Microsoft Entertainment Pack for Windows

Microsoft Entertainment Pack 1
Microsoft Entertainment Pack for Windows
Жанр: Arcade, Puzzle, Tabletop
Разработчик: Microsoft
Издатель: Microsoft
Год выхода: 1990
Платформа: Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 1
Едва ли не самый знаменитый представитель казуальных электронных развлечений: в силу ряда исторических обстоятельств некоторые здешние забавы прекрасно знакомы десяткам и сотням миллионов пользователей, в остальном крайне далёких от мира компьютерных игр.

Тем более примечательно, что «Microsoft Entertainment Pack for Windows» появился на свет в качестве почти что экспериментального проекта. Если верить легендам, то всё началось с некоторой озабоченности руководства вынесенной в заголовок компании по поводу того, что её новый образцово-показательный продукт, графическая среда Windows (тогда ещё в версии 3.0), несмотря на всю свою внешнюю дружелюбность, не могла похвастаться популярностью в широких кругах населения, где считалась чем-то чрезмерно дорогим, ресурсоёмким и уместным разве что на ПК у матёрых бизнес-пользователей. В способность её выступать в качестве игровой платформы явно не верил никто из крупных издателей развлекательной продукции того времени, а потому менеджеры Microsoft поступили весьма хитро, собрав у собственных сотрудников различные простенькие игровые программы, которые те создавали для себя лично в своё свободное время, – некоторые эти самоделки и удостоились в итоге издания в коробочном виде. По воспоминаниям очевидцев, авторы таких творений были вознаграждены десятком акций корпорации каждый, а дискеты с играми – нарочно оставлены без защиты, в качестве неофициального поощрения их дальнейшего распространения среди друзей и членов семей покупателей с целью ненавязчивой пропаганды самой Windows. Результат превзошёл самые смелые ожидания: уже в следующем году появились второй и третий подобные сборники, а затем и четвёртый, и даже «сборник сборников» из наиболее популярных вещей; самый первый в начале 1992 г. пришлось переиздавать (теперь уже с добавлением порядкового номера); некоторые игры из комплекта массово распространялись ещё и на особых «одиннадцатых дискетах» в виде бесплатного бонуса к упаковкам пустых гибких носителей от Verbatim; ну а кое-какие особо полюбившиеся всем наименования и вовсе оказались включены в базовый комплект поставки последующих версий уже полноценной операционной системы.

Впрочем, наиболее известной на то время игрой из состава дебютного «Microsoft Entertainment Pack for Windows», удостоившейся отдельной наклейки на лицевой стороне обложки, являлось не что-либо доморощенное, а совсем даже «Tetris». Все приличия постарались соблюсти: «порт» за авторством Дейва Эдсона был – после нескольких раундов нелёгких переговоров – сублицензирован у компании Sphere (обладавшей правами на распространение знаменитой игры на Западе и лишь два года спустя решившейся выпустить для Windows свой «Tetris Classic»), а Электроноргтехника и А. Пажитнов с В. Герасимовым – аккуратно перечислены в титрах наряду с портировщиком. Игровой процесс, как можно догадаться, ничуть не изменился: «Тетрис» – он и на Windows «Тетрис». В чёрный стакан шириной в десять и высотой в двадцать клеток одна за другой падают фигурки тетрамино, из которых необходимо складывать цельные горизонтальные ряды. Фоном служат обои с абстрактным узором, а звуковое сопровождение сводится к одиноким «бипам» в честь очередной готовой строчки: весьма неказисто по сравнению со щеголявшими красочными картинками вариациями от Spectrum HoloByte. Справа красуется статистика: счётчик очков (начисляемых уже просто за достижение фигурками дна стакана, но, разумеется, в особо крупных размерах растущих по мере заполнения рядов), индикатор текущего уровня и количество успешно удалённых строк. Управление реализовано посредством стрелок клавиатуры; в настройках дозволяется выбрать стартовый уровень (от первого до десятого включительно), несколько усложнить игру добавлением присутствующих с самого начала полузаполненных рядов (в количестве 0 – этот вариант выбран изначально, – 1, 3, 5, 7 или 9), включить подсказку с отображением следующей фигурки или даже активировать режим для двух игроков. В последнем случае на экране появится дополнительный стакан, а для управления вторым потоком тетрамино будут отведены клавиши «J», «K», «L» и «пробел».

Не стало мировой премьерой появление в сборнике и ещё одной игры: в состав «Microsoft Entertainment Pack for Windows» была включена версия «Taipei» за номером аж 4.0. Этот созданный Дейвом Норрисом вариант маджонга широко распространялся и в Shareware, и во Freeware исполнении, а также давно представлен и на нашем сайте (на отдельной страничке которого можно познакомиться с более подробным его описанием). А вот следующая забава пусть и выходила до этого на другой платформе, но именно с данного сборника начала своё триумфальное шествие по планете. Речь, конечно же, о «Minesweeper», разработанной сотрудником Microsoft Куртом Джонсоном для OS/2 и адаптированной Робертом Доннером для Windows. Если верить всё тем же легендам и воспоминаниям, уже по компьютерам сотрудников Microsoft эта головоломка распространилась со скоростью чумного вируса, а самым заядлым игроком оказался сам Билл Гейтс, который достиг рекорда в пять секунд на лёгком уровне, но в итоге был вынужден удалить игру, отнимавшую слишком много времени в ущерб работе (хотя и после этого он умудрялся выкраивать минуту-другую на партию, пробираясь тайком в кабинет тогдашнего президента корпорации). Как известно, вплоть до Windows 7 включительно «Minesweeper» входила в комплект базовой поставки ОС, а в версиях 8 и 10 осталась доступна для отдельной загрузки. Вряд ли есть смысл подробно описывать все особенности здешнего игрового процесса, заключающегося в открытии клеток на минном поле, пользуясь числовыми подсказками, которые указывают на то, со сколькими именно «опасными» ячейками граничит каждая из уже открытых. В представленной здесь версии 3.0 звук отсутствует начисто, а настройки дозволяют выбирать между несколькими уровнями сложности (иначе говоря – размерами поля), включая три фиксированных и один «свободный», с возможностью определения количества рядов и столбцов (а заодно и мин) вручную.

На фоне вышеотмеченных «хитов» несколько теряются два сравнительно скромных пасьянса за авторством Кена Сайкса. В «Cruel» стандартная колода разбивается на двенадцать стопок по четыре случайных карты в каждой (из которых видна лишь первая), разложенных в два ряда внизу экрана, в то время как четыре туза занимают место вверху, – именно на них и требуется перенести все карты сообразно их мастям и в последовательном порядке от «двоек» (которые только и могут лечь поверх тузов) до «королей». Нижние группы дозволяется перекомпоновывать вручную, передвигая карты по одной на одинаковые по масти, но непосредственно превосходящие их по рангу – в противоположность размещению на позициях выше: иначе говоря, например, «пиковую десятку» можно перенести лишь на «пикового» же «валета», открыв тем самым карту, находящуюся прямо под ней. Если «ходов» больше нет, то можно воспользоваться кнопкой «Deal» справа вверху, которая тасует карты в рамках каждой из двенадцати колод, но без изменения их последовательности. Обратите внимание, что такая помощь доступна лишь в том случае, если вы уже смогли перенести какие-либо карты в любое место после последнего нажатия кнопочки: иначе возникнет патовая ситуация, неминуемо ведущая к проигрышу (впрочем, нажатие клавиши «Backspace» в случае чего отменит предыдущий ход). Настройки в «Cruel» крайне скромны и позволяют лишь выбрать «рубашку» для колоды (увидеть которую можно будет только после «закрытия» одной из мастей в верхней части поля) да включить опциональные текстовые сообщения о недопустимости какого-нибудь предпринимаемого нами действия (например, попытки перенести карты не по правилам: по умолчанию при этом просто ничего не происходит).

Второй пасьянс называется «Golf» и отсылает к тому нюансу этой спортивной игры, согласно которому набирать следует как можно меньше очков. В верхней части поля выложены семь последовательностей по пять карт каждая (только верхняя из них доступна для взятия, но остальные всё равно изначально видны); все прочие сложены в колоду из шестнадцати карт («рубашкой» вверх) в левом нижнем углу, и лишь одна вдобавок продемонстрирована рядом лицевой стороной. Задача заключается в том, чтобы сбросить все карты сверху вниз: переносить на нижнюю открытую разрешается только ближайшие ей по рангу, независимо от их масти. Так, например, на «девятку» можно положить как любую «восьмёрку», так и «десятку». Из этого правила имеются два исключения: на туза кладётся лишь «двойка», а на «короля» нельзя положить ровным счётом ничего. Если ходов больше нет, можно щёлкнуть на оставшейся колоде слева внизу – и место открытой карты, пригодной для «принятия» её верхних товарок, займёт следующая случайная. Надо заметить, что банальное везение играет в этой разновидности пасьянса несколько большую роль, нежели в иных карточных забавах, и проиграть тут проще простого. Настройки партии аналогичны таковым в предыдущей работе Кена Сайкса: выбор картинки для «рубашки» да опциональное включение различных текстовых сообщений и предупреждений.

Уже знакомому нам Роберту Доннеру принадлежит ещё одно развлечение из «Microsoft Entertainment Pack for Windows»«TicTactics», оказывающееся не чем иным, как очередной разновидностью «крестиков-ноликов». Роль последних тут исполняют красные и синие шарики, а состязаться дозволяется исключительно с ИИ, чьи интеллектуальные способности соответствуют трём уровням сложности, доступным для выбора в меню настроек новой партии. Особенностью проекта является то, что помимо стандартного поля 3х3 клетки, отображаемого к тому же в изометрической перспективе, можно выбрать более сложные и примечательные варианты: 3х3х3 и 4х4х4. В этих двух последних случаях расставлять свои фишки в ряды и мешать делать то же самое сопернику придётся сразу на трёх расположенных одна над другой плоскостях – и сочетания из одинаковых фигурок по горизонтали, вертикали или диагонали оказываются таким образом доступны ещё и в трёхмерной перспективе: весьма необычно и по-своему примечательно.

Наконец, Майк Блейлок создал для сборника свой нехитрый вариант «солитера» – головоломки на перестановку колышков по доске с отверстиями. В «Pegged» нам предстоит удалять с поля все фишки, перепрыгивая одной через другую, пытаясь достичь того момента, когда останется лишь одна-единственная. Пространство для манёвров у нас в любом случае то же самое, крестоподобное и на 33 отверстия, – а вот начальную раскладку разрешается выбрать из семи доступных вариантов, от простенького «креста» на шесть колышков до полного «солитера» на 32 подлежащих взаимному «съеданию» фишки. Как и в пасьянсах, «Backspace» поможет при острой необходимости отменить предыдущий ход. В заключение стоит также упомянуть, что помимо семи игр в состав «Microsoft Entertainment Pack for Windows» входила ещё и программа-скринсейвер «IdleWild» от Брэдфорда Кристиана, в дальнейшем постоянно пополнявшаяся с очередными выпусками сборника новыми и новыми в меру красочными заставками.

В итоге, несмотря на объективно высокую оценку, «Microsoft Entertainment Pack for Windows» имеет на сегодня скорее коллекционное значение, нежели игровое. Вряд ли кто-то станет запускать именно этот проект 1990 года для того, чтобы посостязаться в очередной вариант «Тетриса», разложить пасьянс или испытать свои сообразительность и удачу в «гвозде» здешней программы – «Minesweeper». Тем не менее историческая значимость этого сборника несомненна, да и прочие здешние забавы вполне достойны внимания всех любителей казуальных развлечений (ну и, конечно же, офисных работников, у которых выдались свободные четверть часа).
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.