Видатні композитори світу

Дитяча колекція. Видатні композитори світу
Видатні композитори світу
Жанр: Educational
Разработчик: GARBUZ.Studio
Издатель: Атлантік
Год выхода: 2006
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 0
«Видатні композитори світу» – представитель на удивление многочисленного семейства образовательных игр от львовской студии «Гарбуз», выпущенных киевским издательством «Атлантик» под общей вывеской «Дитяча колекція» (она же «Школа вовка Панаса» – в честь одного из двух, наряду с белочкой по имени Сопилка, постоянных персонажей этих обучающих программ). Несмотря на то что едва ли не все сорок с лишним выпусков серии успели в 2005–2008 гг. выйти в свет аж в трёх различных изданиях (в том числе и для некоммерческого распространения под эгидой общества «Просвіта»), большинство из них является на сегодня довольно-таки редкими.

А кроме того – все члены этого семейства похожи друга на друга как капли воды что в отношении игрового процесса, что по внешнему виду. Первый сводится к знакомству в строго установленном порядке с различного рода познавательными материалами на вынесенную в заголовок тему, при этом каждая глава сопровождается одним-двумя, а иногда и тремя опциональными развлечениями (мини-игрой, мультфильмом, ребусом, кроссвордом и т. д.), а также обязательным к прохождению тестом-викториной. Что же касается графики, то она полностью соответствует традициям эпохи господства на суше, на море и в воздухе Macromedia Flash и родственных ей технологий, а потому производит несколько смешанное впечатление: с одной стороны, все изображения здесь крупные, яркие и в меру цветастые, да ещё и без проблем растягиваются по умолчанию на весь экран, хотя бы и в разрешении 1920×1080, но с другой – от избытка детализации картинка явно не страдает, а в рисовке преобладают «векторные» линии и скучноватая монотонная заливка. Ну, зато – по традициям всех проектов, предназначенных для юной аудитории, – в наличии полная озвучка (на украинском языке), сопровождаемая, разумеется, соответствующими текстами.

После знакомства с кратким вступлением и ввода своего имени мы попадаем в главное меню, где остаётся только нажать на кнопку «Почати нову гру»: пункт с предложением продолжить предыдущую сессию станет активным позднее, а «Вступ» всего лишь заново продемонстрирует только что посещённый экран с вводной информацией. В меню же разделов перед нами предстают восемь постаментов с порядковыми номерами – темы «курса», проходить которые необходимо строго по порядку. Рамка-занавес по бокам – по большей части декоративная, но три угловых элемента тут интерактивны и заслуживают внимания: арфа слева вверху поможет вернуться назад в меню; барабан в аналогичном месте справа выводит со страничек с познавательной информацией на общий экран тематического раздела, а оттуда – прямо в систему; ну а посредством бандуры в правом нижнем углу можно вызвать справку-инструкцию (как по программе в целом, так и по отдельным её режимам вроде ребусов или кроссвордов), отрегулировать громкость и качество изображения (ни на что, впрочем, не влияющее), вывести список авторов и т. д. На страничках с информацией внизу по центру появляются ещё и дополнительные кнопки, позволяющие отключать и перезапускать озвучку от волка или белочки и перелистывать здешние странички, а левее можно ещё и выбрать мелодию для музыкального сопровождения. Всё управление, разумеется, осуществляется посредством мыши.

С точки зрения образовательного содержания «Видатні композитори світу» посвящены именно тому, что и заявлено в заголовке: ознакомлению младших школьников с базовыми сведениями о персоналиях наиболее выдающихся (по мнению разработчиков) европейских творцов музыки. Иными словами, ожидать от этой программы полноты энциклопедических сведений никак не стоит, а выбор персоналий оказывается несколько субъективным. Так, из всемирно известных имён здесь представлены только четырнадцать, сгруппированных попарно в семь тематических разделов: Вивальди и Паганини, Бах и Гендель, Моцарт и (кто бы сомневался) Сальери, Бетховен и Шуберт, Шопен и Лист, Верди и почему-то Равель, Чайковский и Штраус (понятное дело, не Рихард, а Иоганн-младший). Как можно видеть, хронология и просто ассоциативная последовательность соблюдены далеко не всегда, а, скажем, Рамо, Гайдну, Россини, Бизе, Берлиозу, Вагнеру, Брамсу, Мусоргскому и Григу и вовсе не нашлось места. Восьмая и заключительная тема посвящена украинским композиторам, но и здесь наблюдаются приличные лакуны: наряду с представленным достаточно подробно Н. В. Лысенко тут фигурируют лишь Н. Д. Леонтович и М. М. Вербицкий. Что мешало вспомнить ещё если и не Д. С. Бортнянского с М. С. Березовским, то хотя бы С. С. Гулака-Артемовского, – не очень понятно. Ну ладно, не будем придираться ко вкусам авторов и к заведомой ограниченности объёма программы.

Впрочем, кое-какие претензии имеются и к содержанию статей об упомянутых выше достойных личностях: слишком уж много места занимают рассказы о детстве композиторов, а рядом с полезной информацией нередко встречаются и различного рода «занимательные факты» сомнительной достоверности (хотя, возможно, такой выбор материала обусловлен спецификой достаточно узкой целевой аудитории). Как и в случае с восемью общими разделами, темы в рамках таковых предназначены для изучения в порядке строгой очереди: каждая подобная глава активируется нажатием на один из предметов или персонажей из представленной на экране мизансцены (а именно – на тот, который в настоящий момент подсвечивается), – впрочем, ничто не мешает возвращаться к любому уже изученному материалу. После пяти-шести иллюстрированных статей о жизни и творчестве выдающихся музыкантов (состоящих из нескольких страничек каждая) следуют, как уже упоминалось, различного рода развлечения. Смысл и назначение ребусов, кроссвордов или неинтерактивного мультфильма очевидны, да и решать или досматривать их до конца совершенно не обязательно: достаточно просто выйти на ту же мизансцену – и следующий пункт культурной программы будет уже доступен.

А вот мини-игра «Угадай мелодию», встречающаяся в первых семи разделах, требует обязательного ответа, – впрочем, тут всё совсем даже не сложно. В верхней части экрана приводится название некоторого произведения, а при подведении курсора к четырём пронумерованным кнопкам ниже начинает звучать музыкальный фрагмент: прослушав предложенные варианты, необходимо щёлкнуть на тот из них, который и соответствует, по нашему мнению, указанному наименованию. Последняя, восьмая тема вместо этого выдаёт нам задание на «ассоциации»: требуется сопоставить приведённые в колонке слева имена или названия со словами на карточках справа (например, «Бах», «Лысенко» или «Собачий...» – и «вальс», «орган» или «украинец»). Следом за этим, в качестве предпоследнего пункта каждого раздела, нам предложат особое – чаще всего аркадное или логическое – мини-развлечение. Ну а в завершение придётся пройти небольшой тест на закрепление изученного материала: необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопрос из трёх представленных на экране (например, «Кто научил Вивальди играть на скрипке: няня, тётя или отец?»). Заданий таких в каждой теме ровно десять, и для получения доступа к следующему разделу ошибиться разрешается не более пяти раз!

Что же касается собственно мини-игр в полном смысле этого слова, то все они пусть и связаны так или иначе с темой музыки, но связь эта зачастую весьма условная. Забава первого раздела называется «Голодный ёжик». Упомянутое млекопитающее – «мультяшное» и антропоморфное, т.е. двуногое и в кедах, – появляется справа прямо на рояле – и мечтает заполучить яблоко, которое свисает на ниточке сверху по центру экрана. Чтобы опустить плод пониже, необходимо несколько раз подряд воспроизвести звучащий фрагмент мелодии при помощи нарисованных внизу клавиш фортепиано. Задача состоит из трёх уровней, по шесть фраз из трёх нот в каждом; при этом на первом этапе все клавиши – диапазоном в одну октаву – отличаются прописанными над ними названиями от «до» до «си» включительно, да и проигрываемые ноты задания всё равно всегда отображаются по очереди в правой части экрана, так что музыкальный слух тут, увы, проверить и потренировать не получится (разве что память).

Второе развлечение, заниматься которым можно будет после знакомства с творчеством Баха и Генделя, называется «Спаси себя сам» и представляет собой не что иное, как обычный лабиринт – к счастью, без противников и даже без ограничений по времени. Требуется, блуждая по нескольким экранам, связанным между собою хитро запутанными переходами, отыскать в здешних закоулках сначала семь расположенных там нот, а затем и выход: как ни странно, достаточно интересно, пусть подобная забава и не очень-то связана именно с музыкой. А вот третья мини-игра – «Чей голос?» – уже вполне себе тематическая: перед нами предстают девять инструментов (барабан, тамтамы, виолончель, гитара и др.) – и необходимо несколько раз подряд угадать, какой именно из них звучит в небольшом фрагменте. После всего лишь трёх ошибок следует проигрыш!

Четвёртая забава – «Наши музыканты» – одна из наименее вразумительных: по идее, здесь нам предлагается дирижировать целым оркестром. А точнее, квартетом: прямо на лесной полянке расположились волк, петух, кот и обезьяна – с различными музыкальными инструментами в лапах (ну или перьях). Щелчок на каждом из персонажей отдаст ему команду начать музицировать – или же прекратить это занятие: похоже, весь смысл сего действа сводится к вольной аранжировке мелодии на свой вкус. В пятой – столь же странной – игре мы снова оказываемся в лесу, но уже на верхнем его ярусе: первым делом следует отыскать в кронах деревьев или на их стволах активную точку с «голосом», потерянным одной из местных пташек, – а затем щёлкнуть на его предполагаемой пернатой обладательнице, либо сидящей тут же на ветках, либо периодически пролетающей мимо.

Шестое развлечение – чисто аркадное. Мы поступаем на работу на стеклозавод – и должны осуществлять контроль качества местной продукции. По конвейеру справа налево с весьма внушительной скоростью движутся бутылки – и необходимо стучать по ним молоточком (при помощи левой кнопки мыши), чтобы определять брак. Последний, в отличие от «нормальной» стеклотары, отличается глухим, а не звонким звуком, – такую некондицию требуется уничтожать посредством правой кнопки: если допустить попадание хотя бы трёх «неправильных» склянок в приёмник на конце конвейера слева – последует проигрыш! Всё бы тут было хорошо, если бы дозволялось регулировать скорость происходящего: трудно сказать, с чем это связано, но многие забавы подобного жанра, встречающиеся в выпусках «Детской коллекции», оказываются практически непроходимыми даже для взрослых, не говоря уже о детях.

В седьмой мини-игре «производственная» тема продолжается: мы оказываемся на скрипичной фабрике, но уже в перспективе от третьего лица – и с управлением волком-приёмщиком посредством стрелок клавиатуры. Необходимо как можно быстрее схватывать спускающиеся сверху на верёвочках упомянутые музыкальные инструменты, подбираясь к ним при помощи стремянки (для её активации задействован «пробел», но наш протагонист умеет только толкать, а не тянуть). Наконец, восьмое и последнее развлечение – «Озеро мелодий» – также связано с музыкой лишь номинально: рыбак удит рыбу из лодки, и при помощи левой кнопки мыши мы управляем забрасыванием его удочки – таким образом, чтобы поймать получилось плавающие в глубине ноты и прочие скрипичные ключи, но ни в коем случае не собственно рыбу. Увы, обе эти забавы реализованы крайне неудобно – и вряд ли доставят удовольствие даже мастерам аркадного жанра.

В итоге приходится признавать, что выпуск «Видатні композитори світу» сегодня стоит рекомендовать разве что коллекционерам и, пожалуй, изначальной целевой аудитории. Несмотря на то что некоторые здешние мини-игры и правда недурны, в общем и целом они вряд ли представляют собой такой уж интерес для широкого круга любителей музыки и старых игр.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.