Экономическая научно-фантастическая стратегия с неожиданными (пусть и незначительными) "аркадными" элементами, посвящённая крайне любопытной теме - созданию и последующему развитию собственного заповедника на тропическом острове, населённого клонированными динозаврами, который открыт для посещения туристами, но вместе с тем регулярно подвергается различным опасностям - как побегам его обитателей и вспышкам у них ярости, так и стихийным бедствиям (поскольку находится данный объект на острове в северной части Тихого океана, где часто бывают ливни с грозами и ураганы). Как наверняка легко догадаться из названия игры, она является частью более-менее обширной линейки проектов по мотивам знаменитой кинофраншизы "Парк Юрского периода". К великому сожалению, данная вещь представляет собой очередной - неизвестно какой по счёту - пример того, как действительно интересные и оригинальные идеи могут быть загублены неудачной реализацией, - но в данном конкретном случае ситуация из-за огромного потенциала оказывается особенно обидной. Но сначала нужно поговорить о том, как здесь всё устроено и сколько всего есть хорошего, а уже потом - почему в итоге всё плохо и как так получилось.
Как и в большинстве стратегий подобного "менеджерского" направления, "сюжет", если его можно так назвать, очень условен: компания INGEN из фильмов-первоисточников во главе с Джоном Хэммондом нанимает нас для создания парка с динозаврами и эффективного управления данным объектом; несмотря на "научный" посыл, реальными конечными целями являются получение прибыли и высокого рейтинга "заведения". Перед стартом можно выбрать один из четырёх режимов (формально пяти, но последний не является "игровым"). "Operation Genesis" - непосредственно кампания, разделённая на этапы; "Exercises" - небольшой, но ёмкий набор обучающих заданий, позволяющих изучить основы процесса; "Missions" - двенадцать миссий, почти всегда сводящихся к тем самым "аркадным" элементам: в них, управляя вертолётом или "сафари-джипом", придётся, например, спасать заблудившихся в парке посетителей либо так или иначе усмирять сбежавших ящеров; "Side B" - своего рода "свободный" режим, где мы создаём парк для себя, не пуская в него туристов и не имея формальных проблем с финансами и прочими бедами (однако по умолчанию он недоступен и "открывается" лишь после успешного прохождения десяти из двенадцати миссий в предыдущем описанном пункте); "Dinopedia" - встроенная энциклопедия, содержащая различные сведения о встречающихся в игре видах динозавров, но по факту не научные (и не всегда достоверные), а так или иначе полезные нам для достижения успеха в прохождении.
Перспективу обзора можно охарактеризовать как "условно изометрическую со свободной камерой"; управление осуществляется мышью, но некоторые действия можно (а иногда лучше или даже необходимо) выполнять и посредством клавиатуры. В левом верхнем углу экрана отображаются количество имеющихся у нас на счёте денежных средств и текущая дата; впоследствии чуть ниже появится и рейтинг парка, который может иметь от одной до пяти звёзд включительно и зависит от целого ряда факторов (на момент старта действия он по понятной причине отсутствует). Две "строки" в правом верхнем углу - это количество динозавров и посетителей в парке в данный момент; они помечены соответствующими иконками, но в начале игры чисел, естественно, не содержат. Значок в правом нижнем углу - "почтовый ящик", куда периодически поступают разные важные сообщения о ситуации в парке или по как-то связанным с ним вопросам.
Левый нижний угол отведён под мини-карту, показывающую часть острова, в которой мы в данный момент "находимся", и несколько расположившихся "по параболе" круглых пиктограмм, отвечающих за непосредственное управление игровым процессом и изменяющихся в зависимости от ситуации. "Стандартный" их набор включает пять значков: каска - строительство объектов (естественно, за деньги) и связанные с ним дела; лист бумаги - различные отчёты о текущей ситуации в парке от специалистов из его персонала; морда динозавра - ряд действий с "питомцами" нашего "заведения"; рука - специфические (в том числе те самые "аркадные") действия, к числу которых относятся управление вертолётом и "сафари-джипом" (либо просто поездка на них или вызов данных транспортных средств), а также доступ к отделу научных исследований, объявлению режима чрезвычайной ситуации (это всё будет рассмотрено далее) и мгновенный переход к воротам парка; шестерёнки - настройки игры. При этом щелчок на каждом из них приводит к появлению "подменю" с внешне подобными иконками, отвечающими за действия, относящиеся к конкретной из данных "категорий".
Начало кампании реализовано весьма интересно: перво-наперво необходимо фактически создать (!) собственный остров, определив его общую форму, а также "расположив" там три типа объектов: деревья, реки и горы. При этом важно соблюдать баланс (поскольку возводить постройки можно лишь на ровной и твёрдой земле), а также учитывать тонкости: в частности, слишком большое количество деревьев может помешать посетителям наблюдать за динозаврами, а горы, напротив, способны послужить естественной защитой в случае возникновения каких-либо проблем с поведением животных. Получившийся результат перед его "сохранением" и стартом действия разрешается просмотреть и по необходимости "отредактировать"; плюс существенную часть ландшафта можно изменить и непосредственно в процессе игры, но уже не бесплатно.
Категорий возводимых объектов в общей сложности семь: это инфраструктура (дороги, фонтаны, урны, скамейки), туристические постройки (три вида смотровых площадок, бюро экскурсий на воздушных шарах и на "сафари-джипах"), "общественные" здания и сооружения (непосредственный вход в парк, где продаются билеты, киоски с едой, сувенирные лавки, туалетные кабинки, зоны отдыха), пункты уборки, сектор безопасности (базы рейнджеров, камеры слежения, отпугивающие маяки, сторожевые вышки и укрытия для посетителей), составляющие вольеров для динозавров (несколько видов ограждений, инкубаторы, два типа кормушек - для хищников и травоядных, автоматические манки, приманивающие животных к удовольствию любопытных посетителей), элементы окружающей среды (те самые деревья, реки и горы, а также равнины). Опция расчистки земли тоже предусмотрена, - но, во-первых, данный процесс стоит довольно дорого (особенно если мы хотим уничтожить гору), во-вторых - после этого землю нередко предстоит ещё и выравнивать. Важно отметить, что все постройки имеют два показателя, при их выделении левой кнопкой мыши отображаемые в виде шкал, - это запас прочности (сокращающийся в случае различных стихийных бедствий и других неприятных ситуаций) и - внимание - уровень чистоты (!): здесь на удивление большое внимание уделяется проблеме грязи, с которой нужно обязательно бороться. Для восполнения первой из названных характеристик существует отдельная опция ремонта, опять-таки связанного с затратами денежных средств.
При игре в Jurassic Park: Operation Genesis нужно обязательно отметить два важных и не совсем привычных любителям такого рода вещей момента. Во-первых, если и не основную, то существенную часть денег мы получаем не от туристов, а от неких спонсоров компании INGEN (или от неё самой?), - но при этом данные вливания интересны им только в том случае, если парк сам по себе рентабелен и приносит прибыль, поэтому стремиться больше зарабатывать всё равно критически необходимо. Во-вторых, "экспонаты" парка - динозавры - вовсе не берутся из воздуха и на момент начала действия вообще отсутствуют: мы должны по факту "воссоздавать" их из ДНК, что не так уж тривиально, поскольку её саму ещё тоже надо извлечь или получить. Перед стартом у нас есть два типа капитала: некоторая сумма денег - и столь же небольшой запас упомянутых молекул, позволяющий ("при прочих равных") вывести один (самый "простенький") вид "ужасных ящеров", после появления которого можно будет открывать парк для публики.
"Производство" динозавров организовано следующим образом. Сначала требуется добыть окаменелости, что возможно двумя способами. Первый и "основной" - это отправка одной или нескольких экспедиций к местам раскопок через соответствующий пункт в разделе "Динозавры": там предлагается список таких локаций на текущую миссию (в количестве девяти штук, из которых можно выбрать только максимум пять), расположенных в виде значков в разных частях света на карте мира (а вовсе не на нашем острове, если что). У каждой из них есть свой палеонтологический рейтинг (!), отражающий разные его аспекты в плане "качества" потенциальных находок, который желательно сначала оценить; если всё устраивает, то туда следует отправить экспедицию (или даже несколько). По мере развития парка и роста его рейтинга появится возможность, во-первых, нанимать новые экспедиционные команды, во-вторых - открывать зоны раскопок, недоступные по умолчанию, с останками более "привлекательных" для посетителей динозавров. Второй способ - покупка окаменелостей у абстрактных владельцев других парков, подобных нашему (делается это через другой пункт того же меню в разделе "Динозавры"); при этом продавать им найденные ископаемые и получать за это деньги тоже можно, но ценные виды, естественно, лучше приберегать для себя. Далее через меню "Действия" нужно связаться с отделом исследований и передать туда полученные образцы для извлечения ДНК.
Важно обратить внимание, что сам по себе этот процесс отнюдь не быстрый и не бесплатный (а всегда более-менее затратный, причём тем дороже, чем "ценнее" изучаемая рептилия), а также что для клонирования динозавра нужно иметь как минимум 50% его ДНК - и совсем не факт, что из найденных в ходе конкретной экспедиции костей сразу же получится выделить достаточное количество (поэтому стоит оценивать и просчитывать риски по этой части). Есть ещё один способ получения заветных молекул - перед стартом каждого задания (и только тогда) мы бесплатно получаем небольшое их количество (для тех или иных динозавров) от самой компании INGEN, но это именно что "однократные" "подачки", рассчитывать на которые не стоит (хотя помочь они иногда могут). Как только 50 или более процентов ДНК какого-либо ящера извлечены (это проверяется опять-таки через отдельный пункт в упоминавшемся выше меню "Динозавры", который называется "Dinosaur Summary"), можно приступать к устройству вольера.
Данный "составной" - отсутствующий в каких-либо перечнях как отдельная единица - и являющий собой "основу" нашего парка тип построек должен в обязательном порядке включать в себя целый ряд элементов, важнейшие из которых - это ограждения и инкубаторы, с которых следует начать его возведение. При этом, разумеется, необходимо учесть достаточные размеры площади, а также выбрать тип первого из вышеназванных объектов, соответствующий физическим характеристикам динозавра, проживание которого предполагается на обустраиваемом участке, ибо в противном случае он может просто снести слишком непрочную "изгородь". Инкубаторы - это места, куда генетики помещают выделенные ими образцы 50 или более процентов ДНК динозавров, после чего там спустя несколько игровых недель и без каких бы то ни было дополнительных действий и затрат с нашей стороны появляются ящеры - сразу же в виде взрослых особей (детёныши и размножение в игре не предусмотрены).
Кроме того, в каждом вольере обязательно должны быть кормушки (как отмечалось выше, различные в зависимости от пищевых предпочтений животных), источник питьевой воды (теоретически это может быть и река, но лучше обустроить искусственный водоём), для травоядных динозавров - также деревья, которые в случае чего способны помочь укрыться от врагов (ибо совместное проживание видов, естественно, предполагается) и снижают уровень их стресса (это отдельный момент, который тоже придётся рассмотреть далее). Дополнительно - и фактически тоже безальтернативно - к хищникам нужно подсаживать травоядных, чтобы те охотились на живую добычу и одновременно развлекали бы этим посетителей (но при этом важно сделать так, чтобы "жертвы" были съедены отнюдь не сразу, - и здесь тоже могут помочь те самые деревья), а к травоядным - других аналогичных (желательно иных видов), дабы они могли "играть" вместе и, с одной стороны, "радоваться" сами, с другой - радовать посетителей, любящих наблюдать за "мирными" забавами и одновременно предпочитающих лицезреть рептилий разного облика.
Наконец, можно - а по факту и нужно - устанавливать упоминавшиеся выше манки и отпугивающие маяки, позволяющие худо-бедно "управлять" местоположением динозавров и по необходимости "сгонять" их в места, где они лучше видны гостям парка (этот момент на деле тоже достаточно важен). Здесь же стоит отметить, что, во-первых, вольеры с учётом размеров наших "питомцев" должны быть как минимум просторными (а иногда и действительно большими), во-вторых - за состоянием ограждений нужно следить едва ли не пристальнее, чем за всей остальной инфраструктурой парка, ибо они очень часто страдают от действий местных обитателей: со временем те вполне могут проделать дыры даже в формально "надёжном" применительно к ним типе "изгороди" - и вырваться на свободу с непредсказуемыми (а чаще однозначно катастрофическими) последствиями.
При щелчке левой кнопкой мыши по любому из динозавров и последующем нажатии "пробела" в правом верхнем углу отображается панель его состояния, включающая как минимум шесть вертикальных "ползунков" с соответствующими пометками: это (слева направо) уровень потребности в деревьях или дичи (есть только у травоядных или хищников соответственно), общего "счастья" (если оно падает до нуля, то животное начинает испытывать стресс; в зависимости от предпочтений в питании он наступает также при полном отсутствии рядом деревьев либо живой добычи), голода, жажды, сонливости и здоровья. На последнее следует обратить особое внимание: в мире данной игры среди рептилий часто возникают опасные и смертоносные эпидемии, в ходе которых животные умирают и заражают друг друга, поэтому если такое случается, то нужно срочно принимать меры, описываемые ниже. В ряде случаев перечень этих показателей изменяется: к примеру, как уже отмечалось, динозавр может начать испытывать стресс, а если данный ползунок дойдёт до максимума, то впадёт либо сразу в кому, либо сначала в ярость (и начнёт крушить всё вокруг с удвоенной силой), а затем, выбившись из сил, - опять-таки в кому; после пребывания какое-то время в последнем названном состоянии ящер умирает. К счастью, способы предотвратить всё это, даже если какие-то из данных неприятных событий с конкретными существами и произошли (а совсем избежать такого наверняка не получится), обычно есть. У динозавров-вожаков на вышеописанной панели в дополнение к стандартным пунктам имеется корона.
После возведения базы рейнджеров и двух типов экскурсионных бюро, о которых говорилось ранее, мы получаем доступ к трём типам транспортных средств: патрульному вертолёту, "сафари-джипу" и воздушному шару. Последнее из них вряд ли нуждается в особом рассмотрении, ибо, хотя и доступно для "посадки на борт" (но, кстати, не для управления), служит только для "развлечения", а какие-либо задания на нём выполнять по факту невозможно, - тогда как два других, особенно первое, важны, поскольку, по сути, именно при помощи патрульного вертолёта формально осуществляется большая часть "взаимодействий" с динозаврами, каким бы странным на первый взгляд это ни казалось. Причём, что примечательно, есть три степени "вовлечённости" в данный процесс: можно просто отправить его на дело (отдав соответствующий приказ), самому оказаться на его борту (щёлкнув курсором непосредственно по транспортному средству, "забравшись" в него на базе рейнджеров в опциях соответствующей постройки, которую сперва нужно выделить, либо воспользовавшись "профильным" пунктом подменю) или лично сесть в кресло пилота и взять управление им на себя (для этого предназначена отдельная опция "Fly Helicopter", появляющаяся после нашего в него попадания). Перспектива обзора в последних двух вариантах изменяется на условный вид от первого лица; перемещение в воздухе осуществляется при помощи клавиш со стрелками, а никакой реалистичной "физики" у данного процесса, разумеется, нет и близко.
Вертолёт может использоваться в режимах "работы" ("Utility") и "стрельбы" ("Shoot"), за включение (и переключение) которых отвечают нажатия соответственно правой и левой кнопок мыши. В первом из них доступны три варианта действий: спасение попавших в беду или просто заблудившихся посетителей парка (посредством сброса им каната с борта), разбрасывание манков для привлечения динозавров в конкретную область и задействование сирены (аналога отпугивающих маяков) с целью, по сути, того же самого. Во втором "занятий" четыре: убийство животного (жестоко, но иногда необходимо), реанимация посредством дротика с мощной вакциной (для впавших в кому), лечение либо профилактика заболеваний дротиком с другой вакциной (используется для заболевших динозавров с низким показателем здоровья, а также - это важно - рекомендуется периодически проделывать и со здоровыми, тем самым прививая их от болезней), временное усыпление транквилизатором. Последняя названная опция, за которую отвечает пиктограмма "Sedate", очень важна: именно после проведения этой процедуры появляется ещё одна возможность - транспортировки обездвиженных и усыплённых динозавров в другую часть парка (видимо, на борту вертолёта), если это вдруг необходимо, за что отвечает пункт "Move". Здесь же отметим, что в режиме стрельбы предусмотрены прицел и возможность масштабирования изображения, а равно повторим, что осуществлять все вышеперечисленные действия самостоятельно в "основном" игровом режиме не обязательно: при выделении любого динозавра около него появляется отдельное небольшое "параболическое" меню из иконок, посредством которого можно выбрать нужные приказы (там как раз есть и "усыпление", а "перемещение" можно выбрать и вовсе вроде бы только таким способом).
Управление "сафари-джипом" происходит в перспективе от третьего лица "сзади" и осуществляется при помощи курсорных стрелок, но имеет намного меньшее значение для игрового процесса и, по сути, предназначено в первую очередь для развлечения. При этом по нажатию левой кнопки мыши активируется режим фотосъёмки с изменением перспективы на вид из глаз, позволяющий сделать снимки окрестностей или животных: для этого действия используется всё та же левая кнопка мыши, а правая (как и "Escape") служит для возврата к режиму вождения (двигаться во время создания фотографий вроде бы нельзя). Важно отметить, что динозавры порой крайне негативно реагируют на приближение автомобиля: некоторых из них - но не всех и в любом случае не всегда - можно отпугнуть при помощи гудка, задействуемого в режиме вождения правой кнопкой мыши, однако иногда это способно, напротив, разъярить их и привести к нападению на нас с потенциальным проигрышем (!) миссии вследствие гибели.
В режиме "миссий", как уже отмечалось где-то выше, весь процесс связан с управлением или вертолётом, или "сафари-джипом", - и там "производство" этих самых фотографий (естественно, определённых) как раз может быть целью конкретного задания. Впрочем, в "основном" режиме они иногда тоже могут пригодиться: если нам удалось сделать какой-то особенно "впечатляющий" (с точки зрения программы) снимок, то рекламный отдел INGEN может выписать за него солидную денежную премию, - но на практике такое явно случается редко. На воздушном шаре, к слову, тоже разрешено заниматься съёмкой, причём там, в отличие от автомобиля, есть опция масштабирования изображения: за эту функцию отвечают правая кнопка мыши или (по желанию) колёсико манипулятора, а сами снимки делаются щелчком левой, при этом "прицел" объектива, разумеется, присутствует. В основном же на автомобильное "фотосафари" выезжают туристы, однако их машины часто ломаются, - и это как раз едва ли не самый частый пример ситуации, когда посетителей требуется спасать при помощи вертолёта.
Как уже было отмечено ранее, остров, на котором расположен наш парк, находится в не самом благоприятном с точки зрения погодных условий районе, и регулярное отслеживание их изменений является ещё одной важной составляющей процесса. Делается это следующим образом: по нажатию "Tab" открывается полная карта острова, ниже которой располагаются несколько опций; для получения метеосводки необходимо нажать на пункт "Weather Forecast". Если начался тропический ливень, то вертолёт в воздух можно поднимать только при наличии гироскопических стабилизаторов (становящихся доступными нам отнюдь не сразу), а в случае урагана - нельзя в принципе; попытка это сделать при нашем нахождении на его борту приведёт к гибели. В случае безусловного приближения грозы или тем более урагана, а также хоть сколько-нибудь массового побега динозавров из вольеров необходимо обязательно объявлять чрезвычайную ситуацию, воспользовавшись соответствующим пунктом в меню "действий", о котором говорилось выше, после чего посетители либо покинут парк, либо отправятся в укрытия, если таковые нами построены (и крайне желательно, чтобы они были). Формально, впрочем, "режим ЧС" разрешается и не вводить, однако за гибель каждого посетителя парка в состоянии "обычного" положения дел нам выписывается крупный штраф (целых пять тысяч условных единиц, что в местных реалиях является не такой уж маленькой суммой), сокращающий имеющийся капитал, тогда как если то же самое происходит после соответствующего объявления (а такое, естественно, возможно), то никаких "санкций" уже не полагается. В случае же начала эпидемии среди животных достаточно, скорее всего, просто временно закрыть парк, отдав соответствующий приказ воротам, чтобы спокойно и ни на что не отвлекаясь разрешить эту ситуацию при помощи вертолёта и вакцин.
Гостям парка уделено несколько меньшее внимание, чем в других подобных играх, однако следить за ними и их настроением всё равно нужно внимательно и обязательно, благо что, к счастью, данная составляющая более-менее проработана. Посетители делятся в общей сложности на четыре "типа" моделек, отличающихся не только внешним видом, но и предпочтениями и целями посещения нашего "заведения": это "обычные граждане" (таковых большинство - и они просто пришли "поглазеть", не имея каких-то особых запросов, однако об их базовых потребностях заботиться нужно), натуралисты (стремящиеся к (до)исторической достоверности и сбалансированности и потому не выносящие, когда, например, динозавры из разных периодов Мезозоя содержатся вместе), любители острых ощущений (предпочитающие наблюдать за охотой динозавров на добычу) и любители развлечений (желающие смотреть за мирными играми рептилий). При выделении фигурки каждого человечка и нажатии "пробела", как и в случае с динозаврами, в правом верхнем углу появляется набор вертикальных ползунков. По умолчанию таковых четыре: это (слева направо) уровни голода (при этом для жажды отдельного показателя почему-то нет), желания посетить уборную (что поделаешь, игра местами реалистична), усталости и пресловутого "счастья"; естественно, в ряде ситуаций вместо последнего пункта могут появляться "шкалы" скуки, испуга или недовольства. Кроме того, ниже отображается разнообразная информация о данном посетителе: можно узнать, в частности, как его зовут, сколько у него при себе денег, насколько безопасно он себя чувствует в парке, как много он знает о динозаврах, сколько их видов и какое количество особей уже видел, а также прочесть какой-либо его комментарий, содержащий мнение по поводу нашего учреждения.
Грамотная планировка парка опять-таки важна не критически, но всё-таки имеет более-менее существенное значение для достижения успеха. Собственно, основных моментов, связанных с нею, два. Во-первых, все постройки, в которые должны заходить посетители или уборщики - по факту единственные представители обслуживающего персонала, отображаемые на местности, - должны быть обязательно соединены с "маршрутной сетью" заповедника, поэтому при возведении здания важно обратить внимание на пиктограмму в виде стрелки, обозначающую точку входа-выхода, и разместить объект так, чтобы она граничила с дорогой (либо оперативно подвести последнюю туда). Во-вторых, из "общественных" построек наиболее важными являются туалеты, скамейки и (или) зоны отдыха и киоски с едой (выполняющие здесь роль скорее необходимого поддержания жизнедеятельности вверенного нам объекта, а не средства для зарабатывания денег), - всё это обязательно должно быть в условной "шаговой" доступности. Сувенирные лавки важны куда меньше, хотя в отдельных ситуациях - но скорее уже на более-менее высоких "ступенях развития" парка - и могут служить минимально "значимым" источником получения дополнительной прибыли. Плюс, как отмечалось ранее, оптимальное сочетание разных форм "ландшафта" тоже необходимо поддерживать, и в особенности это касается разумного количества деревьев. Наконец, следить за чистотой, повторим в который раз, действительно очень важно, потому что в данной игре есть не только мусор, но и уже отмеченное загрязнение зданий, - то и другое крайне негативно влияют на настроение посетителей, ввиду чего не стоит экономить как на урнах, так и на пунктах уборки, которые даже выделены в отдельную категорию построек.
Ещё один момент, которого стоит коснуться, - рассматривавшийся выше отдел исследований. Он отвечает не исключительно за непосредственное извлечение ДНК из ископаемых останков и выведение динозавров, а и за некоторые другие вопросы, связанные с развитием и функционированием нашего парка. На практике это выражается в том, что в первых миссиях будут в принципе доступны не только отнюдь не все виды ящеров, но и не каждая постройка или её разновидность: упоминавшиеся выше гироскопические стабилизаторы для вертолётов, новые, более прочные типы ограждений вольеров (о которых тоже говорилось), более продвинутые формы вакцин от болезней и многое другое "создаются" тоже здесь - работа ведётся в совокупности по шести направлениям, лишь одним из которых являются "динозавры", - и всегда стоят денег, причём порой немалых. Так что при "запуске" каждого "исследовательского проекта" необходимо опять-таки взвесить все "за" и "против" и решить, точно ли это нужно делать вообще или именно сейчас.
Рейтинг популярности есть не только у самого парка, но и у всех объектов "туристической" инфраструктуры в нём, к коим относятся, напомним, три вида смотровых площадок и два типа экскурсионных бюро. Этот показатель складывается из трёх составляющих, аналогичных предпочтениям соответствующих групп посетителей: "острые ощущения", "развлечения" и "историческая достоверность", - и каждая из них увеличивается или уменьшается в зависимости от окружающей обстановки (например, если с конкретной смотровой площадки можно регулярно наблюдать, как хищник охотится за травоядными, то уровень "острых ощущений" там будет неизменно высоким). Максимальный рейтинг каждого объекта составляет 100 баллов и, к слову, отчасти зависит даже от видов наблюдаемых при помощи него динозавров: последние подразделяются по популярности на пять групп - и соответствующие сведения, приведённые во встроенной энциклопедии, порой тоже важны для достижения успеха (ибо так можно понять, в клонирование каких животных стоит в первую очередь "вкладываться").
Наконец, отдельно необходимо затронуть и такой неприятный момент, как убийства динозавров, о возможности совершения которых уже сообщалось выше. Как опять-таки косвенно понятно из вышеприведённого текста, животные вполне могут устроить побег из вольеров - и все они, причём не только хищники, но порой и травоядные, - представляют объективную опасность для посетителей. Кроме того, последние нередко имеют риск "столкнуться лицом к лицу" с представителями доисторической фауны в ходе "фотосафари" - в случае поломки автомобиля или нападения на него ящеров. Убийство динозавров разрешено без штафов осуществлять только тогда, когда есть непосредственная угроза жизни или здоровью людей, причём перед этим нужно либо объявить чрезвычайную ситуацию, либо как минимум закрыть парк для входа и выхода, отдав соответствующий приказ воротам (вероятно, для этого и предусмотрена отдельная опция для быстрого перехода к ним). Следует также иметь в виду, что убийство динозавра на глазах у "публики" - даже той, которую мы от него спасаем, - всегда крайне негативно сказывается на популярности нашего учреждения, поэтому желательно предпринять все усилия, чтобы не допустить подобного (к слову, при попытках нападений животных на людей часто есть альтернатива убийству в виде временного усыпления). Ну и отметим, что для "маньяков и садистов" данная стратегия, несмотря на наличие вышеописанной опции, точно никак не предназначена, поскольку попытки безнаказанно убивать животных будут очень быстро пресечены банальным проигрышем.
Из изложенного выше может создаться впечатление, что перед нами если и не шедевр, то весьма проработанная и разнообразная игра, местами на удивление реалистичная и нередко делающая акцент на моментах, коим почти или вовсе не уделено внимания в её аналогах того же поджанра, а равно и содержащая увлекательное опциональное "дополнение" в виде "мини-игр" с управлением транспортными средствами. Но на самом деле, к великому сожалению, это не совсем так, точнее - одновременно так и не так. Дело в том, что Jurassic Park: Operation Genesis изначально делалась не только для PC, но и для приставок начала 2000-х годов, ввиду чего в буквальном смысле слова страдает (и это ещё мягко сказано) от огромного количества ограничений, часть из которых можно "слегка" обойти самостоятельным редактированием (!) её файлов, но сильно она от этого не изменится.
Если охарактеризовать проблемы по этой части коротко, то по факту, несмотря на обилие возможностей, здесь всего - именно всего - крайне мало. Общее количество видов динозавров в игре - лишь двадцать пять, причём, разумеется, ни в одной миссии не будут доступны все они. Мест для раскопок на карте девять, но, как уже отмечалось в одном из предыдущих абзацев, выбрать из них для работы разрешается в принципе максимум пять. Число посетителей, рептилий (особей, а не видов), присутствующих в парке, и всех зданий в нём (включая даже ограждения вольеров...) тоже лимитированное: так, людей может быть максимум сто, а животных - всего шестьдесят. Но что удивляет больше всего - так это ограничения на количество ископаемых, в данный момент изучаемых в лаборатории, и даже одновременно сохраняемых фотографий, сделанных нами в режиме "сафари" (!): первых разрешается иметь не более пятнадцати, а вторых - максимум десять одновременно (и если хочется сохранить новые, то старые придётся удалить).
Поэтому создать "уголок своей мечты" даже в "свободном" режиме здесь, увы, на деле не получится: возникает ощущение, что мы возводим не именно парк, а некий компактный "научный лагерь", посещение которого сторонними людьми является опциональной возможностью, а не главной целью его существования. Кроме того, ввиду фактической невозможности самостоятельно зарабатывать действительно достаточные для развития средства одними билетами, сувенирами и (изредка) "лишними" ископаемыми капитал порой растёт очень медленно или "скачкообразно" (с учётом очередных траншей от спонсоров), что делает прохождение миссий довольно долгим. И здесь же одновременно возникает другая проблема, в той или иной мере присущая многим "менеджерским" стратегиям такого плана: игровой процесс после его освоения начинает обоснованно казаться однообразным и со временем наскучивает, тем более что основная сложность после привыкания к периодическим "ЧС" заключается именно в раздражающей и почти постоянной нехватке денег. Впрочем, с учётом описанных выше ограничений особенно "развернуться" не получилось бы даже при их наличии. Ещё иногда надоедает обилие "писем" от нашего персонала, не все из которых являются настолько уж важными; также несколько печалит небольшое количество сотрудников парка на карте (хотя фигурки тех же рейнджеров встречаются).
Графика у данной стратегии трёхмерная и, честно говоря, не слишком привлекательная для олдгеймерского глаза, но всё-таки ещё более чем для него приемлемая (особенно если не приглядываться к текстурам ландшафтов, получившимся, будем честны, не очень удачными). Причём многие моменты по визуальной части даже откровенно радуют: особенно хочется отметить красочные погодные эффекты во время стихийных бедствий, слегка "футуристичный" дизайн построек в стиле фильмов-первоисточников и в целом вполне детализированные и неплохо анимированные модельки динозавров. Причём поведение последних действительно разнообразное и местами реалистичное: так, травоядные сбиваются в стада, особи мужского пола у хищников (а иногда и не только) дерутся за статус альфа-самца, в случае приближения урагана животные начинают нервничать; периодически можно даже увидеть, как ящеры справляют естественные надобности (что поделаешь), а их мёртвые туши со временем разлагаются и превращаются в скелеты. Радует и внимание к мелким деталям: например, посетители здесь не просто заходят в здания, а даже могут быть замечены с теми сувенирными предметами в руках, которые приобрели в соответствующих лавках (!). Кроме того, поскольку игра в немалой степени рассчитана на поклонников оригинальной кинофраншизы, здесь есть множество отсылок к ней - и в первую очередь это проявляется в наших регулярных контактах с персонажами из фильмов: в коллектив работников парка входят девять условных специалистов из первоисточника, нашим начальником является доктор Джон Хэммонд, а, например, за научную деятельность отвечает доктор Ву.
Что касается звукового сопровождения, то из него хотелось бы положительно охарактеризовать "главную" для игры на подобную тему составляющую - вокализации динозавров в виде многочисленных криков и рыков, вышедшие действительно милыми и атмосферными. К остальным аудиальным элементам, включая озвучку и музыку, нареканий тоже нет, тем более что мелодии вроде бы взяты из тех же фильмов-первоисточников.
Подвести итог в этот раз сложно, ибо главное по данному поводу было сказано ещё в первом абзаце. Задумка и запланированная, а формально и реализованная детализация приятно удивляют и местами даже способны поразить, но при "ближайшем рассмотрении" - то есть после прохождения нескольких миссий и неизбежного "столкновения" с местными ограничениями - довольно быстро наступают уныние и разочарование. Поэтому, к сожалению, оценка у данной вещи окажется существенно ниже, чем могла бы быть, подойди её создатели к делу чуть иначе, без ориентации своего проекта на в том числе консоли. Вместе с тем удовольствие от этой игры любители одновременно подобного рода развлечений и динозавров могут получить изрядное - и если Dinopark Tycoon уже "затёрт до дыр", а душа упорно просит чего-то хотя бы немного похожего, то, во-первых, альтернатив особо и нет (ибо Dino Island, увы, куда хуже), во-вторых - данный вариант по уровню своего исполнения всё-таки куда выше среднего и способен доставить немало приятных минут.
Как и в большинстве стратегий подобного "менеджерского" направления, "сюжет", если его можно так назвать, очень условен: компания INGEN из фильмов-первоисточников во главе с Джоном Хэммондом нанимает нас для создания парка с динозаврами и эффективного управления данным объектом; несмотря на "научный" посыл, реальными конечными целями являются получение прибыли и высокого рейтинга "заведения". Перед стартом можно выбрать один из четырёх режимов (формально пяти, но последний не является "игровым"). "Operation Genesis" - непосредственно кампания, разделённая на этапы; "Exercises" - небольшой, но ёмкий набор обучающих заданий, позволяющих изучить основы процесса; "Missions" - двенадцать миссий, почти всегда сводящихся к тем самым "аркадным" элементам: в них, управляя вертолётом или "сафари-джипом", придётся, например, спасать заблудившихся в парке посетителей либо так или иначе усмирять сбежавших ящеров; "Side B" - своего рода "свободный" режим, где мы создаём парк для себя, не пуская в него туристов и не имея формальных проблем с финансами и прочими бедами (однако по умолчанию он недоступен и "открывается" лишь после успешного прохождения десяти из двенадцати миссий в предыдущем описанном пункте); "Dinopedia" - встроенная энциклопедия, содержащая различные сведения о встречающихся в игре видах динозавров, но по факту не научные (и не всегда достоверные), а так или иначе полезные нам для достижения успеха в прохождении.
Перспективу обзора можно охарактеризовать как "условно изометрическую со свободной камерой"; управление осуществляется мышью, но некоторые действия можно (а иногда лучше или даже необходимо) выполнять и посредством клавиатуры. В левом верхнем углу экрана отображаются количество имеющихся у нас на счёте денежных средств и текущая дата; впоследствии чуть ниже появится и рейтинг парка, который может иметь от одной до пяти звёзд включительно и зависит от целого ряда факторов (на момент старта действия он по понятной причине отсутствует). Две "строки" в правом верхнем углу - это количество динозавров и посетителей в парке в данный момент; они помечены соответствующими иконками, но в начале игры чисел, естественно, не содержат. Значок в правом нижнем углу - "почтовый ящик", куда периодически поступают разные важные сообщения о ситуации в парке или по как-то связанным с ним вопросам.
Левый нижний угол отведён под мини-карту, показывающую часть острова, в которой мы в данный момент "находимся", и несколько расположившихся "по параболе" круглых пиктограмм, отвечающих за непосредственное управление игровым процессом и изменяющихся в зависимости от ситуации. "Стандартный" их набор включает пять значков: каска - строительство объектов (естественно, за деньги) и связанные с ним дела; лист бумаги - различные отчёты о текущей ситуации в парке от специалистов из его персонала; морда динозавра - ряд действий с "питомцами" нашего "заведения"; рука - специфические (в том числе те самые "аркадные") действия, к числу которых относятся управление вертолётом и "сафари-джипом" (либо просто поездка на них или вызов данных транспортных средств), а также доступ к отделу научных исследований, объявлению режима чрезвычайной ситуации (это всё будет рассмотрено далее) и мгновенный переход к воротам парка; шестерёнки - настройки игры. При этом щелчок на каждом из них приводит к появлению "подменю" с внешне подобными иконками, отвечающими за действия, относящиеся к конкретной из данных "категорий".
Начало кампании реализовано весьма интересно: перво-наперво необходимо фактически создать (!) собственный остров, определив его общую форму, а также "расположив" там три типа объектов: деревья, реки и горы. При этом важно соблюдать баланс (поскольку возводить постройки можно лишь на ровной и твёрдой земле), а также учитывать тонкости: в частности, слишком большое количество деревьев может помешать посетителям наблюдать за динозаврами, а горы, напротив, способны послужить естественной защитой в случае возникновения каких-либо проблем с поведением животных. Получившийся результат перед его "сохранением" и стартом действия разрешается просмотреть и по необходимости "отредактировать"; плюс существенную часть ландшафта можно изменить и непосредственно в процессе игры, но уже не бесплатно.
Категорий возводимых объектов в общей сложности семь: это инфраструктура (дороги, фонтаны, урны, скамейки), туристические постройки (три вида смотровых площадок, бюро экскурсий на воздушных шарах и на "сафари-джипах"), "общественные" здания и сооружения (непосредственный вход в парк, где продаются билеты, киоски с едой, сувенирные лавки, туалетные кабинки, зоны отдыха), пункты уборки, сектор безопасности (базы рейнджеров, камеры слежения, отпугивающие маяки, сторожевые вышки и укрытия для посетителей), составляющие вольеров для динозавров (несколько видов ограждений, инкубаторы, два типа кормушек - для хищников и травоядных, автоматические манки, приманивающие животных к удовольствию любопытных посетителей), элементы окружающей среды (те самые деревья, реки и горы, а также равнины). Опция расчистки земли тоже предусмотрена, - но, во-первых, данный процесс стоит довольно дорого (особенно если мы хотим уничтожить гору), во-вторых - после этого землю нередко предстоит ещё и выравнивать. Важно отметить, что все постройки имеют два показателя, при их выделении левой кнопкой мыши отображаемые в виде шкал, - это запас прочности (сокращающийся в случае различных стихийных бедствий и других неприятных ситуаций) и - внимание - уровень чистоты (!): здесь на удивление большое внимание уделяется проблеме грязи, с которой нужно обязательно бороться. Для восполнения первой из названных характеристик существует отдельная опция ремонта, опять-таки связанного с затратами денежных средств.
При игре в Jurassic Park: Operation Genesis нужно обязательно отметить два важных и не совсем привычных любителям такого рода вещей момента. Во-первых, если и не основную, то существенную часть денег мы получаем не от туристов, а от неких спонсоров компании INGEN (или от неё самой?), - но при этом данные вливания интересны им только в том случае, если парк сам по себе рентабелен и приносит прибыль, поэтому стремиться больше зарабатывать всё равно критически необходимо. Во-вторых, "экспонаты" парка - динозавры - вовсе не берутся из воздуха и на момент начала действия вообще отсутствуют: мы должны по факту "воссоздавать" их из ДНК, что не так уж тривиально, поскольку её саму ещё тоже надо извлечь или получить. Перед стартом у нас есть два типа капитала: некоторая сумма денег - и столь же небольшой запас упомянутых молекул, позволяющий ("при прочих равных") вывести один (самый "простенький") вид "ужасных ящеров", после появления которого можно будет открывать парк для публики.
"Производство" динозавров организовано следующим образом. Сначала требуется добыть окаменелости, что возможно двумя способами. Первый и "основной" - это отправка одной или нескольких экспедиций к местам раскопок через соответствующий пункт в разделе "Динозавры": там предлагается список таких локаций на текущую миссию (в количестве девяти штук, из которых можно выбрать только максимум пять), расположенных в виде значков в разных частях света на карте мира (а вовсе не на нашем острове, если что). У каждой из них есть свой палеонтологический рейтинг (!), отражающий разные его аспекты в плане "качества" потенциальных находок, который желательно сначала оценить; если всё устраивает, то туда следует отправить экспедицию (или даже несколько). По мере развития парка и роста его рейтинга появится возможность, во-первых, нанимать новые экспедиционные команды, во-вторых - открывать зоны раскопок, недоступные по умолчанию, с останками более "привлекательных" для посетителей динозавров. Второй способ - покупка окаменелостей у абстрактных владельцев других парков, подобных нашему (делается это через другой пункт того же меню в разделе "Динозавры"); при этом продавать им найденные ископаемые и получать за это деньги тоже можно, но ценные виды, естественно, лучше приберегать для себя. Далее через меню "Действия" нужно связаться с отделом исследований и передать туда полученные образцы для извлечения ДНК.
