La Bosse des Maths 5ème

La Bosse des Maths 5ème
Жанр: Educational
Разработчик: Coktel Vision
Издатель: Coktel Vision
Год выхода: 1988
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 2
  • 0
«La Bosse des Maths», «математическая шишка», – так в печально известной теории Франца Галля именовалась некая выпуклость на черепе, якобы отвечавшая за наличие у своего носителя способностей к точным наукам. Выражение это получило распространение и за пределами френологии, нередко использовалось в научно-популярной литературе, а в 1980-х годах дало имя созданной Филиппом Трюка и Мюриэль Трами из Coktel Vision серии обучающих игр для французских школьников. А если точнее, то коллежан – учеников возрастом от 11 до 15 лет, для которых было разработано по четыре отдельных выпуска, предназначенных для классов с шестого по третий (напомним, что нумерация на родине Декарта и Галуа ведётся в обратном порядке, по убывающей). Все издания выходили сразу на пяти платформах, и если варианты для Amstrad CPC и Thomson (надо заметить, наименее привлекательные внешне) уже все найдены, то более прогрессивные Atari ST и Amiga представлены сегодня в лучшем случае одним-двумя выпусками, ну а инкарнации для РС и вовсе отсутствовали в сети – вплоть до лета 2018 года, когда усилиями энтузиастов нашего сайта была обнаружена и доведена до рабочего состояния представленная на данной страничке версия игры для пятого класса. То есть одна из наиболее простых, – так что решение местных задачек не должно составить проблему даже для взрослых пользователей, давно подзабывших школьный курс алгебры и геометрии. Стоит также добавить, что по внешнему своему виду DOS-издание ничуть не уступает всем прочим, а скорее даже их превосходит (что для проектов конца 1980-х случай, в общем-то, нетипичный).

К счастью, перед нами оказывается не просто набор задачек, а именно что игра, с сюжетом, анимацией и протагонистом (одинаковыми для всех четырёх выпусков серии, которые различаются между собой только упражнениями). Главного героя зовут Джо, и это... верблюд-дромадер, который в одну совсем не прекрасную ночь прямо на наших глазах (и на экране заставки) умудрился непонятным образом лишиться горба – своей главной гордости и того самого признака склонности к математическим упражнениям. Ситуация удручающая: Джо тут же исключают из членов «Клуба больших шишек», он теряет всех своих друзей, – но, по совету старого и мудрого верблюда Лютера, решает отправиться в опасное путешествие, дабы вновь обрести потерянное достоинство. Для этого ему предстоит пройти Океан Геометрии, Цифровой Предел и Город Данных, справившись с испытаниями, которым подвергают его местные боссы (как нетрудно догадаться, слова «горб» и «шишка» являются во французском языке омонимами и обозначаются именно этим термином, хорошо знакомым поклонникам аркадного жанра): горбатый кит Гринпис, кот Кид-Кат и голубь-труженик Сильвестр Картонн.

Подаётся вся эта история в яркой и чёткой EGA-палитре, вполне приятной на вид (режимы CGA или даже Monochrome также доступны для любителей ретростиля); немногочисленные звуковые эффекты присутствуют исключительно в исполнении PC Speaker (впрочем, большего не было даже у Atari с Amiga). А вот управление несколько подкачало: перемещать курсор можно только стрелками клавиатуры, активируя выбор «Вводом», – мышка в DOS-варианте игры не поддерживается. После вступления с изложением печальной истории Джо (для смены реплик следует нажимать любую клавишу) мы выбираем на карте один из трёх регионов, встречаемся с его предводителем, а затем подавляющую часть времени проводим на экранах с задачками, в свою очередь сгруппированными на каждой из локаций в разделы по три тематических уровня. Постановка вопроса выписывается на изображении чёрной классной доски: решение нужно вводить вручную или же выбирать из предложенных игрой вариантов нажатием соответствующей цифры; правильный или ложный ответ обозначается звуковым сигналом. Чуть ниже на экране расположены управляющие иконки: чтобы переключаться на них и на управление курсором из режима ручного набора текста на доске или наоборот, следует нажимать ESC; книга позволит освежить в памяти соответствующую вопросу теорию; рядом отображается счётчик набранных нами очков; ещё правее расположен «Плод искушения» – яблочко, нажатие на которое позволит ознакомиться с небольшой подсказкой. Имейте, однако, в виду, что помощь будет получена дорогой ценой: решённая таким способом задачка принесёт нам всего два балла вместо четырёх при самостоятельном обретении правильного ответа, ну а картинка с фруктом сменится изображением огрызка, – впрочем, для наиболее лёгких (по мнению авторов) вопросов никаких поблажек не предусмотрено вовсе, ну а всех секретов нам никто раскрывать и не собирался (правильные решения приводятся лишь в особых руководствах пользователя, прилагавшихся к «учительским» экземплярам игры). Наконец, стрелка возврата вернёт нас к выбору уровня (а затем - при желании - и на общую карту с тремя пунктами назначения), тогда как губка прямо над ней позволит пропустить данную задачку и перейти к следующей.

Для прохождения игры разработчики официально рекомендуют вооружиться бумагой, карандашом и калькулятором. Впрочем, совет этот относится ко всей серии в целом, а пятый французский класс – это вам не третий: практически все здешние задачки можно будет решить в уме и без подготовки. Так, Город Данных предложит нам такие тематические разделы, как «Площади и объёмы», «Таблицы и графики» и «Пропорции». В первом из них нужно будет, к примеру, рассчитать площадь комнаты по показателям длины и ширины в метрах, но ввести её уже в квадратных сантиметрах; а в «таблицах» нам могут неожиданно предложить расшифровать фразу, закодированную простой перестановкой букв. Упражнения Кита из Океана Геометрии посвящены «простым фигурам», «симметрии» и «кубам» и потребуют, кроме прочего, вычислить размер углов многоугольника в градусах, определить изображённый на экране вид параллелограмма или подсчитать общее количество поставленных друг на друга кубиков. Немало интересного найдётся для верблюда-математика и у Кота из Цифрового Предела: «вычисления десятичные», «вычисления относительные» и «дроби». Помимо простых арифметических задачек, которые здесь также присутствуют, придётся, скажем, указывать правильные и неправильные среди приводимых на экране утверждений (например, «если А и В – нечётные числа, то и их произведение также будет являться нечётным») путём прописывания в соответствующих ячейках «Oui» или «Non» - или же расставлять прицепленные к паровозу вагончики с углём сообразно величине их груза.

Упражнения, таким образом, нам предложены вполне разнообразные и интересные, пусть и требующие хотя бы минимального понимания французского (или использования словаря), – однако, к сожалению, в «La Bosse des Maths 5ème» их не так уж и много – пятьдесят четыре задачки, то есть всего по шесть на каждый из тематических разделов. Целью игры является набрать 50 очков в любом из них; на ответ даётся две попытки, и, если обе окажутся неверными, мы автоматически перейдём к следующему заданию, не получив за предыдущее ни единого балла, а после всех шести вернёмся на экран выбора уровня. Как уже замечалось, успешное решение приносит 2 или 4 очка в зависимости от того, использовалась ли подсказка; выданные за прохождение любого из разделов очки сохраняются, но – и это уже несколько странно – продолжать их зарабатывать можно повторно на тех же самых, уже хорошо усвоенных задачах (что делает игру несколько легче, чем хотелось бы). После успешного набора полусотни баллов мы получаем не только вожделенный горб дромадера в целости и сохранности, но и ещё один, уже совсем неожиданный сюрприз. А затем снова оказываемся на экране заставки – и всегда можем ещё раз пережить вместе с Джо утрату его гордости и достоинства и попробовать свои силы в других упражнениях. При этом имеется и альтернативная концовка: после нескольких неправильных ответов подряд местный босс вручает нам своего рода «антиприз» в виде бронзового кубка, – но возвращаемся мы уже на общую карту, где можем ещё раз попытать счастья в одной из трёх дисциплин.

Вывод будет не совсем однозначным: слишком уж специфической оказывается «La Bosse des Maths 5ème», чтобы можно было смело рекомендовать её сразу всем любителям редкостей без исключения. Но если вы увлекаетесь математикой, то не упустите шанс познакомиться с этим редким и всеми забытым творением знаменитой Мюриэль Трами. В конце концов, простота и немногочисленность упражнений для пятого класса коллежа вполне уравновешивается необходимостью постигать условия задачек, излагаемые на чистом французском языке.
Автор обзора: Uka
La Bosse des Maths 3ème
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.