Martin Mystère

Crime Stories: From the Files of Martin Mystère
Martin Mystère: Operation Dorian Gray
Мартин Мактайн: операция "Дориан Грей"
Martin Mystère
Жанр: Quest
Разработчик: Artematica Entertainment
Издатель: GMX Media
Год выхода: 2004
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.50 из 10
  • 0
  • 1
  • 2
Термин "фуметти" (или - в единственном числе - "фуметто") в итальянском языке используется для обозначения комиксов как таковых, независимо от их жанра и страны происхождения, однако в остальном мире под ним обычно понимаются именно истории в картинках родом из упомянутого государства, а где-то - как, например, в наших краях - он если кому-то и известен, то употребляется в первую очередь применительно ко всевозможной "чернухе", коей, увы, среди таких вещей немало. Однако только ею, к счастью, итальянские национальные комиксы вовсе не ограничиваются, и примером тому служит один из самых известных тамошних сериалов - "Мартин Мистер(е)" авторства Альфредо Кастелли (писателя) и Джанкарло Алессандрини (художника), выходящий с 1982 года, переведённый на множество языков и повествующий о приключениях молодого "криптоархеолога", занимающегося проблемами наследия древних цивилизаций, существование которых не признаётся официальной наукой, и постоянно попадающего в различные приключения с научно-фантастическим, мистическим и прочими подобными "оттенками". Сам главный герой - тот самый Мартин - родился в Нью-Йорке, но после таинственной гибели родителей в авиакатастрофе увлёкся всем необычным и большую часть своего времени проводит в Италии, хотя нередко возвращается в Америку и даже оказывает платные услуги полиции родного города, когда той требуются его компетенции и консультации в "специфических" делах. Однако особого дохода подобные самостоятельные занятия не приносят, поэтому по большей части он живёт за счёт своей возлюбленной и "вечной невесты" Дианы - богатой наследницы, категорически не одобряющей наклонностей и увлечений Мартина, но вынужденной с ними мириться, однако так и не решающейся сочетаться с этим человеком браком.

Формально действие данных историй происходит в той же "вселенной", что и рассказов - уже как раз относительно чернушных - о наверняка известном многим нашим читателям детективе Дилане Доге, а равно и ещё о некоторых персонажах, - однако "мир" Мартина гораздо более "светлый", чем у вышеупомянутого специалиста по паранормальным делам, но вместе с тем он, как ни парадоксально, и куда причудливее. В нём без малейших проблем соседствуют наследие легендарных затонувших континентов Атлантиды и Му (представленных в комиксах как две могущественные империи, в глубокой древности воевавшие друг с другом с применением лучевого и ядерного оружия...), христианские Рай и Ад, различные персонажи античной, скандинавской, кельтской, ацтекской и прочих мифологий, переселение душ, разнообразная мистика, инопланетяне и так далее - вплоть до Питера Пэна. В частности, одним из центральных персонажей "сериала" является Ява - немой, но очень физически сильный и бесконечно преданный Мартину неандерталец, обнаруженный тем в затерянном городе этого вида людей на территории Монголии и ставший его неизменным спутником и слугой, а к числу главных врагов героя относятся - помимо архизлодея мистера Джинкса и русского эмигранта Сергея Орлоффа, коллекционирующего произведения искусства, - пресловутые "люди в чёрном", скандинавский бог огня и хитрости Локи и фея Моргана, сводная сестра короля Артура. В целом антураж этих произведений можно охарактеризовать как своего рода "neo-pulp", но с претензией (чаще неудачной) на некоторую серьёзность, то есть без откровенного "китча". По мотивам "фуметти" о Мартине Мистере было создано не так уж мало сопутствующей продукции, включая мультсериал (некогда транслировавшийся и на нашем телевидении, но, скажем так, крайне далёкий от первоисточника), а также представленную на данной странице компьютерную игру в жанре "приключения".

Что общий антураж, что сюжетная завязка вполне соответствуют первоисточнику, но с единственным исключением - Диана здесь наконец-то вышла за Мистера замуж, однако тот после этого вовсе не изменил своего образа жизни. Действие начинается с того, что кошмарный сон Мартина, за которого мы в основном и будем играть, прерывается вследствие телефонного звонка: инспектор нью-йоркской полиции Тревис, его старый друг, просит героя о помощи в расследовании убийства только что найденного мёртвым профессора Ойлемберга. Однако тому препятствуют целых три проблемы: его автомобиль находится в автосервисе на ремонте, в подвале частного дома, где живёт протагонист, случился потоп вследствие поломки стиральной машины (и нужно ждать сантехников), а Диана, которой вконец осточертело поведение мужа, попросту заперла его гардеробный шкаф и спрятала ключ, из-за чего он даже не может одеться для выхода на улицу. Для устранения всех этих неприятностей нужно произвести целый ряд действий (включая "промежуточные"), причём подчас весьма неинтуитивных. Но беды на этом не закончатся - прибыв-таки на место и начав заниматься расследованием, рассеянный Мартин обнаружит, что забыл дома удостоверение, позволяющее ему помогать полиции и находившееся как раз в предмете одежды, накануне отправленном в стирку, - поэтому придётся ехать назад и в буквальном смысле копаться в грязном белье. Возможно, многим подобное начало приключенческой игры покажется скучным и искусственно затянутым, - но если "пережить" этот момент, то дальше всё станет намного интереснее.

Перспектива обзора - от третьего лица в "квестовом" смысле, а управление по традиции осуществляется при помощи мыши, курсор которой может принимать различные формы в зависимости от ситуации. Так, рука означает возможность взять предмет, "облако" с восклицательным знаком внутри - поговорить с другим действующим лицом, блокнот - пристально изучить объект, дверь со стрелкой - перейти в другую локацию или вернуться из режима "взгляда крупным планом". Для того чтобы осмотреть предмет, требуется задействовать левую кнопку манипулятора, а чтобы взять его - правую, но нередко нужно нажимать их обе, так как второе означенное действие невозможно выполнить без первого. Доступ к инвентарю осуществляется по нажатию пиктограммы с буквой "I" в левом нижнем углу экрана, после чего правее появляется "строка", состоящая из ряда ячеек; здесь же отметим, что во время прохождения вещи придётся не так уж редко "комбинировать", что делается прямо в вышеупомянутой "панели" посредством перетаскивания одного объекта на другой. Важнейшим отличием Martin Mystère от многих других игр приключенческого жанра является механика взаимодействия предметов из инвентаря с окружающей обстановкой и другими персонажами: для того чтобы воспользоваться какой-либо находкой, необходимо сначала "взять" её, щёлкнув по соответствующему изображению правой кнопкой мыши, дабы она "повисла" на курсоре, а затем "применить" в желаемой точке на экране уже при помощи левой кнопки мыши. Двойной щелчок всё той же левой кнопкой манипулятора позволяет ускорить диалоги или пропустить сюжетные сцены. Отдельно стоит упомянуть о двух предметах, оказывающихся в инвентаре героя вскоре после старта: мобильный телефон позволяет совершать важные звонки, а карта Нью-Йорка - мгновенно перемещаться между локациями посредством обращения к ней и выбора там нужного места.

Уровень сложности прохождения можно оценить как "выше среднего": ранее уже говорилось, что некоторые загадки весьма неинтуитивны, но приятно радует и их относительное разнообразие. Да, вероятно, большая часть головоломок так или иначе связана с предметами, но, во-первых, как опять-таки отмечалось, их не так уж редко требуется комбинировать, во-вторых - розыски нужных вещей и особенно логика их правильного использования подчас затруднены, в-третьих - только этой составляющей процесс вовсе не ограничивается, ибо потребуется и извлекать важную информацию из интерактивных диалогов (с выбором вариантов ответа из текстовых реплик и, к счастью, обычно в принципе сопровождаемых субтитрами), и определять правильную последовательность символов (а то и собственных действий), и заниматься разными прочими делами. А "вишенкой на торте" наверняка станет загадка, ответ на которую необходимо брать прямо с задней обложки игры, - такая вот, с одной стороны, "ненавязчивая", а с другой - неожиданная и оригинальная защита от копирования. Сюжетные повороты и "тематика" локаций тоже наверняка порадуют: уже приблизительно в "конце начала" игры герою предстоит отправиться в Мексику, а впоследствии он против своей воли лишится... души - и придётся (вы же обратили внимание на словосочетание "в основном" где-то выше?) поиграть и за Диану, отправившуюся спасать мужа-авантюриста, и за ещё одного персонажа... Всего, естественно, раскрывать не будем, но отметим, что в истории важную роль играют "ацтекские" мотивы, а главным злодеем ожидаемо (для поклонников первоисточника) окажется мистер Джинкс. Так что, повторим, если не впасть в апатию от несколько странного начала действия (которое, кстати, в своё время стало причиной получения игрой множества негативных отзывов в прессе), то дальше всё наверняка "пойдёт" куда легче и увлекательнее.

Графика Martin Mystère, надо признать, несколько странная: трёхмерные модели на двумерных фонах, причём то и другое прорисовано вроде бы неплохо, но, скажем так, своеобразно (и явно не в стиле оригинального комикса), из-за чего порой создаётся пресловутый эффект "зловещей долины". Вместе с тем нельзя не отметить хорошую детализацию локаций и довольно плавные (а порой и "естественные") движения моделей персонажей (что, как известно, является большой проблемой во многих подобных играх начала и середины 2000-х). Озвучка сюжетных сцен полная, а в качестве музыкального сопровождения используются в основном милые джазовые мелодии. Вердикт - своеобразная как в плохом, так и в хорошем смысле этого слова и оригинальная приключенческая игра, отличающаяся невнятным "стартом", увлекательным сюжетом, несколько необычной механикой, объективно не самыми логичными загадками и неоднозначными визуальными решениями. Если вы любите квесты, а вышеперечисленные моменты, равно как и тематика "криптоистории" как таковая, вас не отталкивают, то проходить мимо явно не стоит.

P.S. В виде исключения приводим ответ на упоминавшуюся выше "загадку с обложки", тем более что в русской локализации этот момент был вовсе проигнорирован: "2-3-1-3-3-1".
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.