Garfield

Гарфилд
Garfield
Жанр: Arcade
Разработчик: Code Monkeys
Издатель: Hip Interactive
Год выхода: 2004
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 4.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 1
Толстый, рыжий, ленивый и наглый антропоморфный кот Гарфилд - главный герой одноимённого американского юмористического комикса, созданного Джимом Дэвисом в 1978 году, печатавшегося в раличных газетах, впоследствии получившего колоссальную популярность во многих странах мира и по состоянию на 2025 год продолжающего выходить. Сюжеты составляющих его историй довольно обыденные и рассказывают о жизни Гарфилда в пригородном частном доме вместе с его хозяином, художником Джоном Арбаклом, и маленьким беспородным псом Оди, являющимся для главного героя одновременно мишенью для всевозможных насмешек и издевательств, соперником и товарищем (да, так бывает). Среди других персонажей комикса можно выделить соседскую кошечку необычного розоватого окраса Арлин, возлюбленную Гарфилда, относящуюся к нему, скажем так, сильно "переменчиво", а также ненавидимого им серого котёнка Нермала, принадлежащего родителям Джона, который часто гостит в их доме и стремится стать местным всеобщим любимцем. Самого же Гарфилда можно охарактеризовать как законченного бездельника и циника: он обожает лазанью, ненавидит понедельники, будильники и любую физическую активность, значительную часть времени проводит во сне, а также склонен к "философским" размышлениям и порой к не самым хорошим с моральной точки зрения, но всё-таки "несерьёзным" поступкам, обычно так или иначе связанным с отлыниванием от каких-либо обязанностей, получением дополнительной пищи, "подставой" или унижением Оди, "шутками" над ним и хозяином и так далее. Всё это сдобрено более-менее добрым, но подчас всё же специфическим юмором.

Ввиду своей популярности Гарфилд стал "героем" самой разной сопутствующей продукции, включая мультсериалы (самый известный из них и единственный классический - "Гарфилд и его друзья", выходивший в 1988-1994 годах), несколько средне- (первый из них увидел свет в 1982 году), а затем и полнометражных мультфильмов, фильмы и электронные развлечения для различных платформ. В частности, в 2004 году вышла одноимённая полнометражная лента, совмещавшая игру живых актёров с компьютерной анимацией, - она получила весьма противоречивые отзывы, во многом из-за внешнего вида главного героя, который был представлен там вовсе не бипедальным, а самым что ни на есть "обычным" котом (но некоторые, напротив, называли это "возвращением к истокам", ибо в самых первых историях о нём - в 1976 году в чёрно-белом комиксе-"стрипе" "Jon" - Гарфилд антропоморфным как раз не был). Почти сразу же свет увидела и представленная на данной странице компьютерная игра (к слову сказать, первая трёхмерная про данного персонажа), - но она, к счастью, была лишь формально приурочена к выходу одноимённой кинокартины, не имея с ней ничего общего не только по части сюжета, но и в плане внешнего вида главного героя: здесь толстый кот по-прежнему "классический", то есть прямоходящий и "мультяшный".

Сюжет довольно прост и вполне типичен для комикса-первоисточника: однажды Джону надоело безделье его домашнего любимца и склонность того к устройству беспорядка. И утром, когда почему-то не спящий кот смотрит телевизор, хозяин перед уходом на работу ставит ему ультиматум: либо тот прекращает портить вещи и начинает помогать ему по дому, либо будет посажен на диету. Гарфилд, естественно, игнорирует эту угрозу и засыпает, но, пробуждаясь (видимо, через незначительный период времени), обнаруживает, что пёсик Оди успел в буквальном смысле слова перевернуть весь дом вверх дном. И в итоге у кота - за которого, естественно, и предстоит играть - есть 8,5 часа (видимо, рабочий день Джона за вычетом того времени, что Гарфилд спал, но с добавлением дороги домой), чтобы успеть навести порядок до прихода хозяина и продолжить получать еду в прежнем объёме. Кроме того, на всякий случай он решает приготовить лазанью самостоятельно (в том числе, видимо, потому, что вчера или утром "объел" хозяина), для чего необходимо обзавестись её ингредиентами.

Garfield формально можно отнести к аркадному жанру, но на деле это весьма необычный его представитель. В частности, здесь вообще почти нет никакого "насилия" (не считая возможности пнуть несчастного Оди) - отсутствуют враги (за исключением одной локации, причём их едва ли допустимо именовать данным термином), опасности и любой риск погибнуть или пораниться, ввиду чего у протагониста нет ни "жизней", ни запаса здоровья; нет здесь также и платформ (и по факту вообще каких-либо препятствий, если не считать периодически мельтешащего под ногами Оди, не способного, правда, нам как-то реально помешать) и даже уровней. Игровой процесс по своей сути напоминает слегка сюрреалистичный "симулятор уборщика" в единственной огромной локации: Гарфилд должен носиться по дому, собирая при помощи ранцевого пылесоса (!) любые (в том числе довольно крупные...) разбросанные объекты и затем пристраивая их с помощью него же (но, естественно, используя другую клавишу) на подходящие для них места - чаще всего находящиеся в совершенно других помещениях жилища, которые необходимо предварительно как-либо вычислить и которых, сразу скажем, немногим меньше двух десятков: гостиная, кабинет, кухня, кладовая, постирочная, гараж, несколько спален, игровая, ванная, подвал, чердак и даже сад, в котором Оди тоже успел "похозяйничать". Объект, доступный для "взятия", подсвечивается белым многогранником, а на месте, предназначенном для него, появляется соответствующий силуэт. Обратите внимание, что одновременно Гарфилд может переносить с собой только три предмета, ввиду чего остальные необходимо складывать в один из трёх имеющихся в доме ящиков, которые, естественно, не "сообщаются" друг с другом (а заодно формально служат и точками для сохранения прогресса).

Игровой процесс дополнительно осложняется не только необходимостью более-менее оперативно запомнить и держать в голове план дома, но и тем, что на момент старта отнюдь не все помещения доступны для прохода в них: некоторые двери попросту заперты. Формальная же механика проста: оказавшись в комнате, нужно выявить не имеющие отношения к её функциональному назначению предметы, засосать их при помощи пылесоса, а затем найти для них подходящую "область" и "выдуть" там при помощи той же единицы бытовой техники. Изредка может быть так, что объект требуется вернуть на место в пределах того же помещения, где он находится; кроме того, пылесос используется и для поправления сбитых Оди оконных рам и висящих на стенах картин. Как только какое-то помещение полностью прибрано, Гарфилд автоматически получает ключ от какого-либо иного, изначально бывшего запертым, и может отныне заниматься и его уборкой. К великому сожалению, основу действия составляет именно этот многократно повторяющийся "цикл", выполнение которого, скорее всего, займёт в любом случае несколько (вероятно, никак не меньше двух, а то и трёх-четырёх) часов реального (а не игрового) времени, поэтому следует сразу иметь это в виду и морально приготовиться к монотонному и, будем честны, довольно скучному времяпрепровождению, срок которого при этом всё-таки ограничен таймером, пусть и очень лояльным.

К счастью, некоторое разнообразие всё же есть, и связано оно в первую очередь со второй нашей целью - необходимостью самому приготовить лазанью, для чего требуется отыскать четыре ингредиента: томатный соус, сыр, говядину и слоёное тесто. Кроме того, есть и дополнительное (и опциональное для выполнения) задание - сбор пятидесяти восьми частей головоломки-пазла. Часть этих объектов мы сможем найти непосредственно во время игрового процесса, но несколько реально получить лишь за победы в местных мини-играх, коих всего три штуки. Две из них - обязательные для прохождения, так как призами там являются ингредиенты для любимого блюда Гарфилда. Так, в саду около почтового ящика мы сталкиваемся с ненавистным главному герою Нермалом, которого нужно будет победить в "гоночном забеге" по саду, состоящем из трёх кругов: если Гарфилд это сделает, то серый котёнок вынужден будет отдать ему слоёное тесто. У домика на дереве - также в саду, на границе участков двух домов, - Гарфилд встречается со своей возлюбленной Арлин, просящей его собрать для неё букет цветов, причём нужно будет найти именно все его "составляющие", находящиеся не только в саду. В случае успеха в награду кот получит от своей пассии томатный соус.

Наконец, третья мини-игра опциональна: на чердаке Гарфилд услышит голос своего воображаемого друга Клайва, просящего убрать различные механические заводные игрушки трёх типов (роботы, монстры и машинки), разбросанные по полу, по трём же предназначенным для них шкафам. Это необходимо делать опять-таки при помощи пылесоса, причём в условиях сравнительно жёсткого ограничения по времени, составляющего лишь три минуты. За победу в этой забаве кот получает четыре детали для пазла, которые нельзя получить иным способом. Именно на чердаке мы встречаемся также с единственным местным видом "врагов" (в кавычках) - живущими на тамошних стенах пауками. Кроме того, есть ещё два развлечения: собственно тот самый пазл, сборка которого осуществляется в игровой комнате и приступить к которой можно при наличии как минимум пятидесяти фрагментов из пятидесяти восьми (некоторые из них мы получим в награду за уборку отдельных помещений вместо ключей), а также бесконечная забава в стиле "тетриса", доступ к которой Гарфилд получает в той же игровой комнате посредством компьютера, но предварительно потребуется найти среди вещей в доме компакт-диск с нею.

Увы, игровой процесс как таковой скорее разочаровывает. И дело отнюдь не только в отмеченном выше однообразии, вызывающем уныние, "вылечить" от которого редкие мини-игры, предполагающие хотя бы какой-то "вызов", естественно, не могут. В частности, здесь очень неудачно реализовано управление: Гарфилд двигается медленно и как-то "расшатанно", а направить струю воздуха из пылесоса точно на нужный предмет зачастую трудно даже в том случае, если нам удалось подобраться к нему вплотную (что не всегда возможно). Добавляет проблем и фиксированная камера, зачастую принимающая очень неудобные ракурсы и вынуждающая вручную менять её положение. Но, конечно, больше всего раздражает "основа", то есть необходимость постоянно бегать по всему дому от комнаты к комнате, а равно и к ящикам, в которых мы оставляем "лишние" предметы.

Однако хуже всего то, что в данной игре присутствуют весьма неприятные баги, для исправления которых, судя по всему, не существует патчей. Обычно такие вещи не рассматриваются нами непосредственно в описаниях игр, но в данном случае обойтись без этого никак нельзя. Итак, во-первых, высок риск того, что всю игру придётся проходить за раз, так как сохранения в ящиках очень часто банально не срабатывают или "исчезают". Во-вторых, мини-игрой на чердаке, возможно, в принципе не стоит заниматься, так как, с одной стороны, некоторые предназначенные к сбору игрушки могут проваливаться в текстуры дверного проёма, из-за чего взять их будет невозможно, с другой - пылесос там часто банально перестаёт работать. Впрочем, для исправления конкретно этой проблемы существует оригинальный и действенный способ: нужно подойти к одному из пауков и направить пылесос на него, нажав любую из двух клавиш, отвечающих за его "деятельность" (засасывание или выдувание), после чего он, скорее всего, снова начнёт функционировать. Наконец, в-третьих, к великому сожалению, собрать упоминавшийся выше пазл целиком в принципе невозможно из-за "хромой" логики разработчиков: дело в том, что две из частей головоломки мы получаем за успешное приготовление лазаньи, а как только блюдо сделано и уборка завершена - игра сразу же заканчивается, в том числе если отведённый на прохождение лимит отнюдь не исчерпан. При этом если приготовить лазанью до того, как закончить уборку, то это всё равно не поможет, поскольку два других фрагмента мы получаем за сам факт завершения наведения порядка во всём доме, - но времени на то, чтобы отнести полученные бонусы в игровую комнату, не остаётся (как и в случае с завершением готовки), поскольку после данного события сразу же автоматически стартует финальная сцена, в которой Джон возвращается домой и вся "семья" начинает есть эту самую лазанью. Таким образом, максимальное количество частей пазла, которые можно собрать и установить на предназначенные для них места, - пятьдесят шесть из пятидесяти восьми. Так что, как уже говорилось выше, особого смысла в том, чтобы мучиться с забагованной мини-игрой на чердаке, нет - хотя бы по этой причине.

Графика Garfield трёхмерная и, надо признать, довольно приятная, несмотря на год выхода: модельки персонажей аккуратные и "гладкие", никаких шейдеров нет, качество прорисовки фонов довольно высокое, а какое-никакое разнообразие помещений дома присутствует (здесь же стоит упомянуть и оживляющий обстановку сад). Отдельно хотелось бы отметить "мультяшный" внешний вид действующих лиц, во многом соответствующий их прототипам из первоисточника, а также неплохую передачу его стиля и атмосферы и общий "уютный" антураж типичного американского пригорода. Разумеется, здесь же нельзя не поблагодарить авторов за создание игры по мотивам именно оригинального комикса, а не фильма и за "канонический" внешний вид Гарфилда. О звуковом оформлении в целом сложно сказать что-либо хорошее или плохое, за исключением раздражающего шума пылесоса, который придётся слушать на протяжении существенной части прохождения. Музыка тоже неплоха и включает порядка десяти композиций, но примерно к середине игры постепенно приедается.

Итоговый вердикт вынести, увы, проблематично. С одной стороны, данная вещь безотносительно к любым другим факторам объективно оригинальна и практически не имеет аналогов (!), так как трудно припомнить другую игру, в которой необходимо было бы заниматься почти исключительно уборкой дома, да ещё с такой реализацией этого процесса и в соответствующем антураже. Однако реальные достоинства, по сути, ограничиваются этой самой оригинальностью концепции и формальным следованием духу "исходника" - реализация же, увы, сильно подкачала, что было более-менее подробно рассмотрено выше. Если бы даже при сохранении той же "основы" процесс был разнообразнее - в частности, мини-игр имелось бы больше раза в три, а также присутствовали враги, ловушки, препятствия, - то восприятие данной вещи могло бы оказаться совершенно иным. Но, увы, имеем то, что имеем, - а потому оценка, несмотря на интересную задумку, окажется только средней.
Автор обзора: kreol
Garfield 2, Garfield: Caught in the Act, Garfield: Saving Arlene
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Когда-то игра показалась чем-то удивительным и прекрасным, но почему-то далеко пройти не удалось. Теперь понятно, почему. Вообще, задумка интересная и оригинальная, но авторы явно перестарались, а игра ведь для детей...