Разработчик: Spellbound Entertainment
Издатель: JoWooD
Жанр: Action-RPG
Дата выхода: 12 октября 2010

Пока отцы-основатели легендарной Gothic в лице Piranha Bytes подсчитывали продажи своей Risen, скромно сообщив о возможном сиквеле, издатель и правообладатель их самого известного творения в лице JoWooD, решив выжать последние соки из популярной франшизы, сперва выпустил средненький аддон для Gothic 3, а спустя два года подготовил полноценный сиквел, поручив разработку Spellbound Entertainment, за плечами которых были неплохие Desperados и Robin Hood: The Legend of Sherwood. Конечно, опасения в отсутствии опыта у разработчиков в целевом жанре RPG были очень серьёзные, а принимая во внимание жадность JoWooD, проявленную ещё в момент релиза Gothic 3, которая явилась миру едва ли не самой забагованной игрой в истории индустрии, скажем прямо, сколь-нибудь стоящей вещи могли ждать только самые упёртые фанаты. Сами разработчики в ходе анонсов сперва заявляли о таких необычных явлениях, как смена погоды по воле игрока, якобы серьёзно влияющая на геймплей, однако затем от таких смелых решений решили отказаться и, помимо похорошевшей графики, ничего особенного в превью не обещали. Зато неоднократно меняли название игры: Gothic 4: Genesis, Gothic 4: Arcania, Arcania: A Gothic Tale, - и, наконец, в марте 2010 года она обрела окончательное название и стала называться Arcania: Gothic 4. Много было высказано нелицеприятных слов в адрес JoWooD после релиза сего продукта от преданных фанатов серии, однако изредка были слышны и голоса о том, что в сущности Arcania не так уж и плоха, но тонюсенькие одобрительные трели заглушались волнами фанатского праведного гнева. Попробуем разобраться в причинах сложившейся ситуации - и нащупать истину, которая, как известно, должна быть где-то рядом.


Безымянный главный герой со своей возлюбленной.

Игра встречает нас безымянным героем, являющимся протеже предыдущих игр, который после финала Forsaken Gods стал высшим должностным лицом в Миртане и нарёк себя именем Робар Третий. Правда, наш доморощенный правитель немного тронулся умом и бросился войной на соседние земли, поэтому, едва дав поиграть за старого героя, разработчики тут же его заберут, а управление перейдёт совершенно к иному персонажу, роль которого нам придётся отыгрывать до самых финальных титров. Герой наш столь же безымяненен, как и предыдущий протеже, однако его внешность начинает наводить на странные мысли об аудитории, на которую ориентировались разработчики Arcania. Дело в том, что нашим главгероем является пастух, с виду, правда, больше напоминающий учащегося старших классов средней школы или студента младших курсов. Длинная чёлка на глаза, лёгкая небритость, - внешность, прямо противоположная старому главгерою - этакому усатому мужлану, калёным железом рубящему противников сотнями. Не исключаю, что кому-то подобный смазливый тип придётся по душе, но лично мне было куда приятнее отыгрывать героя-рубаку, чем неокрепшего подростка. Собственно, наш герой в родном селе желает навеки нырнуть в омут счастья со своей второй половинкой - но не тут то было, поскольку на остров нападают, семью и невесту нашего протеже убивают, а сам герой решает бросить вызов аж самому королю. Градус абсурда по ходу игры то снижается, то опять нарастает, но в целом история мало того что далеко не самая интересная, так ещё и попросту "притянута за уши". Хотя после Gothic 3 хуже она не стала, но там слабый сюжет обуславливался полной свободой действий, а Arcania совершенно линейна, так что сравнивать их в этом плане не совсем корректно.


Панорамные виды в Arcania просто прекрасны.

Впрочем, спорный сюжет - это не самая страшная новость для фанатов серии, особенно для любителей третьей Gothic, где весь сторилайн вмещался в пару предложений. Геймплей - вот что многих серьёзно расстроит. После старта игры советую безо всяких колебаний выставлять максимальный уровень сложности, символично именуемый "Готика". Хардкорности настоящей Gothic на этом уровне вы всё равно не увидите, но, по крайней мере, хотя бы по ходу игры будете пользоваться зельями восстановления маны и здоровья. После скромного пролога, представляющего собой обучение, нас забрасывают в игровой мир, где мы, по идее, можем сами выбирать, что и как будем делать в дальнейшем. Но мир этот - сплошные коридоры, и выбора у игрока практически никакого нет: знай беги себе по прямой - и всё. При этом, чтобы попасть в следующую локацию, необходимо выполнить условия основного задания на текущей. Рекомендую также тщательно исследовать местность, ибо исследователей игра всячески поощряет. Помимо ряда поисковых квестов на сбор различных частей доспехов и оружия, разбросанных по всему миру, повсюду понатыканы различные сундуки с ценным содержимым, зачастую охраняемые различными монстрами. Исследовать игровой мир интересно, хотя чувствуется недостаток дополнительных квестов, которыми можно было бы наполнить достаточно большие игровые просторы. После того как на локации мы выполнили основной квест и получили доступ к следующей, никто не запрещает вернуться назад - хоть в самое начало игры, только делать это практически бессмысленно, ибо после первого нашего посещения ровным счётом ничего не изменится. Дополнительные квесты, конечно же, есть, но, во-первых, количество их не очень велико, во-вторых - особым разнообразием они не отличаются (за редким исключением). Собственно, основные квесты также не слишком разнообразны, так что проходить дополнительные крайне рекомендую, тем более что они практически всегда скоротечны, да и опыт лишним не бывает. Что касается качества проработки самих квестов - то они, в общем-то, не хуже оных из третьей Gothic, однако ни в какое сравнение не идут с поручениями из первых двух частей. Да, вариативности в квестах нет никакой, за исключением примерно пяти основных квестов, во время которых игра вспоминает, что у неё в названии имеется слово Gothic, и прямо в дневнике игрока предлагает несколько вариантов прохождения заданий. От этого выбора, правда, ничего не зависит, кроме самого способа прохождения конкретного квеста.


Огненная магия в действии.

Интерфейс практически идентичен Gothic 3, так что бывалые игроки почувствуют себя в Arcania вполне уютно. На экране у нас три полоски - мана, здоровье и выносливость. Все они вполне задействуются - в зависимости от происходящего на экране. На удары расходуется выносливость, на магические заклинания - мана, ну а здоровье, как известно, определяет время жизни нашего протеже. Что сразу обращает на себя внимание - так это регенерация здоровья и маны, происходящая из-за предметов, которые можно найти в самом начале игры. Скорость регенерации даже с упомянутого начала вполне приемлема, чтобы не пользоваться зельями вовсе. Возможность восстановления здоровья и маны была, правда, и в 3-й Gothic, но там, чтобы её изучить, нужно было пройти большую половину игры, а в Arcania сие чудо доступно нам сразу. Упрощение существенное, так что любители хардкора эту фишку явно будут недолюбливать. Итак - боевая система. Мы можем махать оружием ближнего боя, одноручным или двуручным, а сам бой, кстати говоря, напоминает оный из Risen, только с куда чаще применяемым отскоком в сторону, усиленным ударом, сериями ударов и практически бесполезным щитом. К дальнобойным орудиям традиционно относятся луки и арбалеты, а механика стрельбы фактически не изменилась по сравнению с Gothic 3. Что касается магии, то она опять-таки в какой-то степени схожа с Risen: имеем три типа заклинаний, которые видоизменяются в процессе прокачки. Первый тип - это огненные заклинания, второй - магия льда, а третий - различные молнии. Нельзя не отметить тот факт, что, кого и как бы вы ни решили прокачивать, беззащитным герой не будет, поскольку боевая система сбалансирована и достаточна увлекательна.


Все орки в игре на одно лицо. Этот, правда, ещё и шутник.

Что касается ролевой системы, то за выполнение квестов, уничтожение монстров и даже некоторые диалоги нам дают опыт, по достижении определённого количества которого герой получает новый уровень. Вследствие этого немного подрастает здоровье персонажа, количество выносливости и маны, а также мы получаем три очка опыта, которые в соответствующем окне можно самостоятельно распределить между имеющимся навыками. Последние чётко разграничены по веткам между боевыми, дальнего боя и магическими. По традиции остались и совершенно бесполезные навыки скрытности, - но это, видимо, дань уважения серии. Как вы уже, наверное, догадались, учителя из предыдущих игр серии канули в лету. И ладно бы только это, - теперь полностью отсутствуют навыки свежевания животных, воровства, нет разделения на владение одноручным и двуручным оружием (осталось только владение оружием ближнего боя), нет разделения на владение луками и арбалетами и других привычных моментов серии. Поначалу всё это смотрится как-то дико, однако наш герой и безо всяких навыков ловко сдирает шкуры с животных, а также неплохо обчищает сундуки, на что местные жители, кстати говоря, никак не реагируют, а судя по одобрительному блеску в глазах большинства персонажей - даже разделяют и понимают здоровую жажду наживы нашего протеже. Что касается проработки действующих лиц, то выполнена она на троечку с плюсом, поскольку даже мотивы действий ключевых персонажей не совсем ясны, ну а проработка второстепенных NPC так и вовсе оставляет желать лучшего. Недалеко ушли и диалоги, в которых абсолютно нет вариативности и подсвечивается "сюжетный" вариант ответа, да и сами они в плане глубины проработки звёзд с неба не хватают, хотя периодически и радуют юмором.


