Le Labyrinthe des Pharaons

Le Labyrinthe des Pharaons
Жанр: Educational, Quest
Разработчик: Guy Rachet, Nathan Logiciels
Издатель: Retz
Год выхода: 1990
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 4
Во Франции конца 1980-х годов отнюдь не только руководителям Coktel Vision пришла в голову мысль использовать компьютерные игры в образовательных целях. Парижское издательство Retz, специализирующееся на учебной литературе, выпустило в 1989–1991 гг. целую серию из десяти наименований «Le Labyrinthe...», предназначенную для трёх возрастных групп школьников и коллежан (8–10, 10–12 и 11–14 лет) и выходившую на четырёх платформах сразу (Amstrad CPC, Atari ST, Amiga и IBM PC, причём в последнем случае ещё и в двух отдельных вариантах, для дискет на 3,5 и 5,25 дюймов). Правда, в наиболее родном для нас DOS-исполнении до лета 2018 года была доступа всего лишь одна вещь из десяти, «Le Labyrinthe d'Orthophus». Тем любопытнее оказывается знакомство с другим представителем этого семейства Edutainment – одним из наиболее редких и едва ли не самым интересным изо всех своих собратьев, посвященных кто математике, кто грамматике французского языка, а кто и азам английского.

Как нетрудно догадаться, «Le Labyrinthe des Pharaons», разработанная известным французским археологом и египтологом Ги Раше и относящаяся к «средней» возрастной группе (10–12 лет), призвана трудиться на ниве исторической науки. Каждая игра от Retz представляла собой дело рук одного, максимум двух авторов, но общей для всех них изюминкой была умелая маскировка поучительно-образовательного продукта под представителя совсем иного жанра: аркаду, RPG, или, как в данном случае, адвенчуру, причём в антураже древнего Египта – за семь лет до «Egypte 1156 av. J.-C.: L’énigme de la tombe royale»! Сюжетная завязка заключается в том, что некий ужасный колдун по имени Кьян (это его зловещая физиономия взирает на нас с обложки игры и с плаката, входившего в комплект отдельных экземпляров) каким-то образом и скорее символически повредил или похитил весы Анубиса, на которых взвешивались умершие души, – в отместку за своего брата, покойного и столь же недоброго волшебника Сети, который после попадания его сердца на те самые весы был вместо отправки на «Прекрасный Запад» пожран чудовищем Аматом. Стремясь восстановить баланс правосудия, Анубис поручил миссию по спасению мира своему верному и мудрому слуге Мерире, но по дороге с ним произошёл какой-то несчастный случай – и, неожиданно очутившись в нашем времени и в комнате одного юного француза, роль которого и предстоит исполнять игроку, израненный посланник просит нас отправиться на важное задание вместо него... Ну, не страшно, во французских проектах того времени мы и не такое видали.

Получив от Мерире магический медальон, обеспечивающий непрерывный канал связи с Анубисом, мы проходим сквозь врата времени – и встречаемся с самим шакалоголовым божеством, которое поручает нам идти и восстанавливать справедливость по всему Египту. Как и во многих других играх «лабиринтовой» серии, герой представлен на экране в перспективе от третьего лица и сбоку, в виде маленькой фигурки ребёнка; графика здесь отнюдь не самая выдающаяся и детализированная, но картинка вполне себе чёткая и яркая (разумеется, при использовании EGA-варианта). Музыка, пусть громкая и даже немного отличающаяся фольклорными мотивами, присутствует исключительно в заставке, – по ходу же игры будут встречаться лишь редкие эффекты, обозначающие совершение нами правильных или не очень действий.

С точки зрения игрового процесса «Le Labyrinthe des Pharaons» представляет собой скорее облегчённую адвенчуру вида «Interactive Fiction» без текстового парсера. Чаще всего разворачивающиеся перед нами события – анимированные сценки с участием протагониста, снабжённые описаниями на панели внизу и перемежающиеся подробными историческими справками на весь экран или очередной инструкцией от Анубиса, – не требуют никаких действий, помимо внимательного чтения: чтобы продвинуться по сюжету, достаточно нажимать любую клавишу или кнопку мыши. Однако не так уж и редко будут попадаться и ситуации выбора или «мини-викторины»: в этих случаях необходимо указывать желаемый вариант поведения или ответа из двух, трёх или четырёх предложенных: использовать для этого можно как левый клик, так и цифру с номером опции, подтверждая их «вводом» или вторым нажатием левой кнопки). Стоит также упомянуть возможность в любой момент сохранить свой прогресс посредством клавиши «S» (поскольку в оригинальной версии предполагалось играть исключительно с оригинальных дисков, вас попросят вставить отдельную дискету для сохранений: не обращайте внимания, жёсткий диск также вполне сгодится); загрузка же возможна лишь при начале новой партии.

По ходу восстановления баланса справедливости нам предстоит посетить один за другим сразу несколько периодов в истории Египта – и в каждом случае изыскать возможность успешно сразиться с Кьяном, столь же разнообразно путешествующим во времени и пространстве и сеющим на своём пути гибель и разрушение. Мы побываем жрецом в эпоху сооружения пирамиды Хеопса, арфистом на службе у Пепи II, посланником к гиксосам, купцом во время правления Хатшепсут, архитектором на строительстве Ахетатона, полководцем Рамсеса II в борьбе с хеттами и Рамсеса III – с «народами моря», участником экспедиции Шешонка I в Палестину и, наконец, советником Клеопатры в её дипломатическом противостоянии с Римом. Звучит впечатляюще, – впрочем, особой глубины и продолжительности, конечно же, ждать от этого проекта не стоит: вся наша задача заключается, как уже было замечено, во внимательном изучении многочисленных текстовых сообщений и исторических справок и в принятии судьбоносных решений в ключевые моменты.

Индикатором успешности или тщетности наших усилий выступают три «ролевых характеристики», отображаемые в верхней части экрана. Прежде всего, это «Vie», на начало игры равная двадцати очкам и в дальнейшем возрастающая или уменьшающаяся сообразно уместности наших поступков, – при «сражениях» эта жизненная сила будет соотнесена с аналогичным показателем нашего вечного врага, определяя таким образом исход поединка. Второй показатель, «Balance», более наглядно символизирует успех в водворении мира и справедливости в кризисные моменты истории древнеегипетской цивилизации, начинаясь с нуля и постепенно увеличиваясь по мере наших благоразумных действий. Наконец, крайний счётчик справа, «Rep.Justes», означает баллы, полученные за правильные ответы на последнюю викторину (и потому никогда не превышает числа три, ибо ровно столько вопросов нам предлагают за раз).

Для французских школьников рубежа 1980–90-х годов «Le Labyrinthe des Pharaons» наверняка являлась очень даже неплохим вариантом знакомства с историей Египта, – в конце концов, загадки здесь совсем несложные и требуют для своего решения разве что немного логики и внимательности (лишь одна загадка, как раз и выполненная в виде лабиринта, несколько выдаётся из общего ряда, представляя собой пусть и простенькую, но математическую задачку, да ещё и с действиями на время); за неправильные ответы игра особо не наказывает, а напротив, демонстрирует верные варианты, так что всегда можно попытаться перепройти текущий этап более сознательно и осмысленно. Другое дело, что для получения полноценного удовольствия от знакомства с творением Ги Раше желательно не только интересоваться Древним миром, но и обладать хотя бы базовыми познаниями в области французского языка. Впрочем, ввиду простоты здешнего игрового процесса вполне можно обойтись даже и без этого, благо имена фараонов и представителей древнеегипетского пантеона пишутся примерно одинаково на любых языках, а потому и ответы на вопросы викторины особого затруднения не вызовут в любом случае. А значит, эту игру вполне можно порекомендовать всем любителям редких и образовательных проектов.
Автор обзора: Uka
Le Labyrinthe de la Reine des Ombres
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.