Иногда бывает, что история о поиске и прохождении игры гораздо интереснее ее самой. Это, по всей видимости, именно тот случай, поэтому без объемного вступления не обойтись.

Однажды я гулял по данному замечательному сайту и наткнулся на интерактивный шпионский квест The Third Courier (1989) в антураже Берлина излета Холодной войны. Как интересующийся тематикой, я скачал, проверил и с трудом прошел эту игру, которая мне не понравилась, а потом, как настоящий мазохист, захотел еще. Потому что на том же сайте нашлась схожая игра East vs. West: Berlin 1948 (1989), где шпионский квест проходил уже в самом начале Холодной войны. И если чудовищно сложный The Third Courier (1989) мне удалось пройти, как и вообще все старые игры 1980-х, только благодаря прохождению на ютубе, то тут вышел провал. Никакого прохождения East vs. West там не оказалось. Не оказалось его и в Интернете. Ни на игровых сайтах, ни форумах, нигде, - не удавалось найти никакой информации об этом. Такое впечатление, что игра была просто забыта в свое время. Я писал на олд-геймс, где предсказуемо ничем не могли помочь, - и я даже написал на почту некоему товарищу по несчастью, немцу из Люксембурга, который тоже искал прохождение. Увы, всё было бесполезно, и я, смирившись, забыл про игру.

Однако чудеса всё-таки иногда случаются - когда у кого-то оказывается больше терпения, чем у тебя. В благословенный день в начале марта вышеупомянутый немецкий спаситель написал мне ответ, в котором коротко сообщил, что он прошел игру на оригинальном немецком и выложил прохождение на ютуб, где его может оценить каждый. Frederick Becker - запомните имя этого великого человека!





Естественно, это был повод для того, чтобы собрать волю в кулак и осилить игру самому. Собрав волю в кулак через три недели, я всё-таки прошел эту игру на английском ради личной коллекции интерактивных шпионских квестов о Холодной войне. И, пройдя ее, понял, что это того вполне стоило. Но самое интересное выяснилось, когда я из интереса стал искать информацию об авторах. Обычно это трудно сделать - мало кто интересуется такими вещами, поэтому найти сведения о каких-то мелких игровых студиях 1980-х практически невозможно. Однако тут мне неожиданно повезло. Как оказалось из титров, игру делала немецкая студия Time Warp, которая на рубеже 1980-1990-х сотрудничала с издателем Rainbow Arts Software, сделав в итоге с полдесятка простеньких игр - в основном симуляторов и аркад. Самая их известная игра - это платформер Great Giana Sisters, который прославился, впрочем, не своими достоинствами, а тем, что был неприкрытым и почти стопроцентным плагиатом Super Mario Brothers. При первом же появлении игры это вызывало бурный скандал, и из-за угрозы судебного иска ее уже через две недели изъяли из продажи. Это не помешало платформеру стать известным, популярным, получить сиквел, а заглавная простенькая мелодия неожиданно стала одной из самых популярных в истории видеоигр, заполучив кучу каверов, исполнителей и фанатов.





Однако конкретно эту игру делали другие представители Time Warp - в титрах главным создателем гордо значится Ralph Stock, а это легенда игростроения в Германии. Начав в Time Warp, он уже через два года, в 1990-м, стал в Rainbow Arts продюсером и главой отдела разработок, в итоге создав свою самую популярную игру - юмористическую стратегию менеджера телекомпании Mad TV (1991). В начале 1990-х он, как и многие, основал свою игровую студию в Германии и после ряда пародийных стратегий сосредоточился на образовательных и социальных играх вроде симулятора аварийных служб Emergency. И, хотя его проекты не так уж часто получали мировое признание, у себя на родине Ральф Шток - одна из самых известных личностей в этой сфере, и он регулярно участвует в игровых конференциях, образовательных мероприятиях и киберсоревнованиях. Как можно узнать из Википедии, конкретно East vs West он стал разрабатывать еще до окончания школы и в Time Warp только доделал. Так что да, мы имеем дело с не с каким-то забытым шлаком от безвестных немецких хултурщиков, а с первой игрой довольно известного и талантливого игродела, работавшего на заре создания индустрии.




Итак, вкратце завязка. В Берлин 1948 года прибывает агент ЦРУ Сэм Портер. Ему поручено важное задание - так как на носу блокада Западного Берлина и размежевание ГДР и ФРГ, то американцы в целях предосторожности привезли в свою зону атомную бомбу. Однако план сдерживания дедушки Сталина провалился - бомба похищена, видимо в интересах русских. За похищением, как предполагается, стоит могущественная криминальная организация Serva, объединившая всё преступное подполье Берлина сразу после конца войны, во главе которой стоит некий таинственный Профессор. Занимавшийся до Портера вопросом похищения бомбы полковник Харрис был буквально вчера найден на улице с пулей в голове. Теперь Портер должен решить эту загадку - найти убийц Харриса, отыскать бомбу и узнать, кто стоит за всем этим. В помощь ему дается удостоверение, пистолет и Рассказчик, от которого довольно мало толку, но он будет сопровождать нас всю игру в виде лица на плашке.





То, что это недорогая игра конца 1980-х, чувствуется быстро. Во-первых, она абсолютно беззвучна - места на флоппи-дисках, где ею занято аж больше мегабайта, для звука просто не хватило. Но так как надо было дать какие-то объяснения происходящему в игре сюжету, то авторы схитрили и приложили к игре аудиокассету, которую надо запускать одновременно с роликами. Нестандартное решение - и наглядно показывает уровень проработки от вчерашнего школьника Ральфа Штока. Впрочем, ничего особенного в роликах нет - просто краткий исторический рассказ о разделении Германии, блокаде Западного Берлина и обострении немецкого вопроса в начале Холодной войны.





Также игра отличается тем, что в ней вид сверху на плоскость - точь-в-точь как в Dreamweb или в каком-нибудь танковом симуляторе. Не исключаю, что эту идею Time Warp взяли именно из своего танкового симулятора Future Tank, - там даже серые квадратики-плитки одинаковые. Чтобы как-то это компенсировать, авторы насытили действие оцифрованными фото- и видео-кадрами, - они тут будут сопровождать нас в диалогах персонажей в качестве их аватарок. Управление осуществляется только курсором. При клике на нашего героя можно посмотреть инвентарь, в котором сложено всё необходимое; передвижение тоже по клику на плоскость. Несмотря на то что в дальнейшем Ральф Шток составит себе славу созданием стратегий, тут есть только один элемент псевдосимулятора - время. Оно отражается рядом в часах, которые можно прокручивать вперед для ускорения действия. Ничего особенного, между прочим, - очень популярная штука для дешевых шпионских квестов того времени, я уже в третий раз на такую натыкаюсь.





Для начала - про две самых главных проблемы игры, которые напрочь убивают сейчас интерес к ее прохождению: это неудобное передвижение и неудобная интеракция с персонажами. Всё действие проходит на одной громадной локации Берлина, поделенного, как по линейке, на улицы и кварталы, по которым и надо передвигаться. Графика тут крупнопиксельная, из-за чего на локациях самый минимум деталей, а внутри определенных зданий, куда можно заходить, локации в полтора раза меньше - поэтому там с трудом умещаются несколько предметов мебели и персонажи. Словом, очень большая условность и примитивизм даже для 1989 года. Тем не менее надо отдать должное авторам - общая атмосфера послевоенного Берлина более-менее чувствуется: по локациям снуют бедные берлинцы, солдаты оккупационных армий, машины, вокруг разрушенные руины и мрачные серые особняки. Вот только передвижение по этим локациям осуществляется неудобно - ты должен либо шагать по всему Берлину на своих двоих, либо брать такси. Ходить, в принципе, можно, - но ходить тут очень нудно. К тому же нам постоянно суются под ноги беспрерывно снующая по Берлину массовка, которая движется по одному генератору случайных чисел ведомому алгоритму и мешает элементарно передвигаться. Надо вдобавок обращать внимание и на регулярно разъезжающие по улицам автомобили и мотоциклы, чтобы не угодить под них. А это смертельно опасно: если вы слишком долго будете торчать перед надрывно орущим клаксоном машины, она вас просто возьмет и задавит: одна из немногих возможностей в этой игре умереть. Нечего, мол, было прогуливать на уроках ОБЖ правила дорожной безопасности, двоечник! В послевоенном городе всем плевать на твою жизнь!







И вот кто бы мог подумать, что именно остановка перед носом машины и клик на нее - это и есть вызов такси, единственного средства передвижения в этом городе! Садиться надо только в широкие серые машинки, очень смахивающие на послевоенные фольксвагены, которых в 1948 году было несколько сотен на весь Берлин, - но тут из них состоят все такси поголовно. Если удастся поймать эту машинку - можно выбрать по карте место, куда надо ехать, и туда вас доставят за 5-10 минут. Поймать машинку, кстати, не так-то легко - они появляются безо всякой системы и периодичности, так что часто приходится либо долго ждать, либо шляться по локациям. Есть, правда, еще какие-то квадратики-будки, видимо станции вызова такси, - но их на весь Берлин очень немного, так что на этот "Я-яндекс.Берлин" особо не надейтесь. Да и с картой придется повозиться - названия улиц на ней отмечены, приходится либо водить по ним курсором, чтобы найти нужное, либо сверяться с приложенной к игре бумажной картой, в которой надписи тоже в основном довольно мелкие.