Даже без специальных познаний ясно, что этот парень поклоняется Белиару.

Изменились в Arcania и многие другие детали, которые, хотя и были не столь значительны, прочно ассоциировались с серией. Так, никакие карты теперь не нужны, ибо у нас есть мини-карта (!), на которой даже отмечены цели миссии (!!!). Впрочем, бывалые готикоманы могут её отключить в настройках, но это всё-таки как-то не серьёзно. Кстати говоря, в упомянутых настройках есть ещё много интересных пунктов, среди которых можно выбрать между европейской и американской цветовой схемой (достаточно серьёзно изменяющей графический стиль игры), и загадочный пунктик "ролевая игра". При включении сего хитрого режима главгерой получает способность взаимодействовать с игровыми объектами. Не совсем понятно, да? Ну, герой, например, сможет ложиться в кровать, садиться на стулья, крутить вертел возле костра, использовать наковальню и прочие подобные возможности. Говорите, и раньше это можно было использовать безо всяких настроек? Нет, друзья, раньше-то в результате использования предметов интерьера что-то происходило, а в Arcania просто включается анимация действия и... ничего не происходит. Не хочется бегать по ночам и вы бы охотно переночевали в кровати сей жуткий период? В теории, конечно, можно, только пережить ночь вам придётся в реальном времени, так что об этом рекомендую забыть. Возможности ковки оружия и варки зелий при этом остались, но теперь наковальни и алхимические столы нам вовсе не нужны, а клепать оружие и даже доспехи, а также варить зелья мы можем в любом месте и в любое время (даже бой нам не помеха) в мгновение ока, для чего нужно всего лишь перейти в меню крафта и создать определённый предмет, что становится возможным после изучения соответствующего рецепта. Безусловно, подобное решение сказывается самым негативным образом на игровой атмосфере.


Умиротворяющая встреча рассвета. Даже ползущий ящер согласен.

Я не думаю, что упрощение всего, что только можно, было целью Spellbound, - скорее это была необходимость в условиях работы с ограниченным бюджетом и сжатыми сроками, дабы не выпускать на рынок продукт уровня Gothic 3 в части забагованности. Эти упрощения наилучшим образом сказались на стабильности работы игры, которая лично у меня за всё прохождение ни разу не вылетела и не зависла. Конечно, совсем без багов не обошлось, и среди прочих, например, имеется серьёзное проседание FPS при наполнении инвентаря. Требования к железу также весьма неслабые. Зато графика очень и очень радует, особенно различные погодные эффекты вроде дождя или, напротив, яркого солнца, - выглядят они очень реалистично и красиво. Не подкачали и местные пейзажи - и многие панорамы хочется заскриншотить, сделав фоном рабочего стола. Игра света и тени также впечатляет. Не обошлось, правда, и без ложки дёгтя в этом плане: к примеру, вода реализована не лучшим образом, лицевая анимация очень страшна, а клонированные NPC, моделей, которых за игру едва ли наберётся с десяток (включая женских), очень скоро начнут сниться вам по ночам. За исключением указанных минусов, графика находится на очень высоком уровне. Недалеко ушла и музыка, идеально вписывающаяся в происходящее - настолько, что её попросту не замечаешь в процессе. В русском издании от "Акелла" имеется полный перевод текста и диалогов, однако почему-то не тронут мануал. Периодически чувствуется наигранность голосов, однако происходит это не столь часто - и в целом перевод неплохой.


Я злой и страшный... Тролль.

Несмотря на обилие негативных моментов, играть в Gothic 4 всё-таки интересно, и, если вы всё-таки решили ознакомиться с Arcania, вероятность того, что вы дойдёте до финальных титров, очень высока. Трудно сказать, что именно подогревает интерес. Возможно, это знакомая вселенная или хорошо знакомый бестиарий (за редким исключением, всё "зверьё" мы видели в предыдущих играх). Пожалуй, слишком многое разработчиками было пущено "под нож", однако даже получившийся результат вполне имеет право на жизнь. Можно сколь угодно много говорить о том, что Arcania уже не Gothic и разработчики просто паразитировали на известном имени (как, собственно говоря, и есть), но хуже игра от этого не станет; лучше, к сожалению, - тоже.

Оценка игры: 6.5 из 10


Автор: LEKA
Дата: 15.11.2017

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей