Простенькая, даже примитивная игра для совсем маленьких детей от Sierra On-Line, примечательная прежде всего своей феноменальной редкостью: вплоть до конца 2020 года практически никто не слышал и о существовании данной РС-версии в дикой природе. Впрочем, на нескольких других платформах, от Atari до ColecoVision, «Learning with Leeper» известна куда больше. Вынесенное в заголовок прыгучее инопланетное существо – родом из другой игры, космической аркады «Lunar Leeper» 1981 года (на IBM уже точно не выходившей); спустя пару лет Sierra решила привлечь этого забавного антагониста к делу обучения подрастающего поколения – уже в более положительном образе (эта идея, кстати, получила продолжение в «Learning with FuzzyWOMP», бывшей эксклюзивом для Apple II).
Сложную судьбу РС-издания «Learning with Leeper» можно, вероятно, отчасти объяснить историческими обстоятельствами его появления на свет: игра была лицензирована Tandy Corporation и распространялась исключительно в сети магазинов RadioShack, – хотя, как ни странно, никакими заточенными именно под Tandy 1000 особенностями похвастаться не могла. Более того: поддержка сестринской платформы PCjr так и не была доделана до конца, а лучше всего эта версия чувствовала себя на обычном IBM PC с видеоадаптером CGA. Соответственно, графическое исполнение ограничено здесь возможностями этого последнего, зато на первом же экране можно выбрать между RGB-монитором (ответив «Y» на вопрос о наличии в вашем хозяйстве именно этого устройства) и композитным. При использовании современного DOS-эмулятора настоятельно рекомендуется остановиться на втором варианте: текста здесь не так много, чтобы беспокоиться о его размытости, а шестнадцать красочных цветов вместо четырёх окажутся как нельзя кстати. Правда, общий чёрный фон экрана выглядит довольно аскетично, зато анимации вполне хватает, как и звуковых эффектов (пусть и в исполнении PC Speaker).
Управление в «Learning with Leeper» осуществляется преимущественно посредством джойстика (не забудьте подключить этот манипулятор к своему старому ПК или принудительно активировать его эмуляцию в настройках DOSBox или другой соответствующей программы); лишь клавиша «Esc» отвечает за переход в меню – как с экрана заставки, так и из собственно игры. Последняя строго разделена на четыре обучающих режима, которые активируются на заглавном экране подведением того самого «попрыгунчика» к одному из четырёх углов (опять-таки при помощи джойстика). Собачка слева вверху поможет выучить основы счёта: в этой мини-игре требуется накормить щенков, выстроившихся в левой части экрана, косточками, в свою очередь расположившимися в столбик справа. Следует подвести попрыгунчика именно к тому их набору, где количество лакомств соответствует числу голодных пёсиков, – за правильный выбор игрок будет вознаграждён анимацией, а смайлики в левом нижнем углу начнут вести подсчёт одержанных побед.
Если вернуться в главное меню и выбрать воздушный шар справа вверху, то можно будет заняться распознаванием букв латинского алфавита. Несколько таких символов в случайном порядке отображаются здесь в нижней части экрана, а один из них – загаданный – появляется затем ещё и справа. На этот раз в роли управляемого нами «курсора» выступает тот самый аэростат с привязанным к нему ключиком, который и требуется подвести посредством джойстика к нужной литере внизу. Как и в других случаях, с каждой решённой задачкой сложность постепенно возрастает.
Третья мини-игра, за активацию которой отвечает расположившаяся в правом нижнем углу заглавного экрана лягушка, представляет собой лабиринт, по которому нам и требуется провести к выходу находящееся под нашим управлением земноводное – либо следуя за только что проделавшим тот же самый путь попрыгунчиком, либо убегая от догоняющей нас большой гусеницы. После второго успешно пройденного уровня можно будет как попытаться повторить свой результат (к счастью, уже в чуть иной конфигурации), так и вернуться на заглавный экран, где в нижнем левом углу нас дожидается последняя забава – простое рисование на вольную тему. Никакой глобальной цели уже нет; по верхнему и нижнему краям расположены банки с красками – и, приближая курсор в виде кисточки к любой из них и просто водя таковым по экрану, можно изображать всё, что только душе угодно – и что позволит палитра CGA: именно здесь становится как нельзя более очевидным преимущество композитного режима перед четырёхцветным RGB.
К сожалению, приходится признавать, что предназначенная для самых юных пользователей начала 1980-х годов «Learning with Leeper» имеет сегодня разве что историческое и коллекционное значение. Вряд ли её внешний вид в стиле «ретро» заинтересует современных детей, а в жанре обучающих игр за прошедшие годы появилось немало куда более примечательных вещей. Зато сам факт обретения и спасения неизвестной РС-версии служит своего рода вехой и свидетельствует о том, что даже в истории таких крупных и знаменитых компаний, как Sierra On-Line, может иметься ещё немало белых пятен, а потому и приятных и неожиданных открытий.
Сложную судьбу РС-издания «Learning with Leeper» можно, вероятно, отчасти объяснить историческими обстоятельствами его появления на свет: игра была лицензирована Tandy Corporation и распространялась исключительно в сети магазинов RadioShack, – хотя, как ни странно, никакими заточенными именно под Tandy 1000 особенностями похвастаться не могла. Более того: поддержка сестринской платформы PCjr так и не была доделана до конца, а лучше всего эта версия чувствовала себя на обычном IBM PC с видеоадаптером CGA. Соответственно, графическое исполнение ограничено здесь возможностями этого последнего, зато на первом же экране можно выбрать между RGB-монитором (ответив «Y» на вопрос о наличии в вашем хозяйстве именно этого устройства) и композитным. При использовании современного DOS-эмулятора настоятельно рекомендуется остановиться на втором варианте: текста здесь не так много, чтобы беспокоиться о его размытости, а шестнадцать красочных цветов вместо четырёх окажутся как нельзя кстати. Правда, общий чёрный фон экрана выглядит довольно аскетично, зато анимации вполне хватает, как и звуковых эффектов (пусть и в исполнении PC Speaker).
Управление в «Learning with Leeper» осуществляется преимущественно посредством джойстика (не забудьте подключить этот манипулятор к своему старому ПК или принудительно активировать его эмуляцию в настройках DOSBox или другой соответствующей программы); лишь клавиша «Esc» отвечает за переход в меню – как с экрана заставки, так и из собственно игры. Последняя строго разделена на четыре обучающих режима, которые активируются на заглавном экране подведением того самого «попрыгунчика» к одному из четырёх углов (опять-таки при помощи джойстика). Собачка слева вверху поможет выучить основы счёта: в этой мини-игре требуется накормить щенков, выстроившихся в левой части экрана, косточками, в свою очередь расположившимися в столбик справа. Следует подвести попрыгунчика именно к тому их набору, где количество лакомств соответствует числу голодных пёсиков, – за правильный выбор игрок будет вознаграждён анимацией, а смайлики в левом нижнем углу начнут вести подсчёт одержанных побед.
Если вернуться в главное меню и выбрать воздушный шар справа вверху, то можно будет заняться распознаванием букв латинского алфавита. Несколько таких символов в случайном порядке отображаются здесь в нижней части экрана, а один из них – загаданный – появляется затем ещё и справа. На этот раз в роли управляемого нами «курсора» выступает тот самый аэростат с привязанным к нему ключиком, который и требуется подвести посредством джойстика к нужной литере внизу. Как и в других случаях, с каждой решённой задачкой сложность постепенно возрастает.
Третья мини-игра, за активацию которой отвечает расположившаяся в правом нижнем углу заглавного экрана лягушка, представляет собой лабиринт, по которому нам и требуется провести к выходу находящееся под нашим управлением земноводное – либо следуя за только что проделавшим тот же самый путь попрыгунчиком, либо убегая от догоняющей нас большой гусеницы. После второго успешно пройденного уровня можно будет как попытаться повторить свой результат (к счастью, уже в чуть иной конфигурации), так и вернуться на заглавный экран, где в нижнем левом углу нас дожидается последняя забава – простое рисование на вольную тему. Никакой глобальной цели уже нет; по верхнему и нижнему краям расположены банки с красками – и, приближая курсор в виде кисточки к любой из них и просто водя таковым по экрану, можно изображать всё, что только душе угодно – и что позволит палитра CGA: именно здесь становится как нельзя более очевидным преимущество композитного режима перед четырёхцветным RGB.
К сожалению, приходится признавать, что предназначенная для самых юных пользователей начала 1980-х годов «Learning with Leeper» имеет сегодня разве что историческое и коллекционное значение. Вряд ли её внешний вид в стиле «ретро» заинтересует современных детей, а в жанре обучающих игр за прошедшие годы появилось немало куда более примечательных вещей. Зато сам факт обретения и спасения неизвестной РС-версии служит своего рода вехой и свидетельствует о том, что даже в истории таких крупных и знаменитых компаний, как Sierra On-Line, может иметься ещё немало белых пятен, а потому и приятных и неожиданных открытий.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
CGA composite - Язык:
English