В общем, надеюсь, теперь вы поняли, что за счастье передвигаться в этой игре, - хотя надо признать, что это куда лучше, чем бегать в The Third Courier от полиции и отбиваться от мафии огнестрелом каждые пять минут и тоже ежеминутно сверяться с бумажной картой.



Правда, раздражает, что иногда почему-то такси не откликается даже после десяти кликов и изредка нельзя в дверь пройти - приходится аж перезапускать игру. Но вот взаимодействие с персонажами тут откровенно плохое. Обычно даже в самых примитивных играх того времени места хватало на запись реплик, которые можно было выбирать из списка. Но только не здесь! Здесь вместо этого сделали удивительно громоздкую систему составления вопросов из четырех элементов: время - личность - предмет - место, которые надо закончить выбором вопросительного или восклицательного знака. То есть, скажем, вопрос "Что вы знаете о полковнике Харрисе?" надо составить так: портрет полковника - вопросительный знак. А "Когда тут был полковник Харрис?": время - портрет - адрес - вопросительный знак. Надо ли объяснять, насколько всё это усложняет игровой процесс? Вдобавок эта неудобная интеракция бессмысленна еще и потому, что на каждого персонажа обычно приходится не больше трех-четырех диалогов, которые легко можно было бы прописать и так. Ничем, кроме желания подзатянуть игру для покупателя, я это объяснить не могу.





За исключением этого, надо признать, что East vs West - вполне приличный квест для конца 1980-х. В основном геймплей заключается именно в общении с персонажами, от которых и надо узнать нужное. Предметы, которые можно подбирать охотно и часто, в основном даже не понадобятся - они нужны в первую очередь для довольно примитивных двухходовок: девочка просит шоколад, надо его попросить у информатора - шкаф закрыт, укради ключи у секретарши - персонаж намекает на взятку, дай ему деньги. Действие и загадки поэтому, слава богу, логичные, простые и в основном интуитивно понятные. Это не отменяет того, впрочем, что и тут надо быть осторожным и осмотрительным и почаще сохраняться из-за опасностей и алгоритмных тупиков. Как вам, например, возможность передать каждому персонажу любой предмет, после чего вернуть его невозможно? Иногда можно попасться антагонистам, если вовремя не слинять на улицу, - это тоже неприятно. И главное, не вздумай забыть лопату, Гайбраш... ой, тьфу ты - стальной прут перед входом в подземелье, - а то застрянешь!





Для такой скудной игры, которую можно сквозным прохождением осилить часа за два-три, тут в целом достаточно сносный сюжет, который полностью соответствует традициям шпионского детектива. Наш главный герой занят в основном опросом всех встретившихся персонажей и за указанное время узнает несложные, в общем-то, перипетии происходящего. Если вкратце, то предсказуемо оказалось, что за похищением бомбы стоят действительно Serva и русские, а следы Профессора ведут в американскую зону. Полковника Харриса, пытавшегося это выяснить с помощью ряда наемных помощников, сначала пытались припугнуть похищением дочери, а потом просто убили. Тем не менее это не помешало нашему герою выйти на след похитителей благодаря выходу на компанию немца-посредника, темного дельца, засветившегося в похищении. В программе будут хорошо проверенные приемы и знакомые персонажи: как опрос свидетелей, таинственные встречи посреди ночи с тайными информаторами, разъяснения на условленной явке, разговор на улице с пристреленным свидетелем за пять минут до его смерти, загадочная женщина-танцовщица и таинственная девушка из КГБ, честный американский репортер, прожженные дельцы криминального мира, похищение ключей у секретарши злодея, поиск машины похитителей по автономеру, - и, конечно, финальная схватка в подземелье, где находятся бомба и заложница, со спасением в последнюю минуту вовремя прибежавшими американскими властями. Радует, что, несмотря на пару приколов, сюжет сделан вполне серьезно, - хотя логично было бы ждать от автора юмористических стратегий Ральфа Штока побольше юмора. Но нет, тут он разве что в панибратском и веселом тоне Рассказчика, который сопровождает нас всю игру, и искривленных рожах массовки в диалогах.





