Отгремевший в 2003 году «Блицкриг» стал новым словом в жанре RTS о Второй мировой войне и не только. Вот, сами посмотрите — перед нами игра на его движке, посвящённая предыдущему конфликту планетарных масштабов. Причём созданная компанией Dark Fox, которая к тому моменту уже хорошо познакомилась с этим «моторчиком» во время работы над аддоном «Блицкриг. Операция “Север”».
Начнём с самого главного нововведения — переделки движка. Ни до, ни какое-то время после «Первой мировой» юниты в играх на Enigma Engine не умели сражаться в ближнем бою с использованием холодного оружия. Даже самые не приспособленные к ведению огневого боя подразделения, такие как сапёры или инженеры, в случае экстренной необходимости отстреливались из слабеньких пистолетиков. Да и офицеры не умели пользоваться кортиками. Стоило только боезапасу опустеть — всё: либо умирать, либо бежать. А здесь, смотрите-ка, германские уланы рвутся в бой с шашками наголо, французские кирасиры и экзотические сенегальские спаги смело бросаются вперёд, да даже генерал Брусилов готов кого-нибудь зарубить. Реализация этой механики — большая заслуга разработчиков, которую стоит похвалить. Впоследствии она использовалась в провальной игре «Монгол: Война Чингисхана». А ещё здесь очень качественные вступительные и заключительные ролики к кампаниям с использованием отреставрированных кадров хроники, прямо как в оригинале. И это всё, за что игру можно похвалить.
Что такое Первая мировая война? Тысячи километров траншей, неисчислимое количество артиллерийских снарядов, боевые отравляющие вещества, колоссальные санитарные потери, лебединая песня лёгкой кавалерии. Из всего перечисленного Первую мировую роднит с «Первой мировой» разве что возможность копать и использовать траншеи. Впрочем, кого этим хотели удивить? Даже «Блицкриг» не был пионером данной механики.
Однако удивляться есть чему — и это крайне неаккуратный подход спустя рукава почти ко всем аспектам игры, который прослеживается во всех её элементах. Сражающаяся в ближнем бою кавалерия совершенно бесполезна; её можно использовать лишь против одиноко стоящих и ничем не защищённых артиллерийских батарей, однако такие почти отсутствуют. В отличие от пехоты, кавалеристы не могут припасть к земле и перемещаться ползком, дабы избегать львиной доли урона. Они отважно принимают огонь на грудь и мрут как мухи. То же самое касается и конников при огнестрельном оружии — в открытом бою они всегда проигрывают пехоте; единственная действенная тактика — откатываться после каждого наскока за пополнением. Но это прямо совсем не весело и бессмысленно, так как нет миссий, где нам предстояло бы управлять исключительно кавалерией.
Не отстаёт и встроенная энциклопедия вооружений. Во-первых, в ней содержится информация лишь о технике. Да, в игре о войне с доминирующей ролью пехоты. Во-вторых, описания единиц очень куцые, а порой и вовсе отсутствуют. Получить из неё какие-либо полезные сведения не представляется возможным.
На самих полях сражений тоже нередко творится непонятная чертовщина. Смоделированы они вроде бы сносно, основаны на реальных событиях. Но состав войск абсолютно фантастический. Например, в «Верденскую мясорубку» мы вступаем, командуя едва ли дюжиной подразделений, а в некоторых миссиях за Россию мы можем управлять парой «Вездеходов». А эта смешная боевая машина (никакого негативного контекста — они в то время все выглядели нелепо, так как только зарождались), внешне напоминающая башмак, была выпущена в единственном экземпляре, признанном непригодным к использованию. Лучше бы показали «Царь-танк» Лебеденко — он хотя бы здоровенный и на велосипед похож, но его тут нет. Впрочем, «Вездеход» и сам ведёт себя по-царски: эта самая прочная изо всех присутствующих в игре машин (реальный прототип не мог нести тяжёлую броню из-за особенностей шасси) способна почти безнаказанно врываться в любые слои вражеской обороны, задорно постреливая из какой-то пушки (в действительности предполагался пулемёт). С противоположной стороны, у немцев, вызывает изумление тяжёлый танк A7V. Эта похожая на боевитую буханку хлеба машина в реальности весила 33 тонны и имела серьёзную броню. Однако в «Первой мировой» при встрече со взводом пехоты она погибает так же быстро, как какой-нибудь абсолютно беззащитный инженерный грузовичок «Даймлер», — настолько хорошо он простреливается обычными винтовками. Впрочем, скорее всего, это баг, но какая разница? О реализме в любом случае не может быть и речи.
Немного удивляет и выбор сражений. Понятно, что реализовать применение боевого газа на движке тех лет (не только «Блицкрига») — задача, наверное, сложная (хотя во «В тылу врага» были пожары, а незащищённая пехота получала урон от прогулок по тибериумным полям ещё в Command & Conquer), но зачем тогда выбирать для использования именно те сражения, в которых они сыграли большую роль, будь то Ипр или Осовец?
Дизайн карт вполне себе сносный, но в самих миссиях есть огрехи. Во-первых, время от времени проскакивают сообщения на польском языке (кстати, при запуске игры тоже показывается логотип с польским названием). Конечно, случившаяся в 2005 году покупка Cenega со всеми «дочками» отечественной компанией «1С» в рамках экспансии на запад не могла не вызвать эха, но не в таком же виде. Во-вторых, есть проблемы с описанием миссий — как с опечатками и несогласованными фразами, так и более серьёзные. Так как все уровни имеют несколько последовательных или параллельных задач, то предполагается, что события должны обладать какой-то динамикой. Несколько раз необходимо либо захватить в плен вражеского офицера, либо доставить его, уже пойманного, куда-нибудь на допрос и действовать исходя из полученной информации. Но брифинг миссии заранее рассказывает нам обо всех предстоящих событиях. Мощно заворачивают интригу, не правда ли?
Странностями с характеристиками техники баги не ограничиваются. В оригинальном «Блицкриге», да и в большинстве его отпрысков, имелись проблемы с поиском путей. Но тут они достигли каких-то небывалых размахов и встречаются повсеместно. Ограничимся парой примеров: если приказать двум грузовикам снабжения заняться раздачей боеприпасов в конкретной точке, то они перед тем, как приступить к выполнению задачи, разъезжаются по углам карты, а затем возвращаются. А если выделить несколько единиц техники разных видов, то есть вероятность, что слушаться будет только какой-нибудь один, а остальные объявят бойкот. Ещё одна проблема юнитов поддержки заключается в полном отсутствии желания действовать вне прямого управления. Как было в оригинальном «Блицкриге»? Например, нам предстоит держать оборону. Мы пристреливаем артиллерию, приставляем к ней грузовики для подачи боеприпасов, организуем защищённый пятачок с ремонтными машинами для починки техники. Инженерные экипажи чётко выполняют свои обязанности и по мере необходимости ездят на склад за пополнением запасов (да, иногда по глупости делают подобное по линии фронта и погибают, — но это нюансы), прекрасно осознавая свой долг перед боевыми товарищами и важность собственного труда. Что делают их коллеги из «Первой мировой»? Ни за что сами, если не отдать прямой приказ, не поедут на склад, даже если тот находится в паре метров от них. И им абсолютно плевать, что у батарей закончились снаряды и пехота в окопах без прикрытия гибнет под орудиями вражеских броневиков.
Сам баланс кампаний тоже имеет проблемы. Если при игре за Антанту в лице французов и британцев мы имеем нечто сбалансированное, то путь немцев крайне тяжёл (но интересен и реалистичен: не имея нормальной бронетехники, они вынуждены перемещать фронт, активно используя артиллерию), а для Российской империи эта война была якобы и вовсе лёгким променадом — абсолютно непонятно, как, по мнению авторов игры, Николай II триумфально не въехал в Берлин году эдак в 1916-м, а то и раньше. Отдельный интерес могла бы вызвать дополнительная глава из четырёх миссий, посвящённая интервенции в Советскую Россию в 1918 году, но, увы, здесь всё так же безрадостно и только против немцев. Видимо, введение экзотических сенегальцев и марокканцев показалось авторам достаточным.
«Первая мировая» получилась неудачной. Это не значит, что в неё не рекомендуется играть: любители «Блицкрига» смогут провести за ней время даже с удовольствием, если попробуют на зубок сложную немецкую кампанию. По всем прочим параметрам это детище Dark Fox только разочаровывает.
Начнём с самого главного нововведения — переделки движка. Ни до, ни какое-то время после «Первой мировой» юниты в играх на Enigma Engine не умели сражаться в ближнем бою с использованием холодного оружия. Даже самые не приспособленные к ведению огневого боя подразделения, такие как сапёры или инженеры, в случае экстренной необходимости отстреливались из слабеньких пистолетиков. Да и офицеры не умели пользоваться кортиками. Стоило только боезапасу опустеть — всё: либо умирать, либо бежать. А здесь, смотрите-ка, германские уланы рвутся в бой с шашками наголо, французские кирасиры и экзотические сенегальские спаги смело бросаются вперёд, да даже генерал Брусилов готов кого-нибудь зарубить. Реализация этой механики — большая заслуга разработчиков, которую стоит похвалить. Впоследствии она использовалась в провальной игре «Монгол: Война Чингисхана». А ещё здесь очень качественные вступительные и заключительные ролики к кампаниям с использованием отреставрированных кадров хроники, прямо как в оригинале. И это всё, за что игру можно похвалить.
Что такое Первая мировая война? Тысячи километров траншей, неисчислимое количество артиллерийских снарядов, боевые отравляющие вещества, колоссальные санитарные потери, лебединая песня лёгкой кавалерии. Из всего перечисленного Первую мировую роднит с «Первой мировой» разве что возможность копать и использовать траншеи. Впрочем, кого этим хотели удивить? Даже «Блицкриг» не был пионером данной механики.
Однако удивляться есть чему — и это крайне неаккуратный подход спустя рукава почти ко всем аспектам игры, который прослеживается во всех её элементах. Сражающаяся в ближнем бою кавалерия совершенно бесполезна; её можно использовать лишь против одиноко стоящих и ничем не защищённых артиллерийских батарей, однако такие почти отсутствуют. В отличие от пехоты, кавалеристы не могут припасть к земле и перемещаться ползком, дабы избегать львиной доли урона. Они отважно принимают огонь на грудь и мрут как мухи. То же самое касается и конников при огнестрельном оружии — в открытом бою они всегда проигрывают пехоте; единственная действенная тактика — откатываться после каждого наскока за пополнением. Но это прямо совсем не весело и бессмысленно, так как нет миссий, где нам предстояло бы управлять исключительно кавалерией.
Не отстаёт и встроенная энциклопедия вооружений. Во-первых, в ней содержится информация лишь о технике. Да, в игре о войне с доминирующей ролью пехоты. Во-вторых, описания единиц очень куцые, а порой и вовсе отсутствуют. Получить из неё какие-либо полезные сведения не представляется возможным.
На самих полях сражений тоже нередко творится непонятная чертовщина. Смоделированы они вроде бы сносно, основаны на реальных событиях. Но состав войск абсолютно фантастический. Например, в «Верденскую мясорубку» мы вступаем, командуя едва ли дюжиной подразделений, а в некоторых миссиях за Россию мы можем управлять парой «Вездеходов». А эта смешная боевая машина (никакого негативного контекста — они в то время все выглядели нелепо, так как только зарождались), внешне напоминающая башмак, была выпущена в единственном экземпляре, признанном непригодным к использованию. Лучше бы показали «Царь-танк» Лебеденко — он хотя бы здоровенный и на велосипед похож, но его тут нет. Впрочем, «Вездеход» и сам ведёт себя по-царски: эта самая прочная изо всех присутствующих в игре машин (реальный прототип не мог нести тяжёлую броню из-за особенностей шасси) способна почти безнаказанно врываться в любые слои вражеской обороны, задорно постреливая из какой-то пушки (в действительности предполагался пулемёт). С противоположной стороны, у немцев, вызывает изумление тяжёлый танк A7V. Эта похожая на боевитую буханку хлеба машина в реальности весила 33 тонны и имела серьёзную броню. Однако в «Первой мировой» при встрече со взводом пехоты она погибает так же быстро, как какой-нибудь абсолютно беззащитный инженерный грузовичок «Даймлер», — настолько хорошо он простреливается обычными винтовками. Впрочем, скорее всего, это баг, но какая разница? О реализме в любом случае не может быть и речи.
Немного удивляет и выбор сражений. Понятно, что реализовать применение боевого газа на движке тех лет (не только «Блицкрига») — задача, наверное, сложная (хотя во «В тылу врага» были пожары, а незащищённая пехота получала урон от прогулок по тибериумным полям ещё в Command & Conquer), но зачем тогда выбирать для использования именно те сражения, в которых они сыграли большую роль, будь то Ипр или Осовец?
Дизайн карт вполне себе сносный, но в самих миссиях есть огрехи. Во-первых, время от времени проскакивают сообщения на польском языке (кстати, при запуске игры тоже показывается логотип с польским названием). Конечно, случившаяся в 2005 году покупка Cenega со всеми «дочками» отечественной компанией «1С» в рамках экспансии на запад не могла не вызвать эха, но не в таком же виде. Во-вторых, есть проблемы с описанием миссий — как с опечатками и несогласованными фразами, так и более серьёзные. Так как все уровни имеют несколько последовательных или параллельных задач, то предполагается, что события должны обладать какой-то динамикой. Несколько раз необходимо либо захватить в плен вражеского офицера, либо доставить его, уже пойманного, куда-нибудь на допрос и действовать исходя из полученной информации. Но брифинг миссии заранее рассказывает нам обо всех предстоящих событиях. Мощно заворачивают интригу, не правда ли?
Странностями с характеристиками техники баги не ограничиваются. В оригинальном «Блицкриге», да и в большинстве его отпрысков, имелись проблемы с поиском путей. Но тут они достигли каких-то небывалых размахов и встречаются повсеместно. Ограничимся парой примеров: если приказать двум грузовикам снабжения заняться раздачей боеприпасов в конкретной точке, то они перед тем, как приступить к выполнению задачи, разъезжаются по углам карты, а затем возвращаются. А если выделить несколько единиц техники разных видов, то есть вероятность, что слушаться будет только какой-нибудь один, а остальные объявят бойкот. Ещё одна проблема юнитов поддержки заключается в полном отсутствии желания действовать вне прямого управления. Как было в оригинальном «Блицкриге»? Например, нам предстоит держать оборону. Мы пристреливаем артиллерию, приставляем к ней грузовики для подачи боеприпасов, организуем защищённый пятачок с ремонтными машинами для починки техники. Инженерные экипажи чётко выполняют свои обязанности и по мере необходимости ездят на склад за пополнением запасов (да, иногда по глупости делают подобное по линии фронта и погибают, — но это нюансы), прекрасно осознавая свой долг перед боевыми товарищами и важность собственного труда. Что делают их коллеги из «Первой мировой»? Ни за что сами, если не отдать прямой приказ, не поедут на склад, даже если тот находится в паре метров от них. И им абсолютно плевать, что у батарей закончились снаряды и пехота в окопах без прикрытия гибнет под орудиями вражеских броневиков.
Сам баланс кампаний тоже имеет проблемы. Если при игре за Антанту в лице французов и британцев мы имеем нечто сбалансированное, то путь немцев крайне тяжёл (но интересен и реалистичен: не имея нормальной бронетехники, они вынуждены перемещать фронт, активно используя артиллерию), а для Российской империи эта война была якобы и вовсе лёгким променадом — абсолютно непонятно, как, по мнению авторов игры, Николай II триумфально не въехал в Берлин году эдак в 1916-м, а то и раньше. Отдельный интерес могла бы вызвать дополнительная глава из четырёх миссий, посвящённая интервенции в Советскую Россию в 1918 году, но, увы, здесь всё так же безрадостно и только против немцев. Видимо, введение экзотических сенегальцев и марокканцев показалось авторам достаточным.
«Первая мировая» получилась неудачной. Это не значит, что в неё не рекомендуется играть: любители «Блицкрига» смогут провести за ней время даже с удовольствием, если попробуют на зубок сложную немецкую кампанию. По всем прочим параметрам это детище Dark Fox только разочаровывает.
- Время и место:
Первая мировая война - Особенность геймплея:
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
Русский