Terran Envoy

Terran Envoy
Жанр: Adventure
Разработчик: Stratagem Games
Издатель: Stratagem Games
Год выхода: 1990
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 4
  • 2
  • 18
Если попытаться как-то категоризировать игру, о которой сейчас пойдёт речь, то Terran Envoy, пожалуй, можно назвать лишь одним словосочетанием – «Обретённый артефакт». И дело здесь не только в том, что это, возможно, самая редкая из всех игр, которые когда-либо выкладывались на нашем сайте. И не только в том, что мир предпочёл напрочь забыть о её существовании практически сразу же после выхода, благо что всё этому способствовало: мизерный тираж и только в рамках Зелёного континента, всего несколько рецензий в журналах и отсутствие какой-либо рекламы, - в самом деле, откуда у бывших разработчиков программ для «скучного» бизнеса, решивших вдруг ни с того ни с сего донести свои откровения до потенциальной аудитории, глубокие познания в тонкостях маркетинга? Дело ещё и в том, что Terran Envoy – это игра вне жанра. Своего рода фантастическая философская притча, рассказанная на языке нулей и единиц. Мистическая и таинственная. Без ответа на главный вопрос мироздания. Но со смыслом.

Мир, показанный в Terran Envoy, - это мир далёкого будущего, но такой, каким его не изображал ни один фантаст. Здесь нет войн, нет детального описания прошедшей истории, высоких технологий и отношений между внеземными цивилизациями. Здесь есть лишь осознание неразвитости человечества в сравнении с прочими разумными видами и борьба двух высших сил (обратите внимание, что Бога, Дьявола и прочие возможные варианты мы здесь не упоминаем) за его будущее. Уберменш, который слишком уж созвучен Унтерменшу, но о котором никто ничего не знает, но все чувствуют его вселенскую мудрость, хочет помочь человечеству обрести способность к телепатии – тому единственному, чем другие расы превосходят жителей Земли и отсутствие чего делают людей в их глазах неполноценными. Если это произойдёт – то человечество сможет влиться в гигантское «содружество» тысяч цивилизаций Вселенной, получив доступ к высшему знанию. Однако есть и противоположное начало – ещё более таинственный Узурпатор, о котором тоже никто ничего не знает, но который прикладывает все усилия для того, чтобы обретение человечеством способности к телепатии не произошло.

За кого именно предстоит играть тому, кто отправится в мир Terran Envoy, - честно говоря, до конца так и не понятно. Посланец ли это Уберменша или просто вольный искатель приключений, но цель у него вполне конкретная: он убеждён, что Узурпатор – это некое вполне материальное, пусть и очень могущественное, существо, которое делает во вселенной злое дело. Законы логики недвусмысленно утверждают, что, если данная теория верна, это существо подлежит обнаружению и последующему уничтожению, после чего препятствие для вхождения человечества в межпланетный континуум будет устранено. С этой мыслью безымянный герой восходит на небольшой космический корабль и начинает свои странствия в поисках абстрактного Зла…

Жанр Terran Envoy определить однозначно никак невозможно. Это не РПГ, не стратегия, не симулятор и даже не adventure, хотя к последнему она ближе всего, - это некая очень странная комбинация элементов разных жанров, своего рода «свободное приключение», где до конца не ясны ни конечная цель, ни средства её достижения. Тем не менее, описать кратко то, что здесь нужно сделать и как, всё-таки представляется возможным. Поэтому преобразим на мгновение наш внутренний мир с мудрого созерцательства на суровый прагматизм закалённого в боях со всевозможными нетривиальными шедеврами игростроя олдгеймера, грубого, но тоже по-своему мудрого, и продолжим повествование в совсем ином стиле.

Предельно кратко суть игры заключается в следующем: нам нужно найти некую плохую тварь и убить её, но проблема в том, что мы не знаем, где эта тварь живёт, как выглядит и так далее. Внешне игра представляет собой экран-карту не то вселенной, не то галактики, которая разделена на системы. Щёлкаем на ту или иную систему – изображение меняется, для осмотра нам становятся доступны её планеты. В игре несколько систем, в каждой системе – несколько планет, то есть всего планет не то чтобы очень много (к сожалению, продолжительность игры нельзя назвать действительно высокой), но всё-таки более чем достаточно (поэтому, хотя и не только поэтому, игровой процесс займёт у вас всяко больше нескольких часов). Каждую из планет можно и нужно посетить – посещение реализовано предельно абстрактно, всё тем же простым щелчком.

Планеты бывают трёх видов: пустые, с кристаллами или с инопланетными существами; посмотреть статус планеты никаких трудов не составляет, на пустых планетах делать нечего. На обитаемых планетах есть инопланетяне, с которыми есть теоретическая возможность общения (по всей видимости, проблема «инопланетного языка» в рассматриваемую эпоху уже была как-то решена). Именно эту возможность нам следует использовать для того, чтобы собрать необходимые нам факты для обнаружения личности Узурпатора. Никто не знает (и это на самом деле так), кто он такой, но многие инопланетяне знают о нём что-то (чего не знаем мы). Или что-то о тех, кто может знать что-то. А это тоже может быть важным. Проблема, правда, заключается в том, что просто так никто нам ничего не скажет.

Здесь мы подходим к следующему моменту, а именно – к упомянутым кристаллам, которые есть на некоторых планетах. Кристаллов этих насчитывается пять видов, их можно и нужно собирать (после изъятия его статус планеты меняется на пустую). Основное предназначение кристаллов – служить своего рода «валютой» (а может быть, даже взяткой) для беседы с пришельцами: дашь ему кристалл – и он что-то тебе расскажет, может быть. Может быть, потому что не все кристаллы одинаково полезны. Типов инопланетян в игре достаточно, и реакция на кристаллы у каждого своя. Для любого пришельца три типа кристаллов из пяти отвратительны и даже опасны, если ему предложить такой кристалл – он просто не станет ничего говорить. Четвёртый тип опасности не представляет, но и большой ценности – тоже, информацию за него получить можно, но – немного. А вот пятый тип пришельцем весьма любим, за него он вам много чего расскажет. Беда лишь в том, что у каждого инопланетянина свои предпочтения, тот кристалл, который любим одним, ненавидим другим, а понять, какой кому давать, можно разве что опытом.

Но даже правильный выбор не является гарантом успеха. У каждого из пришельцев есть два показателя: уровень его честности и дружелюбия. На практике это означает, что даже после получения заветного вознаграждения далеко не каждый скажет вам правду, кто-то может намеренно соврать…

Пожалуй, в описании стоит сразу же раскрыть основную тайну сюжета (благо что относится она к «секретам Полишинеля», почему – поясним потом): Узурпатор – это один из этих самых пришельцев, то есть с ним вы тоже сможете пообщаться. И рано или поздно, взвесив полученные от разных инопланетян факты, вы должны будете его определить, а определив – уничтожить. При этом процесс уничтожения вполне себе реализован как отдельный игровой момент, и здесь снова играют роль те самые кристаллы.

На вашем корабле имеется страшное оружие под названием Луч Правосудия. Этим лучом, направив его на родную планету Узурпатора, вы и должны его убить. Луч работает на тех самых кристаллах, которые вы находите, поэтому особенно разбрасываться ими не стоит – они нужны не только для получения информации. Чтобы уничтожить Узурпатора, вы должны «зарядить» машину с лучом тремя типами тех кристаллов, которые являются для него опасными (предварительно поняв это из предыдущего общения с ним). Если вы ошиблись хотя бы в одном – игра проиграна. Если вы не ошиблись с кристаллами, но ошиблись с выбором Узурпатора, приняв за него не того, - то игра тоже закончена. Вообще, после применения луча игра заканчивается всегда: либо выигрышем, либо проигрышем.

Но самое интересное заключается даже не в том, что пройти игру по-настоящему сложно, а думать придётся изрядно и нестандартно. Самое интересное в том, что, когда вы запустите игру в следующий раз, победив или проиграв, Узурпатором окажется уже совсем другой (!) пришелец. И диалоги с инопланетянами будут другие. То есть, фактически, ценность переигровки здесь огромна. С другой – руководство к достижению победы для этой игры написать, пожалуй, невозможно. Она может оказаться очень простой в один раз и невероятно сложной в другой. Как повезёт.

Про интерфейс вкратце уже было сказано выше, и приходится признавать, что в плане графики игра не очень богата: несколько тёмных окошек, в самом крупном из которых – карта звёздного неба, в других – различные опции. Правда, всё меняется, когда вы встречаете пришельца, - тогда на самом большом из окон появится настоящий шедевр компьютерной живописи, изображающий какое-либо совершенно отличное от человека создание во всех подробностях, при этом ярко, красочно, чётко. Так что если вы любите графику старых игр, то она здесь есть.

Terran Envoy может быть гарантированно рекомендован только одной категории пользователей: коллекционерам раритетов. Будут они в него играть или нет – вопрос другой, но более редкой игры на данный момент, вполне возможно, и не сыскать. А вот как объект компьютерной забавы – тут с рекомендациями всё становится уже намного сложнее. Хотя бы потому, что никакой «забавы» в данной игре нет в принципе. Здесь всё очень серьёзно и очень сложно. Это действительно игра вне жанра, своего рода не повторившийся никогда больше симулятор секретного агента далёкого будущего, сделанный предельно близко к реальности, если бы вымышленная реальность была настоящей, где одним из ключей к победе является необходимость понять логику существ из другого мира. Заставить себя думать так, как думают они. Понять, когда они лгут, а когда нет. Возможно, для этого нужно быть гением. Возможно – просто настоящим человеком, у которого взамен телепатии есть нечто иное, что и поможет ему победить. Печальная судьба Terran Envoy говорит о том, что, по всей видимости, «настроиться» на него смогли в своё время немногие. Однако вам попробовать сделать это теперь ничто не мешает. И если удастся победить – то какова будет гордость от того, что вы смогли осилить самую редкую и, возможно, самую уникальную компьютерную игру в истории? Такой шанс не представляется каждый день. И от такого шанса не отказываются.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Очень любопытная вещь - почти уникальная, но немного всё же напоминает, с одной стороны, «Captain Blood», а с другой - игры, подобные «The Clue». И это совсем не адвенчура, а нечто вроде гибрида стратегии и логической головоломки. Сюжет, основа игрового процесса, исследование космоса, "торговля-дипломатия" - очень радуют и увлекают, но вот "ксенология"... Увы, реализована она очень даже неудобно. Запомнить, кто где, кто с кем и кто есть ху - практически нереально, особенно с учётом множества инопланетных топонимов, генерирующихся в случайном порядке. Графика тут практически отличная, а вот звуковых эффектов кот наплакал. Ну и музыки совсем нет, хотя авторы высказывают благодарность Баху.
Впрочем, оценку всё равно приходится выставлять близкую к максимальной!

kreol
мизерный тираж и только в рамках Зелёного континента
Вот сомневаюсь. По-моему, она вполне себе распространялась и в США, и в Англии. Другое дело - что её и правда почему-то все забыли, особенно в исполнении для PC...

kreol
у бывших разработчиков программ для «скучного» бизнеса
Откуда такая информация? Авторы игры незадолго до этого активно участвовали в разработке стратегии про Киев - «Fire-Brigade».

kreol
это мир далёкого будущего
Не очень далёкого: на дворе 2017 г. от Р.Х.

kreol
Уберменш
Кстати сказать, весьма загадочный термин. И не совсем точный: есть понятие "Убберменша" - это такая раса высокоразвитых инопланетных существ. А есть понятие "Уббер" - это титул главы Галактического Совета, принадлежащего к данной расе.

kreol
Узурпатор, о котором тоже никто ничего не знает, но который прикладывает все усилия для того, чтобы обретение человечеством способности к телепатии не произошло
Узурпатору глубоко плевать на человечество! Он хочет именно что узурпировать власть Совета и захватить галактику.

kreol
За кого именно предстоит играть тому, кто отправится в мир Terran Envoy, - честно говоря, до конца так и не понятно.
Это-то как раз вполне понятно! Мы играем пусть и за безымянного (ибо это мы сами и есть), но всё же вынесенного в заголовок и изображённого на обложке землянина-уполномоченного, которого Совет Безопасности ООН выбрал делегатом в Галактический Совет.

kreol
С этой мыслью безымянный герой восходит на небольшой космический корабль и начинает свои странствия в поисках абстрактного Зла…
Он туда не "восходит" - его, можно сказать, обманом заманивают туда Убберменша.

kreol
(к сожалению, продолжительность игры нельзя назвать действительно высокой), но всё-таки более чем достаточно (поэтому, хотя и не только поэтому, игровой процесс займёт у вас всяко больше нескольких часов)
Отчего же "к сожалению"! Это же не адвенчура, а головоломка-стратегия: каждая партия по идее длится примерно час (а не всяко больше нескольких часов). Хотя время тут не реальное, а походовое, - так что при желании ничто не мешает думать сутками. Другое дело, что, как в "рогалике" или той же головоломке, - основная мысль в том, что проходить игру можно сколько угодно раз подряд, ибо каждая партия будет отличаться от предыдущей.

kreol
по всей видимости, проблема «инопланетного языка» в рассматриваемую эпоху уже была как-то решена
Всё просто: реплики переводит бортовой компьютер нашего космического корабля. А корабль у нас от Убберменша, давно развивших телепатическое общение до такого уровня, что каждый землянин воспринимает их речь на том языке и диалекте, на котором разговаривает он сам.

kreol
Основное предназначение кристаллов – служить своего рода «валютой» (а может быть, даже взяткой)
"Взятка" - это грубо. Кристаллы - традиционный подарок, который следует преподносить при встрече, получая что-то взамен.

kreol
У каждого из пришельцев есть два показателя: уровень его честности и дружелюбия.
Не совсем. К показателям стоит отнести и третий - "лояльность". Кроме того, в "личном деле" каждого инопланетянина (называть их "пришельцами" вряд ли логично - это мы к ним прилетели, а не они к нам), которое мы будем заполнять, имеются ещё четыре важных графы: "друг", "враг" и "любимый" с "ненавидимым" кристаллы. Плюс в другом месте будут ещё и данные о прописке.

kreol
Для любого пришельца три типа кристаллов из пяти отвратительны и даже опасны, если ему предложить такой кристалл – он просто не станет ничего говорить. Четвёртый тип опасности не представляет, но и большой ценности – тоже, информацию за него получить можно, но – немного. А вот пятый тип пришельцем весьма любим, за него он вам много чего расскажет.
Скорее, у каждого инопланетянина есть один определённый "любимый" вид кристалла - и один "ненавидимый". Остальные три - более-менее нейтральны.

kreol
Пожалуй, в описании стоит сразу же раскрыть основную тайну сюжета (благо что относится она к «секретам Полишинеля», почему – поясним потом): Узурпатор – это один из этих самых пришельцев, то есть с ним вы тоже сможете пообщаться.
Какая же это "тайна"! Если об этом нам сразу же сообщают Убберменша при постановке задачи.

kreol
Она может оказаться очень простой в один раз и невероятно сложной в другой. Как повезёт.
Кстати сказать - тут имеются три уровня сложности, выставляемые при начале каждой партии. Но влияют они только на количество отводимого нам "времени".

kreol
Чтобы уничтожить Узурпатора, вы должны «зарядить» машину с лучом тремя типами тех кристаллов, которые являются для него опасными (предварительно поняв это из предыдущего общения с ним). Если вы ошиблись хотя бы в одном – игра проиграна.
Не совсем так: для пущего эффекта машину лучше заряжать одним видом кристалла, но на выбор из двух - либо "любимых", либо "ненавидимых" Узурпатором. Причём (спойлер) первый - оптимальнее!

nimeral
И даже если понять, кто вроде бы не склонен ко лжи, они не дадут ответа на главный вопрос - кто Узурпатор? Тот, кто hostile или кто disloyal? А может, тот, кто врёт больше всех? Или тот (единственный? или его вообще может не быть?), кто и hostile, и disloyal, и dishonest?
Самый нелояльный, разумеется! Узурпатор - не тот, кто больше всех врёт нам, а тот, кто враг Уббера. Последнего нам, таким образом, тоже придётся "вычислить"!

madSQUIRELL
при великолепной (не побоюсь этого слова) минималистичности интерфейса
Увы, минималистичность не всегда идёт на пользу. Нет чтобы всю эту "ксенологию" представить в виде какой-нибудь наглядной таблички...

madSQUIRELL
А то, что на перебор всех вероятных вариантов кристаллов для всех пришельцев может банально не хватить топлива - делает игру еще более реалистичной.
Строго говоря - не топлива, а времени.

madSQUIRELL
В игре как минимум восемь типов пришельцев
В каждой отдельной партии - да. А всего в игре, я так понял, их тринадцать.

madSQUIRELL
Как говорится, "Запоминайте, а лучше записывайте" (из старого анекдота про космонавтов).
Вот-вот! Составлять таблички с показаниями членов Совета и их характеристиками вручную на бумажке - похоже, куда логичнее, чем полагаться на внутриигровую систему ARAC и разбираться в её интерфейсе.
Гениально. Сложно, интересно и увлекательно - при великолепной (не побоюсь этого слова) минималистичности интерфейса.

Пожалуй, одна из самых увлекательных и в то же время сложных игр для восприятия - ибо количество вещей, которые в ней умалчиваются или намеренно говорятся неверно - просто зашкаливает. А то, что на перебор всех вероятных вариантов кристаллов для всех пришельцев может банально не хватить топлива - делает игру еще более реалистичной.
В игре как минимум восемь типов пришельцев - и минимум пятеро из них Вам где-то врут. Вероятность того, что двое из них скажут одно и тоже, хоть и разными словами - угрожающе мала, и как минимум 50% информации Вам придется дополнять для себя самостоятельно - по сути гадать. В принципе, вполне в духе обращения развитых рас с неразвитыми.
Хотя, в принципе, Вам могут лгать и все поголовно. :)

Кристаллы искать приходится "на глазок", и планета, которую Вы хотя бы частично освоили, исчезает из списка "пригодных для освоения", хотя кристаллы на ней могут оставаться. Как говорится, "Запоминайте, а лучше записывайте" (из старого анекдота про космонавтов).

И да, еще один нюанс - для использования "луча смерти" Вам надо быть на орбите планеты вашего Узурпатора. Не перепутайте - это автоматически будет означать "конец игры".

Принесите свет нвых знаний Человечеству - и да прибудет с Вами леди Удача!

P.S - показатель честности говорит лишь о том, что Вы сами думаете на счет этого "парня" в данную секунду :)
P.P.S - "Все лгут" (Вы наверняка знаете, кому принадлежат эти слова ;) )
Не осилил, действительно сложно и весьма непонятно. Половина инопланетян врёт через слово, ещё треть - иногда. И даже если понять, кто вроде бы не склонен ко лжи, они не дадут ответа на главный вопрос - кто Узурпатор? Тот, кто hostile или кто disloyal? А может, тот, кто врёт больше всех? Или тот (единственный? или его вообще может не быть?), кто и hostile, и disloyal, и dishonest?
Еще демотивирует, что ответ можно узнать с самого начала игры, просто пальнув из Луча Правосудия в кого попало чем попало. С другой стороны, было бы жестоко не рассказать проигравшему, кто был кем, ну а тот, кто, посмотрев на это, загрузится и убьёт Узурпатора, не может считать себя победителем)
В целом (по задумке уж точно) любопытный симулятор космического детектива. Мой комментарий можно считать ~наполовину претензией к "недружелюбности" игры, ~наполовину вопросом о прохождении.