Nirvana X-Rom

Nirvana X-Rom
Жанр: Quest
Разработчик: Bruno Tognolini, CD-ITALY
Издатель: CD-ITALY
Год выхода: 1996
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 9
Весьма оригинальный итальянский квест по мотивам исполненного в киберпанковой стилистике фильма "Нирвана" режиссёра Габриэле Сальватореса. Действие картины разворачивается в абстрактном недалёком будущем; главный герой - программист Джими Дини, сотрудник корпорации "Окосама Старр" и автор компьютерной игры "Нирвана", запуск которой позволяет перемещаться в виртуальную реальность и оказываться в роли человека по имени Соло. Однако последний вследствие попадания в программу вируса обрёл разум и чувства, осознал "ложность" своего существования и череду бесконечных клонирований (при новых запусках программы разными людьми по всему миру) и перерождений (в случае неправильных действий игроков, приводящих к его гибели), - и теперь просит своего создателя стереть (то есть уничтожить) его; данное событие происходит на фоне проблем в жизни Джими, страдающего от разрыва с супругой Лизой, покинувшей его и удалившейся в индуистский ашрам. Решить сложившуюся ситуацию герою может помочь лишь так называемый "ангел" - человек, обладающий способностью входить в киберпространство "инкогнито", без отслеживания этого факта системой защиты (так называемыми "дьяволами"). Игра в целом следует сюжету первоисточника: в частности, в ней, как и в фильме, нам помогает Наима - девушка с короткими синими волосами, игроманка и хакерша, не способная сохранять в памяти воспоминания. Протагонистом является сам Джими, в кино сам с помощью упомянутой героини и хакера Джойстика ставший "ангелом", - однако в компьютерном воплощении вся эта предыстория (как и очень многое другое) не поясняется.

Надо сказать, что Nirvana X-Rom - игра, мягко говоря, очень своеобразная, и для успешного прохождения требуется не просто великолепное знание итальянского языка (в первую очередь в плане восприятия его на слух), но и умение нестандартно мыслить. Перспектива обзора - от первого лица, перемещение дискретное, практически всё управление осуществляется курсором мыши, умеющим принимать разные формы (например, толстая горизонтальная стрелка, указывающая вперёд, подразумевает возможность движения, а рука с кружочком - входа куда-либо, причём последний в некоторых ситуациях может обозначаться и иначе). Локации можно осматривать, поворачивая камеру на 360 градусов, а иногда даже чуть поднимая или опуская взгляд, - но по какой-то причине это часто доступно для совершения лишь после установки указателя в конкретную (никак не помеченную) точку пространства. Инвентарь отсутствует, равно как нет и каких-либо дополнительных сложностей применительно к простому взаимодействию с окружающей средой (условно говоря, чтобы куда-то пройти или что-то нажать, никаких специальных команд не требуется - достаточно щелчка курсором).

В нижней части экрана - по бокам от своего рода "терминала" - располагаются иконки, по четыре с каждой стороны. Знак вопроса позволяет обращаться за помощью к Наиме - но лишь когда на мониторе в центре панели высвечивается (на английском) сообщение "Naima is online"; если в этом случае нажать на упомянутую кнопку, то появится дисплей, демонстрирующий небольшой FMV-видеоролик с этой героиней, которая расскажет вам что-нибудь полезное (естественно, на итальянском языке - и без субтитров). "Набор точек и чёрточек" отвечает за доступ к важной собранной информации, крестик слегка искажённой формы - за сброс текущего решения головоломки, квадрат из точек - за прочтение принятых сообщений, "смерч" - за сканирование объектов (тех, с которыми такое в принципе возможно), губы - за голосовые сообщения от некой системы (она может как давать подсказки, так и вредить; нажатие на эту кнопку изменяет вид изображения на ней с открытого рта на закрытый и, соответственно, либо активирует речь электронного разума, либо приказывает ему замолчать), искривлённая линия (самая левая в правой части панели) - за выход из какого-либо "подрежима", а линия с "аркой" в центре - выход непосредственно из игры.

Впрочем, на момент старта, когда герой оказывается в своей комнате, активны всего две из этих клавиш: первая и последняя описанные. Дабы получить доступ к прохождению, вам - после беседы с Наимой - необходимо нажать на компьютер в центральной части пространства, что приведёт к появлению из воздуха трёх разноцветных кристаллов. После щелчка на каждом из них появится вопрос, ответ на который придётся напечатать с помощью клавиатуры. Это местная защита от копирования, ибо, по всей видимости, соответствующую информацию требовалось брать из руководства пользователя. Мы приводим вопросы (два из них в сокращённом виде, ибо оригинальные формулировки длинные) и ответы на них:
Вопрос: Chi ha vinto?
Ответ: noi
Вопрос: Se vado lento in mezzo al veloce[...]
Ответ: campana
Вопрос: Non c’è pace per l’uomo che non viaggia[...]
Ответ: andate dunque
Если всё сделано правильно, то вы получаете возможность играть дальше, а заодно полноценный доступ к интерфейсу, то есть все остальные иконки тоже загораются, - однако при начале новой "партии" данную процедуру предстоит пройти заново. Обратите внимание, что многие из вышеперечисленных действий возможны лишь в конкретных ситуациях: так, если Наима сейчас не в сети, то связаться с нею не получится, а если нет сообщений, решаемых головоломок, собранной информации или объектов для сканирования - то и соответствующие иконки тоже бесполезны. Кнопка с искривлённой линией позволяет выходить из игры "Нирвана", после чего протагонист возвращается в свою комнату, но если в упомянутой программе вы, щёлкнув, например, на пиктограмму на стене, начали "детальное исследование" какого-либо объекта (видеоролик, звукозапись, фотография, фрагмент кода и так далее), отобразившегося на экране крупным планом, то первое её нажатие приведёт лишь к выходу из этого "подрежима", а вот второе - уже к возвращению домой (в самом жилище протагониста, если что, она не работает).

Загадки в целом можно однозначно охарактеризовать как сложные. Некоторые из них так или иначе связаны с предметами или объектами (которые, напомним, нет возможности брать в инвентарь, но производить с ними определённые манипуляции разрешается), но в основном вам предстоит весьма экзотическая работа: бродить по очень похожим друг на друга локациям виртуальной реальности, извлекать информацию из текстовых и голосовых сообщений, анализировать её и использовать на практике, изучая мандалы, сканируя штрих-коды, отвечая (с помощью клавиатуры) на странные вопросы, подбирая фрагменты фраз для составления нужного изречения, отыскивая потерянные элементы разнообразных последовательностей (те самые изображения, звуки и прочее) и так далее. Причём будут и совершенно неожиданные вещи: несколько очень коротких и несложных "action-вставок" (где потребуется быстро кое-кого пристрелить), распознавание правды и лжи в словах системы (которая, откроем уж секрет, на самом деле является тем самым "дьяволом"), обращённых к вам, и даже исследование жёсткого диска собственного компьютера (!) с целью обнаружения установленной игры и её "уничтожения" (вот это по-настоящему шокирует). Уровень трудности объективно очень высок (и в своё время критиковался итальянской профильной прессой), а у человека, не владеющего языком, скорее всего, вообще ничего не выйдет без обращения к прохождению (к счастью, имеющемуся в Интернете, причём с картинками).

Фоны локаций в Nirvana X-Rom двумерны и статичны; анимационных эффектов очень мало, но в данном антураже это воспринимается более чем уместно, как и относительно однообразный дизайн экранов. Количество бесед с Наимой и доступных для просмотра видеофрагментов довольно велико; обычно (хотя и не всегда) они сравнительно короткие, однако пропускать их запрещено даже технически (что опять-таки обосновано, ибо именно там кроются многие "ключи" к успеху). Надо заметить, что некоторые такие ролики представляют собой сцены из первоисточника, тогда как другие были отсняты специально для данной игры с участием актёров, сыгравших в фильме, - так что уровень озвучки и исполнительского мастерства на высоте (и значительно превосходит по данным параметрам среднестатистические FMV-проекты). Вместе с тем оценить достоинства этого квеста смогут немногие, ибо предназначен он, как понятно из описания, для крайне узкой целевой аудитории: поклонников "серьёзной" (и отчасти даже "социальной") научной фантастики (едва ли часто воплощаемой в виде электронной игры), одновременно свободно владеющих не самым распространённым языком и способных "раскусить" здешнюю логику. Впрочем, с помощью прохождения и электронного переводчика добраться до финала при желании сможет почти каждый, - но стоит ли так поступать?.. Ответа нет, а потому и вердикта не последует.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Fuuma
главное - не формальное "прохождение", а проживание истории, проживание атмосферы этой, "быть там внутри, прожить этот опыт"
На то она и игра, чтобы её пытаться пройти. Самостоятельное прохождение квеста - это самое главное. Иначе, в чём смысл игры?
А если главное - быть внутри, прожить этот опыт, то это скорее вам нужны визуальные новеллы и "симуляторы ходьбы". Напичканная такими замороченными паззлами Нирвана явно предполагает, что вы не только и не столько для того ее запустили, чтобы любоваться тамошними пейзажами.
А вот здесь помимо прохождения есть ещё и подробный гайд/мануал об окружающей Джимми среде, хоть и без иллюстраций. Разъяснены принципы работы этой замысловатой аппартауры и киберпространства. Если всё таки, как и у меня, будет желание пройти Нирвану, принципиально не пользуясь солюшеном.
BRUNO TOGNOLINI. NIRVANA X-ROM. Sommario

Также в этом пдф файле собраны в текстовом варианте все произносимые в игре речи.
Предоставлено Бруно Тоньолини через переписку по эмейл.
Nirvana_testi.pdf
Мануал бы на итальянском к ней заполучить в pdf.
Что касается текста на итальянском, то его прямо в режиме онлайн можно переводить на русский и английский, причем в окне игры с помощью программы Луна Транслятор.
С речью чуть посложнее, но тоже в принципе решаемый вопрос. Также, как и Луна Транслятор, в параллельном окне вместе с окном игры (эмулятора), открываем онлайн-ресурс speechpad, который "захватит" речь на итальянском в видео-роликах и транскрибирует ее в текст. А текст этот уже легко подставить в тот же Луна Транслятор, где встроены DeepL и куча других ИИ-переводчиков.
Я не пробовал, правда, speechpad ни с каким другим языком кроме английского, но думаю итальянский тоже должен распознаваться без проблем. Единственное, что надо будет через каждые 15-30 секунд непрерывной речи в диалогах-монологах ставить эмулятор на паузу, чтобы рекогнайзер смог внятно обработать захваченный кусок.
Под прохождением понимается эта страничка? Soluzioni - Nirvana X-ROM также нашел еще более старый вариант, на который вела ссылка с официального сайта BRUNO TOGNOLINI. NIRVANA X-ROM. Soluzioni
kreol
@Fuuma, есть прохождение.
Мне кажется, в квесте, особенно такого уровня, главное - не формальное "прохождение", а проживание истории, проживание атмосферы этой, "быть там внутри, прожить этот опыт". Хотя, хм... Если кто-то делал Letsplay с переводом, то его было бы можно посмотреть =)