Conquest Earth: First Encounter

Conquest Earth: First Encounter
Жанр: Strategy
Разработчик: Data Design Interactive
Издатель: Eidos
Год выхода: 1997
Платформа: Windows/DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 24
RTS эпохи «расцвета жанра», прошедшая практически незамеченной в своё время. Впрочем, кое-какие комментарии по её поводу всё же были, но лестными их назвать трудно.

Стандартный, уже приевшийся и кому-то, возможно, даже надоевший сюжет: инопланетяне вторглись на Землю. Впрочем, сегодня это не абстрактные серые или зелёные «алиены», не марсиане, а (как неожиданно!) юпитериане (Jovian). Хоть на этом спасибо. Итак, они напали, мы воюем.

Точнее, это только сначала всё так, потому что интуитивно как-то получается, что начинаем играть за землян. Чуть позже понимаешь, что можно играть и за другую сторону конфликта, а также что пейзажи горящей Земли сменят безрадостные кислотные пустыни Юпитера, а вот дальше… Дальше понять уже что-либо не так просто.

Сюжет действительно запутан и сильной стороной игры точно не является. Что является сильной стороной – так это графика (конечно, с учётом года выхода игры, но мне, например, до сих пор нравится именно такая графика). Красивые и действительно разнообразные ландшафты, анимация юнитов и взрывов, повреждения земной поверхности, – это всё сделано очень хорошо. Но о графике неспроста сказано не в конце, а в середине. Ибо, увы, сколь бы ни была она хороша, но одной графикой, как говорится, «сыт не будешь».

Главный недостаток, по мнению многих, кто в эту игру играл, заключается в практически полном различии игрового процесса за каждую из сторон конфликта. Играя за юпитериан после людей, единственное, что вы увидите знакомого, - это вражеские (то есть бывшие «ваши») юниты. Они будут выглядеть так же, да. Всё остальное – нет. Подчеркну: не только юниты, здания, технологии и цели кампаний станут другими. Изменится весь принцип игры, все аспекты управления юнитами, весь интерфейс вплоть до главного меню. С одной стороны, конечно, неудобно, потому что придётся переучиваться, если захотим сыграть за бывших противников. С другой – получаем как бы две игры (заметьте: действительно две полноценные разные игры!) в одной. Разве плохо?

Экономика в игре вторична (причём вторична очень сильно, если так можно сказать) по отношению к боевым действиям. Именно им посвящена большая часть игры. Но вот сражаться здесь трудно, за кого бы вы ни играли. Причём под словом «трудно» подразумевается вовсе не то, что будет просто сложно из-за, например, численного или качественного превосходства противника, а именно то, что написано, - будет трудно, трудно даже понять, что надо делать. Потому что нет здесь практически никакой встроенной помощи, как нет и привычных «аркадных» моментов вроде «выделил – приказал – отправил – наблюдаешь». Нет, здесь целая система боевых команд, от простейших приказов до сложных тактических построений, и сначала ничего непонятно, но только нам, а не компьютеру. Поэтому выиграть можно лишь после длительного и утомительного применения метода «проб и ошибок».

Самое удивительное, что в игре есть баланс! Только и он здесь мало похож на всё, к чему привыкли. Если коротко, он сводится к такой формуле: «юпитериане побеждают силой, люди – скоростью». И смысл этого не совсем в том, о чём вы, возможно, подумали. Да, юпитериане технологически развиты гораздо лучше. Да, у них есть такие возможности, каких у людей не будет никогда, - например, некоторые их юниты прямо на поле боя могут сформировывать, объединяясь, так называемые «супер-юниты», победить которые весьма трудно. Но вот управление и отдача приказов у юпитериан (которая, как уже отмечалось, и у людей-то не столь тривиальна) настолько сложна и запутанна, что проходит очень много времени, пока отдашь приказ, причём даже в том случае, если всё уже идеально выучил, и даже в том случае, если за юпитериан играет компьютер, - они всё равно действуют медленнее, и в этом – едва ли не основа всей стратегии игры за людей.

Ещё один немаловажный недостаток игры – очень низкий AI всех юнитов. Они практически ничего не делают без предварительных приказов. Может даже быть такое, что ваш отряд начнут атаковать, а он не окажет никакого сопротивления, пока вы не отдадите ему чёткий (обратите внимание на это слово) приказ о том, как именно отвечать на атаку. Но это редкий случай, причём случай плохой, а бывает и наоборот: может повезти так, что крошечным отрядом уничтожишь огромную вражескую армию. Но всё это лотерея, а в такой игре лотерея – не самое приятное, что может быть.

Наконец, третьим недостатком часто называют хорошо известный любителям стратегий «туман войны». Казалось бы – ну и что, что «туман войны»? Войска видят в определённом радиусе. Но здесь и этому элементу придали «местный колорит». Во-первых, «туману» чуть ли не в первый и последний раз придумали «серьёзное научное обоснование», напрямую связанное с атмосферой, причём оказалось, что для юпитериан «кислородные завесы», которых мы с вами и не замечаем, ничуть не менее непроницаемы для взора, чем для землян – «тяжёлые» сернокислотные облака Юпитера. Во-вторых, доступный радиус для обеих фракций оставили уж очень маленький – «туман» объективно мешает. И способ его «устранения» тоже нетривиален: хочешь видеть больше, чем положено, - привлекай специальные войска «чистильщиков», которые будут эти облака расчищать…

Продолжать так можно довольно долго. Но даже эти факты дают понять, что перед нами весьма оригинальная RTS с очень хорошими задумками и, увы, с не самой лучшей их реализацией. Часто создаётся впечатление, что игра как-то не то недоделана, не то недооптимизирована…. Потому что проигрыши здесь гораздо чаще происходят из-за случайности, чем из-за стратегических/тактических ошибок или неопытности.

Дать рекомендацию сложно, равно как и подвести итог. Пожалуй, играть в данную вещь стоит только очень серьёзно настроенным и, если угодно, «хардкорным» фанатам RTS, которым не жалко потратить несколько недель (в лучшем случае) на освоение всех тонкостей и премудростей и которые не боятся того, что «первый блин» на 99% будет комом, и руки от этого не опустят. Если вы к таким не принадлежите или, не дай Бог, вообще мало знакомы с жанром, но познакомиться хотите, - обойдите это «чудо» за десять вёрст и сыграйте в любую другую RTS (пусть и звучит смело, но по сравнению с этой практически любая RTS того времени покажется простой и дружелюбной).

Что же касается итога, то практически всё уже сказано выше. Идей и новшеств множество, по каким-то моментам игра сильно опередила своё время. Но недостатки (или то, что за них принимают «средние игроки») оказались, увы, слишком существенны – по крайней мере, достаточно существенны для того, чтобы новшества остались незамеченными, как и сама игра, которая так и не смогла перейти рубеж, отделяющий «ещё одну RTS» от «вехи в истории жанра». Увы.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.