Беспечная жизнь никогда не давала покоя, даже наоборот, подталкивала на собственное подавление. Нужны примеры? Стертая с лица земли цивилизация ацтеков, куда нежданно-негаданно нагрянула экспедиция под предводительством Кортеса. Эль Сид Кампеадор, давший хорошего пинка магометанским захватчикам на Пиренейском полуострове, за что был удостоен звания героя испанской Реконкисты без страха и головы. Гуннская кавалерия, спалившая величие Рима с его потрохами… Abyssus abyssum invocat.


Информация

Большой, хорошо оснащенный галеон, тихо войдя в гавань, проплыл еще немного и натужно остановился в виду небольшого, растянувшегося вдоль песчаного пляжа, поселения местных жителей, которые с капитанского мостика казались не то муравьями, не то термитами. В то же время где-то на обратной стороне земли одинокий всадник на гнедом коне галопом мчался в свою деревню, чтобы предупредить о карательном войске, свидетелем продвижения которого он стал мгновение назад. В фейерверке почти праздничного звона металла и отчаянных криков горят деревни, рушатся массивные стены, казалось бы, неприступных крепостей, а среди груд трупов и средневекового мусора меркнет почти невидимое солнце. Движется сила, которой мир до поры до времени не видел. Сила, неумолимо и жестоко подчиняющая себе завоеванием.

Здесь мало что изменилось. От развития поселения зависит его целостность, которая необходима жизнеспособной армии. От армии зависит уже не столько защита города от набегов супостатов, сколько успешная контратака, уничтожающая угрозу в зародыше: недвижимость, производящую войска или войска, защищающие крестьян, которые, в свою очередь, производят недвижимость. Крестьяне так же делятся на полуголых мускулистых брюнетов и целомудренно прикрытых длинным платьем брюнеток, взмахивающих кирками наравне с сильным полом. А любая деятельность сводится либо к прямой агрессии, либо к защите от нее. От развития зависит только гарантия успеха.


Поначалу, с появлением новых сценариев, продолжающих раскрывать потенциал Age of Empires 2, новшеств почти не замечается. Как уже неоднократно говорилось, первое впечатление чаще всего обманчиво. Потому что, помимо сценариев, посвежевшая «Эпоха Империй» разжилась несколькими воинственными народностями, а в древо уже имеющихся технологий были вплетены некоторые коррективы. В этом мире так мало вещей заслуживает того, чтобы называться идеальными. На момент выхода addon’а серия Age of Empires оказалась близка к благородному меньшинству, как никогда.

Говорят, для безопасного преодоления горных высот человеку рекомендуется иметь три точки опоры — обе руки и ногу или обе ноги и руку. Чтобы утвердить изящный алтарь на три колонны (история, город и армия неизменно стоят аж со времен Age of Empires), разработчики из Ensemble Studios наверняка руководствовались той же теорией, а рабское угнетение и фанатичная религиозность во времена строительства Стоунхенджа и египетских пирамид давно не в ходу. Вся прелесть The Conquerors и заключается внутри заветного святилища скромных нововведений.

Напоминает первую часть праздничного банкета от Ensemble Studios? Однако продолжение, которым короли жанра наградили поклонников, удивляет меньшим размахом, будто запланированной кульминации так и не произошло. Порции нововведений строго дозированы и не вредят первородной концепции, на которой строился успех Age of Empires. Дополнение The Conquerors подчеркивает, дополняет, украшает и не хватается за штурвал в попытке самостоятельно вести корабль. «Эпоха Империй» носила бы иной оттенок героической образности, если бы не долгий период смут и «Завоеваний».


Погруженность в исторические события стала наиболее узнаваемой чертой серии и осталась на максимальной глубине: стремясь скрупулезно достоверно передать дух той или иной эпохи, разработчики постарались не переступать знакомую черту между реальностью и фантастикой. В The Age of Kings игроку довелось поучаствовать в объединении земель и людей, проведя кровопролитные кампании.

Национальный герой Шотландии боролся за независимость своей страны. Отчаянная девушка склеивала разрозненные силы Франции для финальной схватки с англичанами. Мудрый светоч мусульманского народа отстаивал Иерусалим у неверных псов крестоносного движения. Монгольский владыка собирал бесчисленное войско и сквозь дикую степь вел его на подступы к Европе. Ну и наконец, славный король, шагая по стопам Карла Великого, по кускам собирал расколотую Священную Римскую Империю и намеревался лично присутствовать при осаде Иерусалима.

Подзаголовок второй части названия «Эпоха королей» говорит сам за себя так же, как и подзаголовок дополнения: «Завоевания» объединяют в себе наиболее яркие исторические моменты, связанные с угнетением и порабощением одних наций другими, предлагая побывать на каждой струне этой арфы, поющей свою балладу о нескончаемой войне.


История начинается. Предтечи монголов, многочисленные племена гуннов на быстроногих скакунах вслед за своим вождем Аттилой в течение двенадцати лет с 441 по 453 год н. э. опустошали Восточную и Западную Римские Империи, совершая организованные набеги из азиатских степей и европейских лесов. Несколькими веками позже, на территории Пиренейского полуострова, где сегодня находится современная Испания и Португалия, подходила к завершению другая война, известная как Реконкиста Испании.

Вне игры, сама по себе, эта кампания крайне интересна своей продолжительностью, казавшейся бесконечной — почти восемьсот лет подряд на этом клочке суши христианский мир, вобравший в себя общность испанских, португальских и каталонских воинов пытался противостоять магометанским захватчикам, эмираты которых в VIII веке н. э. занимали весь полуостров целиком. Обратное завоевание земель (перевод от испанского или португальского слова Reconquista) тянулось тем медленнее, чем жарче вспыхивали разногласия между правителями христианских королевств, число которых росло так же, как и обширность их земель. Таким образом, организм конфронтации, несмотря на страшную разобщенность, неумолимо отталкивал границу фронта с соседями-маврами все дальше на юг, постепенно укрепляясь на вновь обретенной земле. Олицетворением этой кампании является национальный герой Испании Родриго Диас де Вивар, в народе получивший второе имя — Эль Сид Кампеадор.


Строго следуя исторической хронологии, спустя четыре с лишним века после подвигов Эль Сида, прервавшихся его неожиданной смертью в 1099 году н. э., на территории Центральной Америки разворачиваются не менее трагичные события. Эрнан Кортес, конкистадор Испании, оправившейся после недавней войны, высаживается в джунглях Юкатана и вступает в схватку с нетривиальной цивилизацией ацтеков, призвав на свою сторону радикальных индейцев и учинив настоящую бойню в Теночтитлане, ацтекской столице. Сверх того, The Conquerors включает отдельные сценарии, интересные с исторической точки зрения: восемь сражений, от победы под Туром над маврами (732 год н. э.) до появления кораблей-черепах при Норяне (1598 год н. э.), исправляют точку жирной запятой.

Однако прежние недостатки, замеченные в Age of Kings, не смогли окончательно покинуть The Conquerors. Как правило, миссия, стоящая в авангарде той или иной кампании, является наиболее проработанной, сквозь сформировавшийся дух приключения и открытий невооруженным глазом заметна исключительная старательность, которая к третьей главе стремительно иссякает. Впрочем, интрига продолжает жить, во многом благодаря авторским заставкам, выдержанным, как интерфейс во время игры, в стиле той нации, за которую выступает игрок. Но жажда открытий и подвигов, которую разработчикам удалось возбудить в предисловии, вплоть до эпилога так и не была утолена.


Эталоном для других миссий могли бы послужить «Кара Господа» (первый сценарий в кампании Аттилы) и «Брат на брата» (первый сценарий в кампании Эль Сида). Оба сюжета дышат той же свободой тактических и стратегических решений, что и «Герои меча и магии III: Возрождение Эрафии» (с дополнениями «Клинок Армагеддона» и «Дыхание Смерти»), хотя различия этих стратегий настолько существенны, что сравнивать их почти невозможно. А возможно, во взрослой голове где-то живут и яркие детские впечатления автора, от которых радостно екает сердце в предвкушении «живой» истории, интерес к которой воспитывают такие произведения виртуального искусства, как Age of Empires.


Автор: Konrad Gamovsky aka programmarsto


Автор: Gamovsky
Дата: 16.08.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей