Yes, Prime Minister

Yes, Prime Minister
Жанр: Other
Разработчик: Oxford Digital Enterprises
Издатель: Mosaic Publishing
Год выхода: 1987
Платформа: Amstrad CPC
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 3
  • 5
Не самая выдающаяся, но самобытная и чисто британская игра, которая, в отличие от многих своих собратьев по жанру, может с полным правом именоваться симулятором политики – в самом точном смысле русского слова «симуляция».

Как можно узнать из описания давно представленной на нашем сайте версии этого проекта для IBM PC, играть мы будем за героя популярного в 1980-е годы сатирического телесериала и соответствующей дилогии романов Джонатана Линна и Энтони Джея – достопочтенного Джеймса Хэкера. Несколько лет он достаточно бесплодно и бесцветно трудился на посту министра административных дел, чтобы быть в итоге выдвинутым на должность главы правительства Её величества. Вместе с ним нам предстоит пережить первую рабочую неделю в роли премьер-министра – всего только пять дней, с первого по пятое апреля (кстати сказать, 1985-го года). Зрители и читатели «Да, господин премьер-министр» (как минимум в книжном виде издававшегося и на русском языке) вряд ли удивятся, узнав, что компанию Джиму в этом нелёгком деле составят двое его ближайших сотрудников (а отчасти и антагонистов): язвительный интеллектуал сэр Хамфри Эплби, секретарь кабинета – бюрократ и госслужащий до мозга костей, третирующий своего номинального шефа с той редкой смесью презрения и жалости, с которой только выпускники Оксфорда могут относиться к плебеям, окончившим всего лишь Лондонскую школу экономики, – и личный секретарь Хэкера Бернард Вули, человек несколько более мягкий, как правило, старающийся сгладить острые углы во взаимоотношениях двух своих старших коллег.

Игровая реинкарнация «Yes, Prime Minister» появилась практически одновременно на нескольких платформах, но версия для Amstrad CPC оказывается наиболее предпочтительной для использования: её яркие, насыщенные цвета и чёткий шрифт выигрышно смотрятся на фоне не только очевидно устаревших BBC Micro или ZX Spectrum, но и на удивление чёрно-белого IBM PC или схожего по рисунку, но склонного к серо-зелёным оттенкам Commodore 64. Значительную часть времени мы будем проводить в своём пустынном и тесноватом кабинете – он же основной интерфейс игры. В левом ящике стола можно обнаружить подготовленный секретарём текущий распорядок дня; на самом же столе, возле портрета, видимо, нашей дражайшей супруги, временами будут появляться и записки, касающиеся более срочных дел. Для совсем уже экстренной связи предусмотрены два телефонных аппарата и отдельно стоящий интерком; увы, связь эта исключительно односторонняя: время от времени нам будет звонить Бернард с последними новостями из мира большой политики. Набор современной техники довершает стоящий справа телетайп, где иногда можно прочитать выдержки из газетных статей. Кстати сказать, звонки упомянутых устройств – единственные звуковые эффекты в игре: услышав вызов, нужно будет прокрутить экран (стол у нас довольно большой, целиком в монитор не влезает) – при помощи клавиш Q, A, O и P (соответственно «вверх», «вниз», «влево» и «вправо») и активировать нужный аппарат нажатием «пробела». Точно так же можно и открыть правый ящик стола, содержащий более личную документацию (страницы собственного дневника или письма родных и близких), а нажатие на часы продвинет время вперёд до следующего события. Помимо этого, чуть выше, уже на стене, можно найти «ящик для петиций» с некоторыми подсказками по текущему вопросу, а в сейфе, скрытом за флагом Соединённого Королевства, обнаружатся данные социологических опросов – наш рейтинг за текущий день.

Последняя, но немаловажная деталь интерьера нашего кабинета на Даунинг-Стрит, 10 – дверь. Как ни странно, но ни один посетитель в офис главы правительства не приходит – для решения всех вопросов премьер-министр сам вынужден постоянно наносить визиты своим собственным подчинённым. Среди доступных для посещения мест – кабинеты сэра Хамфри и Бернарда, а также (в некоторые дни) одного-двух министров или партийных деятелей, – но все они оказываются запертыми, если только нас там не ждут именно в данный момент. Как уже замечалось, основные мероприятия предусмотрены нашим планом на день – как правило, он весьма скромный: от силы пара-тройка намеченных встреч. Увы, деловые ланчи в игре не показаны, время обеда автоматически перематывается. А поскольку делать Хэкеру большую часть своего рабочего времени абсолютно нечего – приходится частенько нажимать на часы, проматывая это время вперёд в ожидании одного из запланированных либо случайных событий (выбираемых игрой из некоторого явно конечного набора).

Некоторые вопросы можно решить и по телефону, а для обсуждения более важных дел с коллегами опять-таки нужно будет отправляться в гости к одному из подчинённых. В таком случае перед нами откроется режим ведения беседы – второй и основной в «Yes, Prime Minister». Оформлен он исключительно в текстовом виде – лишь в левом верхнем углу будет отображаться портрет одного из трёх основных действующих лиц, чьи физиономии были лицензированы у телесериала, а потому изображают актёров Пола Эддингтона, Найджела Хоторна и Дерека Фолдса. Стоит сразу признать, что местный способ управления государством удовлетворит лишь знатоков первоисточника: все свои решения Хэкер принимает, выбирая один из предложенных ему вариантов ответа (изредка это действие оформлено в виде «хакерограммы», где три альтернативных реплики представлены в форме шкалы с ползунком).

Многочисленные разговоры с Бернардом и сэром Хамфри, особенно длинные и глубокомысленные реплики последнего почтенного господина, не лишены достоинств, таких как чисто британское чувство юмора, и выполнены в полном соответствии с характерами персонажей: наш высокопоставленный герой предстаёт человеком мягким, нерешительным (что для политика весьма странно) и даже не очень сообразительным. Временами нужно выбирать одно из направлений мыслей Хэкера по поводу текущего дела, иногда – догадаться, о чём именно в настоящий момент идёт речь (например, что скрывается за аббревиатурой PRATS или что такое «гигаватт»), – опять-таки выбрав один из двух, трёх или четырёх предложенных вариантов. В случае правильного ответа либо собеседники, либо сама игра не замедлит нас похвалить, – хотя трудно сказать, отображаются ли такие камерные интеллектуальные успехи премьер-министра на уровне его рейтинга.

Зато в отношении настоящих политических дел «верных» решений практически не существует: почти на каждую доступную для выбора идею Хэкера у сэра Хэмфри найдётся язвительное замечание, а у Бернарда – повод пожать плечами. С другой стороны, ассортимент вопросов, которые нам предстоит решать в обязательном или случайном порядке, пусть и соответствует духу первоисточника, но кажется скорее мелким и не особо релевантным с учётом того поста, который нам предлагается занимать в течение рабочей недели. Вы чаете важных дел и судьбоносных решений? Увы, разбираться придётся в основном с мелкотемьем. Министр внутренних дел забыл в баре папку с важными документами: поднимать на ноги полицию - или лучше сокрыть сей факт халатности от общественности в надежде на то, что бумаги вскоре найдутся сами? Задиристый депутат от оппозиции подрался в парламенте с одним из «заднескамеечников» нашей партии – принимать ли меры, и какие именно? Стоит ли разрешать премьер-министру Ирландии поздравлять своих живущих в Соединённом Королевстве соотечественников с днём Св. Патрика (с подозрительным опозданием на несколько недель)? Жёлтая пресса спрашивает: правда ли, что Хэкер держит за городом любовницу (как раз тот случай, когда любой вариант ответа будет выглядеть неубедительно)? Наша дочь, приехав в гости на Даунинг-стрит, припарковала машину не по правилам и ей выписали штраф – платить его, сделать выговор полицейскому или же устроить так, чтобы эта машина внезапно оказалась чьей-то другой? Ну и так далее. Справедливости ради следует сказать, что встречаются и более интересные темы: скажем, арест британского шпиона в СССР – затевать ли международный скандал или же использовать инцидент в качестве повода для масштабной проверки не в меру ретивой и самостоятельной MI5? Или же визит министра энергетики, жалующегося на острый дефицит гигаватт и вопрошающего о стратегии развития либо ядерных, либо альтернативных источников энергии аж на период до 1999 года (в разительном контрасте со стилем мышления Хэкера, мечтающего пережить хотя бы эту неделю). Всё же, как правило, все эти события служат для героев «Yes, Prime Minister» лишь поводом для упражнения в велеречивой риторике – и более-менее удачных попыток всех троих шутить друг над другом.

Успешно досидев до 18.00 каждого рабочего дня, мы получаем возможность сохранить свой игровой прогресс (потребуется отдельная пустая дискета), прежде чем перейти далее (намекнём, что функция снэпшотов в современных эмуляторах способна спасти отца британской демократии с куда большим успехом). В любое время можно заглянуть за Юнион Джек и проверить неизбежно тающий рейтинг, а в 14.00 в пятницу Бернард не замедлит сообщить нам всё, что он и сэр Хэмфри думают о наших (не)успехах в первую рабочую неделю.

Отчасти интерес может вызвать повторная игра – с учётом новых случайных событий и альтернативных вариантов решений дел обязательных. И всё же, несмотря на все необычные качества «Yes, Prime Minister», рекомендовать её стоит прежде всего поклонникам книги или сериала, а также любителям британского юмора. Тем же, кто ожидает серьёзного игрового моделирования деятельности настоящего политика, а не пародийного Хэкера, стоит скорее взглянуть в сторону «Shadow President» или «Crisis in the Kremlin».
Автор обзора: Uka
DOS (Yes, Prime Minister)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.