Crime Cities

Crime Cities
Жанр: Action
Разработчик: Techland
Издатель: Eon Digital Entertainment
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 6
  • 2
  • 29
Извечная проблема поклонников киберпанка - дефицит произведений в их излюбленном жанре, причём как в компьютерных играх, так и в литературе и кино. Вся классика изъезжена вдоль и поперёк, а менее титулованные вещи и новинки зачастую оказываются низкопробными. Однако Crime Cities, детище польской Techland, является исключением, представляя собой добротный экшн в киберпанковом антураже.

Как и полагается, сюжету уделено значительное внимание. На дворе XXV век, и в звёздной системе под названием Пандемия (привет этому астроному-оптимисту) человечество создало группу поселений, которые немногим позже были оборудованы под нужды пенитенциарной системы. Расположились эти города-тюрьмы на трёх пригодных для жизни планетах, ещё три “космических валуна” являются непригодными для обитания. И что удивительно, собранные в одном месте, да ещё и в таком количестве девиантные маргиналы начали заниматься нелегальной деятельностью, да ещё и создавать оружие. Естественно, никто не мог даже предположить, что огонь может ожечь или что преступник может совершить преступление, поэтому были предприняты экстренные и решительные меры, а именно - в систему для ликвидации угрозы цивилизованному человечеству был отправлен один агент, который очень скоро пропал. Поняв, что подобная тактика внедрения не приносит плодов, руководство операции решает действовать иначе и… Хотя нет, зачем что-то придумывать, они просто посылают ещё одного агента. Но теперь он находится под нашим руководством, а потому нехорошкам не сдобровать. И сперва давайте с ним познакомимся - Гарм Тайгер, специально подготовленный сотрудник одного из центральных правоохранительных ведомств и наш протагонист.

После того как строгая женщина-начальник по имена Ангела во время вступительного ролика обозначит диспозицию, мы получим в своё распоряжение оборудованный лазерным пулемётом летающий автомобиль под названием Spector G12, который станет “плотью” Грама Тайгера, да и все прочие персонажи будут показываться исключительно в технических средствах (за исключением видеовставок), - пешеходов здесь нет. Точка отправления - город Таварун, откуда мы начнём проникать вглубь криминальных структур с целью выйти на могущественную, но скрытную организацию “Синдикат”, которая и решила заняться производством мощного оружия для последующего наведения шороха. Открыв глаза, то есть дождавшись загрузки уровня, бросаем быстрый взгляд на окружающий городской пейзаж - и сразу понимаем, что посмотреть здесь есть на что. Потому не будем торопиться и поозираемся.

Таварун - образец типичного города будущего, “мясо” любой киберпанк-вселенной. Пики небоскрёбов впиваются в подбрюшья хмурых дождевых туч, а перманентная ночь озаряется тысячами тысяч огней окон, автомобилей и рекламы. Последняя традиционно многочисленна, высокотехнологична и разнообразна: здесь есть и анимированные баннеры, и голографические скульптуры, и просто неоновые вывески - тут нет места, где можно было бы укрыться от навязчивых предложений товаров и услуг. Да что уж там говорить, торговцы всех мастей не стесняются даже слать спам на электронную почту, но о ней мы поговорим чуть ниже. И конечно же, движение в Таваруне не останавливается ни на секунду - по вертикальным и горизонтальным воздушным трассам всюду снуют самые различные виды транспорта с антигравитационными двигателями: от автобусов и грузовиков до автомобилей простых обывателей и различных служб, включая полицию. В общем, недостатка атмосферности, колоритности и саспенса в первом из трёх городов, которые нам предстоит посетить в Crime Cities, нет, и в том, что футуристический мегаполис по-настоящему жив, не возникает никаких сомнений. А ведь всё это можно рассмотреть поближе, ибо у нас есть полная свобода передвижения во всех трёх измерениях. Но вот наше созерцательное времяпрепровождение прерывается специфическим звуком - и на экране появляется оповещение: пришло письмо. Что же, пора начинать действовать.

Но прежде давайте выборочно и поверхностно познакомимся с интерфейсом. Почему поверхностно? Потому что более подробно и обстоятельно как с ним, так и с управлением поможет обучающая миссия, запускающаяся отдельно от основного режима. Итак, актуальная и не очень информация об обстановке в окружающем мире до нас будет доноситься двумя способами. Первый - это бегущая строка с последними новостями: полицейские совершили рейд в одном из районов, одна из корпораций понесла крупные убытки в связи с недавно вступившими в силу изменениями в законодательство (насколько бы забавно это ни звучало в отношении населённой криминалитетом планеты), в ходе бандитской разборки был убит какой-нибудь видный деятель, - все эти события, пусть и подчиняющиеся воле скриптов, не пройдут мимо нашего внимания. Более того, время от времени там будут проскакивать заметки и о событиях, к которым мы непосредственно приложили руку, а в некоторых редких случаях промелькнёт даже имя (вернее, псевдоним) нашего героя. Второй метод связи - это электронная почта. Через неё будет раскрываться сюжет, здесь нас ждёт информация, касающаяся как основного квеста, так и дополнительных. Писать нам будут часто, но не всегда по делу: тут и детализациия взятых заданий, и поздравления с их успешным завершением, и инструкции от руководства, и доклады коллег, и просто письма от персонажей, с которыми Гарм уже когда-то встречался и установил приятельские отношения, а также сообщения от незнакомцев, у которых есть интерес к нашим способностям. И конечно же, сюда будет приходить упоминавшийся ранее спам: причём не весь он бесполезен, так как специализирующаяся на ремонте автомобилей и их вооружении сеть заведений GMC, постоянными клиентами которой мы будем вынуждены стать, тоже будет сообщать о поступивших новинках именно таким образом.

Пора открыть наше первое письмо. Ангела напоминает о цели нашей миссии и сообщает, что скоро на связь выйдет один из агентов-помощников - Киберпёс. Он, в свою очередь, сообщает, что по новым документам, которые он подделал, нас теперь зовут Джонни Рэд. Ещё он хотел вложить в конверт немного кредитов и не забыл посоветовать заглянуть в GMC и прикупить что-нибудь для своего транспортного средства. Ну а ещё чуть позже на связь выходит последний официальный член команды - девушка, которая владеет информацией о текущей расстановке сил в городе и вообще специализируется на получении инсайдерской информации, - сплетница, говоря короче. Она рассказывает о том, что и без того мнительные члены “Синдиката” после исчезновения предыдущего агента насторожились ещё пуще, а потому для того, чтобы подобраться к криминальным боссам, у которых предположительно можно узнать что-то о создании оружия, придётся начать свой путь с самого низа, постепенно обретая нужные связи и авторитет. Для этого следует обратиться к местной сети, в которой различные группировки, да и просто “граждане” размещают объявления о найме. Поэтому давайте поговорим о квестах или, как это будет более корректно с учётом жанровой специфики, миссиях.

Отдельный элемент интерфейса - это меню, из которого мы можем получать доступ к ресурсам местного аналога Интернета (GlobNet), а именно - к доске объявлений (ICBN) и магазину под названием GMC. О втором мы поговорим ниже, а о первом - сейчас. Итак, перед нами список заданий от самых разных работодателей, - это могут быть как криминальные группировки, так и полиция (по сути, ничем не отличающаяся от преступников и называющаяся так преимущественно лишь номинально) и прочие, например журналисты или учёные. Все они предлагают денежное вознаграждение - иногда фиксированное, а иногда варьирующееся в зависимости от выполнения поставленных условий. Достаточно продвинутая система для подобной игры, не правда ли? Представить такую комплексную схему, обеспечивающую в некотором смысле нелинейность прохождения, в том же самом B-Hunter или G-Police, с которыми рецензенты в своё время сравнивали Crime Cities, сложно. Стоит отметить, что и сами задания разнообразны: здесь есть и почтовые миссии, и гонки, и уничтожение целей, и эскорт, и штурм укрепрайонов, и ещё ряд интересных целей, - разработчики потрудились на славу и включили в игру всё, что только можно придумать. А ведь в наличии и такие элементы, как ограничение по времени или захват объектов в заложники или плен (да, здесь есть нелетальное парализующее оружие), которые придают каждому квесту ещё большую индивидуальность. И это только то, что касается геймплейных особенностей, так как структурно миссии ещё более интересны: нередко их цели изменяются прямо во время выполнения, причём все такие события сюжетно мотивированы, - сценаристы проделали в этом плане отличную работу, несмотря на некоторую несуразность предыстории игры. И это касается не только основных заданий, но и многочисленных дополнительных - на всех трёх планетах, которые нам предстоит посетить.

Но давайте оставим события Crime Cities, так как дальнейший рассказ о них может лишить тех, кто ещё в неё не играл, доли удовольствия. Поговорим теперь о геймплее. Если не обращать внимания на частности, то перед нами классический трёхмерный “воздушный” экшн с полной свободой перемещения в пространстве. Это значит, что игроку предстоит не только метко стрелять, но и активно маневрировать во всех трёх плоскостях как в бою, так и в простых странствиях по мегаполису. Столкновений с недвижимостью и мирными участниками движения стоит избегать не только потому, что это отнимает запас брони, являющейся аналогом здоровья, но и потому, что ДТП может привлечь внимание полиции, которая после серии предупреждений захочет расстрелять нарушителя порядка на месте, без суда и следствия. Хотя стоит признать, что и в бою таран - не самое эффективное средство.

Так как наш портативный компьютер всегда под рукой и поможет нам взять любое доступное задание в удобное для нас время, то постоянно посещаемое место у нас лишь одно - точки выдачи заказов сети магазинов. Да, именно точки выдачи, так как что-либо приобрести можно и дистанционно, потом надо будет лишь прилететь и забрать. Ассортимент включает в себя улучшения брони, а также арсенал: несколько образцов вооружения от заурядного лазера до ракет. При этом каждый фазер и мазер имеют улучшенные модификации, открывающиеся со временем; ну и не будем забывать о таких штучках, как станер, позволяющий парализовать цель, а не уничтожать её, а также поддельная ID-карта, с помощью которой можно избавиться от навязчивого внимания местных якобы правоохранительных органов. Да и ремонт с пополнением боезапаса производятся здесь же.

В ориентировании на местности нам помогает приборная панель, на которой располагаются радар, альтиметр и гироскоп. Но помимо этого она содержит и другие полезные сведения: запас энергии щитов, текущее вооружение, температуру разогрева стволов для лазерного оружия и запас снарядов для прочего. Во время боя необходимо следить за этими показателями, это практически вопрос жизни и смерти. Ну а покинув поле боя, со щитом следует поспешить в ближайшую точку GMC: залатать пробоины и пополнить припасы. И тут расточительного игрока может ждать неприятный сюрприз: уступив соблазну приобрести новую пушку вместо того, чтобы провести ремонт, можно столкнуться с серьёзными проблемами. В частности, следующая миссия может стать непроходимой по причине большой плотности огня неприятеля, а заработать деньги иным путём, кроме как выполняя поручения, невозможно: придётся продавать обновку по весьма невыгодному курсу. Или же перезапускать игру, если не позаботились о заблаговременном сохранении.

А сражаться придётся часто, несмотря на то что небоевых миссий относительно немало. Дело в том, что горячие головы постоянно устраивают стычки друг с другом и с полицией, а по мере продвижения по сюжету появятся охотники за головами, нанятые теми, кому мы не угодили. И их уже будет интересовать конкретно наша личность. Вернее, голова.

Враги перемещаются на таких же летающих автомобилях, как и у нас, но, естественно, их внешний вид, вооружение и технические характеристики различаются. Будут встречаться и экзотические противники, например стационарные турели, однако лишь изредка. Нельзя сказать, чтобы Crime Cities баловала игрока разнообразием тактических подходов, однако одно можно утверждать с уверенностью: ловко маневрировать и метко стрелять здесь необходимо. Растратили в жарком бою весь запас плазмы? Не беда: можно справиться и лазером, однако придётся быть более юрким и осторожным, ведь щиты к тому времени тоже будут наверняка далеко не в идеальном состоянии.

Некоторые задания имеют ограничение по времени, и вот тут уже пригодятся не только ловкость и мастерство. Заполнили трюм ракетами, но не позаботились приобрести нитро-ускорители? Очень жаль, эту миссию мы сможем пройти лишь позднее. При этом сюжетно такие квесты могут быть мотивированы как угодно и являются одними из самых любопытных - наряду с эскортом, где в процессе выполнения встречается много диалогов. Кроме того, цели таких заданий нередко перетекают из одной в другую: вот мы должны успеть вовремя собрать все посылки и доставить их в назначенную точку, но вдруг появляется банда неизвестных наёмников, от которых надо не просто избавиться, но ещё и взять языка, чтобы узнать, кто же решил помешать нашим планам.

Что касается технической составляющей, то с ней у Crime Cities всё хорошо. Не отлично, так как движок не выдаёт умопомрачительной картинки, однако здесь стоит сделать скидку на масштаб происходящего: города, в которых будут разворачиваться события, по-настоящему внушают уважение своими размерами. Подкачали разве что текстуры - некоторые из них смотрятся немного размытыми. Но зато спецэффекты боя и многочисленные огни города выглядят впечатляюще: они яркие, сочные и насыщенные. Ну и, разумеется, какой же киберпанк без соответствующего музыкального сопровождения: тяжёлые и гнетущие мотивы здорово сгущают атмосферу.

Crime Cities ждала любопытная судьба. Произведя фурор в родной Польше, на международной арене она была принята гораздо более сдержанно: критики оценивали её в лучшем случае как подающего надежды троечника, да и игроки не особо жаловали своим вниманием. Но стоит признать, что для своего времени и в своём жанре Crime Cities обладала огромной свободой действия вкупе с разнообразием миссий в частично открытом мире. И не будем забывать о том, что хорошие проекты в тематике киберпанка уже сами по себе редкость. Поэтому если вы цените комплексные игры с отсутствием строгих рамок и ещё не знакомы с этой Crime Cities, то обязательно наверстайте упущенное.
Автор обзора: Sharp_ey
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.