Ballyhoo

Ballyhoo
Жанр: Interactive Fiction
Разработчик: Infocom
Издатель: Infocom
Год выхода: 1986
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 2
  • 0
К 1986 году Infocom уже была весьма зрелым разработчиком, за плечами у которого числилось полтора десятка проектов. Увы, но с таким багажом приходит не только опыт, но и кризис идей: законы рынка велят постоянно наращивать производство даже несмотря на то, что предел творческой производительности уже достигнут. И Ballyhoo наряду с вышедшей в том же году Moonmist стали ярким тому подтверждением.

Нам предстоит играть за некоего брюзгу и неудачника, который собрался сходить в цирк ради того, чтобы надменно взирать на происходящее, рассуждая о своём моральном превосходстве над занимающимися якобы низким ремеслом артистами и глупыми зрителями, которые являются на это посмотреть. Но на самом деле он лишь завидует массовой народной любви к циркачам, страдая от неустроенности собственной жизни, которая складывается совсем не так, как он хотел бы. Однако в этот вечер суждено было произойти загадочному событию: внезапно исчезла дочь владельца заведения, что даёт возможность нашему герою показать себя искусным сыщиком, завоевав благодарность и признательность тех, чья популярность не даёт ему покоя, и тем самым потешить своё самолюбие.

Но перед тем, как развернётся действие детективное, нам предстоит ещё попасть на действие цирковое, - для этого необходимо получить доступ в шатёр. На входе нас попросят предъявить билет, искать который предполагалось в коробке с игрой, - да-да, Infocom вновь использует свои фирменные feelies, но на этот раз преимущественно в качестве защиты от копирования, а не для получения подсказок в решении загадок. А далее - классические розыскные мероприятия: обследование помещения цирка и ближайшей территории, опрос свидетелей, составление списка подозреваемых и неминуемый финал.

Отметим, что с Moonmist игру роднит не только довольно банальная драматургическая компонента, но и наличие хорошего и гуманного парсера, который допускает, например, замену лишь неправильного слова в многосложной команде в случае допущения опечатки.

В дополнение к тому, что в качестве героя нам и так выдаётся весьма неприятный тип, разработчики зачем-то множество раз обращаются к тематике России и Советского Союза (в негативной коннотации, конечно же), - а на дворе был 1986 год, когда наша Родина и без того уже начинала подгибать колени. Однако на итоговую оценку этот несколько субъективный фактор не влияет (вероятно, такие нюансы призваны лишь раскрыть характер протагониста): Ballyhoo и без того является весьма проходным проектом.
Автор обзора: Sharp_ey
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
kreol
Это ведь наверняка своеобразная отсылка к образу "генерала Том-Там(б)а", одного из барнумовских карликов?
Естественно, - его даже так и зовут, "Товарищ Там(б)". Только тот, настоящий, одевался Наполеоном, что хотя бы чуть пологичнее.
А владельца этого цирка зовут Мунраб (читаем наоборот...).
Uka
царским генералом
Это ведь наверняка своеобразная отсылка к образу "генерала Том-Там(б)а", одного из барнумовских карликов?

Uka
и свойство "клюква" всё же предлагаю убрать
Хорошо, свойство убрано (надеюсь, что @Sharp_ey не будет возражать).
Но у меня большая просьба писать (или хотя бы дублировать) такие запросы в предназначенных для этого темах, ибо я хоть и смотрю каждое сообщение на форуме, но всё же не читаю каждое слово в каждом, ввиду чего мог пропустить конкретно этот запрос.
Одна из наименее примечательных работ компании - и практически заслуженно забытая. При том, что достоинства тут тоже есть - как минимум два. Во-первых, автор игры - отличный стилист! Джефф О'Нил вполне оправдывает свою литературную фамилию, - до службы в Infocom он работал журналистом, а потому пишет просто отлично - куда лучше, чем большинство прочих авторов знаменитой компании, бывших "профессиональными программистами" (не хуже пишет один только Брайан Мориарти, но он вообще филолог по специальности). К тому же у нас тут весьма оригинальный сеттинг - мрачная изнанка бродячего цирка. Во-вторых, этот "детектив" весьма отличается от трёх предыдущих проектов Infocom в том же самом жанре: те были "в реальном времени", так что мы там едва поспевали за событиями, которые шли сами по себе - и часто (особенно при первых нескольких прохождениях!) совсем мимо нас. Тут же пользователя встречает совсем иной подход, вскоре ставший стандартом всего жанра приключений: события следуют за игроком, а не наоборот. Никакого реального времени! Всё произойдёт тогда, когда мы появимся в нужном месте. Мелочь, а приятно.

К сожалению, всё остальное выглядит куда хуже. Тот самый оригинальный сеттинг оборачивается практически полным отсутствием сюжетной завязки! Мы играем за очередного недовольного зрителя, который побывал на цирковом представлении, оказавшимся "гнилой конфетой в красивой обёртке", но - вместо того, чтобы поскорее уйти домой, игрок почему-то остаётся на территории заведения и пытается проникнуть за кулисы. Никакой цели перед нами при этом нет! Что делать и зачем делать - непонятно совершенно. Да, почти что сразу можно стать свидетелем того, как владелец заведения нанимает частного сыщика для поисков своей пропавшей дочери. Но почему именно мы решаем заняться этими самыми поисками вместо того детектива? Мотивы протагониста совершенно непонятны.

Ну и с загадками дело обстоит абсолютно так же! Они совсем мало вписаны не только в логику действий протагониста, но и в мир игры. Отчасти ситуацию спасает некоторая нелинейность: перед нами оказываются сразу несколько "секций" цирка, которые можно проходить в любом порядке. Но - опять-таки: понять, что нужно делать, часто весьма сложно. Вряд ли многие умудрились пройти эту игру хотя бы без "книги подсказок"...

Sharp_ey
опрос свидетелей, составление списка подозреваемых
К сожалению, такого здесь практически нет.

Sharp_ey
разработчики зачем-то множество раз обращаются к тематике России и Советского Союза (в негативной коннотации, конечно же)
А тут совсем не соглашусь: по-моему, это вовсе не так! К "негативной коннотации" можно отнести разве что фразу из пролога, о "коммунистически" длинных очередях. В дальнейшем к тематике "России и Советского Союза" относится только один персонаж - очень даже положительный, но при этом и близко не реалистичный. Это лилипут из Сибири, выпускник Сургутского акробатического института, якобы сбежавший на Запад в 1984 году - и примкнувший в США ко вполне интернациональному бродячему цирку. Составленному по образцу балагана Ф.Т.Барнума XIX в. У которого тоже были и русские "дикие люди", и такой же лилипут (правда, он-то как раз был американец). Конечно, в 1980-х эта весёлая компания, включая лилипута, разговаривающего исключительно по-русски и наряженного царским генералом (!?), выглядит крайне странно. Но - это нарочитый анахронизм со стороны что автора, что владельца этого цирка. Так что "негативной коннотацией" я бы это не назвал - и свойство "клюква" всё же предлагаю убрать.