Важно обратить внимание, что сам по себе этот процесс отнюдь не быстрый и не бесплатный (а всегда более-менее затратный, причём тем дороже, чем "ценнее" изучаемая рептилия), а также что для клонирования динозавра нужно иметь как минимум 50% его ДНК - и совсем не факт, что из найденных в ходе конкретной экспедиции костей сразу же получится выделить достаточное количество (поэтому стоит оценивать и просчитывать риски по этой части). Есть ещё один способ получения заветных молекул - перед стартом каждого задания (и только тогда) мы бесплатно получаем небольшое их количество (для тех или иных динозавров) от самой компании INGEN, но это именно что "однократные" "подачки", рассчитывать на которые не стоит (хотя помочь они иногда могут). Как только 50 или более процентов ДНК какого-либо ящера извлечены (это проверяется опять-таки через отдельный пункт в упоминавшемся выше меню "Динозавры", который называется "Dinosaur Summary"), можно приступать к устройству вольера.
Данный "составной" - отсутствующий в каких-либо перечнях как отдельная единица - и являющий собой "основу" нашего парка тип построек должен в обязательном порядке включать в себя целый ряд элементов, важнейшие из которых - это ограждения и инкубаторы, с которых следует начать его возведение. При этом, разумеется, необходимо учесть достаточные размеры площади, а также выбрать тип первого из вышеназванных объектов, соответствующий физическим характеристикам динозавра, проживание которого предполагается на обустраиваемом участке, ибо в противном случае он может просто снести слишком непрочную "изгородь". Инкубаторы - это места, куда генетики помещают выделенные ими образцы 50 или более процентов ДНК динозавров, после чего там спустя несколько игровых недель и без каких бы то ни было дополнительных действий и затрат с нашей стороны появляются ящеры - сразу же в виде взрослых особей (детёныши и размножение в игре не предусмотрены).
Кроме того, в каждом вольере обязательно должны быть кормушки (как отмечалось выше, различные в зависимости от пищевых предпочтений животных), источник питьевой воды (теоретически это может быть и река, но лучше обустроить искусственный водоём), для травоядных динозавров - также деревья, которые в случае чего способны помочь укрыться от врагов (ибо совместное проживание видов, естественно, предполагается) и снижают уровень их стресса (это отдельный момент, который тоже придётся рассмотреть далее). Дополнительно - и фактически тоже безальтернативно - к хищникам нужно подсаживать травоядных, чтобы те охотились на живую добычу и одновременно развлекали бы этим посетителей (но при этом важно сделать так, чтобы "жертвы" были съедены отнюдь не сразу, - и здесь тоже могут помочь те самые деревья), а к травоядным - других аналогичных (желательно иных видов), дабы они могли "играть" вместе и, с одной стороны, "радоваться" сами, с другой - радовать посетителей, любящих наблюдать за "мирными" забавами и одновременно предпочитающих лицезреть рептилий разного облика.
Наконец, можно - а по факту и нужно - устанавливать упоминавшиеся выше манки и отпугивающие маяки, позволяющие худо-бедно "управлять" местоположением динозавров и по необходимости "сгонять" их в места, где они лучше видны гостям парка (этот момент на деле тоже достаточно важен). Здесь же стоит отметить, что, во-первых, вольеры с учётом размеров наших "питомцев" должны быть как минимум просторными (а иногда и действительно большими), во-вторых - за состоянием ограждений нужно следить едва ли не пристальнее, чем за всей остальной инфраструктурой парка, ибо они очень часто страдают от действий местных обитателей: со временем те вполне могут проделать дыры даже в формально "надёжном" применительно к ним типе "изгороди" - и вырваться на свободу с непредсказуемыми (а чаще однозначно катастрофическими) последствиями.
При щелчке левой кнопкой мыши по любому из динозавров и последующем нажатии "пробела" в правом верхнем углу отображается панель его состояния, включающая как минимум шесть вертикальных "ползунков" с соответствующими пометками: это (слева направо) уровень потребности в деревьях или дичи (есть только у травоядных или хищников соответственно), общего "счастья" (если оно падает до нуля, то животное начинает испытывать стресс; в зависимости от предпочтений в питании он наступает также при полном отсутствии рядом деревьев либо живой добычи), голода, жажды, сонливости и здоровья. На последнее следует обратить особое внимание: в мире данной игры среди рептилий часто возникают опасные и смертоносные эпидемии, в ходе которых животные умирают и заражают друг друга, поэтому если такое случается, то нужно срочно принимать меры, описываемые ниже. В ряде случаев перечень этих показателей изменяется: к примеру, как уже отмечалось, динозавр может начать испытывать стресс, а если данный ползунок дойдёт до максимума, то впадёт либо сразу в кому, либо сначала в ярость (и начнёт крушить всё вокруг с удвоенной силой), а затем, выбившись из сил, - опять-таки в кому; после пребывания какое-то время в последнем названном состоянии ящер умирает. К счастью, способы предотвратить всё это, даже если какие-то из данных неприятных событий с конкретными существами и произошли (а совсем избежать такого наверняка не получится), обычно есть. У динозавров-вожаков на вышеописанной панели в дополнение к стандартным пунктам имеется корона.
После возведения базы рейнджеров и двух типов экскурсионных бюро, о которых говорилось ранее, мы получаем доступ к трём типам транспортных средств: патрульному вертолёту, "сафари-джипу" и воздушному шару. Последнее из них вряд ли нуждается в особом рассмотрении, ибо, хотя и доступно для "посадки на борт" (но, кстати, не для управления), служит только для "развлечения", а какие-либо задания на нём выполнять по факту невозможно, - тогда как два других, особенно первое, важны, поскольку, по сути, именно при помощи патрульного вертолёта формально осуществляется большая часть "взаимодействий" с динозаврами, каким бы странным на первый взгляд это ни казалось. Причём, что примечательно, есть три степени "вовлечённости" в данный процесс: можно просто отправить его на дело (отдав соответствующий приказ), самому оказаться на его борту (щёлкнув курсором непосредственно по транспортному средству, "забравшись" в него на базе рейнджеров в опциях соответствующей постройки, которую сперва нужно выделить, либо воспользовавшись "профильным" пунктом подменю) или лично сесть в кресло пилота и взять управление им на себя (для этого предназначена отдельная опция "Fly Helicopter", появляющаяся после нашего в него попадания). Перспектива обзора в последних двух вариантах изменяется на условный вид от первого лица; перемещение в воздухе осуществляется при помощи клавиш со стрелками, а никакой реалистичной "физики" у данного процесса, разумеется, нет и близко.
Вертолёт может использоваться в режимах "работы" ("Utility") и "стрельбы" ("Shoot"), за включение (и переключение) которых отвечают нажатия соответственно правой и левой кнопок мыши. В первом из них доступны три варианта действий: спасение попавших в беду или просто заблудившихся посетителей парка (посредством сброса им каната с борта), разбрасывание манков для привлечения динозавров в конкретную область и задействование сирены (аналога отпугивающих маяков) с целью, по сути, того же самого. Во втором "занятий" четыре: убийство животного (жестоко, но иногда необходимо), реанимация посредством дротика с мощной вакциной (для впавших в кому), лечение либо профилактика заболеваний дротиком с другой вакциной (используется для заболевших динозавров с низким показателем здоровья, а также - это важно - рекомендуется периодически проделывать и со здоровыми, тем самым прививая их от болезней), временное усыпление транквилизатором. Последняя названная опция, за которую отвечает пиктограмма "Sedate", очень важна: именно после проведения этой процедуры появляется ещё одна возможность - транспортировки обездвиженных и усыплённых динозавров в другую часть парка (видимо, на борту вертолёта), если это вдруг необходимо, за что отвечает пункт "Move". Здесь же отметим, что в режиме стрельбы предусмотрены прицел и возможность масштабирования изображения, а равно повторим, что осуществлять все вышеперечисленные действия самостоятельно в "основном" игровом режиме не обязательно: при выделении любого динозавра около него появляется отдельное небольшое "параболическое" меню из иконок, посредством которого можно выбрать нужные приказы (там как раз есть и "усыпление", а "перемещение" можно выбрать и вовсе вроде бы только таким способом).
Управление "сафари-джипом" происходит в перспективе от третьего лица "сзади" и осуществляется при помощи курсорных стрелок, но имеет намного меньшее значение для игрового процесса и, по сути, предназначено в первую очередь для развлечения. При этом по нажатию левой кнопки мыши активируется режим фотосъёмки с изменением перспективы на вид из глаз, позволяющий сделать снимки окрестностей или животных: для этого действия используется всё та же левая кнопка мыши, а правая (как и "Escape") служит для возврата к режиму вождения (двигаться во время создания фотографий вроде бы нельзя). Важно отметить, что динозавры порой крайне негативно реагируют на приближение автомобиля: некоторых из них - но не всех и в любом случае не всегда - можно отпугнуть при помощи гудка, задействуемого в режиме вождения правой кнопкой мыши, однако иногда это способно, напротив, разъярить их и привести к нападению на нас с потенциальным проигрышем (!) миссии вследствие гибели.
В режиме "миссий", как уже отмечалось где-то выше, весь процесс связан с управлением или вертолётом, или "сафари-джипом", - и там "производство" этих самых фотографий (естественно, определённых) как раз может быть целью конкретного задания. Впрочем, в "основном" режиме они иногда тоже могут пригодиться: если нам удалось сделать какой-то особенно "впечатляющий" (с точки зрения программы) снимок, то рекламный отдел INGEN может выписать за него солидную денежную премию, - но на практике такое явно случается редко. На воздушном шаре, к слову, тоже разрешено заниматься съёмкой, причём там, в отличие от автомобиля, есть опция масштабирования изображения: за эту функцию отвечают правая кнопка мыши или (по желанию) колёсико манипулятора, а сами снимки делаются щелчком левой, при этом "прицел" объектива, разумеется, присутствует. В основном же на автомобильное "фотосафари" выезжают туристы, однако их машины часто ломаются, - и это как раз едва ли не самый частый пример ситуации, когда посетителей требуется спасать при помощи вертолёта.
Как уже было отмечено ранее, остров, на котором расположен наш парк, находится в не самом благоприятном с точки зрения погодных условий районе, и регулярное отслеживание их изменений является ещё одной важной составляющей процесса. Делается это следующим образом: по нажатию "Tab" открывается полная карта острова, ниже которой располагаются несколько опций; для получения метеосводки необходимо нажать на пункт "Weather Forecast". Если начался тропический ливень, то вертолёт в воздух можно поднимать только при наличии гироскопических стабилизаторов (становящихся доступными нам отнюдь не сразу), а в случае урагана - нельзя в принципе; попытка это сделать при нашем нахождении на его борту приведёт к гибели. В случае безусловного приближения грозы или тем более урагана, а также хоть сколько-нибудь массового побега динозавров из вольеров необходимо обязательно объявлять чрезвычайную ситуацию, воспользовавшись соответствующим пунктом в меню "действий", о котором говорилось выше, после чего посетители либо покинут парк, либо отправятся в укрытия, если таковые нами построены (и крайне желательно, чтобы они были). Формально, впрочем, "режим ЧС" разрешается и не вводить, однако за гибель каждого посетителя парка в состоянии "обычного" положения дел нам выписывается крупный штраф (целых пять тысяч условных единиц, что в местных реалиях является не такой уж маленькой суммой), сокращающий имеющийся капитал, тогда как если то же самое происходит после соответствующего объявления (а такое, естественно, возможно), то никаких "санкций" уже не полагается. В случае же начала эпидемии среди животных достаточно, скорее всего, просто временно закрыть парк, отдав соответствующий приказ воротам, чтобы спокойно и ни на что не отвлекаясь разрешить эту ситуацию при помощи вертолёта и вакцин.
Гостям парка уделено несколько меньшее внимание, чем в других подобных играх, однако следить за ними и их настроением всё равно нужно внимательно и обязательно, благо что, к счастью, данная составляющая более-менее проработана. Посетители делятся в общей сложности на четыре "типа" моделек, отличающихся не только внешним видом, но и предпочтениями и целями посещения нашего "заведения": это "обычные граждане" (таковых большинство - и они просто пришли "поглазеть", не имея каких-то особых запросов, однако об их базовых потребностях заботиться нужно), натуралисты (стремящиеся к (до)исторической достоверности и сбалансированности и потому не выносящие, когда, например, динозавры из разных периодов Мезозоя содержатся вместе), любители острых ощущений (предпочитающие наблюдать за охотой динозавров на добычу) и любители развлечений (желающие смотреть за мирными играми рептилий). При выделении фигурки каждого человечка и нажатии "пробела", как и в случае с динозаврами, в правом верхнем углу появляется набор вертикальных ползунков. По умолчанию таковых четыре: это (слева направо) уровни голода (при этом для жажды отдельного показателя почему-то нет), желания посетить уборную (что поделаешь, игра местами реалистична), усталости и пресловутого "счастья"; естественно, в ряде ситуаций вместо последнего пункта могут появляться "шкалы" скуки, испуга или недовольства. Кроме того, ниже отображается разнообразная информация о данном посетителе: можно узнать, в частности, как его зовут, сколько у него при себе денег, насколько безопасно он себя чувствует в парке, как много он знает о динозаврах, сколько их видов и какое количество особей уже видел, а также прочесть какой-либо его комментарий, содержащий мнение по поводу нашего учреждения.
Грамотная планировка парка опять-таки важна не критически, но всё-таки имеет более-менее существенное значение для достижения успеха. Собственно, основных моментов, связанных с нею, два. Во-первых, все постройки, в которые должны заходить посетители или уборщики - по факту единственные представители обслуживающего персонала, отображаемые на местности, - должны быть обязательно соединены с "маршрутной сетью" заповедника, поэтому при возведении здания важно обратить внимание на пиктограмму в виде стрелки, обозначающую точку входа-выхода, и разместить объект так, чтобы она граничила с дорогой (либо оперативно подвести последнюю туда). Во-вторых, из "общественных" построек наиболее важными являются туалеты, скамейки и (или) зоны отдыха и киоски с едой (выполняющие здесь роль скорее необходимого поддержания жизнедеятельности вверенного нам объекта, а не средства для зарабатывания денег), - всё это обязательно должно быть в условной "шаговой" доступности. Сувенирные лавки важны куда меньше, хотя в отдельных ситуациях - но скорее уже на более-менее высоких "ступенях развития" парка - и могут служить минимально "значимым" источником получения дополнительной прибыли. Плюс, как отмечалось ранее, оптимальное сочетание разных форм "ландшафта" тоже необходимо поддерживать, и в особенности это касается разумного количества деревьев. Наконец, следить за чистотой, повторим в который раз, действительно очень важно, потому что в данной игре есть не только мусор, но и уже отмеченное загрязнение зданий, - то и другое крайне негативно влияют на настроение посетителей, ввиду чего не стоит экономить как на урнах, так и на пунктах уборки, которые даже выделены в отдельную категорию построек.
Ещё один момент, которого стоит коснуться, - рассматривавшийся выше отдел исследований. Он отвечает не исключительно за непосредственное извлечение ДНК из ископаемых останков и выведение динозавров, а и за некоторые другие вопросы, связанные с развитием и функционированием нашего парка. На практике это выражается в том, что в первых миссиях будут в принципе доступны не только отнюдь не все виды ящеров, но и не каждая постройка или её разновидность: упоминавшиеся выше гироскопические стабилизаторы для вертолётов, новые, более прочные типы ограждений вольеров (о которых тоже говорилось), более продвинутые формы вакцин от болезней и многое другое "создаются" тоже здесь - работа ведётся в совокупности по шести направлениям, лишь одним из которых являются "динозавры", - и всегда стоят денег, причём порой немалых. Так что при "запуске" каждого "исследовательского проекта" необходимо опять-таки взвесить все "за" и "против" и решить, точно ли это нужно делать вообще или именно сейчас.
Рейтинг популярности есть не только у самого парка, но и у всех объектов "туристической" инфраструктуры в нём, к коим относятся, напомним, три вида смотровых площадок и два типа экскурсионных бюро. Этот показатель складывается из трёх составляющих, аналогичных предпочтениям соответствующих групп посетителей: "острые ощущения", "развлечения" и "историческая достоверность", - и каждая из них увеличивается или уменьшается в зависимости от окружающей обстановки (например, если с конкретной смотровой площадки можно регулярно наблюдать, как хищник охотится за травоядными, то уровень "острых ощущений" там будет неизменно высоким). Максимальный рейтинг каждого объекта составляет 100 баллов и, к слову, отчасти зависит даже от видов наблюдаемых при помощи него динозавров: последние подразделяются по популярности на пять групп - и соответствующие сведения, приведённые во встроенной энциклопедии, порой тоже важны для достижения успеха (ибо так можно понять, в клонирование каких животных стоит в первую очередь "вкладываться").
Наконец, отдельно необходимо затронуть и такой неприятный момент, как убийства динозавров, о возможности совершения которых уже сообщалось выше. Как опять-таки косвенно понятно из вышеприведённого текста, животные вполне могут устроить побег из вольеров - и все они, причём не только хищники, но порой и травоядные, - представляют объективную опасность для посетителей. Кроме того, последние нередко имеют риск "столкнуться лицом к лицу" с представителями доисторической фауны в ходе "фотосафари" - в случае поломки автомобиля или нападения на него ящеров. Убийство динозавров разрешено без штафов осуществлять только тогда, когда есть непосредственная угроза жизни или здоровью людей, причём перед этим нужно либо объявить чрезвычайную ситуацию, либо как минимум закрыть парк для входа и выхода, отдав соответствующий приказ воротам (вероятно, для этого и предусмотрена отдельная опция для быстрого перехода к ним). Следует также иметь в виду, что убийство динозавра на глазах у "публики" - даже той, которую мы от него спасаем, - всегда крайне негативно сказывается на популярности нашего учреждения, поэтому желательно предпринять все усилия, чтобы не допустить подобного (к слову, при попытках нападений животных на людей часто есть альтернатива убийству в виде временного усыпления). Ну и отметим, что для "маньяков и садистов" данная стратегия, несмотря на наличие вышеописанной опции, точно никак не предназначена, поскольку попытки безнаказанно убивать животных будут очень быстро пресечены банальным проигрышем.
Из изложенного выше может создаться впечатление, что перед нами если и не шедевр, то весьма проработанная и разнообразная игра, местами на удивление реалистичная и нередко делающая акцент на моментах, коим почти или вовсе не уделено внимания в её аналогах того же поджанра, а равно и содержащая увлекательное опциональное "дополнение" в виде "мини-игр" с управлением транспортными средствами. Но на самом деле, к великому сожалению, это не совсем так, точнее - одновременно так и не так. Дело в том, что Jurassic Park: Operation Genesis изначально делалась не только для PC, но и для приставок начала 2000-х годов, ввиду чего в буквальном смысле слова страдает (и это ещё мягко сказано) от огромного количества ограничений, часть из которых можно "слегка" обойти самостоятельным редактированием (!) её файлов, но сильно она от этого не изменится.
Если охарактеризовать проблемы по этой части коротко, то по факту, несмотря на обилие возможностей, здесь всего - именно всего - крайне мало. Общее количество видов динозавров в игре - лишь двадцать пять, причём, разумеется, ни в одной миссии не будут доступны все они. Мест для раскопок на карте девять, но, как уже отмечалось в одном из предыдущих абзацев, выбрать из них для работы разрешается в принципе максимум пять. Число посетителей, рептилий (особей, а не видов), присутствующих в парке, и всех зданий в нём (включая даже ограждения вольеров...) тоже лимитированное: так, людей может быть максимум сто, а животных - всего шестьдесят. Но что удивляет больше всего - так это ограничения на количество ископаемых, в данный момент изучаемых в лаборатории, и даже одновременно сохраняемых фотографий, сделанных нами в режиме "сафари" (!): первых разрешается иметь не более пятнадцати, а вторых - максимум десять одновременно (и если хочется сохранить новые, то старые придётся удалить).
Поэтому создать "уголок своей мечты" даже в "свободном" режиме здесь, увы, на деле не получится: возникает ощущение, что мы возводим не именно парк, а некий компактный "научный лагерь", посещение которого сторонними людьми является опциональной возможностью, а не главной целью его существования. Кроме того, ввиду фактической невозможности самостоятельно зарабатывать действительно достаточные для развития средства одними билетами, сувенирами и (изредка) "лишними" ископаемыми капитал порой растёт очень медленно или "скачкообразно" (с учётом очередных траншей от спонсоров), что делает прохождение миссий довольно долгим. И здесь же одновременно возникает другая проблема, в той или иной мере присущая многим "менеджерским" стратегиям такого плана: игровой процесс после его освоения начинает обоснованно казаться однообразным и со временем наскучивает, тем более что основная сложность после привыкания к периодическим "ЧС" заключается именно в раздражающей и почти постоянной нехватке денег. Впрочем, с учётом описанных выше ограничений особенно "развернуться" не получилось бы даже при их наличии. Ещё иногда надоедает обилие "писем" от нашего персонала, не все из которых являются настолько уж важными; также несколько печалит небольшое количество сотрудников парка на карте (хотя фигурки тех же рейнджеров встречаются).
Графика у данной стратегии трёхмерная и, честно говоря, не слишком привлекательная для олдгеймерского глаза, но всё-таки ещё более чем для него приемлемая (особенно если не приглядываться к текстурам ландшафтов, получившимся, будем честны, не очень удачными). Причём многие моменты по визуальной части даже откровенно радуют: особенно хочется отметить красочные погодные эффекты во время стихийных бедствий, слегка "футуристичный" дизайн построек в стиле фильмов-первоисточников и в целом вполне детализированные и неплохо анимированные модельки динозавров. Причём поведение последних действительно разнообразное и местами реалистичное: так, травоядные сбиваются в стада, особи мужского пола у хищников (а иногда и не только) дерутся за статус альфа-самца, в случае приближения урагана животные начинают нервничать; периодически можно даже увидеть, как ящеры справляют естественные надобности (что поделаешь), а их мёртвые туши со временем разлагаются и превращаются в скелеты. Радует и внимание к мелким деталям: например, посетители здесь не просто заходят в здания, а даже могут быть замечены с теми сувенирными предметами в руках, которые приобрели в соответствующих лавках (!). Кроме того, поскольку игра в немалой степени рассчитана на поклонников оригинальной кинофраншизы, здесь есть множество отсылок к ней - и в первую очередь это проявляется в наших регулярных контактах с персонажами из фильмов: в коллектив работников парка входят девять условных специалистов из первоисточника, нашим начальником является доктор Джон Хэммонд, а, например, за научную деятельность отвечает доктор Ву.
Что касается звукового сопровождения, то из него хотелось бы положительно охарактеризовать "главную" для игры на подобную тему составляющую - вокализации динозавров в виде многочисленных криков и рыков, вышедшие действительно милыми и атмосферными. К остальным аудиальным элементам, включая озвучку и музыку, нареканий тоже нет, тем более что мелодии вроде бы взяты из тех же фильмов-первоисточников.
Подвести итог в этот раз сложно, ибо главное по данному поводу было сказано ещё в первом абзаце. Задумка и запланированная, а формально и реализованная детализация приятно удивляют и местами даже способны поразить, но при "ближайшем рассмотрении" - то есть после прохождения нескольких миссий и неизбежного "столкновения" с местными ограничениями - довольно быстро наступают уныние и разочарование. Поэтому, к сожалению, оценка у данной вещи окажется существенно ниже, чем могла бы быть, подойди её создатели к делу чуть иначе, без ориентации своего проекта на в том числе консоли. Вместе с тем удовольствие от этой игры любители одновременно подобного рода развлечений и динозавров могут получить изрядное - и если Dinopark Tycoon уже "затёрт до дыр", а душа упорно просит чего-то хотя бы немного похожего, то, во-первых, альтернатив особо и нет (ибо Dino Island, увы, куда хуже), во-вторых - данный вариант по уровню своего исполнения всё-таки куда выше среднего и способен доставить немало приятных минут.
- Перспектива:
Свободная камера - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
Австралия - Тематика:
Научная фантастика
Динозавры - Элемент жанра:
В реальном времени
Мультижанровая
Менеджер
Симуляторы деятельности - Язык:
English
В игре неплохая анимация животных, а вот модельки людей - отвратительные.
К игре делают много модов. Ищите их на MODDB.