Mes premiers logiciels

Mes premiers logiciels
Жанр: Edutainment
Разработчик: J. Ribardière, Jean-Pierre Courtecuisse, Maryvonne Blais
Издатель: Editions Chrysis, Les
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 4 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.50 из 10
  • 0
  • 0
  • 0
Эксклюзивный французский сборник из четырёх образовательных мини-игр, рассчитанных, по всей видимости, на совсем юных пользователей дошкольного возраста. Выпущен компанией Chrysis, на рубеже 80-х и 90-х годов XX века издавшей у себя на родине множество подобных вещей.

После запуска и нажатия игроком "Enter'а" или любой другой клавиши (дабы закрыть экран с названием программы и юридической информацией) появляется главное меню, состоящее из четырёх пунктов, за каждым из которых скрывается одно из вышеупомянутых развлечений. Его выбор, как и почти всё управление в игре, осуществляется курсором мыши, имеющим вид лошади (вроде бы). Затем мы видим название предпочтённого занятия и имена и фамилии его авторов; для перехода к следующему экрану нужно щёлкнуть курсором на жёлтой стрелочке справа внизу (она впоследствии встретится ещё не раз). Далее требуется выбрать режим для одного или для двух игроков (второй не проверялся и потому в данном описании не рассматривается), нажав указателем на картинку с одним или с двумя человечками, и там же ввести в появившейся в нижней части пространства строке своё имя: данное действие и его подтверждение при помощи "Enter'а" являются единственными моментами, для которых в обязательном порядке нужна клавиатура (если не считать нажатия последней упомянутой кнопки в самом начале). Перечисленные выше "операции" идентичны для всех четырёх развлечений, - а после их проделывания предстоит выбор "вариантов" конкретной забавы, уже различающихся для каждой из них. Отметим также, что для возврата к предыдущим экранам настроек можно использовать клавишу "Escape", - иногда это удобно; она же служит для "экстренного" прерывания процесса. Её название ("ESC") в большинстве случаев отображается в левом нижнем углу, но нажать на него указателем невозможно.

В "Rythme(s)" предлагается выстраивать логические последовательности из тех или иных объектов. Перво-наперво нужно при помощи курсора предпочесть один из их типов ("стулья", геометрические фигуры разных форм и окрасов, цветы и так далее); по умолчанию отображаются лишь пять возможных наборов, но на деле их куда больше - посмотреть оставшиеся можно посредством обращения к опции "après" в нижней части пространства. Затем на одном и том же экране требуется выставить две настройки: сколько всего различных типов элементов будет "задействовано" в последовательностях и сколько всего их будет предлагаться на выбор; в первом случае возможны варианты "два", "три" и "четыре", а во втором - "два", "три", "четыре" и "пять". Эти параметры могут быть предпочтены в любых сочетаниях и вовсе не тождественны друг другу: к примеру, доступны синие, чёрные и жёлтые квадраты, но в последовательности представлены (и, соответственно, должны использоваться игроком) только первые и вторые. После того как выбор обеих настроек сделан, в правом нижнем углу появляется жёлтая стрелочка, на которую требуется нажать для перехода к следующему экрану. Там необходимо определиться с количеством рядов последовательностей, которые мы будем заполнять: таковых может быть один, два или три (после этого выбора нажатия на стрелочку не предусмотрено). Наконец, последняя предлагаемая настройка, представляющая собой выбор квадратика или с каким-либо изображением, задействованным в последовательности, или с вопросительным знаком, означает, с позволения сказать, "метод ввода": при первом варианте нам придётся "вручную" помещать нужные картинки в ряд посредством их перетаскивания курсором на подходящие места, а при втором - который как раз и рекомендуется - достаточно просто нажимать на упомянутые картинки тем же указателем, после чего они, если выбор сделан правильно, сами будут помещаться в ряды.

На практике данная забава выглядит следующим образом. В верхней части пространства отображаются один, два или три ряда из клеточек, первые несколько "полей" в каждом из которых заполнены картинками в той или иной последовательности (число таких "готовых" ячеек зависит от количества "задействованных" в процессе элементов, предпочтённого нами при старте). Внизу же в виде значков располагаются доступные для выбора изображения (их число опять-таки было указано нами ранее). Задача - логически выявить представленные в рядах последовательности и повторить их столько раз, чтобы заполнить каждый из них до конца. Картинки помещаются туда в строгом порядке: слева направо, по одной за "ход" и в ту ячейку, в которой в данный момент отображается вопросительный знак; как только один ряд "завершён" (если таковых было нами выбрано больше одного), становится "доступен" следующий. Попытка поместить в ячейку неподходящую картинку приводит к гневному писку PC Speaker'а, а само данное изображение появляется там лишь на мгновение, затем исчезая, - при этом количество попыток бесконечно, но учёт ошибок ведётся (и "обнулить" их в рамках партии невозможно). По завершении работы в правом нижнем углу возникает жёлтая стрелочка; по нажатию на неё на экране отобразится количество совершённых неправильных действий (если таковых не было, то сообщат, что оно нулевое), а слева внизу (вместо сокращения "ESC") появится опция "Stop". Обращение к ней позволит вернуться к главному меню с выбором мини-игры, а повторное нажатие на жёлтую стрелочку - начать данную с самого начала, то есть с выбора режима для одного или для двух участников и ввода своего имени. Здесь же отметим, что точно так же реализовано окончание процесса в третьей и в четвёртой забавах, рассмотренных ниже, а вот во второй оно чуть отличается. Ещё стоит сказать, что в случае предпочтения двух элементов последовательности для расстановки, двух же элементов для выбора и одного ряда очень велика вероятность, что весь последний должен будет включать только картинку одного типа (то есть процесс становится элементарным и бессмысленным даже для младенца).

Второе развлечение носит название "Anniversaire" и теоретически может представлять "сложность" (разумеется, в больших кавычках) для людей, вообще не владеющих французским, если они не переведут "вступительный вопрос", появляющийся на экране, следующем за выбором количества участников и вводом своего имени, и не поймут, что именно надо будет делать. Там спрашивают, до скольки мы умеем считать; варианты - от четырёх до девяти включительно. После этого появляется нечто вроде пьедестала, уставленного чашами, в центре которого расположен круг с какой-либо цифрой - от 1 до того значения, которое мы указали перед стартом, включительно. Ниже находятся девять разноцветных свечей, а выше и правее упомянутой ранее конструкции - пиктограмма с горящей спичкой. Всё, что требуется сделать, - это поставить на любые чаши столько этих свечей (щёлкнуть сначала на данном объекте, после чего он "повиснет" у курсора, а затем на чаше), сколько указано в круге, и нажать на упомянутую выше пиктограмму. Если всё сделано правильно, то перемещённые предметы загорятся и прозвучит припев из песни "Happy Birthday to You", а справа внизу появится жёлтая стрелочка, нажатие на которую сообщит, что мы не допустили ошибок, и приведёт к появлению слева внизу иконки "Stop", возвращающей в меню. Повторное же нажатие на стрелочку перезапустит данную забаву, но - в отличие от всех прочих местных - почему-то сразу с выставленными ранее настройками (то есть повторно выбирать количество игроков и вводить имя здесь не требуется). Если допустить в этом развлечении ошибки, поставив неверное количество свечей на пьедестал (или не поместив туда ни одной) и нажав на пиктограмму выше и правее названного объекта, то прозвучит отрывок из другой мелодии, после чего можно будет сделать новую попытку, число которых ничем не ограничено. Правда, в этом случае по достижении успеха нам уже сообщат, сколько было сделано промахов.

Третья мини-игра - "Bulles" - посвящена изучению и различению цветов и их оттенков, а процесс несколько своеобразен: потребуется заполнять ими пузыри при помощи, скажем так, "кия". Здесь перед стартом, помимо указания количества игроков и ввода имени, требуется выбрать один из пяти вариантов: набор либо из пяти, десяти или пятнадцати цветов, либо из пяти или десяти их наименований (естественно, на французском языке). На следующем экране необходимо определиться с количеством пузырей для заполнения: таковых может быть пять, пятнадцать или двадцать пять; интересно, что ни на нём, ни на предыдущем жёлтая стрелочка не появляется, то есть все переходы после принятых решений осуществляются автоматически. Во время действия в верхней части экрана находятся те самые "пузыри" - по факту это круги разных оттенков и размеров; в нижней же в ряд расположены либо квадраты тех или иных окрасов, либо наименования цветов. Механика процесса следующая: нужно щёлкнуть курсором на один из "нижних" элементов, после чего прямо над ним появится тот самый "кий" (имеющий "сероватый" цвет), словно бы "выходящий" из него и автоматически удлиняющийся по мере движения мышью вверх, а равно и сокращающийся при противоположном действии (курсор как таковой исчезает). Задача - подводить этот "кий" к кругам с контуром нужного ("выбранного" в данный момент) цвета и щёлкать на них левой кнопкой мыши, что приведёт к их заливке. Для переключения на другой оттенок требуется опустить "кий" в самый низ экрана, чтобы вновь появился курсор, и щёлкнуть последним на квадрат с другим цветом или словом, а затем повторить описанные выше действия с пузырями уже данного окраса.

Важно отметить, что количество расцветок в нижней части экрана и у кругов не всегда одинаковое: разновидностей первых может быть больше, чем вторых. Если попробовать щёлкнуть "кием" одного цвета на фигуре с контуром иного, то сделать с нею ничего не получится: раздастся предупредительный сигнал. Как только все пузыри заполнены, справа внизу появляется всё та же жёлтая стрелочка, по нажатию на неё сообщающая, сколько было (если было) допущено ошибок, после чего можно или щёлкнуть на неё повторно, чтобы перезапустить игру (введя все стартовые настройки заново), или выйти в главное меню, обратившись к появившемуся слева внизу значку "Stop". Отметим, что на момент старта данной забавы "кий" по умолчанию активен и "приписан" к конкретному цвету, причём указывает на один из "подходящих" пузырей, а также что заниматься их заполнением можно в произвольном порядке, то есть не обязательно заливать именно все выбранного сейчас оттенка, чтобы получить возможность перейти к следующим. Если предпочтены названия цветов, а не их изображения, то справа внизу по умолчанию отображается вопросительный знак; обращение к нему выводит на экран таблицу соответствий окрасов и их наименований. Для её закрытия нужно нажать на появляющуюся в данном "режиме" (и затем исчезающую) жёлтую стрелочку справа внизу (рядом с вопросительным знаком).

Наконец, четвёртая и последняя забава - "Domino", но на деле она представляет собой не означенную настольную игру, а тренировку счёта до максимум девяти. Перед стартом, помимо традиционных моментов (указания количества игроков и ввода имени), нужно выбрать один из трёх вариантов изображений на костяшках (они же фишки): цифры, их наименования (естественно, на французском языке) или традиционные для домино точки, - и после этого нажать на жёлтую стрелочку справа внизу. Далее требуется определиться с тем, до скольки мы умеем считать, - предлагаются варианты от двух (!!!) до девяти включительно. Затем происходит автоматический (без стрелочки) переход к экрану выбора количества костяшек, которые предстоит помещать на условный "стол": таковых может быть семь, четырнадцать или двадцать одна. Во время действия верхняя часть экрана отведена под поле, где на момент старта уже лежит одна костяшка с тем или иным значением на обеих её частях, которое на них может быть одинаковым или различным, а рядом находится другая - всегда пустая. В нижней части экрана приведены значения в виде цифр, их наименований на французском языке или точек (в зависимости от сделанного ранее выбора) - всегда от нуля до указанного перед стартом значения (от двух до девяти включительно). Задача - щёлкать на то из этих изображений, которое идентично присутствующему на правой части имеющейся на экране "заполненной" костяшки, после чего оно же отобразится на левой части пустой, а на её правой возникнет либо такое же, либо другое; при этом обязательно появится и новая пустая "фишка". Далее требуется повторить то же самое действие, всегда ориентируясь именно на правую часть предпоследней костяшки на поле. При игре с точками важно не путать её с пустой - и выбирать в нижней части экрана "ноль" (представленный в этом режиме как раз в виде пустой костяшки) только тогда, когда правая часть предпоследней из размещённых на поле имеет такой вид. Все эти операции необходимо производить до завершения партии, которое наступает после появления на экране выбранного перед стартом количества объектов (семи, четырнадцати или двадцати одного).

При попытке поместить на поле неподходящий элемент раздастся недовольный сигнал PC Speaker'а. Завершение здесь стандартное: жёлтая стрелочка, демонстрация количества ошибок при нажатии на неё (если таковые были), перезапуск с самого начала (то есть с введением всех настроек заново) при повторном совершении этого же действия или возврат в меню при обращении к появившемуся слева внизу значку "Stop". Интересно, что перед стартом можно выбрать одновременно два или даже все три варианта изображений на костяшках: в этом случае их типы меняются в "исходниках" в нижней части экрана при каждом "ходе" и могут "соседствовать" на половинках появляющихся "фишек". В правом нижнем углу при этом отображается вопросительный знак, нажатие на который открывает таблицу соответствий между предпочтёнными двумя или всеми тремя типами "значений", поскольку последние на поле и под ним в конкретный момент часто имеют различный внешний вид. То есть, к примеру, на костяшке отображается цифра, а мы должны выбрать её название либо соответствующее ей количество точек (или наоборот).

Игра представлена в двух разных графических версиях - для адаптеров EGA и VGA. Правда, по факту отличия между ними не слишком велики, а описать её визуальную составляющую в принципе несколько проблематично из-за вопиющего минимализма. Но те же круги после заполнения их цветами и костяшки домино смотрятся, в принципе, неплохо; элементы последовательностей же даже в VGA-режиме довольно простенькие и аляповатые. Звуковое сопровождение, как уже косвенно отмечалось выше, ещё рудиментарнее и сводится лишь к фрагментам двух мелодий в одной из мини-игр и к сигналам, звучащим в случае допущения ошибок, в остальных трёх забавах. Вердикт - не то чтобы "плохо", но слишком уж примитивно и однообразно; откровенно говоря, даже среди эксклюзивных французских развивающих игр начала 1990-х годов хватало куда более "продвинутых" во всех смыслах, - поэтому, особенно с учётом поистине "удивительной" простоты местного процесса, не совсем понятно, на кого была рассчитана данная вещь. Но её историческая ценность по причине как минимум высокой раритетности, разумеется, огромна.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.