Когда трава был зеленей, солнце - красней, а зверь - вкусней. (c) Здесь и далее: "Афоризмы моя". Автор неизвестен.​

1992 год. Год великих открытий и гениальных свершений. Это было время чудес. Что-то только зарождалось, что-то расцветало по-новому. Жанр стратегий получил эпохальную Dune 2: The Building of a Dynasty, а 3D-Action – своего общепризнанного родоначальника - Wolfenstein 3D. RPG, которые появились уже давно, испытали настоящее перерождение в лице гениальных Ultima VII и Darklands. Расцвет жанра Adventure обеспечили ставшие сегодня классическими Gobliins 2 и Indiana Jones and the Fate of Atlantis. Даже аркады не остались в обиде и получили культовую логическую головоломку - The Lost Vikings. А в это время во французской компании Titus Interactive разрабатывали сиквел довольно удачной, но ничем не примечательной аркады - Prehistorik.

[​IMG]
Prehistorik 2 - не первая игра с подобным посланием в вечность. Похожее было, например, в Titus the Fox, другой знаменитой аркаде от Titus Interactive.

Прошло более пятнадцати лет, а вторая часть игры до сих пор жива, интересна и любима очень многими людьми. В ней есть какая-то магия, какая-то скрытая ценность, которая заставляет снова и снова возвращаться в удивительный мир доисторических приключений. А может, это просто очень качественная работа, сделанная талантливыми людьми...

[​IMG]
Наше путешествие только начинается. Впереди - дремучий лес и неприступные горы.

Проходит время, сменяются поколения игроков, но многие старые игры не умирают и не теряют актуальности по сей день. Конечно, бессмертие могут обрести не все. Что им для этого нужно? Находиться у истоков жанра? Иметь уникальную специфику? Быть, наконец, гениальными? А как же сотни и тысячи более вторичных проектов? Ведь они тоже могли обрести свое место в вечности. Достаточно было просто увлекать игрока. Увлекать по-настоящему, так, как может увлечь лишь игра с большой буквы. И, конечно, желательно иметь приятную графику, ибо влияние зрительных образов на человеческое восприятие нельзя недооценивать. И то, что прощается уникальным творениям, вряд ли простят менее знаковым проектам.

[​IMG]
Нет, это не темный скриншот. Мы просто выключили... солнце...

Prehistorik 2 повезло. Будучи классической аркадой, она не могла похвастаться особой глубиной повествования. Без всевозможных откровений, она, тем не менее, может предоставить игроку потрясающе красивую графику и по-настоящему увлекательный геймплей. Оба этих игровых аспекта заслуживают того, чтобы остановиться на них поподробнее.

[​IMG]
Жадность опасна для здоровья. У древнего человека есть сила воли, и он не притронется к манящему кусочку пирога, ибо в его сердце затаилась тревога.

Начнем с того, что это действительно стопроцентная аркада, без столь любимой многими (и мной в том числе) примеси жанра Adventure. Проходя уровень, мы бьем монстров и собираем бонусы. И больше ничего. Но это никак не портит и не ограничивает игру, давая ей возможность приблизиться к совершенству в своем жанре.

[​IMG]
Лечууу!!!

Приключение наше, как и в первой части игры, происходит в доисторическую эпоху, и мы управляем лохматым неандертальцем, который любит есть мясо и бить своей верной дубиной по макушкам многочисленных агрессивных обитателей местной фауны, которые, в свою очередь, совсем не против полакомиться свежей человечиной. Причем подобная кровожадность свойственна не только динозаврам, медведям и прочим хищникам, но и, казалось бы, довольно безобидным животным. Все хотят нашей крови. И даже пингвины! В отличие от первой части игры, поедание мяса теперь не является частью геймплея, и это необязательное условие прохождения на следующий уровень. Вместо него необходимо найти некий ключ, который, правда, больше похож на зажигалку, и только тогда светофор нас пропустит на следующий уровень. О да, условности правят этим миром, но ведь это отнюдь не симулятор доисторического человека, а веселая и остроумная аркада, и мы не будем забывать об этом. Отныне мясо приравнивается к обычным бонусам и ничем от них более не отличается. Кроме него, наш доисторический протеже собирает фрукты, драгоценности, сладости, сыр, игральные карты, бытовую и компьютерную технику и множество других интересных вещей. Не будем судить его за подобное скопидомство.

[​IMG]
На этом уровне мы не особенно постарались – отрыто всего 23 процента от находящихся на уровне вкусностей.

Пойду направо – хищный кот. Пойду налево – острый шип. Пойду вверх – вкусный виноград. (с)​

Опасность подстерегает нас на каждом шагу. Из кустов выпрыгивают кровожадные медведи, тигры и динозавры. По вертикальным поверхностям ползают ядовитые пауки, а в небе летают неправильные пчелы и бешеные попугаи. Но хуже всех - стремительные в своей стихии пингвины, потому что они способны нарушить душевное состояние любого человека, и не только пещерного. И вот, когда злодей неожиданно атаковал, истрепав здоровье нашего героя, он (злодей!) теперь пытается скрыться с места преступления. Оскорбление можно смыть только кровью, и это не пустые слова. Если вы хотите вернуть утраченное здоровье – догоните и накажите обидчика, а потом в быстром темпе соберите все выпавшие из него кости, пока они не исчезли. Если вам это удалось – потерянное здоровье вернется к своему хозяину. Если враг сбежал – что ж, у нас есть еще немного сил на дальнейшее путешествие, однако еще несколько ошибок - и придется расстаться с целой жизнью. Гораздо хуже дело обстоит с всякими ловушками – пропасти и шипы являются верной смертью для нашего персонажа. Один неверный шаг - и ваш труп будут подавать в ресторане для кровожадной лесной братии. Жизни в этой игре на дороге не валяются, и каждая – на вес золота. Даже если вам удалось накопить приличное количество жизней, будьте готовы к тому, что скоро вам с ними придется расставаться. Отчасти излишнюю сложность игры нивелирует возможность вернуться на любой уровень с помощью введения специального кода, который, правда, еще нужно найти. Минус данной операции в том, что со старта мы будем иметь всегда только номинальные три жизни, что порой совсем недостаточно. А кроме того - нужно учитывать, что для разной сложности и для разных BIOS (что удивительно!) будут различные пароли.

[​IMG]
Стать главным блюдом в ресторане – в какой-то мере даже лестно. Но нас такая участь не устраивает.

Наше путешествие будет проходить на протяжении десяти красочных уровней (не считая бонусных локаций), каждый из которых имеет свои особенности и секреты. Перед каждым этапом можно будет полюбоваться на карту, где будет видно продвижение нашего персонажа и тот путь, который еще осталось преодолеть. А после каждого уровня мы сможем увидеть процент найденных секретов, тайников и собранных бонусов. Практически всегда есть к чему стремиться, и мое скромное достижение – 91 процент найденных секретов на первом уровне - лишь капля в море по сравнению со всеми спрятанными в игре тайниками. И поиск их является одной из главных прелестей игры, а секретов в ней – великое множество. Найти все тайники на всех уровнях – абсолютно невозможно для рядового игрока. Да это и не нужно. Кому захочется, в самом деле, простукивать каждый камушек в поисках секретного бонуса и каждый кусочек доисторического небосвода в надежде увидеть там начало скрытой лесенки? Никто не мешает вам пройти от начала уровня и до его конца, собрав всего 1 процент всех бонусов. Но порой действительно интересно поискать секреты и посмотреть на процентные результаты своих открытий. Ведь от них есть и практическая польза – набирание определенной суммы очков дает жизни, которых, как мы уже выяснили, много не бывает.

[​IMG]
Прыгая на монстре, можно умножить количество очков за его убийство вплоть до восьмикратного состояния.

Земля - богатый стол, на котором одна и та же еда подается под разными соусами. (с)​

Игра имеет два уровня сложности – «новичок» и «эксперт». Второй уровень сложности не только увеличивает количество монстров, но и их качество, добавляя новые любопытные образцы, которые в «новичке» встретить нельзя. Кроме того, только на «эксперте» можно побывать на последнем уровне. Учитывая то, что игра и на первом уровне сложности далеко не простая, а на «эксперте» и подавно, Prehistorik 2 можно по праву считать действительно сложной аркадой.

[​IMG]
А вот такие моменты представляют собой главную угрозу – одно неверное движение… и прощай.

Благодаря всему этому игра становится интересной и увлекательной по умолчанию. Но разработчикам этого показалось мало. В игре - масса интересных мелочей, которые не дадут вам заскучать, даже если всего вышеперечисленного вам недостаточно для интересной игры. Вы можете попасть на скрытые бонусные локации, где очень много еды, можете «выключить свет» на уровне, убить гранатой всех видимых монстров или на время превратить всех супостатов в передвигающуюся еду с помощью столовых приборов. Арсенал доисторического человека невелик, но довольно интересен: обычная дубинка, огромная деревянная кувалда, томагавк и кое-что на закуску. Кроме того, мы сможем полетать на дельтаплане, что, впрочем, относится скорее к безумному экстриму, нежели к приятному времяпрепровождению.

[​IMG]
Вот так мы ищем секреты – простукивая даже воздух в поиске скрытых тайников.

Но вернемся ко второму несомненному достоинству игры, помимо увлекательного геймплея, – замечательной графике. На тот момент (1992 год разработки, 1993 год издания игры) игра имела великолепную графику. Такой эта графика видится мне и теперь. Живая, красочная, смешная – все персонажи отлично анимированы, все элементы старательно прорисованы. Прекрасно, товарищи, просто прекрасно. Анимация действительно подкупает. Если наш персонаж, к примеру, пробегает какое-то расстояние и останавливается, то мы видим, как тяжело он пытается отдышаться после стремительного марш-броска. И таких мелочей очень много – всё это отлично смотрится и сейчас и будет смотреться так же и в будущем, ведь графика такой красоты актуальна всегда.

[​IMG]
Боссы в игре не сложные, но красочные и интересные.

Тогда, играя в первой половине 90-х годов, я имел версию без музыки (но со звуками), поэтому с саундтреком познакомился лишь спустя 15 лет, скачав полную версию с нашего сайта. Игра имеет хорошую фоновую музыку, и больше, наверное, от нее и не требуется. Хотя заглавная композиция, на мой взгляд, особенно забавна и интересна.

Мой мир плох лишь для голодный и злой человек. Сытый и добрый человек – мой мир любить. (с)​

Живописный доисторический мир в исполнении художников и программистов Titus Interactive и ныне, в 2009 году, живее всех живых. Убедитесь в этом сами, если только вы любите действительно хорошие аркады. Prehistorik 2 с успехом может поспорить за звание одной из лучших классических аркад всех времен. Но помните, что это путешествие только для стрессоустойчивых личностей, ибо старинные законы гласят: выживает только сильнейший, а слабого подают под горячим соусом в местном ресторане. Какие времена, такие нравы... К сожалению, сама компания-разработчик, знаменитая своими платформерами, не выжила, а погибла в связи с вложением капитала в известную американскую корпорацию - Interplay Entertainment. Что ж, как сказали бы сами разработчики - c'est la vie.

Примечания.
1. Удобно и просто – всегда.

Сегодня Floppy-версия игры без проблем запускается через Dosbox под XP, что скорее является не достоинством игры, а отсутствием у нее недостатка. Определенные проблемы могут возникнуть с использованием переключения оконного режима в полноэкранный, но это совершенно не критично. Управление в игре - наипростейшее и очень удобное. Четыре стрелки и пробел для атаки. Пауза, как водится, - «p». Однако не сразу очевидно, что для того, чтобы посмотреть в какую-либо сторону, нужно зажать стрелочку с этой стороной и потом нажать противоположную. Потеря жизни – f1. Потеря всех жизней – f2, что особенно актуально, когда хочется начать игру сначала без выхода непосредственно в систему путем нажатия esc. Наслаждайтесь!

[​IMG]
Ням-ням, чав-чав. Еды много не бывает.​

2. Афоризмы моя. От издателя.

Доподлинно науке неизвестно – принадлежали ли эти слова именно герою Prehistorik 2, однако не подлежит сомнению тот факт, что данные записки, найденные на глиняной дискете, принадлежат к так называемой «эпохе чудес», коя пришлась на первую половину 90-ых годов 20-го века. По сей день не утихает спор – датированы ли эти записи 1992-м или 1993-м годом, но, несомненно, автор их если и не являлся пещерным человеком из мира Prehistorik 2, то знавал его батюшку. Все записки были сохранены в первозданном виде и не подвергались кощунственной коррекции и хладнокровной редакции. Тем важнее, дорогие читатели, чтобы вы могли оценить всё то богатство духа и философского настроя, которым обладал наш, с позволения сказать, Герой. Пусть не обманет внимательного человека грубая маска чревоугодия, ведь под ней скрываются тонкая душа и сильный разум.


Автор: molary
Дата: 16.11.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей