Evocation: The Challenge

Evocation: La Sfida
Evocation: The Challenge
Жанр: Quest
Разработчик: DedaloMedia Interactive
Издатель: DedaloMedia Interactive
Год выхода: 1994
Платформа: Macintosh
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 9
Адвенчуры итальянской компании DedaloMedia, выходившие в последнем десятилетии ХХ века, практически неизвестны в наших краях – отчасти это объясняется тем, что издавались они в большинстве своём исключительно на языке оригинала. Тем более примечательна самая первая игра, разработанная в 1993–1994 годами юной командой в составе Альберто Кобре, Луиджи Альбертона и Энрико Граматики в маленьком городке Читтаделла в провинции Падуя. Evocation: La Sfida, выпущенная полностью своими силами, без издателя, да ещё и в качестве эксклюзива для платформы Macintosh, многими особенностями своего технического исполнения ясно свидетельствует о неопытности разработчиков со средним возрастом в 22 года; однако своеобразие замысла в сочетании с наличием авторизованной английской версии заставляет любителей необычных квестов обратить самое пристальное внимание на этот проект, раз уже в наши дни эта редчайшая вещь стала доступной всем желающим благодаря наличию Мас-эмуляторов.

Устанавливается игра сразу в двух вариантах – цветном и чёрно-белом; последним, впрочем, не рекомендуется пользоваться даже любителям стиля «ретро». Запускается она исключительно в окне несколько нестандартного разрешения 514х362 и представляет собой дискретные картинки с видом от первого лица – вполне даже симпатичные, учитывая возможности 256-цветной графики, выполненной в древних версиях Illustrator и Photoshop на Macintosh LC III, но, увы, без единого намёка на анимацию. Отсутствует даже какое бы то ни было подобие вступительного ролика, а потому о завязке сюжета узнать можно разве что из (предположительно) сопроводительной документации и внутриигровых намёков. История эта происходит в конце XVI века, а точнее - в 1593 году, не строго историческом, а, скорее, фантазийном, – а героем её оказывается восемнадцатилетний юноша по имени Это, поступивший недавно в подмастерья к крупному учёному и (очевидно) волшебнику Мастеру Пану. К большому разочарованию молодого человека, камзол которого нам и предлагается примерить на себя, никакого учения он так и не увидел: хозяин держит его при себе скорее в качестве мальчика на побегушках, не позволяя и близко подходить не то что к библиотеке, но даже и к продуктам на кухне. К счастью, в один прекрасный июльский день Мастер уезжает делать доклад на конференции «Любовь и магия» – и вся огромная хозяйская вилла остаётся в нашем распоряжении: несмотря на полученные строгие запреты, Это твёрдо вознамерился проникнуть во все потайные места, открыть запертые двери и прочесть заветные книги, набираясь мудрости, к которой он так стремится...

Проделать это всё будет не так-то уж и просто. Выбрав в заглавном меню язык (из двух вариантов – «Italiano» или «UK English») и нажав на «хлопушку» вверху экрана, мы попадаем в основное окно игры с весьма нестандартным интерфейсом. Похоже, что знаменитый Мас-лозунг «Think different» авторы восприняли слишком уж буквально: привычное для адвенчур управление перевёрнуто практически с ног на голову. Все действия совершаются при помощи мышки, но вместо классического «point&click» нас ждёт прямо-таки «drag&drop». Всевозможные действия с предметами обозначены пятью значками вверху экрана: глаза, рука, шар (открывающийся и закрывающийся), рот (символизирующий как разговор, так и принятие чего-либо внутрь) и однокнопочная мышь (означающая просто использование), – и, для того чтобы посмотреть или как-то применить любой объект, а то и целую локацию или даже персонажа, нужно кликнуть на него мышкой, зажать его (левой) кнопкой, – и переместить на значок соответствующего действия: Магомет не идёт к горе – гора идёт к Магомету.

Помимо этого, имеется у нас отдельное маленькое окно для отображения названий предметов, на которые наводится курсор в виде руки с указательным пальцем, и два окна побольше – инвентарь и карта, вызываемые нажатием на синие шарики слева или справа внизу экрана. Переместить предмет прямо в инвентарный ящик не получится – только на иконку руки, после чего он и добавится в наш вещмешок. По этой же логике – далеко не всегда удобной и очевидной – простой клик на предмет в инвентаре приведёт к тому, что таковой будет выброшен на пол где-то в текущей локации. А чтобы, к примеру, дать что-либо встречному персонажу, требуется открыть инвентарь, кликнуть на нужный предмет, не отпуская кнопки, дождаться краткого звукового сигнала о «взятии», всё так же, не отрывая пальца от кнопки, переместить предмет вверх на символ мышки – и затем уже кликать освободившимся от бремени курсором на счастливом получателе этого предмета. Впрочем, привыкнуть к этому оригинальному способу взаимодействия с игровым миром, конечно же, можно – вознаграждением терпеливому игроку окажется богатое на возможности исследование роскошных комнат виллы нашего хозяина, в которых если не «открыть», то уж точно «осмотреть» можно весьма внушительное число деталей интерьера, включая редкие книги (к примеру, за авторством Джамбаттиста делла Порта), картины, вазы и статуи – часто выполненные с реальных произведений искусства (перечень которых, вкупе с краткой информацией об авторах, доступен по нажатию на значок вопроса в правом верхнему углу главного меню).

Не менее оригинально реализована здесь и карта: в виде трёхмерной модели текущей комнаты, с видом «сверху», который закономерно дополняет вид «из глаз» основного игрового окна. При клике мышкой на центр локации в этой модели Это выдаст нам краткое её описание, а нажатие на красные мигающие стрелки будет означать перемещение в соседнюю комнату: не просто альтернатива простому клику на дверь или на лестницу в основном окне, но временами и единственный способ воспользоваться проходом, находящимся – по теории – сзади Это, а потому и вне нашего поля зрения. Правда, заблудиться можно и несмотря на эту карту – некоторым облегчением игроку послужит план-схема первого этажа виллы, которую можно будет найти в одной из комнат наверху.

Рассказ об особенностях местного интерфейса стоит дополнить значком вопроса справа вверху – дающим краткие подсказки о предназначении той или иной части экрана, – и третьим шариком, на этот раз расположенным вверху слева: клик на нём означает выход в главное меню, а треугольник рядом с ним отвечает за настройки. Из таковых нам доступно, прежде всего, отключение оконца с именами предметов, выключение звуковых эффектов (аскетичных, но реализованных сравнительно адекватно, хотя постоянные звуки «кликания» при взятии любого предмета и при каждом перемещении из комнаты в комнату действительно могут быстро надоесть) и включение музыки (почему-то по умолчанию отключённой: вероятно, по причине однообразия мелодии, поставляемой в одном-единственном mod-файле, или невозможности её воспроизведения на слабых компьютерах). Однако куда более сомнительным решением авторов оказывается отсутствие в меню опции сохранения, загрузки и даже начала новой игры: текущий прогресс продвижения Это в его научных изысканиях запоминается исключительно автоматически – «назад» вернуться не получится, а с учётом не самой, мягко говоря, впечатляющей стабильности сегодняшних эмуляторов один-единственный неожиданный вылет может означать необходимость удаления всей игры – с установкой и прохождением её заново.

Несмотря на такие далеко не самые оптимальные технические условия, играть в Evocation: La Sfida оказывается всё же достаточно интересно. Вполне радует и многообразие предметов, доступных для изучения, и нелинейность в решении загадок; эти последние хоть и представляют собой по большей части классические задачки на сбор и применение предметов или на выбор тем в диалогах, но отличаются настоящей философской ориентацией. Один из разработчиков, Луиджи Альбертон, будучи философом по специальности, задумывал эту игру как раз для привлечения молодёжи к этой древнейшей области человеческой культуры. Поэтому не удивляйтесь, что «вызывать» (соответственно заголовку) мы будем духи великих мыслителей: сообразно трём основным этапам или головоломкам игры – Гераклита, Парменида (с его учеником Зеноном) и Платона. Соответственно, можно (и нужно) будет изучить в хозяйской библиотеке и фрагменты сочинений упомянутых авторов, и даже правильно ответить им самим на вопросы о том, существует ли движение и можно ли помыслить ничто... Набравшись такого рода мудрости, в конце игры можно будет и бросить вызов (на что намекает вторая часть её названия) нашему нерачительному хозяину – в словесной «дуэли» на самые глубокие смысложизненные темы.

Именно такого рода оригинальность сюжета и геймплея и не позволяет оценить первый «блин» итальянской компании на «неудовлетворительно», несмотря на все интерфейсные и технические несуразицы. Родимым пятном просвечивает и Shareware-происхождение Evocation: La Sfida, свободно распространявшейся на трёх дискетах, в том числе в приложении к журналу о Мас-компьютерах, и превращавшейся в полную версию при помощи «колеса кодов», вводить информацию из которого приходится аж по нескольку раз, на самых интересных местах прохождения. Всё же будем надеяться, что эти трудности и неудобства не помешают отечественным любителям адвенчур познакомиться с миром Evocation. Увы, две остальные игры в этой серии – намного (судя по всему) более качественные, масштабные и продолжающие философское повествование о приключениях Это и его противоборстве с Мастером Паном уже в стиле Myst – выходили хоть и для Windows, но только на итальянском языке – лишь Evocation Oltre il Sogno была переведена на немецкий.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Попробовал сыграть. Подход в организации геймплея, в особенности, перемещение объекта на значок интерфейса, кажется очень необычным, но отнюдь не таким уж плохим. Это выделяет данный квест среди остальных. Как-нибудь обязательно пройду. Спасибо за описание!