Надо отдать должное авторам - несмотря на крупнопиксельную графику и минимум изобразительных средств, им удалось создать какую-никакую атмосферу сеттинга. Улицы выглядят одинаково серыми, но вокруг много разрушенных зданий, снующая массовка и автомобили, живые персонажи с прописанными манерами. Реплик у массовки, с которой можно поговорить на улице, очень мало - в основном по одной-две на человека, - но этого для антуража хватает. Оправдывает себя и ставка на использование оцифрованных фотографий и пленки. Псевдорепортажи в кинотеатре с редкими кадрами хроники тоже можно посмотреть - в интро и раза два даже в кинотеатре. Любопытная деталь: при клике на многие здания можно получить комментарий Сэма. В основном там ничего интересно, но иногда он дает краткую историческую справку, из которой можно узнать о прошлом Берлина. А игра, несмотря на свою абстрактность, всё-таки ввела в действие и несколько реальных берлинских достопримечательностей: например, символ города - радиобашню по прозвищу "Langer Lulatsch", Берлинский зоопарк и первый городской аэропорт Темпельхоф.





Меня, впрочем, больше интересовал вопрос с русскими - покажут ли нас тут, и если покажут, то будет ли небезызвестная клюковка? В целом я доволен - русских показали, но очень мало и без особой клюквы. Русские тут прежде всего в роли массовки на улицах. Различить ее очень легко - гражданские ходят в серых пятнышках-шляпах и цветных платочках у женщин, американцы - в зеленой форме с белыми звездами на макушке, а русские - в коричневой с красными. Такого же цвета у американцев с русскими и джипы. С русскими поговорить не получится - рассказчик заявляет, что это суровые ребята, которым запрещено на службе общаться не по делу со штатскими, - так что не надо их отвлекать. Американцам не повезло еще больше - с ними хотя и можно говорить, но не нужно. Все их солдаты ходят с лицами дегенератов и говорят так же убого: "Нам запрещено брататься с немцами!" - "Я по-немецки знаю мало слов - фройлян, шницель и всё такое". Я уж не говорю, что следы заговора ведут собственно к американцам.





Ну и еще по сюжету надо будет посетить здание администрации советского блока, отмеченное флагом СССР. Там нас встретит безымянный офицер, серп и молот в углу на столе как элемент декора и портрет Сталина на стенке, которого Сэм Портер тут же сравнит с "Большим братом" из романа Оруэлла, который будет опубликован только через год. Если кого-то это задевает - всё в порядке, у американцев то же самое, только вместо серпа и молота гимн "Звезды и полосы", а вместо Сталина - портрет Трумэна.









Также в ходе сюжета можно повстречать еще аж двух агентов КГБ, который существует уже в 1948 году, - их я в финале накрыл с поличным на сделке с Serva. Это поселившаяся в соседнем с нами номере гостиницы таинственная девушка, которую подозревают в работе на русских, с обычным русским именем Lina Boreva. Много о ней, впрочем, не узнать, и она останется персонажем массовки. Зато ее коллега, жизнерадостный старичок Борис Малнов, который был тут кем-то вроде связного, меня привел в восторг своим оптимистическим настроем и верностью идеалам социализма.





При встрече с ним где-то возле разделительной линии секторов на Шарлоттенбург-шосси, 46 или в каком-нибудь баре он буквально брызжет идеологической сознательностью: "Функционеры правы. "Свергнуть врагов рабочего класса, смерть империалистам!" Отойди от меня" - "Послушайте меня! Партия сказала: "Ничего для одиночки, все для класса!" Я в это верю. Вы со мной, конечно, согласны?". Забавно еще, что он почему-то называет себя Boris Kovalsky, хотя рядом в плашке отчетливо видно его имя - Boris Mankov.





Последнее, скорее всего, из-за ошибок американских переводчиков. Ни за что не поверю, что немцы додумались бы в оригинале подписать Железный крест как "Party badge". Хотя кто его знает, он тут и впрямь сам на себя непохож - с белым кругом в центре и каким-то слишком длинным нижним концом... Черт, кажется, я заговариваюсь.





В целом и общем - East vs West оказался далеко не таким страшным, как мне показалось. Если бы не неудобное перемещение и интеракция, что, впрочем, отличало очень многие игры конца 1980-х, это был бы более или менее сносный квест для своего времени, который при желании можно попробовать и сейчас. Рисовка по тем временам считалась нормальной, какой-никакой сюжет и расследование есть - и даже вполне нормальная квестовая логика. С вершинами тогдашнего жанра типа игр Sierra, конечно, не сравнить, - но уж не хуже того же псевдосимулятора The Third Courier и уж точно удобнее. Так что знать об этой игре не помешает - особенно как о примере роста немецкого игростроения, над которым работал ныне широко известный игродел Ральф Шток.

Автор: Chapaevec
Дата: 01.04.2020

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей