Жанр: 2D-аркада
Издатель: Buka Entertainment
Разработчик: Gromada
Год выпуска: 1999 г.


Насколько хорошо вам знакомо одиночество? Говорят, человек — существо коллективное. И, наверное, именно поэтому мы так остро чувствуем тоску, внезапно оказавшись вдали от друзей и знакомых. Да что там знакомых — иной раз, попав в новую чужую среду, ловишь себя на мысли, что неплохо было бы ещё разок побродить по улицам с тем занудой, что когда-то учился с тобой в школе, или перекинуться парой слов с соседом, чья опостылевшая физиономия, может, в иное время вызвала бы желание поскорее скрыться за дверью собственного дома… И чем дальше мы оказываемся от родных пенатов, тем больнее слышать этот шёпот собственной души, напоминающий о временах, в которые при других обстоятельствах никогда не пожелал бы вернуться. А что делать тем, для кого пути назад не будет уже никогда? Какие можно строить надежды, если вокруг — не чужой город, даже не чужая страна, а совершенно иная, безразличная и необузданная планета? И если последняя надежда на возвращение дымится в эти самые секунды перед глазами, превратившись из мощной боевой машины в груду хлама? Именно в такую нелёгкую ситуацию ставит «Громада» своего главного героя — интеллигентного учёного-инженера, превыше всего чтящего науку и свои труды на её поприще. Памятуя о том, что лучший способ справиться с душевными ранами — это занять себя работой, безымянный протагонист закатывает рукава и приступает к самой сложной задаче в своей жизни.


Громада — звучное, громкое слово. Покатав его на языке, понимаешь, что игра неспроста получила такое гордое имя. Так называется безлюдная планета-полигон, где вот уже дьявол знает сколько лет военные умы человечества проводят испытания своих новейших игрушек. Огромные пустоши этого неуютного гиганта застроены комплексными изолированными аренами, где без отдыха снуют неуклюжие машины, оглушительно сотрясают воздух турбины угрюмых заводов и тихо, но настойчиво гудят платформы телепортаторов. Всё, что есть вокруг — отлаженный механизм, призванный разорвать, распылить, расстрелять, стереть в пыль любого, кто окажется на вверенной ему территории. Смертоносное действо проходит под лозунгом проверки новейших изобретений на прочность, и такую же проверку предстояло пройти «Кассандре» — сверхсовременной боевой платформе, лучшему творению нашего героя. Но, как водится, эксперимент пошёл не по плану, и в результате подлой диверсии «Кассандра» из непобедимого космического танка превратилась в едва остающийся на ходу трактор. Помощи запросить неоткуда, правительственная комиссия куда-то подевалась, помощников-лаборантов тоже нигде не видно, и лишь болью отдаётся в голове холодный смех предателя… Да, пройти все арены и выжить в механизированном аду будет непросто. Давайте попробуем?

Отвлечёмся от лирической стороны процесса и посмотрим в глаза непосредственно геймплею. Кое-кто может сказать вам, что «Громада» — это «расслабуха», за которой можно «оттянуться по полной программе». За этим последует рекомендация игры как «ОПТИМАЛЬНОГО СРЕДСТВА РЕЛАКСАЦИИ ПОСЛЕ ТЯЖКОГО ДНЯ» (именно так, заглавными буквами), после чего вам пообещают, что аркада, находящаяся перед вами, суть есть «милая», «добрая», «совершенно не напрягающая» и — о боже — «рассчитанная на широкий круг геймеров» (пусть даже в 98-м году эта фраза ещё не служила клеймом позора, выжигаемым на проектах казуального жанра). Так вот — не верьте. Ни в коем случае не верьте этому наглому вранью, написанному то ли по незнанию, то ли из-за банальной неохоты разбираться в происходящем. С того давнего летнего дня, когда я прочёл и накрепко запомнил это описание, прошло больше десяти лет, прежде чем игра, наконец, попала в мои руки, и всю эту декаду тот исполненный красок и эмоций обзор не давал мне покоя. Может, игра зацепила своим необычным названием, может — интересным графическим стилем. Не знаю. Как бы то ни было, эти десять лет были прожиты во лжи. «Громада» — это не средство для релаксации, она совершенно точно не даст вам ни расслабиться, ни опустошить голову от мыслей и «на автомате» щёлкать мышью. О нет, вас ждёт нечто гораздо большее — незабываемый тактический опыт в пропитанной враждебностью и злобным отчаянием атмосфере планеты, где, может быть, и не осталось больше в живых никого, кроме вас.


Как уже отмечалось выше, планета поделена на полигоны — этакие закрытые, но достаточно обширные пространства, символизирующие собой отдельные миссии. В большинстве случаев от вас требуется, казалось бы, полная банальщина — добраться от начального телепортера до конечного, расстреляв по пути пару стратегических целей да не подорвавшись на случайных минах. Только так, согласно сюжетной канве, и можно выбраться с планеты — пройдя сложный и тернистый путь от первых до последних ворот. Вот только прокатиться по Громаде с ветерком не выйдет — по широким, извилистым дорогам арен-полигонов колесит множество автоматов, на обочинах стоят мощные пушки, а где-то рядом неустанно снуют ремонтники, то и дело латающие недобитых противников. И без устали работают угловатые заводы, извергая из себя всё новые и новые механизмы. Что ещё важнее, враги чертовски хороши. Не просто хороши — неутомимы, беспощадны, неистовы. Они будут стрелять, маневрировать и уходить из-под огня. Они будут вести подавляющий огонь по вашим путям отступления. Они будут прятать в тенях деревьев магнитные мины, столкновение с которыми моментально заканчивается ярким взрывом и экраном бесповоротного поражения. Выжить будет непросто — а ведь нужно не просто выжить, а победить. В таких условиях надежда на мощность собственных пушек отходит на второй план, а вперёд выступает грамотный расчёт, чёткое знание уровня (полученное, разумеется, в процессе полудюжины неудачных заходов) и умение рассчитывать свой боезапас, чтобы не остаться со слабеньким энергетическим орудием против бронированного тяжеловеса, охраняющего последний подступ к заветному телепорту.


Чем дальше «Кассандра» углубляется в механическое сердце Громады, тем сложнее, запутанней становится дизайн арен. Вот уже путь к выходу преграждают лазерные ворота, случайный контакт с которыми означает неминуемую смерть. Что делать в такой ситуации? Остаётся лишь терпеливо дожидаться вражеского патруля, надеясь за долю секунды проскочить вместе с ним за пылающие створки. А вот в воздухе появились недосягаемые для большинства пушек бомбардировщики, даже сбив которые, всё равно рискуешь столкнуться с пикирующим вниз тяжёлым корпусом. Вон из-за очередного холма выкатывает небольшой аппарат, мирно объезжающий окрестности. Проявишь минутное любопытство, подъедешь к такому поближе — и моментально подорвёшься на минном поле, которое трудолюбивая машина всё это время тщательно готовила к прибытию «Кассандры». Но, безусловно, наиболее сильное впечатление производит сама Громада. Этот мир возбуждает самые смешанные чувства, на него невозможно смотреть с равнодушием, как и невозможно просто отвести глаза и сосредоточиться на целях. Слишком чужды оказываются для одинокого человека непохожие ни на что гигантские растения, слишком резко отличаются от привычных земных пейзажей кипящие озёра кислоты, из которых то и дело вылетают большие круглые пузыри. Груды шарообразных камней складываются в крутые горы, а поросшие водорослями летающие острова формируют непередаваемую картину чего-то грандиозного и в то же время невозможно далёкого. Боковым зрением всё время отвлекаешься на мельтешение забавных зелёных кустов, чем-то напоминающих кактусы, и одновременно пытаешься собрать мысли на предстоящей дороге, дабы ненароком не влезть в раскалённую лаву. «Умеренный» ландшафт сменяется «тропическим», затем на смену приходит «полярный», но суть остаётся та же — вокруг нет ничего, что согрело бы одинокого путника радостью узнавания. У Громады очень своевольный характер.


К счастью, кое-что всегда остаётся неизменным — где бы вы ни находились, с кем бы ни сражались, вы всегда можете положиться на верную «Кассандру». Эта гениальная машина оснащена всем необходимым, чтобы помочь своему создателю добраться до цели, и с первых же миссий к ней начинаешь чувствовать неподдельное уважение. Сменные шасси помогают оптимально подстроиться под переменчивую среду: на воздушной подушке «Пегас» легко лавируем над небольшими озёрами, а затем, вернувшись в коричневую пустыню, переключаемся на тяжёлые траки «Элефант» и вновь устремляемся в гущу боя. А уж в самом бою весомым аргументом становится набор эффектных футуристических пушек, которые «Кассандра» может взять на борт в количестве сразу четырёх штук. Огнемёты, пулемёты, миномёты и самые разные другие «-мёты» ждут своего нового владельца — нужно лишь добраться до специальных складов, где хранятся все эти сокровища. Впрочем, пропустить что-либо важное не получится — игра линейна и выдаёт новую экипировку ровно тогда, когда та оказывается больше всего нужна.

Но линейность нисколько не портит общего впечатления. Совсем скоро к «Громаде» начинаешь относиться как к необычному паззлу — добротному, тщательно выверенному, предлагающему всё более запутанные и интересные головоломки с уникальной механикой. Для каждого уровня есть своя оптимальная комбинация действий, к каждому «невозможному» моменту — свой подход, и от поиска и нахождения новых решений чувствуешь неподдельную гордость. Иной раз от вас потребуется терпение и умение выждать подходящий момент, а порой, наоборот, — жизнь спасают молниеносная реакция и идеальное управление боевой машиной. Стрелять придётся немало, но сама стрельба происходит как-то плавно, с расстановкой, даже какой-то нерасторопностью — чувствуется, что на экране идёт бой между тяжёлыми стальными титанами и спешка тут ни к чему.


И всё же главным сокровищем «Громады» лично для меня останется её удивительная атмосфера, пропитанная опасностями необузданного космоса и страхом неизвестного. Вам не будут показывать полных скрытого смысла видеороликов, не будут распалять интерес диалогами героя с второстепенными персонажами (которых тут, собственно, и нет), не дадут никаких скрытых материалов, повествующих о тайной подоплёке событий. В игре есть всего две коротких сюжетных сцены, выполненные в аскетичных чёрно-белых тонах, но впечатление, производимое ими, не забывается и не стирается даже спустя долгое время после завершения финальной миссии. Неподвижные картинки, твёрдый голос за кадром, суровая стилистика — то, что нужно уставшему от инфантильных современных игр олд-геймеру. И если вы ожидали, что у этой истории будет хэппи-энд, лучше сразу забудьте — не может быть счастливого конца в рассказе о жизни человека, у которого в одночасье отняли всё.

У Громады холодный, равнодушный характер. Нелегко к ней приноровиться, ещё сложнее понять её, стать её другом. Но тёмными осенними вечерами, когда за окном падают на землю последние жёлтые листья, душа снова и снова просится на эту странную, далёкую планету — быть может, потому, что, несмотря на всю свою отчуждённость, Громада скрывает множество секретов, надёжно сберегаемых для самых упорных искателей. И, привычно захлопнув за собой люк восхитительной «Кассандры», снова пускаешься в бесконечный путь…


Автор: Dark Savant
Дата: 28.09.2013

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей