Как мы уже неоднократно рассказывали на других страницах нашего сайта, иранское компьютерное игростроение делится на три условных периода: "начальный" (где-то с 1995-го по 1999-й или 2001-й включительно), почти или вовсе полной паузы (с 1999-го или 2001-го по 2005-й) и "новый" (с 2005-го либо по 2015-й включительно, либо и вовсе до нынешних дней; текст, если что, пишется в 2025-м). Представленная на данной странице раритетнейшая игра относится к самому концу того самого "начального" периода и предназначена ещё для MS-DOS, хотя уже и выпущена на CD (пусть и, согласно некоторым источникам, вовсе не стала первой таковой в своей родной стране).
Понять здешний сюжет весьма проблематично, в том числе из-за отсутствия хоть сколько-нибудь чётко сформулированной предыстории, а равно и, мягко говоря, своеобразной формы его подачи, - но некоторые общие выводы сделать всё-таки можно. Действие происходит в весьма абстрактные "доисторические" времена (в которых - по мнению разработчиков и в "лучших" традициях западной массовой культуры - первобытные люди соседствуют с динозаврами...), а нам предстоит играть за смуглого юношу или даже подростка, по внешнему виду напоминающего кроманьонца (в звериной шкуре и меховых сапогах), который - внимание - должен следовать "пути Аллаха" и не свернуть с него, в чём ему будет пытаться мешать не то сам Шайтан (Дьявол), не то какой-то ближайший его подручный, коему подчиняются атакующие нашего протагониста различные хищные и всеядные животные и крайне агрессивные несколько сгорбленные гуманоиды с серой кожей и синими вьющимися волосами, при этом носящие одежду с капюшонами, имеющие при себе некое приличных размеров холодное оружие и внешне напоминающие стереотипных разбойников из эпохи европейского Средневековья. Возможно, это отсылка к так называемому "потомству Каина" (или, если пользоваться исламской терминологией, Кабиля), - а потому ниже для удобства они будут именоваться каинитами.
По жанру Noor представляет собой гибрид beat 'em up'а и платформера с традиционной для поджанра перспективой вида сбоку, но с не совсем привычными особенностями игрового процесса. В левом верхнем углу экрана отображается зелёная шкала здоровья, краснеющая по мере получения повреждений. У персонажа на момент старта действия имеется также одна дополнительная "жизнь" (увы, визуально её наличие вроде бы нигде не отображается), ввиду чего после гибели он мгновенно возрождается полностью исцелённым и с сохранением всех достижений (в том числе прямо во время схватки с врагом, раны у которого, если таковые были ему нанесены, сохраняются). За перемещение отвечают "боковые" курсорные стрелки, причём в рамках локаций не запрещается (а в отдельных случаях даже необходимо) поворачивать назад (именно пятиться протагонист не умеет), что осуществляется посредством разворота при помощи "левой" стрелки. Прыжок осуществляется при помощи "верхней" курсорной стрелки, а "нижняя" позволяет приседать или взаимодействовать с лежащими на земле предметами (обычно - но не всегда - подбирать их). Кроме того, персонаж умеет бегать, пинаться ногами и метать боеприпасы, в роли которых на момент старта выступает бесконечное количество камней, - для осуществления данных действий предназначены соответственно "Ctrl", "Shift" и "пробел". Следует отметить, что именно "платформенный" элемент здесь не очень сложный и встречается отнюдь не часто, но вместе с тем проявлять осторожность при высчитывании стартовой точки для совершения небольшого прыжка всё же может понадобиться.
Бонусов существует как минимум четыре типа. Кувшины, подбираемые с земли приседанием, восстанавливают здоровье, но не так чтобы очень уж хорошо: для заполнения всей шкалы при тяжёлых ранениях понадобятся как минимум два таковых, а встречаются они хоть и не редко, но и далеко не "на каждом углу". Новые виды оружия висят в воздухе, то есть для их взятия требуется, наоборот, подпрыгивать, причём - это очень важно - оперативно, поскольку срок их пребывания на экране ограничен по времени (!): соответствующий таймер отображается в виде обратного отсчёта (к счастью, с привычными нам цифрами, а не "исходными" арабскими, используемыми в Иране) над средством убиения. Книги, изредка встречающиеся по пути, необходимо не брать, а "открывать", опять-таки наклоняясь над ними, - это одна из тех самых форм подачи сюжета, но не единственная (и о них будет сказано несколько ниже). Наконец, есть и странные чёрные камни с золотистыми символами, напоминающими вязь: при подборе такого бонуса, осуществляемом опять-таки приседанием, произносится фраза "Нет Бога, кроме Аллаха", а изображение данной взятой вещи появляется в правой верхней части экрана (и по мере нахождения новых аналогичных предметов этих значков там будет становиться больше). В случае гибели и возрождения они не исчезают и, таким образом, никак не связаны с дополнительными "жизнями"; об их предназначении опять-таки будет рассказано ниже.
Противники, как уже косвенно отмечалось выше, представлены в основном животными, среди которых лисы, гиены, крупные волки и агрессивно хрюкающие кабаны, а также каинитами и динозаврами (коих, пожалуй, допустимо выделить в отдельную категорию); звери, как правило, сразу движутся на нас, как только появляются на экране, тогда как гуманоиды, попав в поле видимости, изначально склонны перемещаться туда-сюда по небольшим траекториям, но затем, естественно, тоже бросаются по направлению к протагонисту (а изредка такое же поведение присуще и четвероногим). Тактика боя в Noor довольно необычна: дело в том, что все враги здесь перемещаются очень резво и атакуют нас яростно и стремительно, а здоровье протагониста расходуется опять-таки быстро, ввиду чего крайне желательно по максимуму избегать ближних боёв. Для достижения хотя бы минимального успеха при виде врага требуется в обязательном порядке одновременно зажимать (не "на-", а именно "за-") "нижнюю" курсорную стрелку и "пробел", чтобы персонаж приседал и вёл огонь тем типом боеприпасов, который доступен ему в данный момент. При этом, что интересно, "сплошная" атака технически возможна лишь тогда, кода противник хотя бы частично виден на экране, - в противном же случае метать боеприпасы "непрерывно" невозможно - только по одному, после чего всегда будет пауза. Если же пытаться поразить врагов из положения стоя либо убегать от них, то мы однозначно будем принуждены вести ближний бой, здоровья в котором хватит максимум на трёх-четырёх (а возможно, что и лишь на двух) неприятелей. Поэтому условные "приёмы" из западных, восточноазиатских или латиноамериканских игр такого плана следует "забыть": здесь всё иначе.
Описанная выше тактика позволяет без особых проблем уничтожать лис, превосходящих их по выносливости гиен, куда более "толстых" волков и тем более кабанов (по факту оказывающихся очень слабыми) даже камнями, банально не подпуская к себе. Важно отметить, что примерно за полсекунды до появления противника-животного раздаётся соответствующая его видовой принадлежности вокализация, что при наличии хорошей реакции даёт возможность оперативно принять "боевую стойку" и сразу же атаковать. В самом начале второго уровня будет шанс взять бесконечный запас метательных ножей, существенно превосходящих по убойной силе камни, - однако помогают они лишь в схватках с четырьмя разновидностями вышеозначенных млекопитающих. Каиниты же, несмотря на то что их реально - ввиду описанных выше особенностей поведения - увидеть на экране не только "целиком", но и иногда лишь "частично", пока они ходят туда-сюда, и, следовательно, успеть начать атаковать (сумев ранить) ещё до того, как они станут двигаться нам навстречу, отличаются куда большим запасом здоровья, чем звери, ввиду чего всё равно практически наверняка успеют нанести герою как минимум один удар, прежде чем погибнут, - а он у них, увы, болезненный. Вместе с тем существует тактика и против них: необходимо метнуть в существо несколько ножей, а затем обязательно немного отбежать (задействовав "Ctrl"), после чего резко развернуться, вновь произвести пару-тройку атак и снова повторить данную процедуру; это не так просто, но и не невозможно. Что же касается динозавров, то первый таковой - не то маленький тираннозавр, не то, например, велоцираптор - выступает в качестве своеобразного "босса", перед началом схватки с которым есть шанс схватить третий вид оружия - огненные шары. Это средство убиения довольно мощное и позволяет, пусть и не без получения ранений, относительно легко справиться с данным существом, но после боя его у нас почему-то отбирают (!).
Важно отметить, что в игре есть и безобидные животные, атаковать которых почти никогда не нужно. К таковым относятся появляющиеся уже на втором "этапе" блеющие овцы. В правом верхнем углу экрана отображается набираемый персонажем по мере прохождения счёт - и если во время подбора бонусов, уничтожения враждебных существ и ряда иных действий он увеличивается, то в случае убийств упомянутых животных - наоборот, уменьшается и из-за этого может даже стать отрицательным; но к проигрышу, что радует, подобное не приводит. На местности присутствуют также безвредные синие птицы: крупные показываются нам в начале каждого этапа, а мелких нужно "атаковать" в конце самого первого такового, но этим мы лишь заставим их взлететь в воздух. Впоследствии появятся и птерозавры - летающие ящеры (к динозаврам, как известно, не относящиеся), но они тоже не стремятся нас атаковать (и непонятно, можно - и нужно - ли делать то же самое по отношению к ним). К сожалению, из-за странного бага игра иногда может лишать (!) нас очков за атакующих героя кабанов, но, наоборот, награждать таковыми за истребление овец...
Периодически, как ни странно, во время прохождения будут встречаться головоломки. Например, в самом начале второго "этапа" необходимо нагнуться рядом с черепахой, которая после этого немного проползёт вперёд и займёт положение в центре ручейка, что позволит использовать её в качестве промежуточной точки для прыжка с целью пересечения данной преграды. Дальше же потребуется решать, с позволения сказать, "пазлы" с подобием механических часов: при приближении к очередным ручьям (уже более полноводным) на экране будет автоматически появляться упомянутое выше устройство, а наша задача - расположить все три стрелки (часовую, минутную и секундную) на нём так, чтобы они смотрели "вправо по центру" (то есть находились примерно на "тройке") - в том направлении, где и расположен водный объект. Делается это следующим образом: часы представляют собой три концентрических окружности, в каждой из которых располагается своя стрелка; есть также ещё одна - маленькая золотая - стрелочка, перемещающаяся между ними посредством нажатия клавиш с "боковыми" стрелками на клавиатуре. Соответственно, таким способом её требуется последовательно поместить во все три окружности, делая те "активными", а затем посредством "верхней" и "нижней" стрелок вращать таковые, чтобы каждая из "составляющих" часов приняла нужное нам положение. Как только всё сделано правильно - головоломка пропадает, а над ручьём появляется мост (вроде бы постоянный, то есть не исчезающий со временем), по которому можно пройти для продвижения вперёд.
Первый уровень условно заканчивается на морском побережье, причём - обратите внимание - не в конце, а в середине такового: если встать в определённой точке, то через пару мгновений из воды вылезет мирно настроенный к нам динозавр-зауропод (явно не плезиозавр, так как ноги у него есть), после чего протагонист влезет ему на шею и таким образом пересечёт море, - это будет показано в виде почти статичного "ролика" (типа диафильма). Но уже в самом начале второго "отрезка" ожидает странная битва с огромным (примерно в два раза выше нас) каинитом, победа в которой, увы, возможно, в принципе не предусмотрена: если после "обычной" гибели показывается картинка с пожиранием трупа павшего протагониста птицей-падальщиком (вероятно, грифом), то после смерти здесь мы наблюдаем другое изображение - окровавленного, но живого героя; упомянутый "босс" же затем внезапно исчезает, а наш юноша оказывается на ногах, но с сильно сниженным здоровьем, восполнить которое, впрочем, вскоре представится возможность. Собственно, с учётом наличия опции сохранения (посредством клавиши "F2") данная аркада оказывается не настолько трудной, как может показаться на первый взгляд, - но и простой, разумеется, её нельзя назвать даже близко.
Что касается упоминавшихся выше книг, то при их "активации" показываются отдельные экраны со статичными "сюжетными сценами", пропускать которые, по-видимому, нельзя. В первой таковой мы видим восседающего на троне гуманоида, напоминающего человеческий скелет, обтянутый серой кожей, в странной одежде и с подобием короны на голове: видимо, это тот самый главный злодей (Шайтан или его приближённый). Вокруг него расположились враждебные животные, а в хрустальном шаре (характерном скорее для западной культуры...) он видит портрет нашего героя - и, судя по всему, приказывает своей "пастве" атаковать его. Причём в качестве озвучки, "поясняющей" демонстрируемые сцены, используются... то ли какие-либо комментарии к Корану, то ли непосредственно цитаты из конкретных сур (пример - "Я появлюсь на земле перед детьми Адама и совращу их всех" и др.), зачитываемые к тому же на арабском (!). Здесь следует сделать небольшое отступление: дело в том, что в Иране многие годы считалось (а отчасти считается и сейчас), что изучать данную священную книгу следует именно на её "исходном" языке, ввиду чего тот долгое время входил в программу обучения в средних школах и даже в детских садах; в 2023 году ситуация изменилась - и теперь арабский в обязательном порядке проходят лишь в старших классах, но владение им всё равно является по тамошним меркам важным и почти обязательным. Однако поскольку игра, вероятно, была рассчитана в том числе на детей, ещё не вполне хорошо распознающих его на слух, то данные комментарии сопровождаются субтитрами на фарси (нам, правда, от этого не легче...). В ряде других моментов - например, перед началом "этапов" - тоже предусмотрены такие комментарии, опять-таки с субтитрами, но уже без сценок, а в отдельных случаях - при взятии оружия или камней, упоминавшихся выше, - речь не сопровождается текстом (но тогда, как уже отмечалось, произносится часть шахады - исламского "свидетельства о вере", которое обязан знать любой мусульманин именно на арабском, поэтому, видимо, считается, что приводить таковое ещё и в буквенном виде не требуется).
Теперь следует рассмотреть эти самые камни с вязью. Во-первых, найти их не всегда легко: как минимум один из таковых в начале игры является своего рода "секретом" (но при этом критически важным) - и для его обретения следует сначала отправиться не вправо, а влево (!) от стартовой точки (и только потом вернуться на "нормальный" маршрут). Во-вторых, их предназначение положительно шокирует: они, будучи собраны в нужном количестве, требуются для решения головоломки, отчасти напоминающей "пятнашки" формата 6х3, активируемой прыжком, целью в которой является складывание слова (!!!) на арабице (на каком именно языке - неизвестно). Это даст возможность попасть в пещеру (замурованный вход в которую ещё необходимо заметить). Здесь же необходимо сказать, что игра содержит в себе и "воспитательный" элемент, проявляющийся в наличии смертельных ловушек: например, в одном месте присутствуют "сокровища", попытка приблизиться к которым приводит к гибели от клюва и когтей похищающей нас гигантской птицы (возможно, Рух), - ибо это, видимо, одно из тех самых "искушений Шайтана", до добра не доводящих, да и брать чужое, как известно, обычно нехорошо.
Графика для иранской игры конца 1990-х годов запредельно красивая; для западных игр она показалась бы таковой в "конце начала" или в середине того же десятилетия. Особенно следует похвалить более-менее детализированные и кое-где даже чёткие фоны; модели же как протагониста, так и противников получились относительно размытыми (в частности, рассмотреть в деталях черты лица героя несколько проблематично, хотя они и присутствуют) и неважно анимированными. Кровь показывается лишь в упоминавшихся выше статичных вставках - в самой же игре её нет. При получении урона боеприпасами враги чуть замирают, а животные ещё и немного отскакивают назад; при гибели последние растворяются в воздухе "по спирали" (если так можно сказать), а каиниты обращаются в прах, тоже практически сразу же исчезающий. Звуковое сопровождение неплохое - особенно, как уже косвенно отмечалось выше, удались вокализации животных, отдельные из которых вышли очень приятными на слух и атмосферными. Но больше всего радует (и одновременно удивляет) музыка: в частности, на одном из "этапов" звучит пережившая два периода популярности мелодия из фильмов 1990-х "Полицейский из Беверли-Хиллз" с Эдди Мёрфи, впоследствии использованная для "вирусного" клипа с персонажем по имени Бешеный Лягушонок. Другое дело, что, несмотря на положительные эмоции, формально её наличие здесь выглядит, извините за лексику, дико, ибо она совершенно (мягко говоря) не сочетается с местным антуражем.
Вердикт - не так уж плохо в принципе и просто великолепно для игры, сделанной в стране без особых - на момент её создания - традиций и возможностей в данной области. Рекомендуется всем любителям относительно сложных и необычных платформеров, готовым осваивать ранее "неизвестную" тактику для их прохождения, а также, разумеется, коллекционерам: можно однозначно утверждать, что Noor, ставшая доступной заинтересованной части человечества только в последний день мая 2025 года, - это одна из самых редких, забытых и по-своему ценных PC-игр в истории.
Понять здешний сюжет весьма проблематично, в том числе из-за отсутствия хоть сколько-нибудь чётко сформулированной предыстории, а равно и, мягко говоря, своеобразной формы его подачи, - но некоторые общие выводы сделать всё-таки можно. Действие происходит в весьма абстрактные "доисторические" времена (в которых - по мнению разработчиков и в "лучших" традициях западной массовой культуры - первобытные люди соседствуют с динозаврами...), а нам предстоит играть за смуглого юношу или даже подростка, по внешнему виду напоминающего кроманьонца (в звериной шкуре и меховых сапогах), который - внимание - должен следовать "пути Аллаха" и не свернуть с него, в чём ему будет пытаться мешать не то сам Шайтан (Дьявол), не то какой-то ближайший его подручный, коему подчиняются атакующие нашего протагониста различные хищные и всеядные животные и крайне агрессивные несколько сгорбленные гуманоиды с серой кожей и синими вьющимися волосами, при этом носящие одежду с капюшонами, имеющие при себе некое приличных размеров холодное оружие и внешне напоминающие стереотипных разбойников из эпохи европейского Средневековья. Возможно, это отсылка к так называемому "потомству Каина" (или, если пользоваться исламской терминологией, Кабиля), - а потому ниже для удобства они будут именоваться каинитами.
По жанру Noor представляет собой гибрид beat 'em up'а и платформера с традиционной для поджанра перспективой вида сбоку, но с не совсем привычными особенностями игрового процесса. В левом верхнем углу экрана отображается зелёная шкала здоровья, краснеющая по мере получения повреждений. У персонажа на момент старта действия имеется также одна дополнительная "жизнь" (увы, визуально её наличие вроде бы нигде не отображается), ввиду чего после гибели он мгновенно возрождается полностью исцелённым и с сохранением всех достижений (в том числе прямо во время схватки с врагом, раны у которого, если таковые были ему нанесены, сохраняются). За перемещение отвечают "боковые" курсорные стрелки, причём в рамках локаций не запрещается (а в отдельных случаях даже необходимо) поворачивать назад (именно пятиться протагонист не умеет), что осуществляется посредством разворота при помощи "левой" стрелки. Прыжок осуществляется при помощи "верхней" курсорной стрелки, а "нижняя" позволяет приседать или взаимодействовать с лежащими на земле предметами (обычно - но не всегда - подбирать их). Кроме того, персонаж умеет бегать, пинаться ногами и метать боеприпасы, в роли которых на момент старта выступает бесконечное количество камней, - для осуществления данных действий предназначены соответственно "Ctrl", "Shift" и "пробел". Следует отметить, что именно "платформенный" элемент здесь не очень сложный и встречается отнюдь не часто, но вместе с тем проявлять осторожность при высчитывании стартовой точки для совершения небольшого прыжка всё же может понадобиться.
Бонусов существует как минимум четыре типа. Кувшины, подбираемые с земли приседанием, восстанавливают здоровье, но не так чтобы очень уж хорошо: для заполнения всей шкалы при тяжёлых ранениях понадобятся как минимум два таковых, а встречаются они хоть и не редко, но и далеко не "на каждом углу". Новые виды оружия висят в воздухе, то есть для их взятия требуется, наоборот, подпрыгивать, причём - это очень важно - оперативно, поскольку срок их пребывания на экране ограничен по времени (!): соответствующий таймер отображается в виде обратного отсчёта (к счастью, с привычными нам цифрами, а не "исходными" арабскими, используемыми в Иране) над средством убиения. Книги, изредка встречающиеся по пути, необходимо не брать, а "открывать", опять-таки наклоняясь над ними, - это одна из тех самых форм подачи сюжета, но не единственная (и о них будет сказано несколько ниже). Наконец, есть и странные чёрные камни с золотистыми символами, напоминающими вязь: при подборе такого бонуса, осуществляемом опять-таки приседанием, произносится фраза "Нет Бога, кроме Аллаха", а изображение данной взятой вещи появляется в правой верхней части экрана (и по мере нахождения новых аналогичных предметов этих значков там будет становиться больше). В случае гибели и возрождения они не исчезают и, таким образом, никак не связаны с дополнительными "жизнями"; об их предназначении опять-таки будет рассказано ниже.
Противники, как уже косвенно отмечалось выше, представлены в основном животными, среди которых лисы, гиены, крупные волки и агрессивно хрюкающие кабаны, а также каинитами и динозаврами (коих, пожалуй, допустимо выделить в отдельную категорию); звери, как правило, сразу движутся на нас, как только появляются на экране, тогда как гуманоиды, попав в поле видимости, изначально склонны перемещаться туда-сюда по небольшим траекториям, но затем, естественно, тоже бросаются по направлению к протагонисту (а изредка такое же поведение присуще и четвероногим). Тактика боя в Noor довольно необычна: дело в том, что все враги здесь перемещаются очень резво и атакуют нас яростно и стремительно, а здоровье протагониста расходуется опять-таки быстро, ввиду чего крайне желательно по максимуму избегать ближних боёв. Для достижения хотя бы минимального успеха при виде врага требуется в обязательном порядке одновременно зажимать (не "на-", а именно "за-") "нижнюю" курсорную стрелку и "пробел", чтобы персонаж приседал и вёл огонь тем типом боеприпасов, который доступен ему в данный момент. При этом, что интересно, "сплошная" атака технически возможна лишь тогда, кода противник хотя бы частично виден на экране, - в противном же случае метать боеприпасы "непрерывно" невозможно - только по одному, после чего всегда будет пауза. Если же пытаться поразить врагов из положения стоя либо убегать от них, то мы однозначно будем принуждены вести ближний бой, здоровья в котором хватит максимум на трёх-четырёх (а возможно, что и лишь на двух) неприятелей. Поэтому условные "приёмы" из западных, восточноазиатских или латиноамериканских игр такого плана следует "забыть": здесь всё иначе.
Описанная выше тактика позволяет без особых проблем уничтожать лис, превосходящих их по выносливости гиен, куда более "толстых" волков и тем более кабанов (по факту оказывающихся очень слабыми) даже камнями, банально не подпуская к себе. Важно отметить, что примерно за полсекунды до появления противника-животного раздаётся соответствующая его видовой принадлежности вокализация, что при наличии хорошей реакции даёт возможность оперативно принять "боевую стойку" и сразу же атаковать. В самом начале второго уровня будет шанс взять бесконечный запас метательных ножей, существенно превосходящих по убойной силе камни, - однако помогают они лишь в схватках с четырьмя разновидностями вышеозначенных млекопитающих. Каиниты же, несмотря на то что их реально - ввиду описанных выше особенностей поведения - увидеть на экране не только "целиком", но и иногда лишь "частично", пока они ходят туда-сюда, и, следовательно, успеть начать атаковать (сумев ранить) ещё до того, как они станут двигаться нам навстречу, отличаются куда большим запасом здоровья, чем звери, ввиду чего всё равно практически наверняка успеют нанести герою как минимум один удар, прежде чем погибнут, - а он у них, увы, болезненный. Вместе с тем существует тактика и против них: необходимо метнуть в существо несколько ножей, а затем обязательно немного отбежать (задействовав "Ctrl"), после чего резко развернуться, вновь произвести пару-тройку атак и снова повторить данную процедуру; это не так просто, но и не невозможно. Что же касается динозавров, то первый таковой - не то маленький тираннозавр, не то, например, велоцираптор - выступает в качестве своеобразного "босса", перед началом схватки с которым есть шанс схватить третий вид оружия - огненные шары. Это средство убиения довольно мощное и позволяет, пусть и не без получения ранений, относительно легко справиться с данным существом, но после боя его у нас почему-то отбирают (!).
Важно отметить, что в игре есть и безобидные животные, атаковать которых почти никогда не нужно. К таковым относятся появляющиеся уже на втором "этапе" блеющие овцы. В правом верхнем углу экрана отображается набираемый персонажем по мере прохождения счёт - и если во время подбора бонусов, уничтожения враждебных существ и ряда иных действий он увеличивается, то в случае убийств упомянутых животных - наоборот, уменьшается и из-за этого может даже стать отрицательным; но к проигрышу, что радует, подобное не приводит. На местности присутствуют также безвредные синие птицы: крупные показываются нам в начале каждого этапа, а мелких нужно "атаковать" в конце самого первого такового, но этим мы лишь заставим их взлететь в воздух. Впоследствии появятся и птерозавры - летающие ящеры (к динозаврам, как известно, не относящиеся), но они тоже не стремятся нас атаковать (и непонятно, можно - и нужно - ли делать то же самое по отношению к ним). К сожалению, из-за странного бага игра иногда может лишать (!) нас очков за атакующих героя кабанов, но, наоборот, награждать таковыми за истребление овец...
Периодически, как ни странно, во время прохождения будут встречаться головоломки. Например, в самом начале второго "этапа" необходимо нагнуться рядом с черепахой, которая после этого немного проползёт вперёд и займёт положение в центре ручейка, что позволит использовать её в качестве промежуточной точки для прыжка с целью пересечения данной преграды. Дальше же потребуется решать, с позволения сказать, "пазлы" с подобием механических часов: при приближении к очередным ручьям (уже более полноводным) на экране будет автоматически появляться упомянутое выше устройство, а наша задача - расположить все три стрелки (часовую, минутную и секундную) на нём так, чтобы они смотрели "вправо по центру" (то есть находились примерно на "тройке") - в том направлении, где и расположен водный объект. Делается это следующим образом: часы представляют собой три концентрических окружности, в каждой из которых располагается своя стрелка; есть также ещё одна - маленькая золотая - стрелочка, перемещающаяся между ними посредством нажатия клавиш с "боковыми" стрелками на клавиатуре. Соответственно, таким способом её требуется последовательно поместить во все три окружности, делая те "активными", а затем посредством "верхней" и "нижней" стрелок вращать таковые, чтобы каждая из "составляющих" часов приняла нужное нам положение. Как только всё сделано правильно - головоломка пропадает, а над ручьём появляется мост (вроде бы постоянный, то есть не исчезающий со временем), по которому можно пройти для продвижения вперёд.
Первый уровень условно заканчивается на морском побережье, причём - обратите внимание - не в конце, а в середине такового: если встать в определённой точке, то через пару мгновений из воды вылезет мирно настроенный к нам динозавр-зауропод (явно не плезиозавр, так как ноги у него есть), после чего протагонист влезет ему на шею и таким образом пересечёт море, - это будет показано в виде почти статичного "ролика" (типа диафильма). Но уже в самом начале второго "отрезка" ожидает странная битва с огромным (примерно в два раза выше нас) каинитом, победа в которой, увы, возможно, в принципе не предусмотрена: если после "обычной" гибели показывается картинка с пожиранием трупа павшего протагониста птицей-падальщиком (вероятно, грифом), то после смерти здесь мы наблюдаем другое изображение - окровавленного, но живого героя; упомянутый "босс" же затем внезапно исчезает, а наш юноша оказывается на ногах, но с сильно сниженным здоровьем, восполнить которое, впрочем, вскоре представится возможность. Собственно, с учётом наличия опции сохранения (посредством клавиши "F2") данная аркада оказывается не настолько трудной, как может показаться на первый взгляд, - но и простой, разумеется, её нельзя назвать даже близко.
Что касается упоминавшихся выше книг, то при их "активации" показываются отдельные экраны со статичными "сюжетными сценами", пропускать которые, по-видимому, нельзя. В первой таковой мы видим восседающего на троне гуманоида, напоминающего человеческий скелет, обтянутый серой кожей, в странной одежде и с подобием короны на голове: видимо, это тот самый главный злодей (Шайтан или его приближённый). Вокруг него расположились враждебные животные, а в хрустальном шаре (характерном скорее для западной культуры...) он видит портрет нашего героя - и, судя по всему, приказывает своей "пастве" атаковать его. Причём в качестве озвучки, "поясняющей" демонстрируемые сцены, используются... то ли какие-либо комментарии к Корану, то ли непосредственно цитаты из конкретных сур (пример - "Я появлюсь на земле перед детьми Адама и совращу их всех" и др.), зачитываемые к тому же на арабском (!). Здесь следует сделать небольшое отступление: дело в том, что в Иране многие годы считалось (а отчасти считается и сейчас), что изучать данную священную книгу следует именно на её "исходном" языке, ввиду чего тот долгое время входил в программу обучения в средних школах и даже в детских садах; в 2023 году ситуация изменилась - и теперь арабский в обязательном порядке проходят лишь в старших классах, но владение им всё равно является по тамошним меркам важным и почти обязательным. Однако поскольку игра, вероятно, была рассчитана в том числе на детей, ещё не вполне хорошо распознающих его на слух, то данные комментарии сопровождаются субтитрами на фарси (нам, правда, от этого не легче...). В ряде других моментов - например, перед началом "этапов" - тоже предусмотрены такие комментарии, опять-таки с субтитрами, но уже без сценок, а в отдельных случаях - при взятии оружия или камней, упоминавшихся выше, - речь не сопровождается текстом (но тогда, как уже отмечалось, произносится часть шахады - исламского "свидетельства о вере", которое обязан знать любой мусульманин именно на арабском, поэтому, видимо, считается, что приводить таковое ещё и в буквенном виде не требуется).
Теперь следует рассмотреть эти самые камни с вязью. Во-первых, найти их не всегда легко: как минимум один из таковых в начале игры является своего рода "секретом" (но при этом критически важным) - и для его обретения следует сначала отправиться не вправо, а влево (!) от стартовой точки (и только потом вернуться на "нормальный" маршрут). Во-вторых, их предназначение положительно шокирует: они, будучи собраны в нужном количестве, требуются для решения головоломки, отчасти напоминающей "пятнашки" формата 6х3, активируемой прыжком, целью в которой является складывание слова (!!!) на арабице (на каком именно языке - неизвестно). Это даст возможность попасть в пещеру (замурованный вход в которую ещё необходимо заметить). Здесь же необходимо сказать, что игра содержит в себе и "воспитательный" элемент, проявляющийся в наличии смертельных ловушек: например, в одном месте присутствуют "сокровища", попытка приблизиться к которым приводит к гибели от клюва и когтей похищающей нас гигантской птицы (возможно, Рух), - ибо это, видимо, одно из тех самых "искушений Шайтана", до добра не доводящих, да и брать чужое, как известно, обычно нехорошо.
Графика для иранской игры конца 1990-х годов запредельно красивая; для западных игр она показалась бы таковой в "конце начала" или в середине того же десятилетия. Особенно следует похвалить более-менее детализированные и кое-где даже чёткие фоны; модели же как протагониста, так и противников получились относительно размытыми (в частности, рассмотреть в деталях черты лица героя несколько проблематично, хотя они и присутствуют) и неважно анимированными. Кровь показывается лишь в упоминавшихся выше статичных вставках - в самой же игре её нет. При получении урона боеприпасами враги чуть замирают, а животные ещё и немного отскакивают назад; при гибели последние растворяются в воздухе "по спирали" (если так можно сказать), а каиниты обращаются в прах, тоже практически сразу же исчезающий. Звуковое сопровождение неплохое - особенно, как уже косвенно отмечалось выше, удались вокализации животных, отдельные из которых вышли очень приятными на слух и атмосферными. Но больше всего радует (и одновременно удивляет) музыка: в частности, на одном из "этапов" звучит пережившая два периода популярности мелодия из фильмов 1990-х "Полицейский из Беверли-Хиллз" с Эдди Мёрфи, впоследствии использованная для "вирусного" клипа с персонажем по имени Бешеный Лягушонок. Другое дело, что, несмотря на положительные эмоции, формально её наличие здесь выглядит, извините за лексику, дико, ибо она совершенно (мягко говоря) не сочетается с местным антуражем.
Вердикт - не так уж плохо в принципе и просто великолепно для игры, сделанной в стране без особых - на момент её создания - традиций и возможностей в данной области. Рекомендуется всем любителям относительно сложных и необычных платформеров, готовым осваивать ранее "неизвестную" тактику для их прохождения, а также, разумеется, коллекционерам: можно однозначно утверждать, что Noor, ставшая доступной заинтересованной части человечества только в последний день мая 2025 года, - это одна из самых редких, забытых и по-своему ценных PC-игр в истории.
- Главный герой:
Ребёнок - Особенность геймплея:
Мини-игры - Перспектива:
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
Иран - Тематика:
Фэнтези
Первобытные люди
Религия - Элемент жанра:
Платформер
Beat ’em up
Пятнашки - Язык:
فارسی