Poipon

ポイポン
Poipon
Жанр: Puzzle
Разработчик: Witty Wolf
Издатель: Witty Wolf
Год выхода: 1997
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 4
Одновременно раритетная и занимательная (бывает, оказывается, и так) японская головоломка, являющаяся своего рода "антитетрисом": если в бессмертном творении Пажитнова требовалось совмещать одинаковые элементы, дабы они исчезали, что позволяло игроку дольше продолжать партию, то в Poipon принцип диаметрально противоположен: необходимо за ограниченный период времени сохранить как можно больше того, что падает в "стакан" сверху, не давая идентичным частям соприкасаться. Игра в основном на японском языке, но для процесса как такового его знание не требуется: разобраться с меню наверняка не составит труда, а после перехода к основному действию мы увидим в том числе английские слова: "Level", "Pause", "Exit".

На стартовом экране изображены повар и (вверх ногами) плотник; при поднесении к одному из этих изображений курсора последний сменит свой вид на соответственно сковородку с готовящейся пищей либо молоток, бьющий по балке (между прочим, эти эффекты анимированы и озвучены). Таким способом вам предлагается решить, в каком антураже играть: "кухонно-ресторанном" или "строительном" (по своей механике они совершенно идентичны). Затем нужно будет выбрать режим для одного либо двух игроков, определиться с уровнем сложности - всего их десять, но разница, по-видимому, лишь в скорости падающих предметов, - а после можно уже приступать непосредственно к поединку.

По бокам экрана находятся "стаканы" соперников, каждый из которых представляет собой своего рода "сетку" шириной в шесть клеток. Под ними - "действующие лица" - два повара либо строителя; в режиме одиночного прохождения мы всегда управляем (с помощью клавиш с левой и правой курсорными стрелками) тем, который справа. Сверху по одним и тем же двум "столбцам" (из шести) падают те или иные предметы (в рамках "пары" они могут быть как идентичными друг другу, так и различными), причём с момента начала падения текущей "партии" сразу же становится видной следующая. В первом из упомянутых выше антуражей нас осыпают продуктами питания (колбаса, листья салата, огурцы, разбитые яйца, ломтики хлеба, кусочки сыра, нечто вроде каперсов), во втором - блоками с нарисованными на них конструктивными элементами зданий.

Протагонист и его оппонент (управляемый искусственным интеллектом или живым человеком) имеют подносы (если играем на кухне) либо некие их подобия (в случае предпочтения стройплощадки); задействуется данное приспособление клавишей "Shift" и позволяет "взять" упавший предмет, дабы двигать его по полю; если при этом ячейка, соседствующая с той, где он оказался, занята, то их содержимое при переносе поменяется местами, - таким способом можно переместить любой объект в любой же столбец формально неограниченное количество раз. Однако если один или несколько элементов оказались на другом - то переместить в иное место можно будет уже только всю "горку". Обратите внимание, что предельно допустимая высота последних куда меньше размеров "стакана" и составляет приблизительно десять клеток (если какие-то фрагменты по своём приземлении преодолеют этот порог, то просто исчезнут). Главная задача игрока, как уже было отмечено, - по возможности не допускать совмещения одинаковых объектов по горизонтали либо по вертикали - то есть не допускать падения вещи рядом с или на другую такую же: если что-то из перечисленного случается, то оба соприкоснувшихся элемента исчезают, что запросто может привести к частичному "обрушению" всей сложившейся к этому моменту конструкции - а возможно, что и к последующей "цепной реакции" по причине новых нежелательных контактов продуктов питания или частей зданий, ставших результатом первого такого. Причём необходимо в равной степени как следить за допустимостью сочетаний уже имеющегося на поле и падающего сверху, так и просчитывать возможные последствия от перемещений "столбцов" по сетке (поскольку если при этом произойдёт касание каких-то одинаковых частичек - то они тоже испарятся, пусть и лишь после того, как очередная летящая сверху "пара" осядет на "конструкции").

Поединок всегда ограничен пятью минутами реального времени, что отображается на соответствующем таймере. Ниже, в центральной части экрана, размещается изображение того или иного персонажа (вместе с конкретным типом элементов и числом), - оно всегда сменяется на новое после падения очередной порции "подарков", - а под ним две неподвижных фигурки (поваров либо плотников), стоящих на платформах, которые на деле являются своего рода лесенками. Дело в том, что каждый упавший на поле фрагмент прибавляет вам то или иное количество очков (различное в зависимости от типа, - значения на картинках в центре как раз и показывают, какая вещь сколько "стоит"), - а его уничтожение, соответственно, такое же их число отбирает. Цель - к моменту завершения матча иметь больший счёт, чем у противника. Однако каждый потерянный (в том числе из-за недопустимого положения) элемент порождает некое количество "энергии", что приводит к появлению под упомянутыми выше фигурками "ступенек" - и поднятию их на определённую высоту. Как только одна из этих "шкал" достигает проходящей через оба "стакана" линии - на уровне пятого ряда ячеек, - происходит удивительное событие: тот персонаж, чей портрет в данный момент отображается в центре экрана, внезапно вмешивается в процесс (что показывается в виде красивой анимации): переместившись на половину соперника того из игроков, кто сделал возможным "освобождение" этого NPC, он уничтожает (съедает либо разбивает) там один из предметов того типа, который нарисован на картинке вместе с ним (по-видимому, по своему выбору, если таковых на поле несколько). На практике это часто ведёт к губительным последствиям для хорошо игравшего участника, поскольку подобное, очевидно, легко может вызвать "цепное падение" сразу нескольких столбцов - и, как следствие, потерю большого количества очков; вместе с тем при таком раскладе это действие существенно увеличивает "энергию" пострадавшего, ввиду чего через какое-то время ему наверняка удастся "отплатить" конкуренту той же монетой. Правда, порой вышеописанное "вмешательство" совсем не приводит к чему-то ужасному. Отметим также, что в теории некоторые могут вообще выбрать этот приём как своего рода тактику: то есть намеренно "изводить" объекты, чтобы поднимать счётчик "энергии" до предела и натравливать на соперника существ (но тут есть большой риск в плане расклада на его половине поля - и конкретного создания, которому случайным образом выпадет воплотить в жизнь нашу подлую задумку).

Графика в головоломках традиционно не оценивается, - но здесь от этого следует отступить, поскольку визуальное исполнение Poipon, несмотря на формальную простоту, просто бесподобно. Львиная доля очарования игры, разумеется, кроется во множестве эффектов - и не столько в меню или во время победы либо проигрыша (пусть они там тоже присутствуют, конечно), сколько применительно к тем самым "вмешивающимся" персонажам. В "кухонном" режиме в их числе человек, понурого вида волк (?), мышь, гусеница, свинья и пёс-"мачо" в тёмных очках, анимация "участия" которого самая красивая; в "строительном" всё несколько менее изящно, - нас может ждать встреча с различными роботами, которые, к сожалению, в известной степени похожи друг на друга, хотя всё равно забавны и отчасти оригинальны.

В общем и целом - чрезвычайно увлекательная, сравнительно лёгкая в освоении как таковом, но далеко не самая простая даже при выборе первого уровня сложности головоломка: думать действительно нужно - и по возможности хорошо и быстро. А самое главное - что здесь, в отличие от множества японских игр, нет ни малейшего изврата, пошлости и даже насилия: атмосфера исключительно мирная, весёлая и дружелюбная (пусть после поражения анимированный оппонент либо протагонист слегка расстроится), - иными словами, она вполне подойдёт игрокам любого возраста и мировоззрения в качестве умного и приятного вечернего развлечения. Ну и кроме того - это очередная объективная редкость небывалого уровня, вернувшаяся к человечеству (или, лучше сказать, обретённая большей его частью, ибо за пределами Японии она не издавалась) лишь поздней осенью 2017 года, так что коллекционерам тоже стоит посмотреть в её сторону.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.