем углу экрана. Нажатие на этот указатель означает завершение хода – и либо сигнализирует о наступившей очереди следующего из соперников, либо приводит к просчитыванию программой всех результатов нашей активности в уходящем году – и к повторению всего того же по новому кругу.

В случае более-менее успешной хозяйственной деятельности при смене года может происходить ещё и наше повышение в «звании»! Для этого необходимо обеспечить процветание своих владений, покупая и продавая зерно, а также строя дома, поля и мельницы, – в среднем для получения следующего по счёту титула требуется от шести до двенадцати лет: чем стабильнее экономика и чем больше у народа хлеба, тем быстрее. После «герра» (дамские эквиваленты краткости ради приводить не будем) следует барон, затем ландграф, маркграф (с которого, как говорилось выше, можно даже и начать), князь («Fürst»), герцог, курфюрст и король («König»). Причём уже на стадии барона мы получаем в своё распоряжение «полную», так сказать, версию игры.

Прежде всего это проявляется в первом новом элементе интерфейса, идущем в начале хода сразу после «торгового». Встречайте: экран распределения продовольствия, на котором перед нами оказывается не одно зернохранилище, а сразу три! Центральное – именно те закрома, содержимым которых мы можем торговать и вообще свободно распоряжаться; правый амбар – это запасы, идущие на прокорм нашей армии и ополчения (даже если мы ещё никого в рекруты не забрили: вероятно, речь о каком-то невидимом корпусе внутренней стражи, которая тоже хочет кушать); ну а аналогичное сооружение слева – тот самый хлеб для простого народа. Соответственно, необходимо следить, чтобы у всех хватало пищи, периодически перемещая зерно из среднего хранилища (на его пополнение как раз и работают все наши поля и мельницы) в боковые. Для этого нужно сначала выделить при помощи щелчков мышью ту пару амбаров, между которыми мы хотим организовать обмен, а затем нажать на кнопки в нижней части экрана, отвечающие за перемещение зерна в том или ином направлении.

Второй «прибавочный» экран, появляющийся у аристократии, следует после «итогов года». Это определение налоговых ставок: доходы от таковых автоматически возрастают с каждым последующим новым титулом, однако при желании изымаемый у населения процент дохода можно регулировать вручную. Чтобы не только получить больше талеров, но и наоборот – привлечь в свою страну лишнюю рабочую силу путём снижения налогов. Здесь же дозволяется настраивать и уровень справедливости судопроизводства на своих землях, выбирая (или балансируя) между честностью и корыстностью.

Ну и, разумеется, уже барону открывается возможность обзаводиться и руководить собственной армией! При помощи той самой пушки на основном экране: здесь разрешается набирать рекрутов в один из видов войск (пехота, кавалерия и артиллерия, не считая ополченцев, способных лишь обороняться), организовывать для своих отрядов манёвры (с целью обеспечить рост боевой мощи и морального духа), а также – куда же без этого – объявлять войну соседям. Сражения происходят на уже знакомой нам основной карте с иллюстрациями всех достопримечательностей – но уже в режиме практически реального времени: отряды действуют сами по себе, пусть и сообразно распоряжением, отданным нами при расстановке «солдатиков» в самом начале кампании. Артиллерийский батальон умеет атаковать вражеские войска, разрушать любые постройки оппонентов, включая стены, а также просто обороняться (приказ «Verteidigung»); кавалерия и пехота могут уничтожать только жилые дома, зато имеют в своём репертуаре такое полезное действие, как «Erobere Land» («Захватить землю»), переводя под наше управление чужие территории.

Вот только... всё это доступно лишь в многопользовательском режиме! Да-да, никаких компьютерных соперников у нас нет, и при игре в одиночку все возможности, связанные с набором армии и ведением войны, оказываются просто-напросто недоступными, увы. Хотя, строго говоря, это нисколько не препятствует достижению основной цели игры – получению титула кайзера Священной Римской империи германской нации. Ибо добиться этого силой оружия как раз и невозможно: любые боевые действия оказываются лишь вспомогательным средством. А для настоящей победы нужно не только обогнать всех соперников по набранным очкам, но и достичь кое-каких абсолютных результатов, а именно – накопить 100 тысяч талеров и построить 15 жилых домов и 8 мельниц, а также дворец и собор (чтобы императору было где жить и где короноваться; впрочем, уже и в короли без дворца тоже не получится произвестись). Разумеется, учитывается также и «качество» правления, а не только «количество»: все построенные дома должны быть населены, а мельницы – работать на полную мощность!

По достижении всех отмеченных показателей игра завершится на самой торжественной ноте – красочной сценой коронации (и занесением нашего имени и счёта в упоминавшуюся уже табличку рекордов). Хотя стоит уточнить, что имеются у «Kaiser» и другие концовки, куда менее приятные. Так, в случае голода армия и/или народ могут решиться на штурм дворца – и даже на убийство своего любимого правителя. Да и естественными причинами наша жизнь тоже ограничена: судя по всему, «альтер эго» игрока скончается от старости где-то в 1760-х годах (или даже куда раньше – если пользователь систематически не укладывался в отведённые ему на ход две-три минуты!).

Всё же общий вердикт будет скорее положительным, ибо перед нами – пусть и в позднем воплощении, но всё же один из зачинателей жанра историко-экономических стратегий. Да, в 1991 году синтез рудиментов торговли, строительства и военных действий смотрится на фоне конкурентов уже далеко не так выгодно, как в 1984-м. Да, оценка могла бы быть и повыше, додумайся LinEL организовать нам ИИ-оппонентов. Однако для любителей подобных игр «немецкой школы» это вряд ли будет иметь особое значение, – кроме того, европейский XVIII век оказывается слишком уж редким гостем в мире компьютерных развлечений, да и сама данная инкарнация «Kaiser» является – в отличие от практически всех прочих – основательным раритетом. Для знакомства с которым досконально владеть немецким языком вовсе даже не обязательно.
Автор обзора: Uka
Kaiser Deluxe
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.