Казалось, старомодное и совершенно безобразное выступление Stronghold 2 на торжестве «мамонтов» игроиндустрии должно было поставить точку на серии Stronghold. Но разработчики решили взять реванш, предупредительно выстрелив в общество несколькими холостыми — новая игра грядет! Общество совершенно не разделяло оптимистической точки зрения Firefly Studios. Затоптанная, заплеванная Stronghold 2, тащимая под руки парой сотен преданных фанатов, потерпела полное фиаско; не помогли вполне интересные нововведения. От былой популярности серии даже в узких кругах осталось название и почёт к старым частям игры — Stronghold и Stronghold Crusader. Однако мастера на все руки из Firefly чуть-чуть обнадежили поклонников: улучшенная, по сравнению со второй частью, графика, пополнение списка сооружений и войск, а также перенос действия игры в дебри мифологии различных стран в эпоху загадочных средних веков. Тут и граф Дракула, и Король Артур с одиннадцатью собутыльниками, и волшебник Мерлин, и небезызвестный Зигфрид с кольцом нибелунгов… через год родилась новая «Цитадель», на этот раз совсем запутанная и потерявшаяся во времени.


[​IMG]

Информация

Лоскутное одеяло

Казалось, пульс у Stronghold 2 окончательно пропал, игру бесполезно реанимировать. Безобразное исполнение обещаний фанаты так быстро не забыли и на новую «Цитадель» глядели с нескрываемым подозрением. А тем временем в недрах Firefly Studios незаметно для широкой общественности работала крупная человеческая мысль, и мысль эта, обрастая удивительными подробностями, набрасывалась на бумагу и переносилась в память компьютеров.

Теперь Англия в своем неизменном «платье» ушла, предоставив вести спектакль веселому шуту, каждый лоскут одежды которого — кусочек мифа, легенды или былины. Игра была не просто выпотрошена и высушена — каждый байт пространства нового окружения воссоздавался с нуля. Благодаря внедренной технологии блюма безукоризненно проработанные объекты обрели симпатичное свечение. Что касается игрового процесса — делать в замке практически нечего, позволяя взять в руки саблю и отправится вместе с рыцарями и сотней копейщиков громить супостата. Критическая незамысловатость игрового процесса окупается эффектной внешностью Stronghold Legends. Красота требует жертв? В этом случае — очень и очень многих.

Прежде чем начать разбирать изменения, коснувшиеся игры, стоит заметить: разработчики вновь остановились именно на этой игре серии. Или попросту заткнулись, поняв, как приелись геймеру современности и народные борщи, и буржуйский фастфуд… даже экзотичность тайской лапши осточертела. В сальном котле мнимой толерантности и напускного дружелюбия варятся сотни проектов, и каждый из них, безусловно, заслуживает отдельного внимания. Но лишь единицы имеют возможность мозолить глаза навязчивым глянцем рекламы. Дай Бог, раз в год какое-нибудь сенсационное чудо жанра прокатится по миру, гонимое ветром «сарафанного радио». Игра Stronghold Legends либо слишком низко пала, либо пытается привлечь к себе внимание, обстоятельно набирая обороты, мол: «вот он — я, отпрыск той самой Цитадели!». В любом случае сейчас она лишь одна из сотни стратегий, практически ничем кроме фундамента старой системы и известного имени не отличающаяся от сонма себе подобных.

[​IMG] [​IMG]

Король курятника

К сожалению, в припадке праведного гнева, желая вынести из игры «лишний» мусор, разработчики из Firefly Studios затронули святая святых линейки Stronghold — структуру замка и его жизнеобеспечение. Нет, игрока не то чтобы вытурили из родных покоев прямо на улицу, дав на прощание хорошего пинка и бросив вдогонку казначея… всё обошлось, меньшими жертвами, но какими!

Серия Stronghold всегда отличалась специфической системой строительства. Здания возводились моментально, управлять жителями напрямую нельзя, войска, не знакомые с понятием субординации, рано или поздно разбредаются по всей карте. Однако позже, освоившись с управлением, привыкнув к выходкам местного населения, легко наладить поставку ресурсов и крепко взять бразды правления в свои руки.

Лесники, лениво потягиваясь, брели к недавно поваленным березкам; на каменоломнях нетерпеливо мычал оставленный вол, наполовину груженный камнями; издалека прибывал долгожданный груз железа и ровными штабелями со звонким пристукиванием укладывался заботливыми руками на складе. С ближайших пшеничных полей как-то пришла весть о кончине урожая. На пару месяцев для поддержания популярности среди населения пришлось поднажать на хмель двойным разливом эля в кружки зевак, вечно жаждущих веселья.

Рано или поздно появлялись новые причины для беспокойства о дальнейшей судьбе уютного городка. В то время как инженеры и другие добровольцы занимались копанием рва с водой, по периметру замка над крепостными стенами поднималась зловещая череда высоких башен, а за ней другая, и третья. Бывало, казна пухла от золота, а угнетенное население бегало от колодок: пекари учтиво просили пристроить их на виселицу, нежели на дыбу. А в другом замке, что напротив этого, — люди боготворили своего правителя, создавшего для них настоящий рай, в котором жители время от времени теряли голову, бросая повседневные дела. Сады, памятники, святыни… даже карусели для детей, пестрящие разноцветными ленточками. Но, поливая бесценную взгляду клумбочку цветов, лорд позабыл о битком набитом складе оружия, зовущего собираться в поход на злопыхателя.

Сражаться приходилось много. Коли приспичило владыке разнести по камушкам замок соседа — не отвертеться. Широкую поляну перед главным барбаканом заполнило море бесчинствующих копейщиков, рыцарей, пехотинцев с булавами; за стеной из переносных щитов укрылся отряд арбалетчиков, невесело обмениваясь тучами снарядов с лучниками на стенах осажденной крепости. Раскидав жадную на фееричность щебенку крепостной стены, умолкли катапульты, позволив скопу кавалерии ворваться в недра цитадели. Звучал боевой клич, гибли люди, горели и рушились дома. Искусственный звон стали и крики умирающих воинов наполнили воздух, напряженно висящий над крепостью.

Таким Stronghold родился, удивлял, злил и радовал новоиспеченных баронов, рыцарей и герцогов, молодых и не очень. Но время стирают всё: традиции, нравы, законы, в том числе, жанровые. Идея игры Stronghold, поначалу заключенная в синтез продуманного градостроительного симулятора и стратегии в реальном времени с возможностью осадить или защитить прототип какого-нибудь известного замка, иссохла и уменьшилась. Первый удар в солнечное сплетение нанёс Stronghold 2, а затем «бравый» Stronghold Legends мощным апперкотом отбросил интерес страдающих фанатов к собственному «я». Короче, вторая пластическая операция не обошлась без побочных эффектов.

[​IMG]

[​IMG]

Верните крысу, изверги!

Во-первых, графика. Как было сказано выше, внешний вид претерпел кардинальные изменения: юниты основательно «приоделись», весь комплекс сооружений переработан под архитектурный стиль легенд и мифов средних веков. Отныне замковые стены не только защищают владения благородного лорда, но и украшают его главное поместье. В каменной кладке можно разглядеть чуть ли не каждый кирпичик, а во время осады куски стен рассыпаются фарфоровыми блюдцами на мириады осколков. В сравнении с заскорузлой предшественницей Stronghold 2, именно Stronghold Legends выигрывает в равном бою за более-менее адекватный внешний вид.

Очевидна огромная работа по совершенствованию текстур, полигонов и анимации — каждый солдат «играет» небольшую роль в общей массовке событий, изворачивается, наносит удары и столь же зрелищно гибнет. Стиль замков в обновленном окружении приобрел отличительные черты. В зависимости от стороны конфликта, за каждую из которых предстоит сыграть, сооружения будут выглядеть соответствующе. Выдалась возможность защищать добро и следовать путем света? Добро пожаловать в «обновленный» Stronghold 2. Протаптывая дорогу за народ Севера, игрок станет свидетелем облачения цитадели в зимнее убранство — крыши зданий скроются под толстыми снежными шапками, пока с неба, медленно кружась, падают снежинки, создавая потрясающий контраст с иной стороной конфликта. Инфраструктура Зла обретает угольно-черные тона, цвет зданий неизбежно темнеет до багрово-коричневого оттенка, кое-где время от времени вспыхивают языки адского пламени. Классический пример преисподней.

Но, помимо удобоваримого внешнего вида, «Легенды» радуют почти втрое увеличенным ассортиментом войск. Для каждой стороны конфликта доступна только своя особенная солдатня. Силы Добра сгрудились за круглым столом, напоминающим алтарь: здесь мудрый владыка призовёт (на100%ящих героев нельзя купить!) почти всех рыцарей Круглого стола, защищающих, по известной легенде о короле Артуре, земли Британии от набегов сил Зла. Каждый герой требует приличный гонорар, но их способности — бесценны. Небольшой отряд из пяти дружинников Артура способен практически без урона для себя разнести в пух и прах среднюю по величине армию недруга. Раскидать воинство неприятеля в разные стороны, не оставив им шанса удержаться на ногах? Или призвать мощный кавалерийский отряд? А может, испепелить строптивца молнией? Примечательно, что даже погибнув, эти примечательные персонажи могут вернуться вновь, правда, за ту же плату. А кто сказал, что будет легко?

Остальные нововведения в военной сфере разделились поровну между двумя другими сторонами конфликта. И силам Зла, и лордам Севера дали возможность возвести башенные казармы, где можно разжиться мифическими существами с незаурядными способностями. Смотря на это разнообразие, невольно вспоминается сногсшибательная стратегия Age of Mythology, сюжет которой разворачивается вокруг битвы древних титанов и монстров из забытых легенд усопших цивилизаций. Тем не менее, в Stronghold Legends не прослеживается особой колоритности или самобытного шарма, чем отличалась AoM. Величественные драконы, тяжелые великаны, демонические псы, «терминаторы» в доспехах, — всё это, безусловно, красиво и необычно для Stronghold, но эталонная концепция «Цитадели» не ограничивается односложным ведением войны. Теперь ей не хватает масштаба и разнообразия в управлении. Своими последующими «сюрпризами» Firefly Studios просто убивают возможность отложить непрерывную войну, чтобы заняться созданием прекраснейшей цитадели в мирное время — экономической кампании попросту нет. А почему?

[​IMG] [​IMG]

Упс, небольшой коллапс вышел

Всему виной катастрофа, случившаяся в сфере жизнеобеспечения замка. Крайне спорная необходимость следить за крысами, преступностью и фекалиями в родных хоромах, видимо, исчерпала свой потенциал и полностью исчезла. Сделав «наудачу» длинный прыжок вперёд, разработчики из Firefly Studios почему-то решили, что игра будет тем интереснее, чем проще в ней достаётся победа. Никто не говорит о возвращении к прежней формуле успеха, подобное безрассудство уже не раз подтверждало свой заведомый провал. Разработчикам нужно было лишь приспособить Stronghold Legends к нуждам пользователей, упростить «общение» между игрой и геймером, выкорчевать ошибки и, конечно, увеличить пространство, каждый свободный дюйм которого используется в плотной, хаотичной застройке. Карты тесны настолько, что приходится выбирать между необходимыми и желаемыми постройками. Количество багов заметно сократилось, но кое-какие «переселенцы», иммигрировавшие из Stronghold 2, остались. Возможно, намеренно.

Кроме вышеперечисленных деталей можно отметить внедрение независимой торговли. Теперь продукты и материалы приобретаются на соответствующих производственных предприятиях. Данная реформа кажется совершенно бесполезной, пока речь не пойдет о стоимости строительства рынка и… прочих архитектурных сооружений. Оказывается, кризис затронул даже средневековые просторы Британии. На строительство одного только рынка понадобится двести единиц древесины. Для сравнения: в первых двух играх серии требовалось пятнадцать единиц, а в Stronghold 2 то же здание можно было возвести абсолютно бесплатно. Тем не менее, идея кооперативных лесопилок, появившаяся в Stronghold 2, прекрасно функционирует и в Stronghold Legends. Не менее важная ввиду своей удобности возможность автоматической купли и продажи ресурсов, лишь ради которой стоит потратиться на рынок, также осталась без изменений. Достали восклицания «Склад полон, ваша светлость»? Отныне писцу нечего будет сказать.

Некто очень постарался, чтобы его дурацкие реформы коснулись каждой сферы деятельности. Свечные мастерские клепают лучины без наличия ульев, больше никаких пиршеств, а лорд теперь обречен на аскетизм одинокой жизни без кушаний и женщин. Видимо, правду говорят — семейная жизнь не для военных людей. Выгнав женушку и ликвидировав палаты первой леди, лорд лишился овчарен и тканевых мастерских. Олени торжествуют! Охотники, разобрав избушки, демонстративно покинули окрестности, предоставив новым монополистам завалить продовольственный рынок курятиной и… мясом морских котиков. Представителей столь экзотичного вида пищи добрые «фермеры» в соломенных шляпах отлавливают в прорубях с помощью лассо и глушат палками.

Куда-то подевались развлечения... и это уже совсем не смешно. Нет ни ристалища, ни ярмарки, ни гильдии менестрелей. Банально отсутствуют даже цветочные клумбы, не говоря уже о других украшениях. Прежде упитанный игровой процесс под влиянием угрюмого милитаризма серьезно исхудал. Зато появился очередной «ресурс» — военные достижения! Специальные монументы, положительно влияющие на количество чести, требуют много пролитой крови, но, честно говоря, без этой «потрясающей» возможности еще можно было как-то обойтись. Ах да, с целью окончательно выпотрошить игру в угоду обленившимся игрокам, рыцари и лорды без всяких конюшен научились то ли воскрешать, то ли ловить, то ли покупать свежих коней не отходя, как говорится, от поля боя.

Ну и, наконец — поместья и укрепления. Удачная реализация деления карты на территории в Stronghold 2 не прижилась в Stronghold Legends. Если раньше лично отстроенные лордом владения верой и правдой служили для нужд дополнительного производства, то теперь прямой контроль поместий исчез, сохранив возможность отдавать сугубо хозяйственные приказы, посему справедливо смелое игнорирование советов о приобретении соседних территорий. Кстати, теперь лорд не мелочится — на поместья можно не тратить ни копейки.

Неизбежно обеднел арсенал оборонительных принадлежностей. Количество башен сократилось до трех; деревянных укреплений снова нет в наличии, но рвы с водой и нефтью, как и волчьи ямы, остались, чего не сказать о ловушках; актуальны мангонели, гарпуны и горящие бревна. Аренда места, которое ранее занимал котел с маслом, аннулирована, но теперь можно вешать на стены корытца с кипящей смесью и, в случае необходимости, сливать варево на головы недругов. По сравнению с предыдущей игрой серии видно невооруженным глазом, насколько урезали возможности обороны крепости. И ради чего?

[​IMG]

[​IMG]

Момент истины

Сюжет — единственное, что вдыхает в Stronghold Legends жизнь и демонстрирует всю красоту игрового процесса. Правда, и здесь не обошлось без подвохов. Полотно событий, безобразно склеенное из кусков разноплановой тематики, получает свой «проходной» бал. Отчего же не сделать полноценную сюжетную ветку, пускай и выдуманную самими разработчиками? Миссии сценария мечутся от одной легенды к другой, не позволяя насладиться поэтапным достижением какой-нибудь глобальной цели. Задания «убивают» условиями: не то, чтобы кто-то был против избавления мира от очередного злодея… но не в пятьдесят пятый раз! К сожалению, слабые ноги сюжета регулярно подкашиваются и еле-еле тащат на себе массу игровых новшеств, большая часть которых откровенно бесполезна. Извлекая из готового продукта недостаточный для величия серии Stronghold минимум, игроку остается либо бросить всё это к чертовой матери, либо окунуться в изрядно поредевший мир игры, глобально применяя предложенный остаток возможностей на практике.

Безусловно, дух былых времен витает где-то рядом. Однако Stronghold Legends окончательно отходит от принципов прежней «Цитадели», не посчитавшись с потенциальными талантами Stronghold 2, которая лишь ввиду кривой реализации блестящих задумок не смогла завоевать и половины славы предыдущих игр сериала. Нарядив игру в чуть ли не бесподобную для задуманной концепции графику, разработчики из Firefly Studios попросту наплевали на все остальное, традиции и правила, которые и составляли в своей общности известную долю уникальности игры. Если смотреть на Stronghold 2 и Stronghold Legends, складывается впечатление, будто эти две игры созданы в совершенно разное время и для абсолютно непохожих аудиторий. Поклонникам градостроительных симуляторов в антураже средних веков не остается ничего, кроме как возлюбить Stronghold 2 за расширение границ прежней «Цитадели».

А Stronghold Legends, как игра предназначена, скорее всего, для тех, кто еще не успел познакомиться со старыми частями серии, как в своё время уже было написано о Stronghold 2. Например, для любопытного взгляда детей, которым ещё далеко до понимания классики и слабых подражаний современности, так как они имеют важнейшую способность воспринимать вещи объективно, «как есть». А также для взрослых товарищей, той части их контингента, которая играет, чтобы «убить» время. И для всех остальных, кому конфигурация компьютера не позволяет запускать более совершенные, или наоборот, совсем старые стратегические игры. Каждый любитель планировать боевые действия, хитростью побеждать оппонентов, брать крепость в долгосрочную осаду и до последней капли терпения отбиваться от наседающих супостатов сможет что-то найти для себя. Конечно, действовать придется в ограниченных пределах, но теперь доподлинно известно — Firefly Studios вряд ли будет снова неприятно удивлять намерением вырваться в лидеры продаж за счет славного имени своего детища.


Автор: Konrad Gamovsky aka programmarsto


Автор: Gamovsky
Дата: 16.05.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей